Как открыть музей имея экспонаты? как открыть частный музей как правильно открыть частный музей

Открытие музея

Музей мы открыли в 2013 году и сделали это очень быстро. К тому моменту нашелся ещё один участник — Антон Шарыпов, тоже физик (всего основателей трое). Он вернулся в Красноярск из США, где работал в одном из научных центров, у него было около 300 тысяч ₽, и он, как и мы с Ольгой, «горел» идеей запустить такой музей.

Решили объединить усилия. Он тогда уже договорился с помещением и начал разрабатывать какие-то экспонаты. У меня на тот момент была готова шоу-программа, с которой мы ездили по школам. Оля, как дизайнер, наши идеи оформляла.

Изготовлением экспонатов мы занимались всё лето, а запустились 3 ноября. На это ушло около 400 тысяч ₽. Мы сильно сэкономили за счёт того, что всё делали своими руками: материалы закупили в строительных магазинах, что-то заказали из Китая и США.

Площадка располагалась там же, где и сейчас — на площади Мира, в самом центре Красноярска, в здании Музея современного искусства. Тогда мы сняли примерно 200 кв. метров, но постепенно расширялись и сейчас занимаем уже 500 кв. метров.

Расположением музея мы довольны. За аренду платим не фиксированную сумму, а процент от выручки (его размер — коммерческая тайна).

Наш интерактивный музей мы открыли во время акции «Музейная ночь». Она проходит дважды в году и собирает несколько тысяч человек. Мы не продавали билеты и пускали всех желающих. Показывали своё научное шоу, то есть те же самые уроки, с которыми я когда-то ездил по школам. Среди первых наших экспонатов были, например, «Маятник Ньютона» и «Ящик Вуда», которые иллюстрируют преобразование кинетической энергии в потенциальную (и наоборот) и образование вихрей.

После этой ночи заработало сарафанное радио: люди начали рассказывать друг другу о том, что появился новый интересный музей. А нам, между тем, пришлось закрыться на 2 недели, чтобы привести всё в порядок и кое-что в музее перестроить: наплыв людей выдержали не все экспонаты (ведь их можно трогать, крутить, вертеть и т. д.), и нам понадобилось многое скорректировать.

Как только открылись снова, люди к нам пошли, а мы начали продавать билеты. Сразу появились и выручка (около 10 миллионов₽ за первый год), и прибыль (около 500 000 ₽). Однако всё заработанное мы направляли на инвестиции в музей, на его дальнейшее развитие. Потом, чтобы расшириться, взяли небольшой кредит (500 000 ₽) и вложились в новую экспозицию. 

Этап 3. Штат

Штат небольшого частного музея должен состоять минимум из 5 человек. Вторыми людьми после владельцев являются главные хранители. Этому человеку необходимо иметь знания в области фондов, он должен справляться с ведение учета, иметь точные сведения о местонахождении каждого из предметов, своевременно отдавать экспонаты на реставрацию.

Зачастую эти люди также выполняют функции кураторов на выставках и принимают решения о выставлении того или иного экспоната на всеобщий обзор.

Необходимо открыть вакансию сотрудника бухгалтерии и сотрудника по уборке помещений. Также иногда следует прибегать к найму:

  • Реставраторов;
  • Компьютерщиков (IT-специалистов) чтобы поддерживать используемую технику и своевременно обновлять информацию на web-портале музея;
  • Экскурсоводов (обязательным условием является владение иностранным языком);

Минимальный штат сотрудников – 5 человек.

Этап 5. Деятельность

Помимо оформлений постоянных экспозиций можно заняться проведением временных совместных выставок задействовав собственный фонд либо сотрудничая с нумизматами, собирателями и т.д. Также можно задействовать деятелей искусства. Это будет являться хорошим информационным поводом: анонс выставки будет попадать на афишу в средства массовой информации, что приведет к увеличению потока клиентов.

Примеры деятельности различных частных музеев:

  • В музее истории фотографий проводятся экспозиции, как отечественных, так и иностранных фотокорреспондентов и фотохудожников;
  • В частном кукольном музее организовываются экспозиции частных коллекционеров;
  • Также во многих музеях проводятся сольные вечера, чтение лекций, розыгрыши спектаклей;

Итог:

Расходы, связанные с ежемесячным содержанием частного музея с собственным помещением – от 2.000 до 5.000 условных единиц;

В расходы не входит закупка экспоната.

Музей является одним из видов развлекательного бизнеса и для его открытия необходим тоже подход. Рассмотрим основные преимущества и недостатки открытия бизнеса, ключевые факторы успеха, а также финансовые показатели бизнеса (структуру расходов и доходность). Разберем выбор формы организации юридического лица для открытия музея. В статье рассмотрим как открыть музей с нуля.

Стойкие оловянные

В прошлом году на территории Суворовского музея был открыт первый в России Музей оловянного солдатика. Коллекция собиралась более 30 лет, и огромный вклад в ее формирование внесли меценаты. Так, петербургский предприниматель Мусса Экзеков подарил музею выкупленную у немецкого коллекционера миниатюру парада Российской императорской гвардии 1914 года на Марсовом поле, состоящую из 2,5 тыс. солдатиков. Финансирование музея ведется за счет госсредств.

Год назад в Гостином Дворе открылся частный Музей янтаря Александра Крылова. В Петербург была перевезена часть коллекции из Калининграда. Среди экспонатов — скульптуры, портреты, зеркала в янтарных рамах и даже скрипка из янтаря, на которой можно играть. Музей очень небольшой и существует за счет продажи декоративных изделий из этого самоцвета.

Команда

Сейчас в музее работает около 30 человек. Руководителей теперь четверо. Один из партнёров, Антон Шарыпов, уехал в Москву и часть своей доли отдал сотруднице, которая работала с нами практически с самого начала, — Инне Деркач. Она стала директором музея, выполняет функции менеджера и бухгалтера — очень хорошо понимает финансовую сторону.

Ольга Трапезион стала арт-директором. Она отвечает за то, как выглядит наш музей, за креативную составляющую. Мы с Антоном — оба учёные, поэтому занимаемся разработками, но стараемся браться за разные проекты. Переговоры с заказчиками тоже проводим мы. Ключевые решения принимаем коллегиально, проводим регулярные совещания.

Каналы продвижения

Посетители музея — в основном школьные группы. Мы взаимодействуем с ними через учителей и директоров школ. К ним нужно много ездить, налаживать контакты. Отдел продаж ведёт базу, в которой отмечено, когда и по какой программе со школой (классом) мы контактировали, кто был уже давно, а кто совсем недавно.

Из-за того, что наши гости — преимущественно школьники, наш бизнес подвержен сезонности: летом и сразу после Нового года гостей становится меньше. На осенних, зимних, весенних каникулах, напротив, детей больше.

Для продвижения музея мы постоянно сотрудничаем с телевидением. Раз в пару недель проводим на одном из каналов утреннюю передачу. Им от нас нужен контент, но параллельно они рассказывают про проект. Сколько пришло людей от такого способа продвижения, оценить сложно.

Также мы сами проводим бесплатные фестивали науки «Нулевое сентября». Их посещают до 8000 человек. И тут тоже сложно отследить, кто пришёл к нам именно после такого мероприятия.

Продвижение в соцсетях для нас оказалось не очень эффективным. Билет в наш музей стоит 400–450 ₽. А рынок рекламы в соцсетях для мам (именно они — наша целевая аудитория) очень дорогой. Стоимость привлечения одного клиента — около 100 ₽. Бизнес, который предлагает более дорогие продукты (например, образовательные курсы), может себе это позволить. А для нас в этом нет особого смысла.

Несмотря на то, что наш бизнес довольно сложный, за пять лет мы начали хорошо понимать рынок и клиента. У нас есть продукты, которые каждый год точно будут продаваться. Думаем, что скоро получится оптимизировать бизнес-модель и сделать её устойчивой.

Советы тем, кто хочет создать свой музей:

Прежде всего надо понимать, что это непростой бизнес. Под него не стоит использовать кредитные средства. Есть вероятность, что прибыль вы получите не сразу. Плюс многое здесь держится на личном интересе и на том, сколько времени и сил вы готовы в это вкладывать.

Сначала я бы посоветовал реализовать небольшой проект, а в идеале — подать заявку на грант. Сейчас есть довольно много возможностей и различных конкурсов. Если голова на месте, это можно сделать и не рисковать своими деньгами. Это также шанс проверить, есть ли у вас к этому делу настоящий интерес.

В этом сегменте можно тестировать и новые форматы: например, научное кафе, научные «бои». Если станет ясно, что у аудитории есть интерес, это можно монетизировать.

Доигрались

В числе первых негосударственных музеев России появились музеи игрушек. Так, в 1997 году на Петроградской стороне была открыта одна из крупнейших частных коллекций игрушек, доступная для массового посещения. Ее основали Мария Марченко и Дмитрий Багаев, долгие годы собиравшие старые и современные объекты со всех концов земного шара.

В настоящее время фонды музея насчитывают около 17 тыс. экспонатов, включая уникальные игрушки, созданные в V веке н. э. Общая площадь музея — около 220 м2, а годовой поток туристов составляет 12 тысяч человек. Зарабатывает музей не только за счет экскурсий, но и за счет мероприятий, издательской деятельности и небольшого магазинчика сувениров. Однако этого не хватает на содержание коллекции, и не так давно музейщикам пришлось продать часть экспозиции.

Другой пример — Петербургский музей кукол, открытый на Васильевском острове 20 лет назад под научно–методическим руководством Российского этнографического музея. Здесь в 12 залах собраны около 40 тыс. единиц хранения. Существует музей за счет салона–магазина «Петербургский подарок», реализующего оригинальные кукольные сувениры, а также за счет коммерческого проведения выставок, дней рождения и тематических мероприятий.

Культурный бизнес

В 2010 году на основе частной коллекции бизнесмена Аслана Чехоева был создан Новый музей. Он сформирован из произведений нонконформистского искусства советского периода и работ современных российских художников, купленных меценатом в галереях и на аукционах, в том числе Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s. Площадь музея составляет 500 м2, а инвестиции в проект на начальном этапе оценивались в $1 млн.

В отличие от большинства частных коллекций, собрание Чехоева основывалось не на субъективных пристрастиях, в его основе лежала некая картина развития современного искусства. После смерти отца–основателя музей продолжил работу, в том числе и в плоскости научной, выставочной деятельности и педагогики.

На Васильевском же острове находится один из крупнейших частных музеев современного искусства в России — «Эрарта». Проект посвящен русскому искусству XX и XXI веков. Он был основан Мариной Варвариной, вдовой убитого бизнесмена Дмитрия Варварина, владельца компании «Орими». Сегодня на площади 12 тыс. м2 находится более 2800 работ в постоянной экспозиции и в год проводится более 40 выставок. В коллекции музея работы более 300 художников.

По мнению аналитиков, в создание «Эрарты» 10 лет назад было инвестировано около $30 млн. Живет музей за счет продажи билетов, проведения массовых мероприятий, а также благодаря работе магазина Erarta Home, где реализуются сувениры, книги, предметы интерьера, репродукции и оригинальные работы современных российских художников. Также работают ресторан и кофейня.

Еще один пример — Музей Фаберже, открытый в 2013 году в отреставрированном дворце Шуваловых на набережной Фонтанки. Большая часть музейных экспонатов — шедевры ювелирного искусства, в том числе знаменитого Фаберже, созданные в период с 1885 по 1917 год. Всего на площади 4,7 тыс. м2 размещено 4 тыс. экспонатов. Музей считается одним из успешнейших проектов такого рода в России. Здесь с удовольствием экспонируются самые именитые художники современности, привлекающие тысячи посетителей в день.

Стойкие оловянные

В прошлом году на территории Суворовского музея был открыт первый в России Музей оловянного солдатика. Коллекция собиралась более 30 лет, и огромный вклад в ее формирование внесли меценаты. Так, петербургский предприниматель Мусса Экзеков подарил музею выкупленную у немецкого коллекционера миниатюру парада Российской императорской гвардии 1914 года на Марсовом поле, состоящую из 2,5 тыс. солдатиков. Финансирование музея ведется за счет госсредств.

Год назад в Гостином Дворе открылся частный Музей янтаря Александра Крылова. В Петербург была перевезена часть коллекции из Калининграда. Среди экспонатов — скульптуры, портреты, зеркала в янтарных рамах и даже скрипка из янтаря, на которой можно играть. Музей очень небольшой и существует за счет продажи декоративных изделий из этого самоцвета.

Два но

Бизнес активно интересуется сегментом музеев, так как потенциал его развития очевиден, но существуют два но. Массовому вовлечению частных инвестиций в данную сферу мешают неопределенные законодательные нормы и слабая коммерческая успешность музейных проектов. Решением проблемы могут стать государственно–частные партнерства, считают эксперты.

При этом за 2 года в Петербурге было закрыто около 15 частных музеев.

Особенности организации музея нумизматики

В России самостоятельные музеи нумизматики довольно редкое явление. Чаще всего это формат выставки  в историческом музее. Поэтому можно считать, что ниша музеев нумизматики свободна. И здесь самое главное – грамотно организовать экспозицию, посвященную только нумизматики. Это дело тонкое и сложное. Обычно в экспозициях музеев представлена лишь малая часть экземпляров – многое остается в музейных фондах. 

Регистрация, организационные вопросы 

Организация музея потребует регистрации бизнеса в государственных органах и оформление всей необходимой документации. Зарегистрировать музей можно в трех организационно-правовых формах:

  • ИП – подойдет для небольших музеев с 1-2 сотрудниками. 
  • ООО – подойдет для большого музей (площадью более 100 кв.м.), и тех, кто планирует привлекать дополнительное финансирование. 
  • НКО (некоммерческая организация) – выбирается в том случае, если прибыль не является основной целью, а организатор рассчитывает на субсидии и другие виды помощи от государства.

Для регистрации в первых двух формах потребуется указать соответствующие коды ОКВЭД-2. Вам подойдут: 

  • 90.04.2 Деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания

  • 91.02. Услуги музеев. 

Далее понадобится получение всех необходимых разрешений в государственных учреждениях, которое предполагает оформление следующих документов: 

  • заключение Роспотребнадзора на соответствие помещения нормам, 

  • разрешение Роспотребнадзора на осуществление деятельности, 

  • разрешение пожарной инспекции. 

Лицензирование этого вида деятельности не предусмотрена. 

Этап 2. Помещение

Следующим этапом является подбор помещения. Нюансом является то, что помещение следует приобрести и стать его собственником. Это позволит избежать возможных «скитаний», переездов с одного места в другое, увеличения стоимости арендной платы и других сложностей.

Также можно прибегнуть к поиску спонсоров, которые согласились бы на их территории разместить музей. Спонсорами могут быть крупные предприятия и другие учреждения. Помимо всего прочего существует возможность получения помещений в учреждениях культуры либо у городских или районных властей, которые бы могли предложить помещение по льготным условиям.

Лучше всего стать собственником помещения, а не брать в аренду.

Определение тематики

Выбор тематики определяется рядом факторов:

  1. Наличием или отсутствием опыта работы в музейной сфере. Если нет опыта, необходимы консультации специалистов – профессиональных музейщиков и коллекционеров.
  2. Знанием темы. Нет смысла выбирать незнакомую тему – это верный признак провала. Чтобы проект был успешным, предприниматель должен работать со знакомой ему тематикой либо получить эти знания – читая литературу, общаясь с коллегами, посещая конференции и вебинары профессионалов.
  3. Наличием собственных коллекций. Большинство частных музеев формировались из частных коллекций и постепенно расширялись. Собственная коллекция – большой плюс. Большинство известных музеев были сформированы на базе таких коллекций.
  4. Конкуренцией. Все существующие музеи – потенциальные конкуренты. Первостепенная задача – переманить из них посетителей. Это будет не просто, но вполне реализуемо при правильном подходе к реализации проекта и хорошей рекламной кампанией.
  5. Туристической привлекательностью региона. К примеру, создать собственное музейное предприятие в Питере или Крыму гораздо рентабельней, чем где-нибудь в глубинке.

При выборе тематике необходимо учитывать все эти факторы, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Дополнительно необходимо провести анализ целевой аудитории. Он покажет, насколько посещаемым будет музей той или иной тематики.

Поскольку первостепенная задача предпринимателя – заработать на посетителях, этот фактор должен быть главным.

После выбора темы нужно определиться с типом предприятия.

Музеи бывают двух типов:

  • закрытые;
  • под открытым небом.

Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение

Для регистрации в налоговой инспекции частного создается: ИП или ООО. В таблице ниже анализируются основные преимущества, а также необходимый перечень документов для каждой из форм бизнеса. При регистрации по ОКВЭД выбирайте основную деятельность:

92.52- “Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий”

Форма организации бизнеса
Преимущества использования
Документы для регистрации
ИП (индивидуальный предприниматель
)
Используется для открытия небольшого узкотематического музея (80-100м²). Количество персонала 1-2
  • квитанция об оплате госпошлины (800 руб.);
  • заверенное заявление у нотариуса по форме №Р21001;
  • заявление о переходе на УСН (иначе будет по умолчанию ОСНО);
  • копия всех страниц паспорта.
ООО (общество с ограниченной ответственностью
)
Используется для открытия крупного музея (>100м²), привлечения дополнительного финансирования, масштабировании, капитальном строительстве
  • заявление по форме №Р11001;
  • устав ООО;
  • решение об открытии ООО или протокол при наличии нескольких учредителей (партнеров);
  • квитанция об оплате госпошлины (4000 руб.);
  • заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей;
  • заявление о переходе на УСН.

По закону уставной капитал ООО не может быть меньше 10 000 руб.!

Оптимальным выбором системы налогообложения для музея будет упрощенная система налогообложения (УСН)
с начислением налога от доходов с процентной ставкой 6% (при условии, что более 70% доходов формируются за счет музейной деятельности!).

Затраты частного музея

Первоначальные инвестиционные затраты на открытие частного музея ~1200 000 руб. (мебель ~200 000 руб., ~стеллажи 100 000 руб., витрины ~100 000 руб., отделка и ремонт помещения ~400 000 руб., приточно-вытяжная вентиляция ~500 000 руб.).

Ключевые постоянные затраты после открытия музея: аренда помещения, включая коммунальные платежи, заработная плата, издержки по содержанию коллекции, продвижению и рекламе в интернете, текущие затраты на типографию и прочие страховые расходы с ПФР, ФСС и ФОМС. Основные затраты приходятся на аренду помещения, поэтому для снижения издержек рекомендуется задействовать: промышленные объекты, цокольные этажи, полуподвальные помещения в центре города. Так же рекомендуется создать резервный фонд на оплату ключевых затрат (аренда и заработная плата сотрудникам) на один год вперед, это позволит функционировать даже при неблагоприятных изменений рынка и убытках.

Этап 4. Бюджет

В случае деятельности музея с использованием собственного помещения к основным ежемесячным расходам будут относиться следующие затраты:

  • Заработная плата сотрудников;
  • Оплата коммунальных платежей;
  • Затраты на реставрацию;
  • Создание и последующее сопровождение интернет-портала;
  • Услуги полиграфии (распечатка флаеров, афиш, брошюр, проспектов);

Расходы, связанные с приобретением новых экспонатов рассчитать не возможно. Однако, стоит учесть, что иногда экспонаты могут достаться частному музею даром: в таком случае дарителю приятно видеть его вещи в распоряжении музея.

Небезопасно распространять информацию о ценности и денежном эквиваленте коллекций, которые хранятся в музее. Человек может подумать о том, что музей принимаем презенты, и перепродает их по завышенной цене. В таких случаях целесообразно отказаться от предоставления услуг за деньги.

Прибыль музей получает от стоимости посещения выставки, стоимости экскурсий, от благотворительности, от подношений, и в очень редком случае частный музей может получить прибыль от гранта на какой-либо проект. Для того чтобы получать хорошую прибыль и выйти на окупаемость можно прибегнуть к сдаче помещений. Помещения подойдут для сдачи их под презентации либо иные специальные мероприятия.

Чтобы получить максимальную прибыль от содержания частного музея можно заняться сдачей помещений в аренду.

Постоянные расходы и штат музея

Постоянные расходы музея

Статья расходов

Сумма, руб.

1

Коммунальные платежи (в том числе связь и интернет)

15 000

2

Расходы от заказов сувенирной продукции, оптовой покупки книг, каталогов и аксессуаров

45 000

3

Охрана (плюс услуги автоматизированного комплекса защиты и физическая защита)

40 000

4

30 000

Итого:

130 000

Штатное расписание и расходы на персонал:  

  • Директор музея (клуба) — человек с активной жизненной позицией, очень желательно нумизмат, хорошо владеющий темой и располагающий обширными связями в среде коллекционеров — оклад 45 000 рублей; 

  • Бухгалтер-кассир — сотрудник, осуществляющий бухгалтерский учет, ведущий всю финансовую документацию, выполняющий функции кассира — 25 000 рублей, 

  • Помощник бухгалтера-кассира (продавец магазина) — сотрудник, помогающий и подменяющий бухгалтера-кассира, проводящий продажи в магазине — 16 000 рублей, 

  • Менеджер по рекламе  — сотрудник, отвечающий за размещение актуальной информации и поддержание интернет-сайта и социальных сетей — 20 000,00 рублей

  • Мастер чистоты, осуществляет уборку помещений музея — 8 000 рублей. 

Итого расходы на персонал составят 114 000 рублей. Итого расходы с отчислениями в бюджет от ФОТ 147 500 рублей. 

В штатном расписании музея не закладываются должности экскурсовода, делопроизводителя, хранителя фондов, так как функции эти или не нужны, или частично выполняются директором музея, а в большей степени – членами созданного при музее клуба, частными коллекционерами, на платной основе проводящие экскурсионный показ своих коллекций. 

В тоже время, должность хранителя не нужна именно потому, что принцип работы музея-клуба строится на постоянно меняющихся экспозициях, принадлежащих частным коллекционерам, и в отсутствии своих музейных фондов. Сразу оговоримся о схеме премирования членов клуба за проведение экскурсионного показа своих коллекций — определенный процент от выручки, за проведенное мероприятие, думается, будет достаточным стимулом для проведения яркого и запоминающегося показа. Такая организация работы музея, заметим, является абсолютно оригинальной, и, в тоже время, наверняка заинтересует, как минимум, часть коллекционеров как возможностью заработать на показах, так и просто вовлечением их в творческий процесс жизни музея и клуба. Дополнительными статьями дохода и для музея, и для коллекционеров станут возможность платной оценки, а также покупка и продажа монет. Итого ежемесячные расходы на содержание составят 277 500 рублей. 

Месторасположение и помещение для музея

Для музея часто требуется большие пространства и помещения от 300 и до 1000 м². Крупные помещения увеличивают арендную плату и постоянные затраты бизнеса. Особенно издержки по аренде отражаются в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в центре города стоимость 1м² начинается от 10000 руб. Сложность открытия музея в центре заставляет конкурировать с бизнес объектами, офисами с высокой арендной платой. Поэтому часто музеи открываются в бывших промышленных объектах: электростанциях (галерея Тейт Модерн в Лондоне), винзаводе (музей “Винзавод” в Москве). Если помещение небольшое до 300м², то экономически выгоднее будет купить помещение, при больших площадях выгоднее аренда.

Так как музеи относятся к развлекательным заведениям расположение должно быть в места отдыха жителей или посещений туристов

Важной особенностью при выборе месторасположения музея является его пешая доступность, чем ближе он располагается к местам отдыха и оживленного скопления людей тем сможет привлечь большее количество посетителей. Отлично подходят парковые зоны, к примеру, Парк Горького в Москве, где рядом располагается мужей современно искусства “Гараж” и Центральный Дом Художника (ЦДХ), рядом с ВДНХ располагается музей “Космонавтики”, а рядом с зоопарком “Московский планетарий”

Большинство культурных объектов располагается в центре города (более 80% музеев в Москве располагаются в пределах бульварного кольца)
и в непосредственной близости между собой, что создает культурно-развлекательный кластер.

Если вы не располагаете первоначально помещением, то можно делать выставки экспонатов в помещениях других музеев. Для этого необходимо договориться о представлении своей коллекции и ее рекламе.

История и современное положение музеев нумизматики

Нумизматические коллекции относятся к числу самых распространенных, поэтому, интерес к этому направлению достаточно высок. Нумизматика – это и наука, даже, скорее, историческая наука, и, наверное, профессия, но прежде всего — страсть. 

Первые большие коллекции появились во времена Петра Первого, именно он приобретал нумизматические раритеты во время своих европейских поездок. Первый музей нумизматики был открыт в России в 1719 году – это «Кунсткамера». В Москве самые ценные экземпляры монет всегда попадали в Оружейную палату, здесь хранятся уникальные клады, найденные на территории Кремля. 

Могут ли музее нумизматики быть актуальными сегодня

Разумеется, экспозиции могут и должны быть разными, посвященные деньгам разных стран и историческим периодам. Классический вариант — создать экспозицию в духе «Истории денег», подобную той, что уже существует на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Но такой формат почти наверняка будет не очень интересен массовой аудитории, так как будет повторять экспозиции государственных музеев. Более уникальной может, например, стать экспозиция «История цен» с наглядным сравнением, какие предметы можно было купить на те или иные деньги в разные исторические периоды. В условиях нестабильности экономики тема обесценивания денег и инфляции сейчас очень актуальна и наверняка вызовет повышенный интерес. Возможно, выставка, посвященная, предположим, монетам с изображениями природы и животных мира, привлечет гораздо больше посетителей, чем рядовая “История нумизматики” с однообразными стендами, расставленными по принципу хронологии.

Набор монет «Красная книга России»

Дополнительный доход даст и создание при музее специализированного магазина (лавки), где можно будет продавать наборы памятных монет, магниты с изображением монет и банкнот, сувенирные тарелки с изображением редких монет; сувенирную продукцию с символикой музея, книги, посвященные нумизматике и бонистике, а также аксессуары, необходимые для коллекционирования. Также можно привлечь к сотрудничеству умельцев, которые занимаются чеканкой монет. Услуга оценки стоимости монет тоже будет нелишней и тоже обеспечит дополнительный доход. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector