Ботаника

Что изучает ботаника как наука?

Определение ботаники и этапы ее развития

Определение 1

Ботаника — это комплексная наука о растениях, рассматривающая их происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, классификацию, распространение по земной поверхности, а также охрану и экологию.

Что означает слово «ботаника»? Само слово «ботаника» происходит от греческого слова «βοτάνη», что означает зелень, трава, растение, овощ.

Ботаника — это раздел науки о растительном покрове поверхности Земли на всех уровнях: клеточном, молекулярном, организменном и популяционном. Соответственно, ботаник — это тот, кто непосредственно все этом изучает.

Ботаника как наука о растениях имеет богатую предысторию. Она зародилась в глубокой древности: в начале использования людьми растений для удовлетворения своих практических потребностей. В числе таких потребностей — еда, лечение, жилье, одежда.

На протяжении долгого периода времени естествоиспытатели только описывали растения: их размеры, специфику отдельных органов, характерную окраску и др. Это так называемый описательный характер ботаники.

Что такое ботаника, какие разделы ботаники существуют, кто такой ботаник и прочие вопросы активно ставились перед исследователями в 17-18 веках, во времена активного формирования ботаники как раздела биологии.

Систематизация растительного мира тесно связана с началом использования сравнительно-описательного метода. С его помощью растения описывались и сравнивались с другими по внешним (морфологическим) признакам.

Замечание 1

Экспериментальное направление возникло и стало доминировать с момента изобретения микроскопа, а позже — в ходе развития науки и микроскопической техники.

Современная ботаника — это не просто наука, изучающая растения, и даже не наука, которая изучает классификацию растений.

Определение 2

Современная ботаника — наука, включающая множество отраслей.

Ботаника изучает все, что касается растений, и включает в себя различные разделы. Один из наиболее важных разделов — систематика.

В ботанике выделяют флористику и ботаническую географию. Первая занимается изучением сообществ растений на конкретной территории, а вторая — изучением особенностей распространения растений на планете.

Виды растений

Растения — важный источник биологически активных веществ (в растениях их количество может достигать десяти). Эти вещества непосредственно воздействуют на организм людей и животных, потому что употребляются в пищу.

Будучи неотъемлемым элементом человеческой жизни, растения стали пристально изучаться. Растения включают две большие группы:

  1. Низшие или слоевищные (таломные). К ним относят водоросли.
  2. Высшие или листостебельные. Это мохообразные (мхи и печеночники), голосеменные, покрытосеменные, а также папоротникообразные (хвощи, папоротники, псилоты и псилофиты).

Грибы, лишайники и бактерии изучают отдельно.

Почему наука о растениях называется ботаникой

Растения входили в сферу интересов человека задолго до формирования ботаники как науки, с самых древних времен. Изучение флоры напрямую было связано с вопросом выживания: растения — это пища, строительные материалы, материал для изготовления одежды, лекарство и (о чем ни в коем случае нельзя забывать) опасные яды. Накопленные знания и наблюдения требовали систематизации. Так появилась необходимость формирования науки о растениях.

В поисках ответа на вопрос, почему наука о растениях называется ботаникой, нам нужно перенестись в глубину веков, ведь это учение является одним из старейших в мире естественных наук. Форму стройной системы знаний ботаника (наука о растениях) окончательно приобрела в период второй половины XVII — начала XVIII веков.

Название науки, как и многих других, имеет греческие корни. Происходит от древнегреческого «ботанэ». Это слово имело несколько значений, в значении «пастбище», «корм» употреблялось не менее часто, чем в значение «растение», «трава». Оно включало в себя все, что можно было бы считать растением: цветы, грибы, водоросли, деревья, мхи и лишайники. Слово «ботаника» — производное от «ботанэ», оно обозначало все, что относилось к растениям. То есть дословно: ботаника — наука о растениях. Поэтому, задаваясь вопросом, почему наука о растениях называется ботаникой, ответ нужно искать в греческих истоках систематизации знаний о растительном мире в форму науки.

Образование и ЕГЭ

Как стать ботаником? Для этого, прежде всего, нужно получить высшее образование. Ваши специальности – «биология» или «агрономия». Они есть во многих вузах России. Учиться можно, например, в таких:

  • Национальный исследовательский Нижегородский госуниверситет им. Н. Лобачевского.
  • Тюменский государственный университет.
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет.
  • Воронежский госуниверситет.
  • Удмуртский госуниверситет (в Ижевске).
  • Иркутский госуниверситет.

Абитуриенты, поступающие в один из перечисленных или любой другой вуз, должны сдать ЕГЭ по биологии, математике и русскому языку. В некоторых высших учебных заведениях также могут потребовать результаты ЕГЭ по химии. Чем больше баллов вы наберете, тем выше шанс пройти на бюджетную форму обучения.

Филиалы Ботаники

По биологии подкатегории

Исследования ботаники можно разбить на категории в зависимости от того, в какой подкатегории биологии основано исследование. Например, ботаники могут изучать:

По типу растений

Ботаники могут также специализироваться на изучении определенного типа организм, включая:

  • Бриология – изучение моссли>
  • Лихенология – изучение лишайников, организмов, состоящих из грибы а также водоросли, Ни одно из них не является растением, но их изучение традиционно включено в ботанику.
  • микология – изучение грибов
  • Психология – изучение водорослей
  • Птеридология – изучение папоротников

Прикладные науки о растениях

Эти категории часто связаны с использованием растений, таких как сельское хозяйство. Они включают:

  • Агрономия – растениеводство и почвоведение
  • Наука о еде
  • лесоводство
  • огородничество – производство декоративных растений и сельскохозяйственных культур
  • Управление природными ресурсами
  • Селекция растений
  • Растение патология – изучение болезней растений

Обзор мобов Ботаники в Burning Crusade Classic

Внутри Ботаники вы найдете смесь гуманоидов и мобов, похожих на растения.

Классы для прохождения Ботаники

Ботаника – более длинный экземпляр с пятью боссами. Самая распространенная форма магического урона, которую вы видите, – это тайная магия, поэтому несколько  больших зелья защиты от тайной магии могут значительно помочь. В сочетании с гуманоидами и растениями вот несколько полезных способностей, которые могут помочь вам на этом пути:

  •  Друид – Abolish Poison,  Hibernate

  •  Охотник – Пугающий зверь

  •  Маг –  Превращение

  •  Жрец – Отменить болезнь

  •  Паладин – Очищение

  •  Разбойник – Sap,  Blind

  •  Шаман – Отравление тотем,  болезнь тотем

  •  Чернокнижник – Изгнание

  •  Воин – Устрашающий крик

Основные разделы

Знание о растениях – комплексная наука, которой свойственно деление на отрасли. Принято выделять в 1 ботанике, как биологической науке, разделы ботаники:

  1. Цитология – «ботаника изнутри», изучает строение растительной клетки, выделилась из анатомии.
  2. Морфология растений – изучает внешнюю форму и вид растений и выявляет их закономерности.
  3. Анатомия растений – в противовес морфологии, изучает внутреннее строение растений.
  4. Физиология растений – изучает процесс роста и развития растений, обменные процессы и т. д.
  5. Эмбриология растений – по названию нетрудно догадаться, что этот раздел изучает закономерности развития растения с момента его зарождения.
  6. Экология растений – изучение взаимодействия растений с окружающей средой.
  7. Гистохимия растений – при помощи проведения химических реакций выявляет вещества, содержащиеся в клетке растения.
  8. Биохимия растений – схожее с предыдущим понятие, но здесь исследуются процессы преобразования химических элементов, как находящихся в составе растения, так и поступающие в него извне.

УЧЕНИЕ О РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ (ФИТОЦЕНОЛОГИЯ)

В результате длительного исторического развития на определенном участке подбирается известный комплекс видов, сжившихся между собой и обладающих определенным флористическим составом и определенной физиономией, т.е. внешним видом. Такое сочетание растительных видов называется растительным сообществом или фитоценозом.

Растительное сообщество характеризуется определенным флористическим составом, количественным отношением между индивидуумами имеющихся видов, распределением видов и некоторыми другими признаками, что и определяет его физиономию.

Флористический состав. Определяется, в основном, экологическими условиями. В сообществе подбираются виды экологически разноценные и экологически равноценные, причем первых в сообществе больше. Достаточно определенный флористический состав фитоценоза определяет его структуру.

Ярусность. Определяется тем, что растения различной высоты и, соответственно, различных экологических свойств, располагают свои верхние части на разных уровнях. В различных сообществах бывает различное число ярусов.

В лесном фитоценозе наблюдается от двух до четырех ярусов. Первый ярус полного лесного фитоценоза образован деревьями, второй – кустарниками, третий – травостоем и четвертый – надпочвенными растениями. Сокращение количества ярусов связано с выпадением в фитоценозе кустарников и трав.

В травяном фитоценозе обычно различают также 4 яруса: высокотравные, среднетравные, низкотравные, надпочвенные растения.

Существуют также одноярусные сообщества, состоящие из одного вида. Тогда говорят о чистых зарослях.

Обилие. Это количество индивидуумов каждого вида в сообществе. Обилие определяется по шкале Друде со следующими условными обозначениями: sос. (sociales) – растение смыкаются надземными частями; сор. (copiosae) – растений очень много; sp. (sparsae) – растения встречаются в небольших количествах; sol. (solitareae) – единичные экземпляры.

Покрытие. Определяется тем, какую часть почвы в процентах на определенной площадке занимает тот или иной вид своими надземными частями.

Жизненность. Определяется тремя степенями: 3 – вид проходит полный цикл развития; 2 – вид в данном сообществе лишь вегетирует; I – вид вегетирует слабо. Определение жизненности играет особую роль при определении возможности заготовки лекарственного сырья.

Подвижность растительных сообществ

Растительные сообщества способны менять физиономию и даже подвергаться коренной перестройке.

Изменение физиономии обычно носит сезонный характер (фенологические изменения), что связано либо со сроками наступления и длительностью фенофаз (вегетативное состояние, бутонизация, цветение, плодоношение, обсеменение) либо с деятельностью человека или животных (сенокос, стравливание и т. д.).

Коренная перестройка фитоценоза связана с изменением климата, с изменением почвенно-грунтовых условий, с зоогенными, антропогенными факторами и т.п.

Профессии, связанные с растениями и животными

Среди специальностей, которые связаны непосредственно с уходом и охраной лесных угодий, одной из самых полезных профессий является лесничий. В обязанности лесничего входит наблюдение за лесом, контроль над работами, которые в нем проводятся, соблюдение норм по вырубке и высадке деревьев, организация противопожарных мероприятий и общая охрана угодий от браконьеров.

Многим интересно, как называются профессии, связанные с растениями и животными. Среди таких специальностей можно выделить ветеринаров, садоводов, агрономов, геодезистов, экологов, зоологов и ботаников.

Ветеринары лечат животных, проводит вакцинацию, кастрацию, наблюдает за здоровьем, как домашних питомцев, так и животных на фермах.

Зоолог исследует мир фауны в полевых условиях. Он досконально изучает жизнь животных, применяя, как лабораторные, так и наблюдательные методы. Зоолог знает все о животных – от их анатомии до особенностей поведения.

Геодезист не связан напрямую с растениями, но он изучает рельеф почвы, что отражается на картах, которые он составляет.

Эколог занимается изучением новых способов охраны природы от продуктов жизнедеятельности человека и защищает окружающую среду методами, которые уже известны. Экологи контролируют соблюдения норм экологии промышленными предприятиями и осуществляют мероприятия по защите, охране и очистке среды от загрязнений.

Агроном, садовод и ботаник являются профессиями, в которых главной целью является исследование и разведение растений.

Из истории

Одно из первых занятий древнего человека – собирательство. Позднее растения стали не только пищей, но и лекарствами. Описания ряда их целебных качеств можно отыскать в книгах, которые посвящены изучению медицинской системы «Аюрведа», разработанной в Древней Индии. До Аристотеля ученые в основном интересовались лекарственными и представляющими бытовую ценность растениями. А в 4 столетии до нашей эры Аристотель первым начал размышлять о том, какое место они занимают в природе в целом.

Отцом ботаники называют Теофраста – ученика Аристотеля. Его научные работы представляют собой сведение в единую систему всех познаний, собранных благодаря практикам в сфере медицины и сельского хозяйства, а также работам античных ученых. По сути, Теофраст – основатель ботаники. Именно он сделал ее самостоятельной наукой. Он не только описывал, как можно использовать растения в хозяйственных и медицинских целях, но и занимался теорией. Научные работы Теофраста оказывали огромное воздействие на развитие ботаники на протяжении многих веков. Как стройная система знаний о мире растений ботаника оформилась в 17–18 столетиях.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ

Элементарной систематической единицей в фитоценологии является ассоциация.

Ассоциация – это наиболее мелкая хорошо улавливаемая физиономически единица растительного покрова. Так, например, на лугу достаточно отчетливо заметны различные физиономически однородные участки: участок с обилием цветущих бобовых, участок с господством тысячелистника, участок с преобладанием злаков и т.д.

Подобные участки можно встретить и на других лугах в сходных условиях существования. Совокупность однородных участков это и есть ассоциация, а отдельный участок – это конкретный участок ассоциации.

Ассоциации объединяются в группы ассоциаций, последние соединяются в формации, группы формаций, классы формаций, и, наконец, в типы растительности.

В настоящее время различают четыре основных типа растительности:

I. Древесно – кустарниковый тип

II. Травянистый тип

III. Пустынный тип

IV. Водорослевый тип.

ПРИМЕРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ДЛЯ ЛЕСОВ

1. Тип растительности – древесно-кустарниковый.

2. Класс формаций – леса и кустарники с листьями в виде хвои или игл.

3. Группа формаций – все хвойные леса.

4. Формация – все сосновые леса.

5. Группа ассоциаций – Pinus + Andreaeidae.

6. Ассоциация Pinus sylvestris + Oxalis acetosella + Polytrichum commune.

Так как объектом полевого изучения чаще является отдельный участок ассоциации, то классификация растительности сводится обычно к типу и ассоциации.

Тип растительности определяется как тундры, леса, степи, луга, саванны, пустыни. Степи и луга объединяются в травяной тип растительности.

Название ассоциации дается по доминантам ярусов, которые перечисляются через знак +. Первым указывается доминант верхнего яруса.

ЗОНАЛЬНОЕ И ПОЯСНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

На территории суши Земли выделяют следующие зоны растительности:

тундры, хвойные леса, широколиственные листопадные леса, степи, пустыни, саванны, тропические леса. Вертикальное распределение растительности создает высокую поясность. В горах голарктического царства обычно различают 7 поясов: предгорный, нижний горный, средний горный, верхний горный, субальпийский, альпийский, субнивальный, нивальный.

Перечень обязанностей

Основная обязанность ботаника заключается в научном исследовании мира растений. Звучит внушительно, но не совсем понятно. Расшифруем, что делают представители этой профессии. Они собирают растения, составляют специальные справочники и классификаторы, ведут разработки, необходимые для успешного развития сельского хозяйства. Ботаники внимательно отслеживают текущую экологическую обстановку и состояние растений непосредственно в природе. Кроме того, они проводят научные эксперименты в полевых и лабораторных условиях. Результатом таких наблюдений становятся, например, новая систематика, методика разведения растений или способы выведения нового сорта. Специфика задач каждого представителя этой профессии корректируется в зависимости от выбранного профиля деятельности (специализации).

Вот чем занимаются ботаники в целом:

  1. Самостоятельно составляют план исследования и собирают максимум информации о его предмете.
  2. Готовят материалы, необходимые для проведения исследований.
  3. Ведут запланированные исследования.
  4. Фиксируют результаты и выводы, сделанные на основе научной деятельности.
  5. Составляют отчеты о проделанной работе и разрабатывают рекомендации.
  6. Открывают и описывают новые виды и подвиды растений.
  7. Ведут преподавательскую и просветительскую деятельность.

Требования к ботанику

Данная профессия требует определённых навыков и личных качеств для полноценного выполнения служебных обязанностей:

  • главные две характеристики ботаника — это внимательность и усидчивость. Благодаря этим качествам он сможет работать с большими объёмами материалов, обрабатывать информацию, при этом не утомляясь;
  • отличная память. Пригодится при запоминании огромного количества информации, которая нужна для сравнительного анализа;
  • обширные познания в области естественных наук — разных отраслях биологии, химии, генетики, селекции, биофизики;
  • аккуратность и наблюдательность придутся кстати тем специалистам, которые работают в полевых условиях и вносят новую информацию в уже существующие классификации;
  • приспособленность к минимальным удобствам, неприхотливость в пище, отсутствие склонности к аллергиям. Особенно касается работников, посвятивших себя исследовательской экспедиционной деятельности.

Ботаник — это романтичная и одновременно практичная профессия, которая несёт большую пользу для многих сфер жизни человечества. Она требует постоянного совершенствования, готовности к самообразованию. Любовь к растительному миру, хорошая память и преданность своему делу считаются залогом успешного продвижения по карьерной лестнице и постоянной востребованности ботаника как профессионала.

Знания, умения и личностные качества

Настоящим ученым-ботаником сможет стать тот, кто действительно любит растения, много знает о них и горит желанием постоянно их изучать. Без этого об успешной работе и профессиональном росте можно забыть. Следовательно, такому специалисту необходимы обширные, глубокие знания в таких сферах:

  • ботаника;
  • цитология (так называется наука о клетке);
  • внутреннее устройство и жизнедеятельность растений;
  • микробиология;
  • биохимия;
  • биофизика;
  • генетика;
  • селекция;
  • экология.

Ботаник должен владеть разными методами сбора и учета растений, уметь их систематизировать. Кроме того, ему придется принимать участие в природоохранных мероприятиях. Для этого важны внятная речь и умение правильно, грамотно излагать мысли.

Что касается личностных качеств, ботанику следует быть наблюдательным, внимательным, усидчивым и обладать аналитическим складом ума. Также ему потребуются хорошо тренированная память и склонность к систематизации, так как профессиональная деятельность такого специалиста связана с упорядочиванием больших объемов информации. Регулярное участие в научных экспедициях предполагает готовность к путешествиям в спартанских условиях. Если перспектива ночевать в спальном мешке и использовать кусты в качестве туалета повергает вас в ужас – эта профессия не для вас.

Модуль 5 Семенные растения

Отдел Голосеменные. Особенности семенных растений. Преимущество семени над спорой. Строение хвойных. Цикл развития голосеменных на примере Сосны обыкновенной. Мужская шишка, пыльцевой мешок, пыльца. Женская шишка, семезачаток, эндосперм с яйцеклеткой. Опыление. Оплодотворение. Строение семени. Роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Отдел Покрытосеменные Особенности покрытосеменных, обеспечивающие господствующее положение данной группы. Многообразие и распространение покрытосеменных. Цикл развития. Цветок. Тычинка, пыльник, пыльца. Пестик, завязь, семезачаток, зародышевый мешок, центральная клетка, яйцеклетка, синергиды, антиподы. Опыление. Пыльцевая трубка, пыльцевход. Двойное оплодотворение. (С.Г. Навашин) Образование семени и плода. Роль в природе и хозяйственное значение цветковых.

Внешнее строение растений на примере цветковых

Основные части (органы) растения – это корень и побег, делящийся в свою очередь на листья и стебли. Перечисленные выше части, относятся к вегетативным органам растений.

1. Корень – чаще всего расположен под землёй. Он закрепляет растение в почве, нужен и для всасывания воды с растворёнными минеральными веществами (почвенное или минеральное питание). Но есть у него и другие, неспецифические задачи: создание и запасание органических веществ, например у корнеплодов, участие в неполовом (вегетативном) размножении. Видоизменённые корни часто расположены не в почве, они применяются для закрепления на опорах, для дыхания (у мангровых деревьев), для передвижения вглубь почвы (у чеснока).

2. Стебель – это место расположения почек и листьев, орган, выносящий их к свету и служащий местом транспортировки питательных веществ к частям растения. У многих растений в нём тоже может проходить воздушное питание (фотосинтез). Он бывает прямым, стелящимся (ползучим) или лиановидным. Видоизменённые (метаморфизированные) стебли – это колючки барбариса, стволы-бутылки у тропических деревьев, усики винограда.

3. Листья – это «кухня» растений. Тут «варятся» сахара и собираются другие вещества органического происхождения. На них же расположены и «носики» растений – устьица, через которые проходит воздух и выходят излишки воды. Листья тоже могут превращаться в усики (горох) или в колючки (кактус).

Цветок и плод – органы половые (генеративные). Они предназначены для размножения.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  • Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  • Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  • Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  • Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  • Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  • Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  • Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Источники

  • https://infonotes.ru/chto-takoe-professiya/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1606829
  • https://enjoy-job.ru/professions/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d3d8553f8ea6700ae171a21/kak-vybrat-professiiu-sovety-i-rekomendacii-dlia-shkolnikov-i-vzroslyh-5d43a5707b4bd200ad58ed1d
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector