Авиадиспетчер кто это, особенности профессии, чем занимается

Где учиться на авиадиспетчера?

Исходя из вышесказанного, стать авиадиспетчером или, как его еще называют – специалистом по аэронавигации – очень непросто.

Поступающих учиться на авиадиспетчера кандидатов ждет серьезное конкурсное испытание. От них требуется достаточно высокая осведомленность в области специальных знаний: навигация, метрология, аэродинамика, радиотехническое оборудование, хорошее владение английским языком, психоэмоциональная устойчивость.

Частично недостаток знаний студент сможет восполнить, поступив на обучение диспетчеров гражданской авиации в учебное заведение, но рассчитывать только на знания, полученные во время учебы, не приходится. Очень много учащемуся придется осваивать самостоятельно.

Где же обучают авиадиспетчеров в России?

Выбор не богат. Всего в России насчитывается 10 учебных заведений, где готовят авиадиспетчеров. Это семь высших и три средних образовательных учреждения, которые подотчетны Росавиации.

Также учиться на авиадиспетчера приходится и на курсах повышения квалификации. Для прохождения подобных курсов существует образовательное учреждение некоммерческого типа дополнительного образования «Институт аэронавигации», входящий в структуру ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Попасть учиться на курсы могут лишь те, кто уже работает в профессии, а вот всем, кто только желает ее освоить с нуля – прямая дорога в одно из 10 учебных заведений.

Вузы, где учат авиадиспетчеров в России:

  1. Южно-Уральский государственный университет – крупнейшее учебное заведение на Южном Урале, где учат на диспетчеров гражданской авиации жителей Челябинска и студентов, выбирающих этот вуз в качестве приоритетного.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации – престижный авиационный вуз северной столицы России, который, в первую очередь, известен как один из всего нескольких вузов, где можно пройти обучение на пилота и, в том числе, где готовят авиадиспетчеров в СПБ.
  3. Тульский государственный университет – здесь есть направление подготовки «Системы управления движением летательных аппаратов», которая как раз и нужна абитуриентам, выбирающим для себя вариант обучения на авиадиспетчера гражданской авиации.
  4. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Здесь также проходят подготовку студенты, обучающиеся на пилотов и летчиков. Здесь же можно и выучиться на авиадиспетчера.

Больше всего повезет тем, кто проживает в столице. Здесь к выбору абитуриентов сразу несколько учебных заведений, куда можно пойти учиться на специалиста по аэронавигации.

Зарплата авиадиспетчера

Заработная плата авиадиспетчера в открытых источниках была не найдена, т.к. на сайтах трудоустройства вакансий нет. Вообще говоря, наймом и обучением диспетчеров занимается ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ее филиалы («Аэронавигация») и ставки оплаты озвучивают лично. По отзывам, средняя зарплата авиадиспетчера является очень конкурентоспособной и достойной.

Большинство россиян, выбирая профессию, заранее интересуются, какой доход будет приносить им специальность. Зарплата авиадиспетчера нередко становится привлекательным фактором для тех, кто хочет получать за работу достойные деньги. Но не стоит забывать, что, беря на себя какие-либо функции, вместе с правом на вознаграждение вы получаете набор обязанностей. Быть диспетчером аэрофлота – большая ответственность. К людям, выбравшим специальность, предъявляются высокие требования.

Профессия «авиадиспетчер» очень ответственная. От того, как специалист выполнит свою работу, зависит безопасность гражданских и военных полётов

Открытые вакансии «диспетчер» в разных городах

Считается, что диспетчер – одна из самых сложных профессий в мире. Люди, выбравшие её, дважды в году обязаны подтверждать проф. пригодность и регулярно проходить полный медосмотр.
Проверяется как физическая, так и психическая форма. Диспетчерам ежедневно приходится испытывать большие психические нагрузки. Людям со слабой нервной системой лучше не рассматривать профессию как вариант будущего трудоустройства.

Обучение на руководителя полетов

Руководитель полетов должен иметь высшее специальное образование по специальности «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства» и опыт работы в профессиональной деятельности. Обязательно последипломное образование по подготовке руководителей полетов по специальным программам и наличие свидетельства диспетчера управления воздушным движением 1, 2 класса квалификации.

Вузы

Высшее профессиональное образование в этом направлении можно получить в следующих учебных заведениях:

  • Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА). 125993, Москва, Кронштадский бульвар, 20. Код профессии: 165505 «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства».
  • Санкт-Петербургский государственный технический университет С-ПГТУ ГА.
  • Целевая контрактная подготовка организована крупнейшим в России центром управления полётами — Московский центр автоматизированного управления воздушным движением.

Обязанности и обязанности полицейского диспетчера

Не заблуждайтесь, работа диспетчера может быть невероятно стрессовой. Диспетчеры часто несут ответственность за выполнение двойной обязанности 911 операторов. Они принимают вызовы на обслуживание, а затем отправляют правоохранительные органы на место происшествия. Диспетчеры имеют различные обязанности, такие как:

  • Действуя как первая точка контакта для людей, остро нуждающихся в помощи, людей, которые могут даже не быть связными, когда они звонят
  • Понять, с чем имеет дело звонящий
  • Убедитесь, что люди получают именно те экстренные услуги, в которых они нуждаются
  • Отслеживать и записывать местонахождение дежурных полицейских
  • Принять 911 и не экстренные вызовы для обслуживания
  • Выполнить водительские права и запросы разыскиваемых лиц
  • Назначьте номера случаев и запишите примечания к случаям
  • Используйте компьютеры и автоматизированную рассылку
  • Мониторинг полицейского радио трафика
  • Работают полицейские радиоприемники
  • Отправка патрульных офицеров на вызовы в службу
  • Предоставлять помощь сотрудникам, связываясь с другими службами по мере необходимости

Предъявляемые требования

Стать авиадиспетчером сможет человек, соответствующий всем требованиям профессии. Он должен не только идеально знать особенности своей работы, но и обладать навыками в десятках смежных сфер деятельности.

Основные требования:

  • образование по профильной специальности;
  • знание воздушной навигации, правил эшелонирования и особенностей управления самолётом;
  • умение находить оптимальное решение в стрессовой ситуации;
  • наличие базовых знаний в области авиационной метрологии;
  • знание английского языка;
  • способность управления и наладки специального оборудования;
  • умение доносить информацию экипажам различных авиалиний.

Особенности профессии

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер  руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а  вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора,  учитывая метеоусловия,  график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы  диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

Работа диспетчера организована так, чтобы  максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений  – всё это означает повышенное нервное напряжение.

Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

Обучение на аэронавигационного специалиста

Высшее образование для работы в этой сфере необходимо, поэтому студенты, мечтающие стать аэронавигационными специалистами, выбирают такие направления подготовки:

  • «Аэронавигационное обеспечение полетов»;
  • «Аэронавигация».

Специальность техническая, поэтому абитуриент должен иметь хорошие знания в сфере математики, физики, русского языка, ведь по этим предметам придется сдавать ЕГЭ. В некоторых случаях в списке экзаменов может фигурировать химия, информатика или иностранный язык, поэтому обязательно уточняйте информацию перед поступлением.

Курсы аэронавигационного специалиста

«Авиационная школа Аэрофлота»

На курсах при школе выпускник профильного вуза может получить свидетельство, дающее ему право работать полетным диспетчером, специалистом по наземному обслуживанию или авиационной безопасности. Программ подготовки очень много, цена зависит от выбранного направления, длительности курса, его формата. Это учебное заведение получило отличную репутацию, его выпускников без проблем принимают на работу компании из разных регионов РФ.

Выход на пенсию

Один из важнейших плюсов профессии – это право на досрочную пенсию. Авиадиспетчеры мужчины могут претендовать на пенсию с 50 лет, а женщины с 45 лет, при условии работы в службе управления полетами воздушного транспорта не менее 12,5 лет.

Пенсии воздушных диспетчеров невысоки, так в среднем по стране размер месячного пенсионного обеспечения около 20 тыс. руб. Авиадиспетчера заработавшие пенсию на Севере могут рассчитывать на 25 тыс. в месяц.

При списании сотрудника воздушной диспетчерской службы по состоянию здоровья до наступления пенсионного возраста положена компенсация в размере 6 среднемесячных оплат труда.

По сравнению с работниками других специальностей, специалисты-аэронавигаторы получают достойную зарплату за свой тяжелый труд. Специалисты этого направления востребованы на современном рынке труда. Авиадиспетчеров готовят гражданские вузы — институты гражданской авиации в Москве и Ульяновске и высшие военные училища в Краснодаре и Ейске.

We use cookies and other similar technologies to help provide our Services, to advertise to you and to analyse how you use our Services and whether advertisements are being viewed. We also allow third parties to use tracking technologies for similar purposes. If you are using our Services via a browser you can restrict, block or remove cookies through your web browser settings. The Help menu on the menu bar of most browsers also tells you how to prevent your browser from accepting new cookies, how to delete old cookies, how to have the browser notify you when you receive a new cookie and how to disable cookies altogether. To learn more, .

Essential Cookies

These cookies are necessary for the website to function and cannot be switched off in our systems. They are usually only set in response to actions made by you which amount to a request for services, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms. You can set your browser to block or alert you about these cookies, but some parts of the site may not work then.

Sessions
Cookie lawinfo
Mailerlite
Google services (Youtube, Google maps)

Functional Cookies

These cookies allow the provision of enhance functionality and personalization, such as videos and live chats. They may be set by us or by third party providers whose services we have added to our pages. If you do not allow these cookies, then some or all of these functionalities may not function properly.

Live Chats support

Performance Cookies

These cookies allow us to count visits and traffic sources, so we can measure and improve the performance of our site. They help us know which pages are the most and least popular and see how visitors move around the site. All information these cookies collect is aggregated and therefore anonymous. If you do not allow these cookies, we will not know when you have visited our site.

Google Tag Manager
Google Analytics

Targeting Cookies

These cookies are set through our site by our advertising partners. They may be used by those companies to build a profile of your interests and show you relevant ads on other sites. They work by uniquely identifying your browser and device. If you do not allow these cookies, you will not experience our targeted advertising across different websites.

Facebook pixel
Google Adwords
Google DoubleClick

Авиадиспетчер — это сотрудник авиации, который осуществляет контроль и обслуживание воздушного движения со своего рабочего места в диспетчерском пункте. Его главная задача — обеспечение безопасного и упорядоченного движения различных воздушных судов.

По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера считается одной из самых ответственных и опасных, ведь данный специалист отвечает за сохранность не только техники, но и человеческих жизней.

Статьи

Зачем школьнику нужна профориентация?

Выбор будущей профессии — одна из первых серьезных проблем, с которыми сталкиваются дети. Куда пойти учиться дальше? Кем я хочу быть? Будет ли мне это интересно? Смогу ли я обеспечить себе безбедное будущее? Все эти вопросы в 16–17 лет кажутся неразрешимыми. Оказавшись перед выбором и боясь совершить ошибку, ребенок чувствует себя потерянным. Помочь справиться с волнением и указать верный путь помогает поддержка родителей и учителей, психолога и, конечно, профориентация. Что это такое и зачем она нужна, рассказывает руководитель отдела персональных наставников Домашней школы «ИнтернетУрок» Денис Хныкин.

По каким критериям HR-эксперты отбирают молодых кандидатов?

Учитывая, что выпускники часто не обладают практическим опытом, оценить их профессионализм крайне сложно. Поэтому у специалистов по подбору персонала существуют такие инструменты, как интервью по компетенциям, кейсовое интервью, тесты и ассессмент-центр. Подробнее о том, как обычно проходит отбор кандидатов на должность, рассказывает Елена Скачкова, эксперт по подготовке к собеседованию в сфере финансов и бухгалтерии, mock-interview консультант, автор проекта Fincareer.

Фриланс: удобная альтернатива офису или карьерный риск?

Кто из нас хоть раз в жизни украдкой не думал о возможности начать работать «на себя», стать фрилансером, открыть своё дело или организовать бизнес. Но это решение может таить в себе существенные риски. О том, как правильно взвесить все доводы за и против, рассказывает Артем Ступак, эксперт по управлению персоналом, тренер бизнес-школ МГУ им. Ломоносова и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

Где найти новую работу: ярмарки вакансий или социальные сети?

В современном мире возможностей для поиска работы прибавилось, количество источников информации увеличилось, но, несмотря на это, работу найти стало не легче. Алёна Блездова, независимый HR-эксперт, сертифицированный карьерный консультант, член АККС (Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения) поделилась полезными рекомендациями о том, как молодому специалисту быстро найти работу.

Особенности профессии

Профессия достаточно редкая, юных выпускников принимают на работу сразу после обучения. Сначала они проходят стажировку, получают необходимый опыт, а уже потом приступают к ответственной работе. Опытный аэронавигационный специалист обязан уметь выполнять следующие задачи:

  • взаимодействие с экипажем во время пробных полетов;
  • составление планов полетов, передача их в другие подразделения;
  • подготовка и контроль проведения рейсов с учетом правил безопасности;
  • подготовка пакета документации, необходимого для проведения полета;
  • оценка метеорологических условий, состояния воздушных судов (характеристики, технические особенности), взлетно-посадочных полос;
  • анализ технических характеристик самолета, сопоставление их с массой перевозимых коммерческих грузов, количеством пассажиров;
  • поиск ошибок, передача информации о них в другие подразделения;
  • расчет топлива, количество которого необходимо для полета. Учитываются погодные условия, тех. возможности воздушного судна, непредвиденные обстоятельства;
  • изменение маршрута полета, контроль полета с использованием современных технических средств.

Аэронавигационный специалист имеет широкие полномочия, он вправе выполнять любые действия, направленные на предупреждение ошибок и катастроф. Этот специалист прекрасно знаком с актуальным законодательством, нормативно-правовыми документами, своими правами и обязанностями. Он делает работу экипажа воздушного судна более простой, понятной, спокойной, позволяя летному составу сосредоточиться на управлении, а не на технических моментах.

Направление: Авиационные и морские профессии

Авиадиспетчер — специалист по управлению воздушным движением.

Авиадиспетчер – специалист по управлению воздушным движением.

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов.  Управление со стороны диспетчера включает в себя абсолютно все этапы движения самолёта: от его выруливания со стоянки перед взлетом до заруливания на стоянку после посадки.Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер  руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию

Работа диспетчера организована так, чтобы  максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений  – всё это означает повышенное нервное напряжение.

Как уже сказано, все действия диспетчера строго регламентированы. На каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции и сценарии поведения, и диспетчер обязан их знать. Он должен знать законы воздушной навигации, разбираться в авиационной метеорологии. Также необходимо знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.

Специальности:

Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения
Квалификация: Специалитет

Область профессиональной деятельности специалиста: методы и средства проектирования, моделирования, экспериментального исследования и управления автомат…

Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения
Квалификация: Бакалавриат

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: теоретические и расчетно-экспериментальные работы с элементами научных исследований, применен…

Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
Квалификация: Бакалавриат

За пять лет пребывания в ВУЗе студентов обучают: 1. Организация рационального применения проверочно-контрольной аппаратуры исходя из соответствующих пра…

Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
Квалификация: Магистратура

Студентам, проходящим обучение по этой специальности, предлагается изучение основополагающих принципов менеджмента человеческих ресурсов на предприятиях…

Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Квалификация: Специалитет

За время обучения студенты, избравшие эту специальность овладевают следующими навыками: 1. Контроль за эксплуатацией летательных аппаратов с учетом треб…

Требования к авиадиспетчеру

К авиадиспетчеру, как к профессионалу и к кандидату на должность предъявляют очень высокие требования.

Феноменальная стрессоустойчивость в совокупности с хорошо развитой внимательностью, чтобы успевать следить за всеми приборами одновременно.
Ответственность и умение четко реагировать согласно имеющимся протоколам, отличное знание международного языка общения, английского языка, иметь четкую дикцию, хорошо поставленную речь и произношение.
Немаловажное условие отличное психологическое и физическое здоровье.
Четкое знание наизусть всех протоколов действия при той или иной ситуации.
Знать строение и работу самолетов, чтобы в случае опасности дать необходимые рекомендации пилоту, не говоря уже о знании оборудования, находящегося в диспетчерской.
Ну и диплом о высшем специальном образовании, без которого ваша кандидатура даже не будет рассматриваться на вакансию авиадиспетчера.

Сколько зарабатывают диспетчеры в европейских странах

Рассматривая доходы отечественных представителей профессии, нельзя не упомянуть о средних зарплатах их зарубежных коллег. Для примера приведём оклады диспетчеров некоторых европейских стран:

Государство Заработная плата (EUR)
1. Польша 1 340
2. Латвия 1 785
3. Франция 6 500
4. Великобритания 7 000
5. Германия 7 000

Сколько зарабатывают авиадиспетчеры в разных странах мира

Как видно по таблице, в различных европейских государствах ситуации отличаются. Лучше всего живётся немцам и англичанам. А вот польским диспетчерам приходится нелегко. Профессиональные нагрузки и вознаграждение за них не соответствуют друг другу.

Отметим, что американские диспетчеры зарабатывают чуть меньше английских и немецких. Их доход равен 8 000 USD в месяц.

Суть профессии

Основной задачей диспетчера является обеспечение упорядоченного движения воздушных транспортных средств. Также он выполняет контроль над безопасностью движения в небе, делает подсказки пилоту в непредвиденных ситуациях. Одной из функций авиадиспетчера является обеспечение максимально эффективного использования воздушного пространства для полетов различных объектов.

Как правило, управление полетами он осуществляет из специально оборудованного места, откуда с помощью высокотехнологичных электронных приборов выполняет поставленные перед ним задачи.

Не стоит думать, что профессия авиадиспетчера непыльная и спокойная. По нагрузке на нервную систему и психику данный вид занятости относится к числу наиболее сложных. Поэтому диспетчер обязан проходить регулярную медицинскую комиссию, а также раз в два года подтверждать свою профессиональную пригодность, так как его работа связана со многими человеческими жизнями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector