20 важнейших деятелей в сфере освоения космоса

Космос, слышу тебя хорошо!

Разумеется, фраза «посылать ракеты и управлять спутниками с Земли» не столь романтично звучит, как слова «быть космонавтом», но это тоже нужная профессия, причем здесь и не требуется стопроцентного здоровья! К тому же очень интересно управлять махиной весом в несколько тонн, сидя при этом в пункте управления в десятках тысяч километров от спутника.

Как выглядит современный пункт управления, думаю, никому не надо объяснять – репортажи из Центра управления полетами видели все. А вот чем занимаются инженеры в ЦУПе?

В фантастических фильмах недавнего прошлого управление космическим кораблем представлялось как несколько нажатий на кнопки и рычаги, после чего огромный корабль немедленно приобретал огромную скорость и исчезал в черных глубинах космоса. На самом деле всё не так волшебно, а гораздо прозаичнее.

Инженер – всегда инженер. И его задача – не жать на кнопки-тумблеры в нужный момент (это скорее задача оператора), а проектировать или обслуживать технику, которая и позволяет запустить ракету с космодрома или управлять полетом спутника или космического аппарата. А еще многие инженеры работают над тем, чтобы через спутники миллионы землян получали доступ в Интернет, смотрели на экранах телевизоров спутниковое телевидение, могли подать сигнал бедствия с помощью спутникового телефона или просто связаться с родными на другой стороне земного шара. Это и есть работа инженеров по спутниковым коммуникациям. Разные ее фрагменты изучают почти все будущие радиоинженеры и связисты.

Потенциальный покоритель космического радиоэфира должен знать:

  • основы связи;
  • теорию космических радиолиний;
  • теорию и практику антенн космической связи;
  • приемную и передающую аппаратуру;
  • принципы построения радиосетей передачи данных, систем управления.

А кроме того – неплохо разбираться в распространении радиоволн и знать требования к бортовой и наземной радиоаппаратуре.

И еще раз, самое главное: инженер должен быть инженером! То есть к знаниям просто необходимо приложить смекалку, творческий ум и недюжинное желание во всем разобраться и освоить. Казалось бы – это-то зачем, всё равно не подпустят к пульту управления, а у инженеров чаще всего есть подробные инструкции, как и что делать в разных ситуациях. Но в космической связи всё далеко не просто и не тривиально: человек плохо знает океан – и еще хуже он знает космос. Любая ошибка, любой просчет инженера – и целая область на Земле может остаться без связи. И ладно еще, если без Интернета или без сигналов телевидения (хотя как посмотреть: пользователи и провайдер будут очень расстроены) – ошибка может привести к тому, что нельзя будет послать сигнал SOS или вызвать помощь по телефону. Бывает и так, что в сети связи выходит из строя один из спутников и необходимо наладить работу через остальные и в довольно короткий промежуток времени – все эти задачи нужно решать инженерам. А этому не учит ни один, даже самый лучший вуз.

Поэтому идти в инженеры по спутниковым коммуникациям лучше только тем, кто не мыслит свою жизнь без технического творчества и смекалки. Банальностям в околокосмической отрасли не место. Более того, только умение мыслить не как все, умение иногда быть оторванным от реальности и уноситься в бездны фантазии (в разумных пределах, конечно) может помочь достичь чего-то выдающегося.

Обратный отсчет: училища и вузы для абитуриентов и школьников

Профессия: инженер

Центры обучения: Московский авиационный институт, Московский государственный технический университет им. Баумана, профильные факультеты и кафедры МФТИ, МГУ, СПбГУ, НГУ или другого хорошего университета или института страны. После вуза крайне желателен опыт работы на предприятиях ракетно-космической отрасли – РКК «Энергия», ГКНПЦ им. Хруничева, НПП «Звезда», НПО «Энергомаш», ИСС им. Решетнева, НПО им. Лавочкина и т. д.

Профессия: летчик

Центры обучения: Ульяновский институт гражданской авиации (филиалы в Сасово и Красном Куте), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (филиал в Бугуруслане), Омский летно-технический колледж гражданской авиации, Калужское авиационное летно-техническое училище ЦС ДОСААФ, Высшие военные авиационные училища летчиков и учебные центры ВВС (Сызрань, Барнаул, Краснодар, Воронеж, Армавир и др.).

Профессия: врач

Центры обучения: любой медицинский вуз по подходящей специальности. Желательна последующая врачебная практика, а также сотрудничество и работа в близкой к космонавтике медицинской организации – Институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, Институте космических исследований (ИКИ) РАН или Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА) России. Придется пройти серьезную дополнительную подготовку в области инженерии, техники и пилотирования.

Кстати, для космонавтов (и туристов), посещающих МКС, действуют общие критерии отбора, которые в 2002 году согласовали страны-участницы проекта. В нем, помимо медицинских и профессиональных качеств, рассматриваются и личные дела кандидатов. Не будет допущен к полету человек, если он совершил преступление или сообщил о себе ложные сведения, известен дурным поведением, склонен к пьянству или употребляет наркотики.

Анкету проверяет Интерпол, а для кандидатов-граждан государств, не участвующих в проекте МКС, понадобится согласие всех 15 стран-участниц. Для всех обязательно уверенное знание английского языка, а часто и дополнительного – при полетах на российских космических кораблях – русского.

Инженер-робототехник

Чтобы вернуть России позиции мирового лидера в области робототехники, в Минобрнауки планируют создать новые образовательные возможности в этой области. В ближайшие пять лет стоит ожидать появления тематических кружков, а в перспективе и новых финансовых вливаний, направленных на развитие крупнейших отраслевых проектов.

Космическая робототехника занимается разработкой аппаратов для исследования космоса и космических объектов. В Исследовательском центре NASA, к примеру, создали небольшое роботизированное устройство, способное перемещаться по космической станции и работать с ее бортовым оборудованием, — «персональный помощник астронавта». Другой интересный робот называется «робонаут» и представляет собой телеуправляемого «кентавра». Он может перемещать тяжелые предметы и помогать астронавту в экстремальных ситуациях — во время солнечных вспышек или под воздействием космической радиации.

Кто такие космонавты?

Работа космонавта очень интересна, но также сложна и опасна, потому попасть в открытый космос могут единицы. Работать можно как на космической станции, так и на корабле, в открытом космосе. Готовясь стать космонавтом, человек должен получить массу знаний, которые помогут ему в изучении космических тел, открытии новых закономерностей и подтверждении уже имеющихся

Кроме этого, важной составляющей является подготовка к управлению летательным судном

Космонавты, в процессе обучения тренируются на симуляторах, которые предлагают разные версии развития событий, чтобы в случае возникновения любой ситуации, человек мог быстро, а главное – правильно принять решение. Данный вид деятельности подходит далеко не всем, так как нужно обладать терпением, настойчивостью, силой воли и способностью переносить неприятные условия окружающей среды достаточно долго.

В процессе подготовки к полетам, космонавтов подвергают различным проверкам, тестируя реакции организма. В космос отправляют только тех, кто выдержал все испытания, чей организм справился со всеми поставленными задачами, которые иногда бывают крайне тяжелыми.

История профессии

Задолго до первых реальных проектов полёта человека в космос такую теоретическую возможность рассматривали как писатели, так и учёные-естествоиспытатели. В 1880 году в книге «Через зодиак» Перси Грег впервые употребил слово «астронавт», образованное от двух греческих слов, которые можно было перевести как «звездоплаватель». Но у него так назывался космический корабль, а не человек. Современное значение это слово приобрело в 1930 году.

Практически одновременно – в 1933 году – появился и термин «космонавтика». В художественной литературе первый раз слово «космонавт» употреблено Виктором Сапариным в 1950 году. Официальным названием профессии оно стало почти на десять лет позднее — накануне первого космического полёта, в 1960 году.

С 1961 года – с полёта Юрия Гагарина – революционные события в космонавтике происходили регулярно. К весне 2018 года космонавтов было уже 565, если считать тех, кто совершил орбитальный полёт. К настоящему моменту представители 35 стран мира уже побывали на орбите.

Профессии, связанные с космосом

В профессиях космической отрасли практически не бывает случайных людей. Именно поэтому вместе с кратким описанием профессий мы сразу будем рассказывать и о том, где можно учиться, чтобы их получить.

Космонавт (астронавт)

Самая первая космическая профессия, которая приходит на ум. Космонавты непосредственно занимаются космическими исследованиями, летают в космос, испытывают и ремонтируют специальную технику.

Где учиться?

Космонавтов готовят в Центре подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина. Сейчас подать заявку и пройти отбор может любой желающий, но так было не всегда. Традиционный путь в космонавты лежит через профессию военного летчика, которую можно освоить, поступив в:

  1. Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков им. А.К.Серова.
  2. Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.

Обязательные условия для того, чтобы стать космонавтом: крепкое здоровье, высшее образование, возраст не более 35 лет.

Инженер

Инженер и пилот – самые востребованные професии на космическом корабле. Более того, эти специалисты нужны и на земле. Инженеры-конструкторы участвует в разработке и создании деталей и механизмов, проектируют рекетные двигатели, готовят инструкции по эксплуатации ракетно-космической техники, оборудования и проч. и проч.

Где учиться?

Хороший инженер всегда востребован и может найти работу в конструкторских бюро, различных НИИ, на предприятиях военно-космической промышленности. Куда поступать, чтобы получить соответствующее образование:

  1. Московский авиационный институт.
  2. МГУ им. М. Ломоносова.
  3. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

Если вы хороший инженер, то можете устроиться на работу даже к Илону Маску.

Астроном

Пожалуй, это самая древняя космическая профессия. Астроном не летает в космос, но занимается фундаментальными научными исследованиями Вселенной. Астрономия – раздел физики. Она подразделяется на астрофизику, астрометрию, небесную механику, звездную астрономию.

Где учиться?

Хотите стать астрономом? Будьте готовы к тому, что придется не только смотреть в телескоп, но еще и очень много считать. А поступать можно в:

  1. МГУ им. М. Ломоносова (специальность «Астрономия»).
  2. Санкт-Петербургский государственный университет (специальность «Астрономия»).

Космический биолог

Эта специальность появилась недавно. Космический биолог занимается поиском жизни на других планетах, изучает особенности функционирования организмов в невесомости и проектирует системы жизнеобеспечения для космонавтов.

Где учиться?

Чтобы стать космическим биологом, нужно сначала окончить биологический факультет МГУ, а потом поступить на магистерскую программу «Космические медико-биологические исследования».

Космический медик

Специалисты по космической медицине комплексно занимаются контролем здоровья космонавтов. Как правило, они работают в Центре подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина.

Где учиться?

Чтобы стать космическим медиком, нужно закончить медицинский вуз, а затем освоить постдипломную программу «Авиационная и космическая медицина» в МГМУ им. Сеченова. Похожая постдипломная программа есть также в Медицинской академии последипломного образования.

Инженер-баллистик

Баллистика – наука о траектории движения тел, изначально занимавшаяся ислледованием полета артиллерийских снарядов. Космические баллистики (или инженеры по динамике движения космических аппаратов) занимаются расчетами траекторий искуственных спутников, орбитальных станций и других аппаратов, запускаемых в космос.

Где учиться?

Инженеров по баллистике, готовят в:

  1. Московском авиационном институте (Факультет № 8 «Информационные технологии и прикладная математика»).
  2. МГТУ имени Н. Э. Баумана (специальность «Космические исследования и космонавтика»).
  3. Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова (специальность «Ракетно-космическая техника»).

Воздушные задачи

Быть просто инженером и быть авиационным инженером — это несколько разные вещи. У второго профессионала другие задачи, поскольку он работает с авиационной техникой. Основным отличием ее от наземной являются малая масса, высокая надежность и прочность. Также для силовых установок крайне актуален более высокий, чем для наземных аналогов, КПД. Есть даже шутка — идеальный самолет должен быть сделан из бумаги: полетит всегда и никогда не разобьется.

На самом деле проблема подбора материалов для самолетостроения из уже имеющихся крайне сложна. Также для авиации и космоса активно используются и разрабатываются новые материалы. В первую очередь — композитные, поскольку возможности известных металлов и их сплавов уже используются по максимуму. Современная конструкторская мысль упирается в несоответствие имеющихся в наличии материалов возрастающим требованиям по массогабаритным характеристикам и прочностным качествам.

Вообще же для каждой специализации здесь актуальны свои группы вопросов. Так, двигателисты (это те, у кого «вместо сердца пламенный мотор») решают, куда надо подводить тепло — ко входу компрессора или к выходу. Ракетчики и будущие летчики-космонавты размышляют о другом: почему сопла ракетных двигателей на выходе камеры сгорания узкие, а потом начинают расширяться. Кроме этого, на аэрокосмическом факультете с большой вероятностью можно будет специализироваться и по экологии. Одна из задач экологов — придумать, как отчищать околоземное пространство от мусора, подобного тому, что остался от недавнего столкновения двух спутников. Или как запускать ракеты с наименьшим ущербом для природы, ведь жидкие виды ракетного топлива считаются одними из наиболее токсичных. В общем, если вы за «Гринпис» или Фонд дикой природы, но при этом хотите быть еще и инженером — вам тоже можно податься в авиацию.

Однако основное русло подготовки всё-таки другое.

Космические профессии будущего

В будущем прогнозируется увеличение числа космических специальностей. И эти специальности не обязательно будут техническими. Вполне возможно, что скоро востребованными станут такие космические профессии будущего, как:

Менеджер по космическому туризму

Первый космический турист отправился в космос в 2001 году. С тех пор космические стартапы активно развиваются, пример тому – компания SpaceX. Над своим космическим проектам также работает Boeing, а компания Space Adventure планирует устраивать туры вокруг Луны. Правда, ни один из проектов еще не вышел на стадию активного коммерческого использования, но перспективы явно есть.

Дизайнер космических сооружений

Точнее, проектировщик жизненного цикла космических сооружений. Спрос на таких специалистов может появиться в обозримом будущем, так как колонизация Марса уже есть в реальных планах человечества.

Космогеолог

Космогеолог – перспективная профессия в обозримом будущем. Ресурсы полезных ископаемых Земли не безграничны, но их можно черпать и из космоса. Уже сейчас существуют стартапы по разработке полезных месторождений на ближайших к Земле астероидах и Луне.

Специалист по космическому праву

Люди очень любят спорить. Если колонизация других планет когда-нибудь разовьется настолько, что в космосе начнут возникать конфликты, понадобятся и космические юристы.

Хотите узнать больше о профессиях будущего? Читайте наш блог!

Как учат

Учат в авиационных вузах хорошо — эта аксиома известна еще с советских времен. Авиация — одна из наиболее науко- и трудоемких отраслей машиностроения и промышленности в целом. Если для обучения менеджера достаточно снять несколько классов в школе и иметь оборудованный компьютерный класс, то для обучения авиационного инженера (независимо от его специальности) необходимы хорошо оборудованные лаборатории и проведение сложных лабораторных и практических работ. Именно поэтому МАИ, МГТУГА, МАТИ, КАИ, ВАИ занимают огромные площади — 60-70 % отводится именно лабораториям. Профессорско-преподавательский состав, как правило, довольно солидный (большинству преподавателей за 60, а то и за 70 лет), профессионализм этих людей вне всяких сомнений. Это авторы признанных учебников и научных трудов, создатели научных школ с мировым именем, владельцы патентов на различные изобретения. Многие из них работали с конструкторами первых советских авиационных агрегатов и космических аппаратов. Аэрокосмический факультет МАИ гордится тем, что из его стен вышло несколько летчиков-космонавтов СССР и РФ.

У большинства таких вузов есть собственные сайты и даже интернет-порталы, в том числе и студенческие. Зайдите, посмотрите: информации здесь бывает достаточно для того, чтобы составить более или менее правильное мнение о будущей альма-матер и преподавателях. На таких сайтах можно встретить и ссылки на научно-популярные работы мэтров. Но если подобных ссылок не найдется, поможет палочка-выручалочка: серия ЖЗЛ. Если есть время и желание, то почитайте книги про Туполева, Яковлева, Стечкина, Королева, Жуковского. Также во времена СССР выпускались научно-популярные книги для школьников — и по радиотехнике, и по авиации, и по освоению космического пространства. Хоть и писались они в далекие 80-е, но многие их страницы до сих пор не утратили своей актуальности.

Это и проектирование легкосплавных конструкций, и защита холодильных и нагревательных агрегатов, и проектирование устройств для работы в агрессивных средах, и программное обеспечение для проектных и конструкторских работ, и телекоммуникации, и радиооборудование, и робототехника, и системы безопасности, и радионавигация. Список можно продолжать еще очень долго.

А еще авиационные вузы дают шанс исполнить свою мечту тем, кто мечтал поступить на мехмат престижного университета, но по каким-то причинам не смог этого сделать. Если вы набрели на специальность «Динамика и прочность машин», то знайте, что по содержанию и сложности обучение здесь сравнимо с обучением на мехмате. Та же математическая подготовка, детальное изучение теоретической механики, сопромата, строительной механики, огромное количество производных предметов… Учиться более чем непросто, но и выпускники нарасхват, причем их ждут весьма хорошо оплачиваемые позиции. К тому же поступить на аэрокосмический или механический факультет авиационного вуза проще, чем пробиться на мехмат МГУ или СПбГУ.

Какие еще есть космические профессии?

Поскольку изучение космоса является очень сложной и многокомпонентной сферой деятельности, то работать в этом направлении могут люди различных профессий.

  • Космический биолог. Эти специалисты изучают, как именно живые организмы будут вести себя на той или иной планете. Помимо этого, космобиологии изучают варианты, с помощью которых можно поддерживать жизнеспособность космонавтов. Работники данной отрасли культивируют растения и пробуют разводить разные виды животных прямо на космических станциях. Благодаря новой среде обитания есть возможность изучить процесс развития и роста разных организмов, посмотреть за их изменениями и возможными мутациями.
  • Астробиологи. Профессионалы, которые занимаются изучением происхождения, эволюции, а также распространения вирусов и микроорганизмов за пределами Земли, на других планетах.
  • Инженер робототехник. В условиях космоса необходимы автоматизированные системы, которые будут помощниками космонавтам в любых делах. Особенно важную роль такие новации играют в аварийных ситуациях, когда помощь машин является жизненно необходимой. Разработка механизмов, программного обеспечения и прочих современных конструкций, позволяет облегчить космонавту полет и нахождение за пределами Земли. Во многом изобретения выходят за рамки исключительно космического назначения и используются в повседневной жизни для разнообразных приборов и устройств.
  • Телекоммуникационный инженер. Очень важная профессия, которая позволяет обеспечивать надежные каналы связи с космонавтами в процессе всего их полета. Инженеры все время трудятся над тем, чтобы сделать связь четкой, независимо от стадии полета. В их обязанности входит работа по наладке связи со спутником и решение любых проблем со связью, которые могут появиться или уже возникли.
  • Космонавт-исследователь. Профессии, связанные с космосом могут быть весьма отличными друг от друга, например, космонавты-исследователи должны получать дополнительно медицинское образование и следить за тем, чтобы в экипаже все были здоровы и хорошо себя чувствовали. В случае возникновения любого дискомфорта именно этот специалист быстро и грамотно с ним справляется. Кроме того, эти люди изучают деятельность живых организмов в невесомости, проводят опыты и исследования.
  • Космонавт-инженер. Космонавтика не была бы столь успешной, если бы на борту каждого экипажа не было инженеров, которые постоянно трудятся над тем, чтобы все оборудование было исправным, работало должным образом. Именно они отвечают за техническую обеспеченность судна, без которой невозможен ни один удачный полет.
  • Космонавт-испытатель. Этот человек является пилотом корабля, так как именно его долгое время готовили к полетам, тренировали, проводили специальные тесты и давали сложные задания. Люди, которые справились со всеми сложностями на своем пути, по праву называются космонавтами-испытателями. В обязанности специалиста, помимо управления летательным судном, входит координация работы экипажа и контроль работы всех систем.

Космонавтика – это наука, изучающая космос и все, что с ним связано. Благодаря полетам и работе ученых мы имеем массу новых и интересных знаний, которые позволяют делать открытия и заключения, о которых ранее никто и не подозревал.

Как получить образование?

Чтобы стать специалистом в этой области, необходимо изначально получить соответствующее образование по специальности «Астрономия». Ее преподают на физических и математико-технических факультетах разных ВУЗов. У нас в стране насчитывается их около четырех.

После того как человек получает соответствующее образование, ему необходимо устроиться на работу, но это достаточно сложно. Поэтому карьеру надо начинать с обычного института, далее поступать в аспирантуру и потом писать диссертацию.

Также астролог после окончания заведения может осуществлять преподавательскую деятельность, передавая полученные знания студентам.

Тихо Браге

Тихо Браге (14.12.1546-24.10.1601) — датский астроном эпохи Возрождения. Первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения, на основании которых Кеплер вывел законы движения планет.

В ноябре 1577 года на небе появилась яркая комета. Тихо Браге тщательно проследил её траекторию вплоть до исчезновения видимости в январе 1578 года. Сопоставив свои данные с полученными коллегами в других обсерваториях, он сделал однозначный вывод: кометы — не атмосферное явление, как полагал Аристотель, а внеземной объект, втрое дальше, чем Луна.

Свои научные достижения Браге изложил в многотомном астрономическом трактате. Сначала вышел второй том, посвящённый системе мира Тихо Браге и комете 1577 года. Первый же том (о сверхновой 1572 года) вышел позднее, в 1592 году в неполном виде. В 1602 году, уже после смерти Браге, Иоганн Кеплер опубликовал окончательную редакцию этого тома. Браге собирался в последующих томах изложить теорию движения других комет, Солнца, Луны и планет, однако осуществить этот замысел уже не успел.

Эдмунд Галлей

Известный ученый родился в 1656 году. Он был королевским астрономом. В своих открытиях и сделанных из них выводах Галлей не основывался на опыт людей, занимавшихся исследованиями космоса до него. Его работы написаны в таком ключе, что создается впечатление, что Галлей был первым астрономом. Однако в них есть довольно много интересного. Так именно на их основе Ньютон смог сделать несколько интересных выводов. Например, он обнаружил комету, которую впоследствии назвали кометой Галлея, вращающуюся вокруг нашей планеты. Свои исследования Галлей производил не только в области астрономии, так, он пытался определить дату создания Стоунхенджа, что являлось революционной идеей для того времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector