Домашняя студия звукозаписи. оборудование
Содержание:
- Сколько нужно вложить в открытие
- Нейминг
- Что потребуется для реализации
- Наушники
- Предусилитель
- Часть 1 методы звукозаписи
- Краткое описание концепции
- Какой взять монитор и наушники
- Немного об идеале
- Шаг 6: Создайте комнату в комнате (это сложно)
- Как происходит запись голоса на студии
- Помещение и звукоизоляция
- Окна — источник шума
- Коды ОКВЭД
- С чего начать?
- Финансовые расчеты
- Концепция бизнеса
- Прибыльно ли иметь студию звукозаписи в России в наше время?
- Какие есть варианты
Сколько нужно вложить в открытие
Главный вопрос, интересующий любого бизнесмена: в какую сумму выльются затраты в самом начале становления бизнеса? Ответ по звукозаписывающей студии – ниже:
Статья расходов | Сумма затрат, руб. |
Оплата аренды помещения для студии звукозаписи за первые шесть месяцев | 120 000 |
Регистрация ИП, оформление соответствующих документов, получение разрешений от СЭС и пожарной службы | 20 000 |
Ремонт и оформление помещения в соответствии со спецификой работы студии звукозаписи | 120 000 |
Закупка профессионального звукозаписывающего оборудования | 300 000 |
Проведение рекламной кампании и создание страницы в интернете | 30 000 |
Прочие статьи расходов | 10 000 |
ИТОГО | 600 000 |
Как видно из вышеозначенных расчетов, главной статьей расходов на открытие звукозаписывающей студии станет закупка профессионального оборудования. Его стоимость «съедает» ровно половину суммы первоначального бюджета. Это вполне нормально, так как именно от качества оборудования во многом зависит уровень предоставляемых услуг и, соответственно, количество потенциальных клиентов. Причем указан далеко не предел: крупные студии приобретают оборудование, стоимость которого составляет сотни тысяч долларов.
Нейминг
Важным составляющим для успеха бизнеса является вывеска. Тот бренд, по которому клиенты будут узнавать об услуге, делиться им с коллегами и партнерами. Это во многом зависит от того, на какую целевую аудиторию рассчитаны услуги студии. Если владелец является завсегдатаем рокерской тусовки, то название в стиле «Три черепа» или «Гром костей» сделает его заведение культовым.
Однако к нему вряд ли придут исполнители популярной или классической музыки, которым приятнее будет записаться в студии «Звуки любви» или «Старая скрипка».
Если у владельца изначально нет принадлежности к определенному музыкальному течению, или он ориентируется на массовый приток клиентов, что название должно быть достаточно нейтральным.
Выбор того, как назвать студию звукозаписи, всегда остается за владельцем. Если собственной фантазии недостаточно, или есть сомнения в правильности выбора, то придется обратиться к профессионалам, на несколько тысяч они предоставят целый список возможных названий.
Что потребуется для реализации
Однако об открытии студии вряд ли задумается бизнесмен, далекий от мира музыки, поэтому на начальном этапе функции режиссера и администратора может взять на себя собственник бизнеса. При достаточном количестве инвестиций нанимают инженера-техника для монтажа, отладки, настройки оборудования.
На собственные ресурсы следует рассчитывать и в вопросе размещения студии: судя по отзывам предпринимателей, этот вид бизнеса может месяцами не приносить никакого дохода, а арендные платежи приходится платить ежемесячно. Плюс капиталовложения в сложный дорогостоящий ремонт в случае проблем с арендодателем будут невозвратны. Поэтому в большинстве случаев студии организуют в помещениях, принадлежащих бизнесмену на праве собственности: квартире, частном доме или специально построенном павильоне.
При поиске помещения в аренду приоритет отдается кирпичным зданиям на окраинах города (в целях экономии на арендных платежах), с парковкой для крупных автомобилей (для групп со своими музыкальными инструментами), допускаются квартиры на первых этажах и полуподвальные помещения жилых домов
Наличие соседей не важно: звукоизоляция – один из главнейших параметров студии – обеспечивает тишину за пределами комнаты записи в любое время суток. Для мини-студии потребуется помещение с тремя комнатами различного назначения: комната записи (тон-зал), смежная с ней будка звукорежиссера (аппаратная), входная зона с местом для отдыха клиентов. Общая площадь помещения – не менее 50 кв
м, ежемесячный арендный платеж составит 50 тыс. руб. и более
Общая площадь помещения – не менее 50 кв. м, ежемесячный арендный платеж составит 50 тыс. руб. и более.
Третьим этапом станет ремонт, прокладка мощной электропроводки, организация вентиляции и звукоизоляция помещения. Из тон-зала проделывают окно в аппаратную для общения режиссера и артистов во время записи. Если такой возможности нет (невозможно согласовать перепланировку в БТИ), то общение можно организовать посредством видеосвязи: потребуется камера, монитор и дополнительные микрофоны. Стены отделывают звукоизоляционными плитами (тексаунд, шуманет, изовер), а затем наклеивают мягкие панели из вспененного поролона для звукопоглощения. Стоимость материалов – около 100 тыс. руб. без учета ремонтных работ.
Гораздо дороже обойдется расчет и согласование схемы электропроводки и приточной вентиляции, без которых невозможна комфортная работа в студии
Во время ремонта следует также обратить внимание на небольшие нюансы, существенно меняющие качество записи: шумопоглощающее, желательно черное (акустически прозрачное) покрытие потолка, ковролин с длинным ворсом на полу, LED-лампы вместо ламп накаливания
Существуют на рынке и готовые предложения, позволяющие обойтись без ремонта и организовать мини-студию даже в отдельной комнате жилой квартиры. Сборные акустические (вокальные) кабины, напоминающие телефонную будку, обшиты изнутри звукопоглощающим материалом и оснащены системой вентиляции. Кабины изготавливаются по размерам заказчика, легко разбираются и переносятся с места на место. Стоимость полупрофессиональных моделей начинается от 300 тыс. руб.
Четвертым и самым дорогостоящим этапом станет оснащение студии аппаратурой для звукозаписи и обработки. Покупка минимального комплекта оборудования не имеет смысла, так как недорогую домашнюю студию может организовать любой потенциальный клиент. В студию профессиональной звукозаписи обращаются, потому что представленную в ней аппаратуру невозможно приобрести для личных нужд: это дорого, габаритно, сложно настраивается и требует технического обслуживания. В общей сложности к закупке потребуется около 30 наименований различной техники, конфигурацию которых нужно подбирать, исходя из параметров помещения, производительности отдельных единиц, требований к комфортности процесса и качеству записи. Основное оборудование и программы:
- максимально производительный компьютер – от 60 тыс. руб.;
- мониторы – от 30 тыс. руб.;
- микшерный пульт – от 100 тыс. руб.;
- предварительный усилитель – от 60 тыс. руб.;
- студийные микрофоны – от 20 тыс. руб. каждый;
- студийные мониторы и преобразователи – от 30 тыс. руб.;
- звуковая рабочая станция (программа) – от 40 тыс. руб.;
- наушники и усилители к ним – от 20 тыс. руб. каждые;
- аудиоинтерфейс – от 40 тыс. руб.
Сумма начальных вложений в оборудование составляет от 600 тыс. руб. без музыкальных инструментов. Кроме того, потребуется мебель для всех участников процесса: столы, стулья, софа для зоны отдыха, стойки для микрофонов. Для обеспечения сохранности студийного оснащения помещение в обязательном порядке оборудуют сигнализацией с пультом охраны.
Наушники
По-хорошему, тебе понадобятся два типа наушников — открытые и закрытые. В открытых лучше прослушивать музыку и контролировать какие-то ее моменты. Часто говорят, что наушники не подходят для сведения, но многие умудряются работать и в них, заменяя таким образом мониторы. Не будем этого советовать, но держи это в голове.
Закрытые наушники нужны в основном, чтобы слышать микс во время записи вокала и других инструментов, которые пишутся с помощью микрофона. У них хорошая акустическая изоляция, поэтому микрофон не «нахватается» лишних звуков из наушников, а запишет только только вокал (или гитару).
Из недорогих закрытых наушников можно попробовать Sennheiser HD 206 или AKG K52 (до двух тысяч рублей). Или открытых — AKG K702 или Beyerdynamic DT 880 (в районе 16-18 тысяч рублей).
С этим набором уже можно начинать изучать звукозаписывающие программы и делать первые опыты. Что может еще понадобиться — зависит от конкретных потребностей. Например, скорее всего ты захочешь купить себе миди-клавиатуру (приглядись к вариантам от Arturia или Novation). Или парочку «железных» синтезаторов — тут выбор необычайно широк и все зависит от твоего вкуса и кошелька. Или коллекцию гитар! Или подборку микрофонов под все типы и тембры голоса! Или дополнительную парочку мониторов — для лучшего контроля! Или — почему бы и нет — винтажный магнитофон для получения «того самого» звучания.
Предусилитель
Микрофонный предусилитель или преамп – специальное устройство, которое позволяет поднимать уровень сигнала, идущего из микрофона до линейного. Современные усилители часто имеют встроенные устройства для динамической обработки и частотной коррекции записи. К первым относятся гейт, компрессор, лимитер, ко вторым – эквалайзер.
В некоторых преампах есть возможность удаления артефактов. Так, «де-эссер» иправляет шипящие и свистящие звуки.
Предусилитель предпочтителен ламповый, на полупроводниковой схеме. Благодаря этому звук становится более красивым и чистым. Обязательно в преампе должно быть фантомное питание для возможности подключения конденсаторных микрофонов.
Часть 1 методы звукозаписи
Если вы раньше никогда не работали в студии…
То вы, скорее всего, не имеете представления о том, сколько шагов на самом деле требуется для того, чтобы идею песни, которая крутится у вас в голове…
Трансформировать в mp3-файл, который можно выложить в интернете.
В следующих 6 статьях я расскажу о том, как это делается:
- Как записать песню
- Запись вокала
- Запись инструментов
- Диаграммы направленности микрофонов
- Методы стереозаписи
- Сведение в наушниках
Давайте рассмотрим подробней каждый урок…
1. Как записать песню
Уверен, что вы уже догадались, что записать песню — сложный процесс.
От начала до конца вам нужно сделать сотни утомительных действий.
Для новичков может быть тяжеловато:
- Запомнить, что нужно сделать и…
- Понять, как это работает всё вместе для достижения одной цели.
В этом уроке я детально рассматриваю 4 шага по созданию музыки:
- Запись
- Обработка
- Микширование
- Мастеринг
Чтобы узнать, как происходит каждый шаг, почитайте этот пост:
Основы производства музыки: 4 шага для записи песни
2. Запись вокала
Вне зависимости от жанра вашей музыки, запись вокала — навык, который каждый хочет изучить…
Потому что это та часть песни, на которую обращают внимание ВСЕ слушатели. Но, в отличие от других инструментов…. Но, в отличие от других инструментов…
Но, в отличие от других инструментов…
Где расположение микрофонов и техника записи зависят от звукоинженера…
При записи вокала многое зависит от исполнителя. И это может стать проблемой, если певец не имеет студийного опыта.
Итак, чтобы выяснить, как раскрыть потенциал вокалиста, почитайте этот пост:
Как лучше записывать вокал: гайд новичка
3. Запись инструментов
Как только вокал начнёт звучать хорошо, всё равно останется настроить звук всего остального.
В популярной музыке обычно записываются 4 инструмента:
- Гитара
- Бас-гитара
- Клавиши
- Барабаны
Проблема в том, что… традиционные методы профессиональных студий для записи этих инструментов не всегда подходят домашним студиям…
Где недостаток оборудования затрудняет задачу.
Для того, чтобы узнать, как записывать каждый из этих инструментов с минимумом ресурсов, почитайте этот пост:
Гайд новичка по записи гитары/баса/клавиш/барабанов
4. Диаграммы направленности микрофонов
Когда вы начнёте коллекционировать микрофоны…
Одной из первых вещей, о которых вы прочитаете в описании микрофона, будет его диаграмма направленности.
Кардиоидная, “восьмёрка”, всенаправленная — эти 3 термина будут повторяться из раза в раз.
Но, как ни странно, немногие на самом деле понимают, что эти термины значат и как их применять… если вообще о них знают.
Это печально, потому что диаграмма направленности — важнейшая информация, которую нужно иметь в виду, используя микрофоны в различных ситуациях.
Если вы сделаете что-то не так, то вашей записи придёт конец ещё до того, как вы её начнёте.
Итак, чтобы узнать больше, почитайте этот пост:
Базовый курс по диаграммам направленности
5. 5 методов стереозаписи
Когда вы начнёте разбираться в диаграммах направленности микрофонов…
Логичный следующий шаг — познать стереозапись.
Звукоинженеры в профессиональных студиях используют её каждый день, чтобы достичь шикарного широкого спектра звуков, который можно услышать в музыке и на телевидении…
И грустно, что большинство владельцев домашних студий никогда даже не пытаются её попробовать.
Или потому что у них нет оборудования, или у них нет нужных знаний, или они просто никогда о ней не слышали.
А в итоге они удивляются, чего это их записи звучат, как у новичков.
Чтобы узнать, как использовать стереозапись для достижения профессионального звука, загляните в этот пост:
5 методов стереозаписи
6. Сведение в наушниках
Принято считать, что сводить нужно на студийных мониторах…
Но в нынешнем мире независимых музыкантов, работающих в домашних студиях, сведение в наушниках стало нормой.
И хотя оно не идеально, на самом деле, им бы никто не занимался, если бы не его преимущества.
Чтобы узнать, что это за преимущества и как их использовать в своих миксах, загляните в этот пост:
Полный гайд новичка по сведению в наушниках
Краткое описание концепции
Бизнес по организации музыкальной студии, пример которого здесь представлен, лучше всего зарегистрировать в форме ИП. Оптимальная форма налогообложения – УСН («упрощенка») с налоговой ставкой 15% от разницы между доходами и расходами. Одно из главных преимуществ данной системы налогообложения – простое оформление налоговых деклараций, с которым бизнесмен сможет справиться, не прибегая к помощи профессионального бухгалтера. В крайнем случае, можно воспользоваться услугами стороннего бухгалтера, но нанимать его в штат постоянных сотрудников студии совершенно необязательно.
Для регистрации студии звукозаписи следует выбрать следующие коды ОКВЭД:
- 59.20 «Деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений».
- 59.20.1 «Издание аудиовизуальных произведений на магнитных, электронных и цифровых носителях».
- 59.20.2 «Деятельность студий звукозаписи».
Спектр услуг, которые может предоставлять звукозаписывающая студия, довольно разнообразен. Вот некоторые из них:
- Запись и сведение отдельных песен и целых музыкальных альбомов.
- Запись звукового сопровождения для рекламных роликов.
- Создание музыкальных миксов.
- Мастеринг и ремастеринг музыкальных треков.
- Аранжировка музыкальных композиций.
- Озвучивание различных аудио- и видеороликов.
Впоследствии можно будет повысить качество вышеперечисленных услуг, закупив новое, более продвинутое оборудование. Однако в провинциальном городе данная потребность вряд ли возникнет в обозримой перспективе.
Какой взять монитор и наушники
Все, что вы запишете, нужно на чем-то слушать. Для домашней студии придется раскошелится на два источника звука:
- звуковые мониторы – по сути, колонки, которые воспроизводят музыку без характерных для потребительской акустики «украшательств», т.е. в первозданном виде.
- наушники закрытого типа – для более тонкого сведения композиций и работы в ночное время суток.
Оценивать собственные треки нужно в самых разных типах наушников. В трехдрайверных гибридах FiiO F9 вы сможете легко расслышать все недочеты сведения трека, а широкий диапазон воспроизводимых частот подскажет, как сделать композицию еще интереснее.
FiiO F9 отличаются от конкурентов богатой комплектацией: несколько пар амбушюров, компактный кейс и все необходимые кабели, включая балансный с 2,5-миллиметровым штекером.
Первое время, вместо мониторов, можно ограничиться и недорогими колонками «из Ашана», но учтите, что качество микширования ваших композиций в таком случае будет уверенно стремится к посредственному.
Немного об идеале
Начнем с пугающих вершин, к которым надо стремиться, но которые, увы, недостижимы в обычной жилой квартире. Для качественного звучания колонок комната, где они установлены, должна иметь приемлемый коэффициент реверберации (другими словами, быть умеренно гулкой) и не демонстрировать акустических резонансов и стоячих волн (мест, где звучание низких частот, например, превращается в некое бубнение).
Кроме того, в такой комнате не должно быть источников призвуков — чего-то резонирующего и дребезжащего. Это то, что касается «внутренних» параметров. Повторюсь: мы стараемся не использовать основанные на измерениях известные стандарты и нормы, описанные в профессиональной документации.
Безэховая камера
Есть и «наружные» параметры — то, из-за чего соседи рано или поздно начинают стучать в батарею, как ни противна нам вся эта проза жизни. Без звукоизоляции не обойтись. Соответственно, акустическая подготовка помещений состоит из двух-трех частей, важнейшими из которых являются звукоизоляция и звукопоглощение
И важно не путать эти два направления
Фрагмент интерьера звукозаписывающей студии. Не самое жилое помещение…
А теперь об идеалах. В профессионально подготовленных помещениях для акустической подготовки принимаются серьезные меры. Плавающие полы и потолки, акустические панели, специальные двери (причем не одинарные). Все это — с использованием специальных материалов и покрытий.
Так оформлены студии звукозаписи, серьезные домашние кинотеатры и многие другие объекты. Масштабы работ впечатляют. Все это закладывается еще во время проектирования. Простой факт: толщина звукоизоляционного слоя, создающего реальный эффект, начинается с 5 см.
Звукоизолирующий пол — не так уж просто
А у нас — обычная квартира. И максимум, что мы можем себе позволить в целях акустической обработки — косметический ремонт. Что ж, это тоже немало. Засучив рукава, приступим!
Шаг 6: Создайте комнату в комнате (это сложно)
Наилучшая звукоизоляция достигается при соблюдении принципа «комната в комнате». Для этого необходимо построить отдельное помещение при минимальном контакте с остальным зданием. Если пространство позволяет, постройте новые стены из газобетонных блоков высокой плотности, установленных на тонкую прослойку неопрена (разновидность синтетического каучука) так, чтобы блоки не соприкасались с полом напрямую.
Их соединение с наружными стенами должно проходить через специальную акустическую мембрану. Для изоляции потолка используйте минеральную вату (она заполняет расстояние между балками) и пару слоев гипсокартона, установленного на виброизолирующую опору, сделайте то же самое снова (только потолок разместите на новых стенах) и постройте вторую крышу, достигнув таким образом эффекта «комната в комнате».
Для большей шумоизоляции внутренние стены можно дополнительно закрыть вертикальными деревянными брусьями 2х2 дюйма, смонтированными на неопрен, сверху положить 2-х дюймовый слой минеральной ваты, а над ним еще и два слоя гипсокартона. Наконец, все поверхности должны быть покрыты декоративным герметиком, ведь даже небольшое отверстие или трещина могут поставить под угрозу всю работу и снизить эффективность до 50%.
Как происходит запись голоса на студии
Многие наши ученики спрашивают, как происходит запись голоса на студии. Они думают, что когда придут на запись, злой дядя за пультом заставит их спеть песню от начала до конца за один раз идеально. Многие именно по этой причине хотят, чтобы студия звукозаписи была дома.
Это большое заблуждение, которое сбивает новичков и порождает массу ненужных страхов. Если песня хорошо отрепетирована, ее можно записать и целиком, но чаще записывают частями. Причем, запись песни можно разбивать на неограниченное количество частей, чтобы это было удобно для вокалиста. Неудачные места можно переписать и заменить. Обычно вокал пишется в несколько дублей, потом из них выбираются лучшие и склеиваются. Это не живое выступление, здесь нужно, чтобы каждая фраза и каждое слово было записано идеально хорошо. Поэтому ищется подход, при котором вокалисту максимально комфортно и легко петь.
Кроме основного вокала в песне могут присутствовать бэки (или бэк-вокал, от англ.back “позади”, “отдаленно”). Часто его обозначают как голос, который подпевает основной партии. Эти партии записываются отдельно поверх основного (лид-вокала).
Многое зависит не только от вокалиста, но и от звукорежиссера, который будет обрабатывать вокал. Но! Чем лучше вы споете, тем больше шансов в итоге получить качественный трек.
Помещение и звукоизоляция
Наилучшим вариантом для открытия студии звукозаписи будет специально арендованное для этой цели помещение. Расскажем об основных характеристиках, которые стоит учитывать при выборе места для студии.
Не стоит арендовать помещение в центре города, поскольку там намного больше посторонних шумов, чем в спальном районе. При этом и совсем окраинные места выбирать не нужно: не каждый музыкант согласится ехать несколько часов до вашей студии. Подберите тихий район недалеко от центра. Аренда будет дороже, но и добраться будет не сложно.
При выборе помещения для студии звукозаписи нужно придерживаться следующих критериев:
- Площадь помещения — 60 квадратных метров и больше
- Желательно, чтобы в нем было 3 комнаты: для гостей или зона отдыха, аппаратная и зал для музыки, которые разделены окном
- Высокие потолки будут большим преимуществом, потому что хорошая акустика — важный критерий для музыкантов при выборе студии звукозаписи
Чем больше помещение вам удастся найти, тем лучше. Со временем в студии будет прибавляться оборудование, которое нужно куда-то ставить. Часто музыканты приходят не одни, а с гостями, поэтому зону отдыха тоже следует учитывать.
Чтобы при работе не мешали посторонние шумы, а соседи не жаловались на постоянные громкие звуки, в помещении нужно установить звукоизоляцию. Минимальный уровень шумоизоляции — 80 дБ. Его можно достичь при помощи покрытия стен, пола и потолков специальными материалами. Подойдет минеральная вата, которую можно приобрести в строительном магазине.
Окна — источник шума
Забавно наблюдать интерес к аппаратуре с соотношением сигнал/шум -120 дБ в то время как уличный шум в комнате, где ее будут слушать, достигает -40 дБ. В этом смысле металлопластиковые окна предпочтительны.
Одно- или многокамерные — это практически безразлично, но по сравнению с покоробившимися деревянными они обеспечивают ощутимо большую степень тишины. Настолько, что шум из соседних квартир после замены окон становится гораздо явственней. Почему? Потому что до того он маскировался уличным шумом.
Уплотнитель
С деревянными окнами тоже не все потеряно. Дребезжащие стекла извлекаем и (в идеале) заменяем на более толстые. В любом случае, ставим обратно на герметик. По периметру прокладываем самоклеящийся силиконовый уплотнитель (доступен в широком ассортименте)
Важно, чтобы окна после этого по-прежнему можно было закрыть. И если получилось, то их звукоизоляция уже практически не уступает металлопластику — заодно и зимой будет теплее
Коды ОКВЭД
Для открытия ИП или ООО достаточно выбрать код ОКВЭД 59.20. Также нельзя забывать о том, что для данного вида деятельности требуется справка об отсутствии судимости, которую можно запросить в МВД. Предоставят ее в течение 30 суток.
При выборе формы налогообложения лучше остановиться на упрощенной системе (УСН). При ней в государственный бюджет отходит 6% от доходов или 15% от суммы чистой ежемесячной прибыли. Более того, при этой форме налогообложения не нужно регулярно составлять сложные налоговые декларации и финансовые отчеты. Это позволит сэкономить на дорогостоящих услугах дипломированного бухгалтера.
С чего начать?
Регистрация студии
Для осуществления деятельности понадобится государственная регистрация в форме индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, либо в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества открытого или закрытого типа (для профессиональных крупных студий с внушительными первоначальными затратами). Оптимальная форма регулярной уплаты налоговых платежей – упрощенная система налогообложения, при которой в пользу государственного бюджета отходит 6% от доходов или 15% от суммы чистой ежемесячной прибыли. К тому же, такая форма налогообложения не подразумевает регулярной необходимости составления сложных налоговых деклараций и финансовых отчетов, благодаря чему на первых порах можно обойтись без дорогостоящих услуг дипломированного бухгалтера или привлечь стороннего специалиста.
Помещение
Оптимальный вариант – помещение площадью около 50 квадратных метров, поделенное на три зоны: помещение для непосредственной записи исполнителей, групп и музыкантов, отдельное помещение для звукозаписывающего оборудования и звукооператора, а также небольшая комната отдыха, выступающая в роли приемной. Организовать помещение для студии звукозаписи можно на дому, однако, солидность организации подчеркнет аренда отдельного нежилого помещения. Первый вариант, впрочем, сэкономит значительные средства на этапе первоначальных вложений и текущих расходов студии.
Особое внимание следует уделить звукоизоляционной системе, поскольку для эффективной работы звукозаписывающего оборудования студии данная система имеет важнейшее значение. В особенности звукоизоляция важна при обустройстве студии звукозаписи в собственной или арендуемой квартире жилого дома в спальном районе
Для отделения зоны расположения звукозаписывающего оборудования и работы звукооператора от помещения непосредственной записи выступлений исполнителей рекомендуется использовать прочное специальное триплексное стекло. Помимо прочего, помещение для студии звукозаписи должно соответствовать нормам противопожарной безопасности и требованиям санитарно-эпидемиологического контроля.
Звукозаписывающая студия не подразумевает трудоустройства большого штата сотрудников, для эффективной работы достаточно будет нанять квалифицированного и опытного звукооператора, а также менеджера по работе с клиентами, в обязанности которого войдет также проведение регулярной маркетинговой кампании для привлечения новых клиентов. Функции администратора студии на первых этапах рекомендуется осуществлять самостоятельно. На определенных этапах деятельности студия может нуждаться в профессиональных услугах бухгалтера и юриста, которых рекомендуется привлекать со стороны в качестве специалистов-аутсорсеров, а не трудоустраивать на постоянной основе.
Оборудование
Приобретение необходимого оборудования для звукозаписывающей студии в обязательном порядке формирует статьи первоначальных капиталовложений. Понадобится следующее оборудование:
- несколько профессиональных микрофонов со стойками и шумоподавлением;
- закрытые наушники;
- миди-клавиатура;
- персональный компьютер, оснащенный дорогой современной звуковой картой и специальные студийные мониторы, установленные в зоне работы звукооператора.
Помимо прочего, следует озадачиться приобретением и установкой полнофункционального лицензионного программного обеспечения, подходящего для профессиональной записи и обработки звука.
Финансовые расчеты
Результаты расчетов вложений и окупаемости значительно разнятся в зависимости от количества аппаратных в студии и закупленного оборудования. Еще большей сложностью в финансовой части является прогнозирование прибыльности бизнеса: количество клиентов напрямую зависит от звукорежиссера, его профессионализма, известности в музыкальной сфере. Расчеты по организации полупрофессиональной студии с минимальной загрузкой одного тон-зала:
Стартовый капитал
Оформление документов, патент | 20 000 руб. |
Ремонт (в т.ч. электропроводка) | 200 000 руб. |
Звукоизоляция | 150 000 руб. |
Оборудование | 600 000 руб. |
Мебель | 100 000 руб. |
Создание сайта и визиток | 30 000 руб. |
Итого: | 1 100 000 руб. |
Ежемесячные расходы
Аренда и коммунальные платежи | 60 000 руб. |
Зарплата и отчисления в фонды | 40 000 руб. |
Оплата домена и полиграфия | 15 000 руб. |
Пультовая охрана | 5 000 руб. |
Итого: | 120 000 руб. |
Сколько можно заработать?
Расписание студии с полной занятостью можно представить в следующем виде:
- 10:00-16:00 две репетиции по 500 руб. каждая;
- 16:00-21:00 пять записей по 800 руб. каждая.
Если прибавить к этому дополнительный доход от работ с уже записанной информацией (1000 руб. в день), то дневная выручка не превысит 6 000 руб., а недельная, с учетом одного выходного дня, составит не более 36 тыс. руб., что в месяц позволит получать 144 000 рублей.
Сроки окупаемости
Даже при достаточном количестве клиентов и полной занятости студии чистая прибыль с учетом аренды не превысит 24 000 руб. в месяц, в собственном помещении может достигать до 74 000 руб. в месяц. Капиталовложения в таком случае окупятся за 1 100 000/20 000=46 месяцев или 3,8 года, в собственном помещении – за 1,2 года.
Концепция бизнеса
Студия звукозаписи представляет собой помещение с одной или несколькими звукоизолированными комнатами, оснащенными оборудованием для записи. К каждой комнате примыкает кабинка звукорежиссера, где на специальной станции ведется контроль процесса записи. В зависимости от нужд клиента студия предоставляется в почасовую или посуточную аренду, последующая работа специалистов по обработке записи оплачивается отдельно. Час аренды в нестоличном регионе составляет от 600 руб.
Услуги звукозаписывающих студий в современном мире аудио- и видеоконтента – необходимость не только для профессиональных музыкантов. Наиболее популярные виды использования студии:
- проведение онлайн-трансляций и прямых эфиров;
- создание подкастов, аудиокниг, рекламных роликов для радио;
- озвучивание учебных материалов, видеороликов, клипов;
- запись корпоративных гимнов, аудиоподарков, демонстрационных материалов.
В свободное от записи время помещения студии сдаются под репетиционные комнаты для музыкальных коллективов (репбазы). В этом случае оплачивается репетиционная смена, продолжительность которой составляет 3 часа. Эта услуга часто доступна только в первой половине дня и стоит 300-500 рублей.
Отдельно оплачивается аренда студийных музыкальных инструментов. Артисты предпочитают использовать для репетиций и записи свой инструмент, но, например, барабанную установку тяжело перевозить и долго настраивать, поэтому возможность ее аренды повышает лояльность клиентов. В случае отсутствия на студии ударных инструментов в аренду барабанщику предоставляется бесплатный час настройки своего оборудования.
Зарабатывать можно и на дополнительных услугах: сведении записей, аранжировках, мастеринге (улучшении общего качества записи).
Прибыльно ли иметь студию звукозаписи в России в наше время?
В нашей стране сегодня выигрывают студии, которые демпингуют в кризисе. Базу для этого имеют те, кто организовал свой бизнес на дому.
Большие звукозаписывающие студии с солидными площадями, дорогостоящей аппаратурой и неподъёмными ценами на услуги (зачастую действительно высококачественными) терпят убытки и обречены на простаивание. Связано это с отсутствием у наших меломанов высоких требований к качественному звуку. Большинству из них просто неведомо, что это такое и для чего нужно его добиваться. Поэтому переплачивать при данных обстоятельствах они не видят смысла.
Ещё один момент является важным в этом плане. В настоящее время музыканты, зная, что избежать пиратства не удастся, сами штурмуют Интернет в попытке опередить пиратов. А, как известно, глобальная сеть и качество звукозаписи абсолютно несовместимы.
Какие есть варианты
Вариант 1. Звукоизоляция штукатуркой и стяжкой
Способ достаточно долгий, хлопотный и трудозатратный. Необходимо разобрать старое напольное покрытие, загрунтовать поверхность и сделать стяжку толщиной 5–8 см. Не ранее чем через неделю можно обрабатывать стены звукоизоляционной штукатуркой на цементной основе слоем не менее 4 см. Трещины, места соединения стен с потолком предварительно заделывают монтажной пеной. Сверху наносят шпатлевку и финишное покрытие.
Потолок в данной схеме лучше не штукатурить, поскольку это очень сложная, трудновыполнимая работа. Оптимальный вариант – подвесная конструкция из гипсокартона и звукоизолирующих материалов. Но даже в этом случае «штукатурка + каркас» не дадут такого результата, как «комната в комнате».
Штукатурка и стяжка менее эффективны для звукоизоляции студии, чем «комната в комнате»
Вариант 2. Акустический поролон
Акустический поролон может иметь рельефную и безрельефную поверхность. Рельефный – с профилем в виде пирамид или волн – нейтрализует звук и подавляет вибрации. Ровный – тоже устраняет шумы, но значительно хуже, поэтому для студий звукозаписи не подходит.
Рельефными панелями обклеивают внутренние поверхности. На кривые стены предварительно монтируют листы гипсокартона в качестве основания для поролона. Также его монтируют под напольное покрытие – на обрешетку из брусьев. Материал нельзя сминать, так как заломы снижают звукоизоляционные свойства.
Толщина акустического поролона – от 5 до 100 мм: чем он толще, тем лучше задерживает звук
Вариант 3. «Комната в комнате»
Если звукоизолировать предстоит профессиональную студию звукозаписи, оба вышеназванных варианта не подходят. Шумовые нагрузки настолько велики, что ни отдельный слой штукатурки, ни акустический поролон без дополнительных мер не дадут нужных результатов.
Внутри помещения создается новое пространство из материалов с высокими звуко- и виброизолирующими характеристиками. Работа эта достаточно трудоемкая, зато на выходе вы получите герметичную «комнату в комнате», пригодную для любых экспериментов со звуком.