Каскадер это кто такой, особенности профессии, чем занимается

Содержание

  • Слайд 1

    Выполнил ученик 6 ’’Г’’ класса
    ГБОУ СОШ № 152
    Тухачевский Евгений

  • Слайд 2

    Профессия каскадера заключается в выполнении трюков при съемке фильмов.

    По сути, это направление деятельности лежит на пересечении спорта и актерского искусства. Как правило, каскадер появляется в кадре для выполнения сложной сцены, подменяя актера. Для того, чтобы зрителю была незаметна подмена, каскадера подбирают по комплекции похожего на того актера, за которого он собирается выполнять трюк, гримируют и одевают соответствующим образом, при съемках применяют общие виды, когда с одной стороны сцена выглядит более эффектно и в то же время не видно лица выполняющего трюк. Часто каскадеры и полностью выполняют небольшие роли, в которых больше трюков, чем актерской игры.
    Из-за высокого риска и серьезных требований к каскадерам профессия является достаточно высокооплачиваемой. Профессиональные каскадеры – это очень небольшая группа людей, в России их около ста человек.

  • Слайд 3

    Для этой профессии необходимыми требованиями являются: хорошая физическая подготовка и совершенное владение своим телом, умение управлять техникой (автомобилем, вертолетом и т.д.), а также, безупречное знание и соблюдение техники безопасности.
    Существует мнение, что профессия каскадера постепенно вытесняется современной компьютерной графикой, но полностью заменить их работу не удастся, и пока в фильмах играют настоящие актеры, в опасных сценах их будут подменять настоящие каскадеры.

  • Слайд 4

    Наиболее часто каскадеры привлекаются в фильмах для выполнения следующих сцен:
    прыжки с парашютом; управление самолетом, вертолетом и другой техникой; экстремальное вождение, верховая езда, сцены с открытым огнем, акробатические трюки, фехтование; драки, падения, сцены на большой высоте, прочие случаи, когда есть риск получения травмы.
    Каскадеры-универсалы, способные выполнить любые трюки из вышеперечисленных групп, встречаются крайне редко.
    В основном, каскадер специализируется на одном направлении и доводит свое мастерство до высочайшего уровня. И именно мастерство каскадера-профессионала позволяет снять за один дубль сложную сцену, да и многие сцены с трюками, которые просто невозможно (или очень дорого) снимать несколько раз, например, пожар или взрыв дома, так как объект съемки уничтожается во время трюка.

  • Слайд 5

    1) Сколько получает каскадер? 2) Как стать каскадером? 3)Всемирноизвестныекаскадеры.

    Сколько получает Каскадер?Оплата труда: гонорарная. Зависит от сложности выполняемого трюка и бюджета художественного фильма или рекламного ролика. От $200 за участие в съемках одного сюжета.
    Как стать каскадером?Профессиональные курсы
    Всемирно известные каскадеры
    Некоторые актеры мирового уровня начинали свою карьеру именно как каскадеры. Яркими примерами могут послужить Джеки Чан и Жан Маре.

  • Слайд 6

  • Слайд 7

  • Слайд 8

  • Слайд 9

Посмотреть все слайды

Зарплата

Стать каскадером в России вполне реально. Но позволит ли эта профессия жить безбедно? Ответ: да, вне всякого сомнения. Каскадер, который уже достиг определенного стажа, может зарабатывать в Москве больше ста тысяч рублей, чуть меньше доход его будет в Санкт-Петербурге. И это только средняя зарплата. Ограничений нет никаких. Только за один трюк каскадер получает порядка десяти тысяч рублей. Новичок, разумеется, гораздо меньше, но это прекрасный стимул двигаться вперед и развиваться.

Драки, батальные сцены

ТРЮКОВАЯ СЦЕНА СТОИМОСТЬ в РУБ. Кол-во дублей
1 Поединки, драки, бои без оружия. 7500 нет
2 (а) Поединки, драки с падениями и акробатическими отыгрышами 9000 нет
2 (b) То же с применением оружия, предметов От 9000 нет
3 Батальные сцены, бои, сценическое движение в массовых сценах От 9000 нет
4 Подготовка и тренировка актера (1 занятие) От 4500 нет

Примечание: Усложняющими условиями при выполнении трюковой работы является: наличие вблизи животных, взрывы, открытый огонь, разрушающиеся декорации и т.п., сложный рельеф местности – высота, горы, вода, движущийся транспорт.

Падения и прыжки

ТРЮКОВАЯ СЦЕНА СТОИМОСТЬ в РУБ. Кол-во дублей
1 Прыжки с высоты до 3-х метров. От 12000 нет
2 Прыжки с высоты до 3-х метров (без страховки) От 15000 нет
3 Падения с высоты до 3-х метров (без страховки) От 18000 нет
4 Падения с высоты до 5 метров 12000 нет
5 То же, с высоты от 5 до 10 метров 18000 нет
6 То же, с высоты от 10 до 15 метров 36000 1 дубль
7 То же, от 15 метров и выше – от 600 у.е. из расчета надбавки в размере 10 % за каждый метр высоты. …… 1 дубль
8 Падения и прыжки, выполняемые с движущихся предметов, транспорта (в зависимости от высоты транспортного средства и скорости движения) – прыжки не менее

– падения не менее

12000

15000

нет

Примечание: Усложняющими условиями при выполнении падений и прыжков являются: плохие метеоусловия (сильный ветер, дождь), выполнения трюка в декорацию, стекла, с предметами в руках; работа среди животных, движущихся транспортных средств, взрывов, на ограниченную страховочную площадку.

Трюки и работа на высоте

ТРЮКОВАЯ СЦЕНА СТОИМОСТЬ в РУБ. Кол-во дублей
1 Трюки и работа, выполняемая на высоте до 5-ти метров 7500 нет
2 То же, на высоте до 10-ти метров От 10500 нет
3 То же, на высотах выше 10-ти метров От 18000 нет

Примечание: Усложняющими условиями при выполнении высотных трюков являются: плохие метеоусловия (ветер, осанки, низкая температура, ограниченная видимость (туман, дым, ночные съемки))

Перечень обязанностей

Основная задача каскадера – выполнять такие действия, которые неподготовленному человеку не под силу, могут стать причиной серьезных увечий и даже летального исхода. Количество обязанностей представителя этой профессии зависит от места и специфики его работы (универсал или узкопрофильный, исполнитель или постановщик).

Рядовой каскадер обязан:

  • Выполнять трюки, дублировать актеров в процессе съемок кинофильма, в ходе спектакля, фестиваля, шоу.
  • Подробно изучать план исполнения трюкового номера и неукоснительно придерживаться всех его пунктов.
  • Вместе с организатором сцены подбирать нужные устройства и средства страховки, определять место и время их установки.
  • Рассчитывать количество тренировок согласно уровню сложности номера. Не пропускать репетиции.
  • Беспрекословно выполнять требования старшего каскадера в ходе исполнения трюка. В свою очередь старший каскадер должен подчиняться организатору съемки.
  • Соблюдать все рекомендации пиротехников и прочих специалистов касательно техники безопасности выполнения трюковых номеров, применения спецэффектов, определения границ безопасной зоны, мест для взрывов и так далее.
  • Изучать российский и мировой опыт каскадеров, постоянно заниматься саморазвитием, повышать квалификационный уровень, регулярно тренироваться, сдавать необходимые тесты, вовремя проходить медосмотры.

Старший каскадер должен:

  • Выполнять самые сложные номера.
  • Принимать участие в проектировании новых трюковых сцен.
  • Руководить деятельностью каскадеров и организовывать съемку сцены.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТУДИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТРЮКОВЫХ СЪЕМОК.

Партнерство АНО СК СТАНТ И Студия VARVARA-STUNT гарантируют полное обеспечение процесса съемки экшн сцен любого жанра. Все наши Постановщики трюков и каскадеры являются членами «ГИЛЬДИИ КАСКАДЕРОВ РОССИИ» Наша цель: Организовать, исполнить и снять трюковые сцены, максимально зрелищно, при этом безопасно, и не затягивая съемочный процесс. Задать вопросы по вашему Заказу и стоимости услуг,
Вы можете по телефону:

+7(916)167 88 12

,В своей работе мы руководствуемся следующим:

  • Активная работа в подготовительном периоде, безусловно экономит дорогостоящее время на площадке во время съемочного процеса. Поэтому координаторы-постановщики Студии именно в подготовительном периоде работают со всеми цехами (режиссерским, операторским, гримерным, костюмерным, реквизиторским и т. п).
  • Крайне важна работата со сценарием, совместно с режиссером и оператором. Создание расскадровки организует съемочный процесс, дает понятие о объеме (по кадрам) трюковой сцены, а так же о том, сколько камер необходимо. Расскадровка так же определяет методы съемки, становится ясно нужен ли кран, грип или рельсы.
  • Не менее важна совместная работа с локейшн по подбору мест для трюковых съемок (почти всегда мы готовы предложить варианты различных мест для съемок экшн сцен: дороги, мосты, крыши и т. п). Всегда мы готовы помочь в получение разрешений на трюковые съемки, предоставить необходимых документов и сертификатов, которые ускоряют и облегчают процесс согласований.
  • От подготовленности актеров к участию в трюковой сцене, зависит, поверит ли зритель в происходящее, поэтому, мы готовим актеров к трюковым съемкам в специализированном зале Студии (вырабатываем моторные навыки в драках, сценах фехтования, обучаем падениям, стрельбе, владению холодным оружием, работе с риггингом(полеты на тросах), конным проскачкам, пластике сценического движения, необходимого для тех или иных экшн сцен) и т. п. А так же заранее снимаем мастер-планы экшн сцен, для последующего ускорения съемочного процесса.
  • Для качественной съемки экшн сцен мы гарантируем полное техническое обеспечение съемок в т. ч.: использование новейшего трюкового оборудования, обеспечение съемочной группы игровым авто, мото, и водным транспортом, дрессированными животными (лошадьми, медведями, собаками и т. п. ), предоставление операторских машин, специально подготовленных для съемок экшн сцен.
  • Студия имеет свой штатный сплоченный коллектив: постановщиков трюков, каскадеров, пиротехников, специалистов по спецэффектам. А так же свою техническую базу. Поэтому мы не выступаем посредниками и не привлекаем специалистов из других организаций, и не берем в аренду оборудование, тем самым экономим продюсерский бюджет и полностью контролируем подготовительный и съемочный процесс съемки экшн сцен. Вместе с тем, нашими услугами пользуются многие каскадерские групп, работающие в облати трюкового кино, тем самым еще раз подтверждая профессионализм наших постановщиков и каскадеров.
  • От профессионализма координатора-постановщика экшн сцен и каскадеров, зависит не только красота «картинки», но так же безопасность всех членов съемочной группы, сохранность дорогостоящего оборудования, находящегося на площадке, а, зачастую, и, жизнь исполнителей трюковых сцен. Наша Студия объединяет опытнейших координаторов-постановщиков и каскадеров, именно это гарантия высококлассной и безопасной работы с нами.
  • Координаторы-постановщики Студии имеют опыт операторской и режиссерской работы. Именно это привело к возможности создания second unit для ускорения съемочного процесса экшн сцен. На многих проектах Студии в экшн сценах координаторы-постановщики выступали в роли режиссеров-операторов. Так же всегда постановщики трюков помогают в монтаже экшн сцен.
  • В современном кино в экшн сценах, зачастую участвуют актрисы. Именно это привело к созданию единственной женской группы каскадеров, возглавляемой первой женщиной каскадером Варварой Никитиной. Каскадерши Студии наравне с мужчинами каскадерами выполняют любые сложно технические трюки. Другие каскадерские группы состоят только из мужчин, поэтому, наши каскадерши сотрудничают со всеми профессиональными группами каскадеров.

Востребованность профессии

Кинематограф сегодня находится на этапе активного развития. Фильмы насыщаются спецэффектами и сложными трюками. Следовательно, профессия каскадера еще долго будет сохранять перспективность.

Наиболее востребованы каскадеры с типичной внешностью и не очень выразительными чертами лица – условные «серые мышки». Это дает возможность максимально качественного перевоплощения в разных героев и позволяет дублировать многих актеров. Вместе с тем даже с яркой внешностью каскадер без работы не останется. Конечно, найти актера похожего типажа будет сложнее, но вполне реально.

Стремительный технологический прогресс породил мнение, что эту профессию вскоре вытеснит современная компьютерная графика. Однако полностью заменить человека не получится. До тех пор, пока в кино играют живые актеры, в сценах повышенной опасности их будут дублировать каскадеры.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия каскадер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Где этому учат

Прежде чем разобраться, где пройти обучение, следует понимать, какие профессиональные требования применяются к каскадерам:

  • Хорошая физическая подготовка и отсутствие хронических заболеваний.
  • Отсутствие боязни риска и опасности.
  • Наличие высокого уровня ответственности.
  • Полное ознакомление с правилами техники безопасности и готовность их точного выполнения.
  • Наличие регулярных тренировок и занятий спортом в повседневном расписании дня каскадера.
  • Целеустремленность.
  1. В случае совпадения и наличия всех вышеперечисленных профессиональных требований следующим этапом на пути к профессии каскадера является прохождение обучения в цирковом училище по акробатическому направлению.
  2. Далее необходимо пройти курсы актерского мастерства, получить соответствующую квалификацию и пройти пробы в кино.

Обучение на Каскадера

Каскадёрами обычно становятся молодые мужчины, имеющие хорошую спортивную или цирковую подготовку: гимнасты, акробаты, конные спортсмены.

Существует Школы каскадёров, например, «Империя кино», где готовят профессиональных каскадёров. Но и сюда приходят люди спортивно подготовленные. Занятия в школе проводятся профессиональными каскадёрами и включают в себя следующие аспекты:

  • акробатика
  • высотная подготовка
  • подводная подготовка
  • владение огнестрельным оружием
  • работа с пиротехникой
  • трюки с горением
  • навыки падения
  • единоборства
  • владение холодным оружием

Каскадеры, получившие травмы

Олег Савосин

Олег Савосин Одним из первых советских каскадеров стал Олег Савосин (1927 — 2008), впервые снявшийся в «Неуловимых мсителях» (1965). В последующие годы он для разных фильмов поставил сотни трюков, большинство из которых делал сам. Последний раз он исполнял трюк на съемках в 1985 году, но упал с крыши, сломал обе ноги и решил завязать с каскадерством. Савосин был и актером, игравшим, как правило, эпизодические отрицательные роли.

Дэвид Холмс

Дэвид Холмс Дэвид Холмс — английский актер и каскадер, получивший известность как дублер главного героя в фильмах о Гарри Поттере. В 2009 году, в возрасте 27 лет, Дэвид неудачно выполнил трюк, получил тяжелейшую травму и ныне парализован.

Ларри Риппенкрюгер

Ларри Риппенкрюгер Ларри Риппенкрюгер — каскадер, дублер Брюса Уиллиса в фильме «Крепкий орешек». Во время исполнения одного высотного трюка, Ларри сорвался, упал на асфальт, сломав при этом руки и кости лица.

Каскадеры – как падать, драться, гореть и жить в кадре

Что собой представляет профессия каскадёр и что мы знаем о людях, благодаря которым в кино возникают зрелищные сцены? Очень часто они выполняют рискованные трюки, а на экране блистают знаменитые актеры. Пора заглянуть за кадр и узнать всю подноготную каскадерской работы.

Знакомьтесь, наш новый герой – Климентий Шрубов, мастер спорта по таэквондо, бронзовый призер чемпионата Европы по таэквондо, девятикратный чемпион Беларуси по этому виду единоборств, тренер, каскадер с семилетним стажем, который снимался более чем в 30 картинах.

Когда я состоял в национальной команде по таэквондо, у нас как-то раз была тренировка, на которую пришел председатель Ассоциации каскадеров и трюкового искусства Королев Роман Иванович и увидел, как мы работаем. А таэквондо – очень зрелищный вид спорта, мы, как монахи шаолинь, крутимся, деремся, отрабатываем технически сложные удары. Так нас позвали на первый кинопроект.

У нас в ассоциации постоянно проходят тренировки и кастинги, особенно перед значимыми событиями. К примеру, когда приезжают персоны масштаба Арнольда Шварцнеггера, Дольфа Лундгрена. На кастинге нужно предварительно показать то, что требуется выполнить в кадре. Все наши люди – спортсмены, многие имеют титул мастера спорта. Попасть просто так с улицы, если ты ничего не умеешь, понятное дело, вряд ли получится. Также есть некоторые ограничения: если у вас на теле татуировки, то вряд ли вы будете сниматься в военных фильмах с голым торсом.

Если бы снимали очень качественный материал, то было бы обидно. Но поскольку у нас часто делают всё наспех и лишь бы быстрее отснять, то порой даже радуешься, что тебя не видно.

Горение. Дело было два года назад, к нам приезжали снимать казахский фильм «Дорога к матери». Я играл советского военного-огнеметчика, немец выстрелил в мой огнемет, который загорелся и взорвался. Перед словами «камера, мотор» сердце сильно стучало, а когда горел, то уже не переживал так.

В целом бывает страшновато, но потом понимаешь, что на тебя смотрят такие каскадеры как Деркач, который выполнял трюки еще в фильме «Бумер», и понимаешь, что надо работать.

Довольно плачевно. Сейчас практически вся белорусская гильдия снимается в русских сериалах, которые обычно смотрят бабушки и дедушки по российским каналам. А в Беларуси проекты если и есть, то те кадры, которые надо делать два дня, снимаются за десять минут, потом все склеивается и получается не очень качественная работа.

Еще несколько лет назад у нас было 30-40 проектов в год, а съемочный день в среднем стоил 300 долларов плюс надбавки за степень сложности трюков. Сейчас средний ценник составляет 100-150 долларов за съемочный день. В основном сюда приезжают снимать русские, потому что у нас это делать гораздо дешевле. Иногда работаем практически за спасибо, чтобы не потерять связи. Недавно снимались в последнем «Снайпере» почти на голом энтузиазме. При этом доводится выполнять достаточно сложные трюки. Так снимали падения на старом заводе, где повсюду ржавые штыки и работать достаточно опасно.

Понимаете, здесь мы снимаем одной камерой, а там – четырьмя. Соответственно, западные специалисты за несколько часов четырьмя камерами снимают сцену, на которую у нас уходит несколько дней.

Я не очень люблю боевики и ужастики. Предпочитаю комедии, мелодрамы. Из белорусского кино могу вспомнить «Брестскую крепость».

В каскадерской деятельности такого нет. У нас слаженная команда, и все поддерживают друг друга на съемочной площадке. К примеру, вы знали, что сами каскадеры, а не съемочная группа, бегают на площадке с огнетушителями и тушат друг друга? А в спорте суеверия все-таки есть. К примеру, считается нехорошей приметой брать щитки человека, который в этот день проиграл бой.

Ходить на те же тренировки. Например, я работаю тренером, и в свободное время можно собраться в нашем зале, отработать удары, падения. Мы также ставим удары актерам, которые приезжают на съемки. К примеру, работали с Сергеем Горобченко («Бумер»), Дмитрием Власкиным (Димас из сериала «Физрук», «Созвездие стрельца»), Любовью Аксеновой («Мажор»). Однако с актерами достаточно сложно иметь дело. Чем больше человек «звезда», тем более он неприкосновенен, и если мы делаем драку, то до него нельзя и дотронуться.

Пожалуй, сниматься не только в неоднозначных российских сериалах, но и дождаться, пока наш «Беларусьфильм» проснется, а отечественная киноиндустрия поднимется. Тогда можно было бы развиваться здесь, а не снимать для соседей.

Что нужно знать о профессии?

  • Однако стоит сказать, что не всякий каскадер может сниматься в кино. Обычно подбираются такие актеры, которые будут чем-то напоминать ведущих актеров, которых они и будут страховать. Ведь даже во времена высоких технологий, живого человека заменить будет очень трудно.
  • Сама по себе профессия каскадер относится к творческой и отдельные специалисты даже становились известными актерами, например, Джеки Чан или Жан Маре. Самое главное – быть смелым, готовым к разумному риску человеком, уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации. Чаще всего, в каскадеры приходят люди, ранее являющиеся профессиональными спортсменами.

Погибшие каскадеры

Андрей Ростоцкий

Андрей Ростоцкий Андрей Ростоцкий (1957 — 2002) в качестве каскадера дебютировал в фильме «Они сражались за Родину», где его герой погибал под гусеницами танка (по сей день этот трюк никем не повторен). Погиб, выбирая место для съемок трюков фильма, — сорвался с 30-метровой скалы.

Дар Робинсон

Дар Робинсон Вышеупомянутый нами каскадер, побивший 19 мировых рекордов и первым в мире исполнивший десятки трюков, за двадцать лет работы каскадером имел очень мало травм. Хотя исполнял сложнейшие трюки: прыгал с 30-метровой высоты в воду и с башни Торонто (о чем мы говорили выше), падал с 95-метровой высоты (на подушку безопасности) и многие другие. Дар Робинсон погиб 21.11.1986 года, выполняя трюк на съемках фильма «Тайна миллионов долларов», — он ехал по горной дороге на мотоцикле, не успел затормозить перед поворотом и сорвался со скалы.

Джон Бернекер

Джон Бернекер Джон Бернекер — каскадер, снявшийся в десятке фильмов. В июле 2017 года, на схемках сериала «Ходячие мертвецы», выполняя трюк, он упал с 8-метровой высоты на бетонный пол и был госпитализирован. Спасти его не удалось.

Арт Шолль

Арт Шолль Арт Шолль (1931 — 1985) — американский каскадер, выполнявший трюки на самолетах. Во время съемок боевика «Лучший пистолет» он, сидя за штурвалом самолета, делал вертикальный поворот с постепенным снижением, но не справился с управлением, опустился ниже допустимого уровня и упал в океан. По сей день ни тело Шолля, ни самолет так и не были найдены.

Джой Харрис

Джой Харрис Джой Харрис — канадская каскадерша, погибшая на съемках фильма «Дэдпул-2». Она выполняла трюк на мотоцикле, не справилась с управлением и на большой скорости врезалась в витрину магазина.

Что можно сказать в заключение? На мой взгляд, профессия каскадера — это и спорт, и актерская игра в одном флаконе, приправленные изрядной долей риска. Хочется пожелать этим безрассудным, но очень талантливым людям, всегда изумлять нас своей работой, оставаясь при этом целыми и невредимыми.

Положительные и отрицательные стороны профессии

Каскадер в ежедневной своей работе сталкивается с ситуациями, которые положительный или отрицательный эффект. А именно, рассмотрим плюсы и минусы каскадерской профессии.

Начнем с плюсов:

Это профессия относится к разряду творческих мальчишеских занятий, мечта из детства;
Отсутствие офисной рутины;
Постоянные новые проекты;
При востребованности, специалист получает хорошие гонорары;
Велика вероятность стать знаменитым;
Возможны частые путешествия в составе съемочной группы;
С помощью ведения блогов, можно привлечь дополнительное внимание к своей персоне.

А теперь несколько пунктов, которые относятся к издержкам профессии:

  1. Это занятие связано с повышенным риском для жизни и здоровья каскадера;
  2. Сложно найти постоянную работу, так как предложений данных вакансий не много на рынке труда;
  3. Возможны профессиональные застои.

Описание профессии

Как уже упоминалось, каскадеры – это прошедшие особую подготовку исполнители трюков. Их делят на 2 категории:

  • Универсальные. Они выполняют задачи любой сложности: скачут на лошади, участвуют в автогонках, тушении пожаров, рукопашных боях, а также прыгают с высоты и ныряют на глубину.
  • Узкопрофильные. Делают трюки только одного типа и уровня сложности.

Стать профессионалом, за которым будут выстраиваться в очередь ведущие кинокомпании, можно, выбрав только какой-либо один вид. Казалось бы, чем больше каскадер умеет, тем он ценнее для работодателя. Оказывается, не все так просто. Например, чтобы мчаться на автомобиле с огромной скоростью, при этом преодолевая возникающие на пути препятствия, нужно быть виртуозным водителем с большим опытом. На оттачивание такого умения могут уйти годы. Дублеры, которые задействованы в трюках с лошадьми, тоже должны постоянно упражняться в верховой езде и дрессировать животное. Высокий уровень профессионализма ценят больше, чем универсальность, ведь он дает возможность отснять сцену одним дублем

К примеру, пылающее и разрушающееся здание крайне важно снять сразу, так как повторы обойдутся очень дорого

Каскадеры работают со специальной страховкой, реквизитом и декорациями. При необходимости они могут сами изготавливать их. Подготовка сложного трюка, который зритель будет видеть какие-нибудь 2–3 секунды, проходит поэтапно. Каждый из них тщательно прорабатывается, чтобы предусмотреть и предотвратить все вероятные риски.

Профессию каскадера относят к редким. В Российской Федерации их всего порядка 100 человек. Принято считать, что трюки в фильмах могут делать исключительно молодые мужчины. Но женщины тоже неплохо справляются с такими заданиями. Один из наиболее ярких примеров – Варвара Никитина. Она не только настоящий профессионал-исполнитель, но и постановщик. Среди самых известных работ: «Зверобой», «Дневной дозор», «Доктор Живаго», «Полицейская академия – 7: Командировка в Москву», «Любовь в большом городе – 2», сериалы «Кухня», «Тайный знак», «Закрытая школа». Варвара – первая женщина-каскадер в России, которая официально признана представительницей этой сложной профессии и состоит в каскадерском обществе.

«Претензий не имею»

этой истории странное, почти мистическое продолжение: через несколько дней в реальной автокатастрофе разбился и Дедюшко. Об актере знают все. О его смерти сообщалось в новостях, есть сайт его памяти в интернете. Известно даже, что сериал потом снимали без него, взяв на место погибшего как две капли воды похожего человека. Что касается каскадера, то интернет не выдает даже его имени…

Каскадера звали Александр Морин. Со мной согласился пообщаться его брат-близнец, Сергей Морин (Дракон). На съемках «Албанца» они работали вместе.

— Это был какой-то нехороший фильм, полоса неудач. В первый день пришли — актера нет, во второй день — оружия нет. В том роковом трюке должна была работать «девятка», а вместо нее пригнали «семерку». Да еще снимали в пяти метрах от кладбища — плохая примета. Я как-то рядом с больницей работал — и голову разбил. А тут кладбище…

— А о чем была снятая сцена?

— Вообще-то ее должен был играть я. Это была маленькая роль. Мы как бы везем пленника. Дедюшко, бывший полицейский, переодетый дорожным рабочим, перегородил путь. Я выхожу из машины, Дедюшко меня задерживает, берет в заложники. А водитель дает по газам и сбивает обоих. Только вместо меня в тот день снялся брат.

— Почему?

— Постановщик спросил: у кого из вас нога железная? А у меня штырь в ноге — сломал, когда с восьмиметровой вышки прыгал: мимо мата пришел. Ну, говорит, давай тогда пусть он делает. Я за брата совсем не волновался. Ну, говорю, пока, Сань, увидимся в следующей жизни. Пошутил, блин.

— Так что произошло? Он что-то неправильно сделал?

— Да нет, это постановщик виноват. Мне кажется, он вообще первый раз в жизни ставил сбивание. Такие трюки делают на скорости двадцать километров, не больше, а он дал все пятьдесят. И не притормозил. И еще эта «семерка». Через «девятку» он бы перелетел, поломался бы, конечно, но жив бы остался. А тут ударился в лобовое стекло — перелом черепа, две недели пролежал в коме.

— А что постановщик? Он, наверное, должен был понести какую-то ответственность?

— Да нет, я его отмазал.

— Ты???

— Ну да, написал, что претензий не имею. Он мне сказал: ну вы же сами понимали, на что идете? Ну да, понимали… Я тогда подумал: какая разница, брата все равно не вернешь. Не такой я человек, чтобы кого-то в тюрьму сажать.

— И что теперь?

— Да ничего, работает потихоньку. Так больше мне ни разу и не звонил…

Дракон — очень хороший парень, простой, наивный и добрый. Братья пришли в кино, как многие каскадеры, из спорта: у себя в Волгограде занимались акробатикой и тхеквондо. Но мечтали сниматься в кино, как Джеки Чан. Сергей первым поехал в Москву, спросил, где «Мосфильм», пришел туда в надежде записаться в каскадеры, но там все было очень сложно, нужны пропуска. Хотел попытать счастья и перелезть через забор, но тут кто-то рассказал, что есть школа каскадеров «Мастер» на берегу Сетуни, в пяти минутах от «Мосфильма». Сергей пришел туда. Был готов работать кем угодно. Его поставили строить декорации на базе, таскать бетон, убирать территорию. «Чтобы стать каскадером, это надо заслужить», — сказал преподаватель школы Игорь Панин. Потом к Сергею приехал брат, они остались жить на базе и потихоньку осваивали профессию. К ним там все привыкли, прозвали их Джеки Чанами.

— Я когда сломал ногу, мне ребята говорят: ничего, мол, нормально, не поломался — не Джеки Чан. Вон и у Панина скула сломана, лицо все в шрамах. Сейчас я понимаю, что ломаться не обязательно, наоборот: один раз облажался — потом долго не зовут на съемки.

— А никогда не хотелось стать актером? Чтобы никого не дублировать, чтобы тебя все знали…

— Да ну, зачем это? Актер — это человек, от которого ничего не зависит. Возьмут на роль — не возьмут, скажут, типаж не тот, фигура не подходит. Взятки давать, с продюсерами спать — это, конечно, больше про актрис, хотя, говорят, они теперь и мальчиков любят. А каскадер может сам себя сделать. Чего добьешься — столько ты и стоишь. Меня дома, в Волгограде, все уважают, знают, что я не актер какой-нибудь, а честный каскадер.

Учеба


В России специализированных учебных заведений для подготовки каскадеров очень мало. Поэтому чаще всего в эту профессию идут люди, которые уже имеют узкопрофессиональные знания и навыки в сфере обычного и экстремального спорта или единоборств. Обучаться можно, например, в одной из таких школ:

  1. Студия Varvara-Stunt (Москва). Продолжительность учебного курса – полгода. Сюда принимают актеров-новичков, которым уже исполнилось 18 лет. Здесь можно получить дополнительные знания и навыки в конном спорте, пиротехнике и фехтовании.
  2. Школа-студия «Трюк» (Москва). Преподавателями тут работают специалисты, за плечами которых есть практический опыт на съемочных площадках.
  3. Школа каскадеров при кинематографической студии «Империя кино» (Санкт-Петербург). Продолжительность учебного курса – 1 год. Частота занятий – еженедельно. Выпускники этой школы становятся опытными каскадерами. Они могут не только профессионально исполнять трюки, но и ставить их.

Учащиеся перечисленных заведений получают возможность дополнительно прослушать краткий курс о кинематографии. Он необходим для повышения уровня компетентности будущего дублера.

Каскадером вполне может стать циркач

Желающим получить такую профессию рекомендуется обратить внимание на Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М

Румянцева (Карандаша). Для поступления туда абитуриенту нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе и истории. Также предусмотрен творческий конкурс.

Уровень оплаты труда

Зарплату каскадера называют гонораром. На его величину влияют профессионализм специалиста, наличие опыта работы, степень сложности выполняемого трюка и бюджет фильма. Приведем несколько примеров. Новичок за один трюк может заработать 5 тысяч рублей. Опытный получит за ту же работу примерно 9 тысяч рублей. У постановщика трюков – «ставка», размер которой стартует от 15 тысяч рублей. Работа с огнем относится к категории повышенной сложности. За нее готовы платить 60 тысяч рублей.

Если говорить о среднестатистическом месячном доходе каскадера, в Москве он составляет порядка 100 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге платят чуть меньше – примерно 95 тысяч рублей.

Из истории

Профессия «каскадер» появилась в период активного развития кинематографа – в то время, когда начали снимать фильмы с трюками высокой сложности. Сюжеты первых лент были довольно простыми, поэтому актеры в кадре все делали самостоятельно. Усложнение фабулы повлекло за собой повышение опасности кинотрюков и, соответственно, необходимость замены в некоторых моментах актера каскадером. В советском кино дублеры впервые были задействованы в комедии «Веселые ребята». К помощи спортсменов прибегли, чтобы максимально реалистично снять сцену драки оркестрантов.

Удивительно, но многие актеры раньше категорически отказывались от дублирования. Они хотели выполнять трюки сами во что бы то ни стало. Такое безрассудство стоило некоторым из них жизни. В процессе съемки опасных сцен трагически погибли актеры Инна Бурдученко и Евгений Урбанский. В 1960 году Инна, которой в тот момент исполнился всего 21 год, играла в ленте «Цветок на камне». По сценарию она должна была спасти из горящей деревянной постройки знамя. Неизвестно, отказывалась ли она от дублера, но именно эта сцена стала для нее роковой. В момент, когда она выбегала из пламени, произошло обрушение горевшего дома. Получив серьезные ожоги почти 80 % тела, она умерла в больнице. Последним фильмом для Евгения стала картина «Директор». По замыслу режиссера, он должен был мчаться на автомобиле через песчаные барханы. На одной из дюн машина неожиданно перевернулась – актер получил травмы, из-за которых скончался по пути в больницу.

После таких трагедий актерам, не имевшим специальной подготовки, строго запретили самостоятельное выполнение сложных трюков, которые предполагали риск для жизни. Дублерами раньше могли становиться, как правило, спортсмены или циркачи. Сегодня же действуют школы каскадеров, где можно получить необходимую для работы подготовку. Там преподают боевые искусства, верховую езду, учат стрелять, обращаться с пиротехническими средствами, практикуют трюки на высоте, под водой, с горением и так далее.

Подведем итоги

Нам удалось ответить на вопрос: «Каскадер это кто такой?». Благодаря сегодняшней статье, мы узнали, чем занимается представленный специалист, каковы основные плюсы и минусы трудовой деятельности каскадера, где можно обучиться данной специальности.

Наша статья будет полезна детям, которые любят риск и хотят направить свою любовь к опасности в полезное русло.

Источники

  • https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/kaskader.html
  • https://FB.ru/article/418843/kak-stat-kaskaderom-bez-riska-dlya-jizni
  • https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/professii/kaskader/
  • https://www.profguide.io/professions/Kaskador.html
  • https://oksait.ru/professiya/kaskader-kto-eto/
  • https://okobzor.ru/professii/kaskader/
  • https://varvarastunt.ru/?an=praiss
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/959594
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector