Настройка пианино своими руками
Содержание:
- Инструменты
- Подготовка инструмента
- Что остается после разборки пианино и куда это можно деть
- Tesler KB-8850
- Как держать руки?
- Как настроить гитару с помощью тюнера
- ДЕЛАЕМ НОЖКИ
- Как настроить гитару на слух по пятому ладу
- Инструменты для настройки пианино
- Необходимые инструменты
- Подготавливаем пианино к транспортировке
- Подробный ответ.
- YAMAHA YDP-S34
- Настройка
- Начало работы
- Интонировка и остальные важные мелочи
- Оплата труда
- Компании, где можно работать настройщиком музыкальных инструментов
- Ступеньки карьеры и перспективы
- Профессиональный праздник
- Интересные факты
Инструменты
Струны в фортепиано держатся на раме, конец каждой струны (их, кстати, более 200) намотан на вирбель — стержень с квадратной головкой. Вращая вирбель, мы меняем натяжение струны, что и требуется при настройке. Главным инструментом тут является ключ.
Лучше всего приобрести ключ в специализированных магазинах (цена вопроса от 1000 р.), хотя может подойти и обычный накидной, главное, чтобы его диаметр точно подходил. Категорически не рекомендуется использовать «подручные средства» типа пассатижей или прочего — расстояние между вирбелями очень мало, и высок шанс все испортить. Если специализированных магазинов поблизости нет, самый надежный способ — это снять крышку инструмента и померить размер головки вирбеля.
Следующим моментом является то, что каждой ноте в фортепиано (кроме басовых) соответствует не одна, а три струны. Настраивать их нужно по очереди, а чтобы заглушить соседние, можно либо использовать треугольник из куска резины, либо слегка ударять по нужной струне чем-нибудь небольшим, не затрагивая остальные.
Готовые наборы для настройки можно приобрести на eBay, это получается дешевле, чем в российских магазинах, однако посылка придет лишь через несколько недель. Цена набора при этом может составить чуть более 1000 р., в него входит все необходимое (ключ, камертон, резиновые вставки и войлочная лента для заглушения струн).
Подготовка инструмента
В этой части мы поговорим о том, какой же инструмент выбрать, если вы все-таки решились учиться играть и теперь в поисках пианино. Здесь стоит сказать, что есть пианино двух видов: акустика(обычное), цифровое(портативное). Какое же выбрать новичку?
Акустическое пианино представляет собой громадную конструкцию, которая имеет большой вес и довольно часто расстраивается. Особенно это касается старых моделей. Именно старые модели сегодня имеются у большинства, поскольку новые акустические пианино стоят слишком дорого, и их покупают чаще всего для каких-либо концертов.
Из преимуществ можно отметить чистый звук, если пианино исправно и настроено. Для любителей ощущений, это пианино подарит вам чувство приобщения к прекрасному.
А что же цифровое? Тут все просто. Сегодня оно популярнее в разы. Маленькие размеры позволяют размещать его даже в небольших комнатах. Звук при этом такой же, есть куча настроек. Если раньше пианино сразу становилось предметом интереса и недовольства соседей, то цифровое и тут имеет преимущество — в него можно вставить наушники. Это изолирует играющего от остальных.
Также цифровое пианино можно подключить к телефону, компьютеру, вывести звук на другое устройство, записать его и сохранить. Да, такой инструмент требует электричества, но оно, по-моему, сегодня есть почти у всех. Плюс цифровое пианино не нуждается в настройке и имеет кучу опций.
По нашему мнению, для новичков лучше подойдет именно цифровое, поскольку с задачей обучения игре оно справляется, а по простоте и легкости опережает громоздкое акустическое пианино. Поэтому, если вам не принципиально, покупайте цифровое и учитесь.
Watch this video on YouTube
Что остается после разборки пианино и куда это можно деть
Итак, проблема — как разобрать пианино своими руками – решена. У вас остались лишь составные части инструмента: чугунная панель, струны, несколько листов полированной древесины разных размеров и разные другие запчасти, не имеющие особой ценности.
Из всех составляющих утилизации подлежит чугунная рама, которая весит порядка 100 кг. Именно ее нужно извлечь и сдать в пункт приема металла.
Из полированных листов можно изготовить полочку, столик или другие предметы интерьера.
Ну а если не хочется ничего «изготавливать», то деревянные части инструмента можно просто сжечь или выбросить.
Tesler KB-8850
Фото:https://beru.ru
Данная модель отлично подойдет новичку. Цена этого электропианино не сильно ударит вас по карману. Также присутствует функция обучения пользованием устройства. Полноразмерная чувствительная клавиатура на 88 клавиш, 3 уровня чувствительности к нажатию, стерео-акустическая система 5Вт х 2 динамика, педаль сустейна (идет в комплекте) и MIDI-выход — все это делает цифровое пианино Tesler KB-8850 отличным вариантом для тех, кто ценит качественный звук и функционал.
Tesler KB-8850
Недостатки:
- не самое лучшее звучание
- залипают клавиши
После прочтения данной статьи вопрос о том, как выбрать цифровое пианино для обучения, больше не принесет головной боли и постоянных сомнений в том или ином устройстве. Мы подобрали самые отличные варианты, опираясь на мнение многих пользователей данных устройств. Помогли выяснить плюсы и минусы, и решить, какое пианино подойдет именно вам и вашему малышу! Надеемся, что вы примете правильное решение и смело приобретёте, возможно, долго откладывающуюся покупку.
Как держать руки?
Постановка рук для игры на пианино является основным маячком, по которому можно оценить правильность посадки как по высоте, так и расстоянию стула от инструмента.
Перечислим критерии правильной постановки рук пианиста.
- Локти рук свисают вниз и находятся вместе с предплечьями и кистями на уровне клавиатуры (или чуть выше). Однако локти не должны касаться или прижиматься к телу играющего – между ними и телом должно быть свободное пространство. Но и широкая расстановка локтей в сторону недопустима.
- Части рук от плеч до локтей следует придерживать в районе границ боковин туловища. Они не выдвигаются вперёд перед телом, что бывает в те нежелательные моменты, когда музыкант отклоняется к спинке стула, или, наоборот, назад при чрезмерных наклонах к клавиатуре.
- Пальцы рук нужно учиться расслаблять, избегая излишней напряжённости в них даже при нажатиях на клавиши, не говоря уж о моментах, когда они освобождаются.
- Пальцы всегда находятся над клавиатурой в полусогнутом (закругленном) состоянии. В такой форме они наиболее расслабленные (естественное положение кисти и пальцев, при котором мышцы остаются в покое).
- Нажатие клавиш производится «подушечками» (мягкими кончиками) пальцев. При этом пальцы не должны прогибаться в суставах.
Свободные пальцы отнюдь не нависают над клавиатурой, а именно лежат на ней, не создавая дополнительных неудобств для играющих пальцев.
Как настроить гитару с помощью тюнера
По сути, аналогичный предыдущему способ настройки, единственное отличие которого заключается в использовании аппаратного, а не цифрового тюнера. Подобные устройства продаются по демократичным ценам в любом музыкальном магазине или на AliExpress.
Существуют тюнеры в виде небольших коробочек, прищепок или педалей. Все они работают по одному принципу — улавливают звук через микрофон или аудиовыход, а затем анализируют высоту звука и указывают, насколько он отличается от эталонного.
- Включите тюнер и перейдите в режим настройки гитары. Выберите стандартный строй (E-B-G-D-A-E), если есть такая функция.
- Дёрните первую струну, а затем ослабьте или натяните её, ориентируясь на шкалу тюнера.
- Убедитесь, что на экране отображается правильный номер струны, и доведите натяжку до такого уровня, чтобы индикатор был строго посередине. В некоторых тюнерах правильная настройка сопровождается звуковым сигналом или изменением цвета подсветки.
- Повторите процедуру для второй и остальных струн.
ДЕЛАЕМ НОЖКИ
Чтобы облегчить изготовление зауженных ножек, необходимо сделать приспособление. При выборке пазов оно удерживает ножки горизонтально, а при зачистке изогнутых граней работает как опора.
Перенесите контуры с масштабной сетки на обрезок МДФ или ДВП, затем перенесите контуры шаблонов на дерево. С припуском выпилите контуры, а затем скобелем и шлифмашинкой сформируйте изгибы до разметки. Быстро обработать изгибы ножек поможет барабанная шлифмашинка.
Склейте две доски из вишни лицевыми сторонами двухсторонней липкой лентой и с шаблонов перенесите на пакет контуры двух ножек и одного подлокотника.
Чтобы сэкономить материалы, совместите прямое ребро каждой ножки с рёбрами досок, а подлокотник расположите между ножками. Сориентируйте шаблоны так, чтобы получить наилучший древесный рисунок. Затем ленточной пилой аккуратно выпилите детали.
Липкой лентой склейте пакет из четырёх ножек и одновременно прострогайте и зачистите их до нужной формы. Для фиксации ножек во время зачистки можно использовать приспособление. Не разбирая пакета, на настольной циркулярке отпилите ножки по длине. С помощью диска для пазов и вспомогательной линейки в месте, где зауженная часть ножки переходит к изогнутой верхней части, выпилите уступ глубиной 16 мм. Чтобы избежать сколов, между линейкой и ножкой положите обрезок деревяшки. Разберите пакет и фрезой 09 мм скруглите рёбра зауженной и фигурной частей ножек.
Липкой лентой склейте подлокотники и скобелем и шлифмашинкой придайте им нужную форму. Разделите их и прострогайте до окончательной толщины. Зачистите подлокотники шкуркой зернистостью 400. Фрезой 09 мм скруглите верхние и нижние рёбра.
Положите каждую ножку на приспособление так, чтобы она располагалась параллельно основанию, и посередине ножек выберите пазы шириной 6 мм и глубиной 21 мм. Пазы начинаются на 12 мм ниже уступов на ножках, длина пазов — 75 мм. Зачистите пазы стамеской и слегка скруглите их углы.
КОРОБКА
Выпилите части коробки нашего самодельного стула из двух досок шириной 100 мм и толщиной 25 мм. Раскраивайте их так, чтобы из каждой доски получилась одна длинная перемычка и одна короткая (боковая). На внутренних сторонах перемычек вдоль нижних граней выпилите пазы глубиной 9 мм для установки дна.
Хотя пазы расположены посередине ножек, шипы смещены к внешней стороне перемычек так, что после сборки внутренняя сторона соединения получается заподлицо. Смещение шипа от середины — половина разницы между толщиной ножки и перемычки.
На ножки и перемычки, исключая места соединений, которые должны быть сухими для впитывания клея, нанесите слой тунгового масла. Когда оно высохнет, приклейте ножки к передним и задним перемычкам. Получатся две отдельные рамки. Не забудьте нанести клей на обе щёчки шипов и боковые стороны пазов. Зажмите струбцинами каждую сборку и убедитесь, что они плоские и прямоугольные.
КАК СДЕЛАТЬ СИДЕНЬЕ
Для сиденья (крышки) выберите доски с красивым древесным рисунком и цветом. Отпилите доски с припуском около 50 мм по длине и прострогайте их до одинаковой толщины. До склейки досок лицевые стороны покройте слоем тунгового масла (так будет легче удалить лишний клей). Маленьким валиком намажьте ровный слой клея на каждую склеиваемую грань. Сожмите доски, затягивая струбцины так, чтобы из стыка выдавился клей. Убедитесь, что крышка плоская, и отложите её на просушку.
Вставки крышки выполнены из бразильского красного дерева. Пять планок равномерно вставлены посередине вдоль крышки, а одна — с краю поперёк.
Выпилите продольные пазы для планок. Установите циркулярку на запил глубиной 9 мм посередине вдоль крышки и выпилите первый паз. Отодвиньте линейку от диска на 37 мм и, разворачивая доску между проходами, выпилите второй и третий пазы. Отодвиньте линейку ещё на 37 мм и таким же способом выпилите четвёртый и пятый пазы.
С припуском по длине напилите планки вставок и с помощью рубанка подгоните их плотно к пазам. Для закрепления вставок используйте полиуретановый клей.
Выступающие концы вставок отпилите вровень с боковыми торцами крышки, затем удалите липкую ленту и прострогайте или зачистите их заподлицо с плоскостью крышки. Потом на расстоянии 100 мм от торца поперёк лицевой стороны крышки приклейте полоску липкой ленты и выпилите паз для поперечной вставки. Вклейте шестую вставку так же, как пять предыдущих. Когда клей высохнет, зачистите сначала её, а потом обе поверхности крышки.
Как настроить гитару на слух по пятому ладу
Самый распространённый вариант настройки, который чуть сложнее предыдущих. Он требует хотя бы минимального слуха, зато позволяет обойтись без каких-либо дополнительных устройств.
Суть метода в том, что струны настраиваются относительно друг друга. Например, открытая первая струна дает ноту ми, как и вторая, прижатая на пятом ладу. То есть для настройки нужно зажать вторую струну на пятом ладу, поочерёдно дёрнуть её и первую открытую струну, а затем, вращая колок второй, добиться звучания в унисон.
Как настроить первую струну
Подтяните первую струну, чтобы она не провисала. В идеале её нужно настроить на ноту ми по тюнеру, другому инструменту или на слух, но если вы играете в одиночку — это необязательно. Достаточно примерной настройки.
Как настроить вторую струну
- Дёрните открытую первую струну, а затем — вторую, прижатую на пятом ладу. Они должны звучать в унисон, то есть звук обеих обязан сливаться.
- На расстроенной гитаре такое звучание у второй струны будет, скорее всего, не на пятом ладу, а где-нибудь на четвёртом-третьем или седьмом. Пройдитесь по грифу, прижимая вторую струну в разных позициях, и дёргайте её поочерёдно с открытой первой, чтобы найти лад, на котором они звучат в унисон.
- Если это место будет выше пятого лада, значит вторая струна ослаблена и для настройки её необходимо натянуть. Если, наоборот, унисон находится ниже пятого лада, то струна перетянута и её нужно ослабить.
- Вращая колок второй струны, добейтесь звучания в унисон. Звук обеих струн должен сливаться.
- По мере приближения к точной настройке эффект дребезжания звука будет нарастать, а затем полностью исчезнет и снова появится, если перетянуть струну. Ваша задача: поймать момент, когда дрожь отсутствует — это и будет унисон.
Как настроить третью струну
Дёрните открытую вторую струну, а затем третью, прижатую на четвёртом ладу. Вращайте колок третьей струны, чтобы добиться одинакового звучания.
Как настроить четвёртую, пятую и шестую струны
- Все остальные струны подстраиваются по такому же принципу.
- Четвёртая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с открытой третьей, пятая на пятом ладу — с открытой четвёртой, а звук шестой струны, зажатой на пятом ладу, должен совпадать с открытой пятой.
Инструменты для настройки пианино
Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.
Количество граней ключа
Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.
Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).
6- , 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.
Какие бывают диаметры отверстия ключа
В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.
Сменные головки и рукоять
Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.
Рукояти могут быть Г- , или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.
Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).
Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.
Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.
Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.
Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.
Необходимые инструменты
Для настройки фортепиано всегда используют один и тот же набор инструментов. Большая часть работы осуществляется с помощью настроечного ключа. Этот прибор воздействует на штифты (вирбели) — специальные колки, обладающие микронной резьбой. Суть настройки заключается в том, что малейшее воздействие ключа способно изменить натяжение струн: при натяжении строй повышается, при ослаблении — понижается. Сами колки, выглядящие брусочками из разных пород дерева, под небольшим углом фиксируются на специальной доске — вирбельбанке.
Чем больше у инструмента граней, тем эффективнее оказывается процесс. Как правило, четырехгранные модели применяются только для настройки пианино с тонкими штифтами. Профессиональный ключ обладает сужающимся конусным отверстием, что позволяет ему работать с вирбелями разных размеров. Некоторые разновидности инструментов поступают в комплекте со сменными головками, что очень удобно для работы. Рукоять может быть либо в форме буквы «Г», либо «Т».
Демпферные клинья будут глушить те струны, которые не требуют настройки. По сути, они представляют собой резиновые накладки, которые прокладываются между металлическими нитями либо же фиксируются на рукояти из проволоки, чтобы обрабатывать труднодоступные зоны. Самостоятельно их получится сконструировать из стирательной резинки, разрезанной по диагонали и «наколотой» на вязальную спицу. Обратный пинцет придет на помощь, если использовать демпферные клинья не получится. Данные инструменты располагаются между молоточковыми черенками.
Безусловно, наладка пианино невозможна без камертона — инструмента, способного воспроизвести чистую ноту в качестве ориентира для дальнейшей настройки. Это устройство бывает классическим и электронным. В первом случае ориентироваться предстоит на ноту «ля» первой октавы. Выглядит такой камертон в виде двузубой вилки, на конце ручки которой располагается шарик. Конструкцией необходимо ударить о твердую поверхность, а затем прислонить к резонирующему материалу, в результате чего проявится звук «ля».
Электронный камертон сегодня чаще всего представляет собой приложение в мобильном телефоне.
Некоторые мастера предпочитают настраивать пианино с помощью тюнера, хотя часть специалистов придерживается точки зрения, что современное устройство не способно охватить необходимый частотный диапазон. В принципе ориентироваться можно и просто на слух, но перепроверка результата с помощью специального инструмента лишней не будет.
Подготавливаем пианино к транспортировке
Помимо самых работ по перевозке инструмента нужно провести еще его подготовку к этому процессу. Перевезти пианино – это далеко не то же самое, что просто перевезти шкаф или стол. Здесь все Ваши действия должны быть отточены до высшего уровня мастерства.
Основные правила подготовки пианино к перевозке:
- Перед транспортировкой инструмента снимаются крышки, панели. Также нужно снять и ударный механизм. В таком варианте уменьшается вес инструмента, при этом съемные детали уже спасены от механического повреждения.
- Пианино имеет на ножках колесики. Но тут нужно понимать, что колесики практичной стороны почти не имеют, а они используются более для красоты. Поэтому, если Вы не хотите повредить напольное покрытие в помещении, то не нужно пытаться на этих колесиках передвигать тяжелый инструмент.
- Необходимо перед перевозкой инструмент обернуть в специальную упаковку. Таким образом, в пианино не попадет влага, пыль, грязь. Кроме этого также минимизируется вибрация не детали инструмента.
- Продумайте максимально подробно то, как Вы шаг за шагом будете транспортировать пианино. Обязательно при перевозке такого инструмента нужно использовать ремни, рельсы, тележки и прочие специальные элементы.
- Помните о том, что на ступеньках нельзя пианино ставить под углом. Поэтому остановки и передышки нужно делать лишь на ровных поверхностях.
- Если на улице дождь или большой мороз, то это совсем не лучшая погода для транспортировки пианино. Этот инструмент имеет чувствительность к влаге и жаре. Для транспортировки выбирайте теплое время года без осадков.
- Если вы дошли уже к погрузке инструмента в автомобиль, то нужно сначала провести укладку ударного механизма, панелей. После этого необходимо ударный механизм приставить задней стенкой к борту. После этого инструмент немного поднимается и продвигается вглубь транспортного средства. Транспортировку пианино можно проводить лишь в горизонтальном его положении.
- Скорость авто, в котором перевозится пианино, должна быть не большой. При этом сам инструмент должен быть полностью зафиксирован. Лишь в этом случае транспортировка пройдет без негативных последствий.
Подробный ответ.
В паспорте на любое новое фортепиано или в сопроводительных документах к нему указано необходимое количество настроек для инструмента. Все они рекомендуют настраивать фортепиано не реже чем раз в 6 месяцев.
Почему именно столько? Есть ли разница по частоте настроек у старого и нового пианино? В каких случаях фортепиано приходится настраивать чаще?
Об этом и некоторых других нюансах связанных с регулярным обслуживанием фортепиано читайте дальше.
Регулярность настройки пианино и игровая нагрузка
Если быть точным, то раз в 6 месяцев пианино рекомендуется настраивать при минимальных нагрузках. Если же игровая нагрузка средняя или выше средней, интервалы между настройками значительно сокращаются.
Определить примерные интервалы между настройками и другими техническими работами можно по следующей таблице.
Таблица периодичности настройки, регулировки и ремонта фортепиано, поможет поддерживать пианино или рояль в форме.
Вид технического обслуживания и ремонта |
Среднесуточная продолжительность игровой нагрузки на инструмент в течение года, (Часов в сутки) |
||||
1 час в сутки |
1-3 часа в сутки |
4-6 часов в сутки |
7-10 часов в сутки |
11-15 часов в сутки |
|
Настройка | 2 раза в год | 3-4 раза в год | 5-8 раз в год | 9-12 раз в год | 14-18 раз в год |
Регулировка | 2 раза в год | 3-4 раза в год | 5-8 раз в год | 9-12 раз в год | 14-18 раз в год |
Чистка | 1 раз в 2 года | 1 раз в год | 1 раз в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
Текущий ремонт | 1 раз в 2-3 года | 1-2 раза в год | 2-3 раза в год | 4-6 раз в год | 7-10 раз в год |
Средний ремонт | 1 раз в 10-15 лет | 1 раз в 6-10 лет | 1 раз в 4-6 лет | 1 раз в 2-3 года | 1 раз в 1-2 года |
Капитальный ремонт | 1 раз в 20-25 лет | 1 раз в 15-20 лет | 1 раз в 10-15 лет | 1 раз в 8-10 лет | 1 раз в 6-8 лет |
YAMAHA YDP-S34
Фото:https://beru.ru
Наш топ продолжает данная модель, обладатель 88 полновзвешенных клавиш с имитацией молоточковой механики. Yamaha YDP S34 оснащен двухдорожечным сенсором, позволяющим записать свое исполнение. В качестве системы обучения в инструменте имеются встроенные композиции, разучивать которые можно, отключая партию правой или левой руки. Для занятий с педагогом предусмотрена функция разделения клавиатуры. А возможность наложения тембров позволяет играть двумя звуками одновременно. Акустической системы 2х8 Ватт вполне хватает для домашних занятий. Небольшие габариты и разнообразие цветовых решений впишут новинку в любой интерьер.
YAMAHA YDP-S34
Настройка
После вышеописанного процесс настройки, наверное, понятен. В качестве тюнера используется любая программа (например, бесплатная программа для iPad). При настройке удерживаем соответствующую ноту для разблокировки струны, затем слегка ударяем по струне и смотрим на экран. Программа показывает название ноты в буквенном виде (нотам Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль соответствуют буквы ABCDEFG) и отклонение частоты от номинальной. Отклонение корректируется небольшими движениями ключа, т.к. каждой клавише соответствует 3 струны, действие нужно повторять 3 раза. Учитывая количество клавиш фортепиано, процесс получается весьма долгий и кропотливый. Определенные сложности есть лишь с басовыми нотами — толстые витые струны имеют большое количество обертонов, и тюнер часто не может определить правильную частоту. Так что для самых низких регистров проверка на слух все же остается актуальной. Это не так уж сложно, достаточно сыграть октаву с верхней, правильно настроенной нотой, диссонанс сразу чувствуется, если он есть. Да и если будет небольшое несоответствие, это не так уж критично, нижние регистры практически не используются в реальной игре.
Начало работы
Стоит понимать, что от качества настройки зависит ваше дальнейшее восприятие звука. Если настройка будет не в согласии с общепринятыми стандартами звучания тональностей, о профессиональной игре и хорошем музыкальном слухе можно забыть.
Так как настроить пианино правильно? Оно должно находится в пустой комнате. Дверь в это помещение лучше закрыть, чтобы никакие посторонние звуки не мешали. Мастеру нужно максимально сосредоточиться и расслабить плечи, так как силу применять при настройке не рекомендуется. Все движения должны быть мягкими и плавными.
Начинается настройка пианино с диагностики. Первой исследуют клавиатуру. Для этого приложите к ней линейку и проверьте ровность клавиш в обеих плоскостях.
Нужно попробовать пошатать каждую клавишу на предмет разболтанности. Делать это нужно и у основания, и у края. Они должны сидеть достаточно плотно, но и общий ход не должен быть ущемлён.
Каждая клавиша держится на двух штифтах: переднем и среднем. Высота белых регулируется шайбами возле среднего штифта, а глубина нажатия — шайбами переднего. Глубина нажатия клавиши должна быть 10 миллиметров.
Нужно проверить пилот. Качество его работы можно проверить нажатием тёмную клавишу. Люфта быть не должно. При постукивании по нему молоток двигаться не должен.
Интонировка и остальные важные мелочи
Интонировка – это работа, связанная с уплотнением молоточков, а если быть точнее, фетра на них. Для этого используются интонировочные иглы, при помощи которых фетр плавно перемешают к центру, ослабляя или спрессовывая его. Это необходимо, так как некоторые молоточки используются значительно чаще других, и фетр на них просто изнашивается или смещается.
Толкатель молоточка, или шпиллер, тоже часто нуждается либо в ремонте либо в корректировке. В нём есть пружина, которая любит выпадать из шлейфа и, что ещё хуже, цепляться за соседние элементы.
Струны рвать настоятельно не рекомендуется, так как они очень дорого стоят, а замена проходит долго и сложно.
Оплата труда
Компании, где можно работать настройщиком музыкальных инструментов
Зарплата настройщика музыкальных инструментов зависит от места работы, региона проживания и состояния музыкальных инструментов. В Москве — от 40 тыс.руб. В крупных городах России 25-30 тыс. руб. При частной практике зарплата сдельная — в зависимости от количества выполняемых заказов. Например, средняя цена настройки фортепиано — 1500-1800 рублей в Москве и по времени занимает 4 часа. Настройка баяна значительно дороже — около 15 000 рублей и займет не меньше недели. Настройка органа занимает 8 часов времени.
Немаловажный факт: зарплата настройщика во многом зависит от его репутации. Высококлассные мастера передаются «из рук в руки», их советуют друзьям и знакомым. Поэтому их доход стабилен и высок.
Ступеньки карьеры и перспективы
Чтобы стать настоящим профессионалом, нужна длительная практика как минимум 10 лет. Наибольший опыт можно получить на фабрике по производству инструментов. Карьерой настройщика является постоянное повышение мастерства от 4 разряда до 12.
Профессиональный праздник
4 апреля — Международный день настройщика
В декабре 2003 года Министерство труда и социального обеспечения РФ приняло постановление о включении профессии настройщика пианино и роялей в перечень особо важных и ответственных работ.
Интересные факты
- Музыкальные инструменты — это целый мир, в котором есть своя классификация: тип духовых инструментов, класс деревянных духовых, отряд язычковых, семейство саксофонов, виды — альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Какими бы ни были музыкальные инструменты разными по форме, устройству, размерам, все они создавались для одного и того же, чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки.
- Вместо таблеток — порция музыки!
- Древние врачи считали, что для сохранения здоровья нет лучшего средства, чем правильно подобранная музыка. Современная медицина подтверждает это. Русские ученые В.М.Бехтерев и И.М.Сеченов отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, дыхание и кровообращение. Музыка может как повышать артериальное давление, так и понижать его, убыстрять пульс или замедлять.
- Немецкие врачи кроме обычного лечения рекомендуют больным музыкотерапию: прослушивание классической музыки — Бетховена, Моцарта, Шопена, Штрауса и др.
- Меланхоликов излечивают звуки скрипки.
-
Флегматикам показана музыка альта.
- Истеричных людей успокаивает арфа.
- Заболевания легких и страдания от несчастной любви излечиваются флейтой.
- Депрессии и психозы излечиваются элегиями, ноктюрнами и колыбельными песнями.
- От бессонницы помогает пение хора, музыка Чайковского, Шумана.
- Головную боль снимает «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена.
- Нервную возбудимость успокаивают «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, музыка Шопена и Штрауса.
- Раздражительность и злобу устраняют «Лунная соната» Бетховена, «Кантата № 2» Баха.
- Артериальное давление снижает музыка из балета «Лебединое озеро» Чайковского, «Ноктюрн ре- минор» Шопена.