Курсы скорочтения васильевой
Содержание:
- Упражнения для скорочтения, которые полезны в любом возрасте
- Таблицы Шульте и скорочтение
- Тексты для скорочтения
- «Клиновидные таблицы»
- Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)
- Книги (6)
- Какое образование нужно нам, стране, обществу, миру?
- От простого к сложному
- История человечества насчитывает много тысяч лет
- Для детей старше 8 лет
- Хорошее образование — для тех, у кого есть деньги. Хорошие деньги — у тех, кто имеет возможность оплачивать достойное образование.
- Читайте слова наоборот (упражнение на концентрацию мыслей)
- Советы по увеличению скорости бега
- Тексты для скорочтения
- Как научиться концентрироваться на деле?
Упражнения для скорочтения, которые полезны в любом возрасте
Весомая часть популярных методик для скорочтения подходит взрослым и подросткам с одинаковым успехом, ниже мы предлагаем именно такие материалы.
Назови цвет
Методика помогает развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв.
Что делать: называть именно цвет, а не читать написанное.
Чтение наоборот
Возьмите любой текст и попробуйте прочитать его наоборот — справа налево
Отслеживайте, как часто вы отвлекаетесь, насколько удается сконцентрировать внимание. Именно на концентрацию направлено это простое упражнение, которое будет полезно и взрослому, и ребенку, если он уже научился беглому чтению
Можно менять принцип работы. Например, попеременно читать наоборот слова по буквам и целиком. Главное, не отвлекаться на посторонние раздражители и следить за тем, как изменяется скорость и восприятие прочитанного.
Таблицы Шульте
Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте используют для развития периферического зрения, внимательности, также она помогает улучшить оперативную память. На ее основе разработано много онлайн-тренажеров по скорочтению, которые автоматически засекают время прохождения таблицы и перемешивают цифры и буквы для нового теста.
Что делать: попросите ребенка смотреть только в центр таблицы, словно охватывая ее всю взглядом, и отыскивать цифры по возрастанию или буквы по алфавиту.
Помимо черно-белых карточек, есть также варианты другого цвета — например, красно-черные таблицы Горбова-Шульте, которые часто используются в школах скорочтения для взрослых и детей. Принцип работы с ними аналогичен: не искать цифры, перебирая их глазами, а стараться увидеть таблицу целостно, замечая нужную ячейку периферическим зрением.
Заметки на полях
Суть этой техники в том, чтобы читать книги, журналы и другие материалы с карандашом, подчеркивая главную мысль каждого текста и оставляя заметки на полях. Этот прием на первый взгляд замедляет темп, но на практике он — в числе самых полезных упражнений для чтения. Привычка оставлять заметки помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл по нескольким строчкам.
Этим способом чтения пользовались многие известные деятели. Например, заметки Вольтера на полях прочитанных им книг даже были выпущены отдельным изданием. Конечно, для ребенка такая задача будет слишком сложной, но взрослым такая привычка точно пригодится.
Таблицы Шульте и скорочтение
Таблица
Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами
20 (25) см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке
числа от 1 до 25. Взгляд следует сосредоточивать в центре квадрата и боковым зрением
пытаться найти все числа от единицы до двадцати пяти. Расстояние от таблицы до глаз
должно быть 30-33 см. Чтобы не было привыкания к одной таблице, следует сделать
несколько таблиц.
Главное не отыскать цифры, главное — при взгляде в центр таблицы
видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и праую, нижние левую и правую
цифры.
Тексты для скорочтения
Для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных и прекрасно подходят для развития быстрого способа чтения. Например, текст может быть повёрнут от читающего на 90 градусов, написан вверх ногами, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать. Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки». Тексты для скорочтения можно найти в книгах-тренажёрах по развитию скорочтения у детей.
Пример «зашумлённого» текста для скорочтения
«Клиновидные таблицы»
Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.
Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)
Интересный факт! По Книге рекордов Гиннесса за 1990 год самым быстрым чтецом в мире был объявлен Говард Берг (Howard Berg), который заявил о результате 25 000 сл/мин. Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.
Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером (Ronald Carver) — профессором Университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет — словом, людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 сл/мин. Да, этот результат намного выше среднего, но от рекорда он очень далек. Вероятно, примерно на такой показатель и стоит рассчитывать, осваивая технику скоростного чтения.
Книги (6)
Секреты запоминания чиселРаздел: Память
В этой книге вы раскроете для себя секрет запоминания чисел, научитесь запоминать исторические даты и телефоны, таблицу квадратов и международные коды городов, географические данные и номера машин, цены и номера юридических и экономических статей.
Одним словом, это книга для тех, кто хочет гордиться собой и своими детьми.
Далее »
Секреты запоминания слов и неправильных глаголов английского языкаРаздел: Память
В книге Вы раскроете секрет запоминания неправильных глаголов английского языка и, наконец-то, запомните 182 глагола со всеми формами (728слов) раз и навсегда.
А, кроме того, научитесь запоминать любые иностранные слова и освоите мнемотехнику — искусство запоминания, которому насчитывается тысячи лет.
Одним словом, эта книга для тех, кто изучает английский язык и хочет развить свою память.
Далее »
300 английских слов за 1 день. Уникальная техника запоминанияРаздел: Память
С детства мы часто слышали пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», и не раз убеждались в ее справедливости. «А вот если увидеть, услышать и раскрасить, то это лучше в 10 раз!» — к такому выводу пришла доктор педагогических наук, профессор Екатерина Евгеньевна Васильева. Именно соединение всех трех уровней дает 100 — процентное запоминание английского слова. К тому же слова запоминаются быстро и легко. Всего за 1 день вы запомните 300 самых нужных английских слов по карточкам с «ключами — картинками».
Далее »
Суперпамять для всехРаздел: Память
Книга является учебником мнемотехники — искусства запоминания точной информации.
Вы можете научиться запоминать любые таблицы, юридические и экономические статьи, энциклопедические сведения, сложные тексты и определения, стихи, списки, прайс-листы и многое другое, используя специальные приемы и способы, изложенные в этой книге.
И в доказательство этому, любой из вас запомнит всю таблицу Менделеева!
Далее »
Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнитьРаздел: Память
Эта книга является самоучителем по развитию памяти, мышления, воображения.
В книге изложены и систематизированы уже известные и совершенно новые авторские способы запоминания: 18 методов запоминания различных текстов; 32 приема, 15 методов и 24 техники запоминания точной информации.
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Васильева Е.Е., Васильев В.Ю. — все книги 1 файломРаздел: Память
Суперпамять для всехСекреты запоминания чиселСекреты запоминания слов и неправильных глаголов английского языка
Веселая таблица умноженияСуперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Какое образование нужно нам, стране, обществу, миру?
К размышлению. Немного истории.
1. В 7 тысячелетии до новой эры жрецы определили, что: — качество жизни зависит от качества мыслительных процессов; — качество мыслительных процессов зависит от скорости мыслительных операций.
И были созданы методики, которые тормозят скорость мыслительных процессов. Только при этом условии социум является управляемым. Этими методиками мы пользуемся и по сей день в общеобразовательных школах и вузах. Именно в силу образования мы приучены удерживать информацию путем повторения, то есть зубрежки. Это причина, а следствие — долговременная память у большинства людей не работает. Система оценки привела к развитию деструктивного мышления. Жестко доминирует левое полушарие. Правое полушарие, отвечающее за наглядно-образную память, творческие способности, нестандартность мышления, целостность восприятия информации, не работает . Фрагментарно удерживая информацию, человек не видит развитие мыслей автора, тонет в поясняющей, дополняющей, иллюстрирующей информации, не умеет ее структурировать.
2. В средние века в японских школах самураев обучение продолжалось в течение многих лет. Попадали туда еще маленькими мальчиками
Наряду с боевыми искусствами шел активный психотренинг, систематически выполнялись упражнения, которые развивали скорость мыслительных процессов, быстроту реакций, память, внимание, оперативность мышления. Эти методики японцы тщательно оберегали , так как школы при дворах феодалов и при буддийских монастырях ожесточенно соперничали между собой
Ускоренного обучения не предполагалось. Месяцами выполняя эти однообразные упражнения , самураи достигали высочайших результатов. Постепенно системы превратились в широко разветвленную сеть и подготовка свелась к единоборствам как таковым.
3. Из лекции генерал-майора Петрова (Академия управления безопасностью).
Количественный состав населения/Содержание и качество образования:
5% — глобальное правительство 75 %
20%-суперэлита 20 %
75%-толпа 5%
Круг замкнулся:
От простого к сложному
Тренировка по методике скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.
Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. В процессе выполнения упражнения постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.
Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.
Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.
И только в этом случае техника быстрого чтения будет давать результаты.
История человечества насчитывает много тысяч лет
1. Количество накопленных данных растет в геометрической прогрессии. В Британской энциклопедии приведены следующие данные:
— со времен шумеров до 1900 года, то есть за 5700 лет, человечество накопило определенный объем информации;
— с 1950 по 1970 этот объем удвоился;
— с 1970 по 1980 это случилось во второй раз;
— в конце прошлого века это происходило каждые несколько лет;
— в начале ХХ1 Века – каждые 18 месяцев;
— к 2010-2012 году – каждые несколько недель.
Со времен создания печатных станков в 15 веке техника шагнула далеко вперед, а умение работать с информацией осталось практически на том же уровне. Объем научно-технической информации удваивается каждые 18 месяцев. Без навыка быстрого чтения освоить его невозможно. 90% людей не ориентируются в потоке информации, так как читают, независимо от образования и занимаемой должности, со скоростью 150-250 слов в минуту. Низкая скорость чтения сказывается неблагополучно на успеваемости школьников, учащихся средних специальных заведений, студентов вузов, держит в состоянии постоянного стресса специалистов».Британская энциклопедия
2
В процессе образования важно не развитие, а цель развития — создание гармоничного человека. Педагог уподобляется плохому ваятелю, если он, вместо того, чтобы соскабливать лишнее, налепливает лишнее, раздувает, искажает
Если ученик в школе не научился творить, то и в жизни он будет лишь копировать, подражать. Поэтому так важен в системе образования образ учителя.
Конечный продукт образования – Человек совершенный, целостный, в котором присутствует полнота всех достоинств.
А на что направлено современное образование? И отвечает ли оно этой цели?
Современная система образования не даёт целостного мировосприятия и мироощущения. Только набор академических знаний, причем порой противоречивых, которые нельзя применить в жизни. Например, в старших классах до сих пор изучают теорию происхождения жизни и человека. Ч.Дарвина, хотя все основные постулаты этой теории давно опровергнуты наукой.
Кроме того, в школе практически отсутствует работа над развитием образного мышления. Идет мощная загрузка левого полушария. Но ребенок строит модель мира, опираясь в первую очередь на те образы, которые он видит вокруг. Логическое мышление формируется значительно позже. Неудивительно, что концентрация внимания слабая, так как установлено, что мгновенное запоминание идет тогда, когда есть эмоции.
Нет эмоций без образов
Нельзя проявлять внимание к тому, что не интересно. Отсюда и большая двигательная активность у ребенка, так называемая гиперактивность
Ученик оканчивает школу или высшее учебное заведение, но у него нет образа, как дальше жить, к чему стремиться.
(Каструбин. «Ключ к тайнам мозга»)
3. «Метод концентрации внимания основывается на работе внешних центров управления движениями глаз, которые находятся в лобных долях коры больших полушарий мозга. При фиксации взгляда на точке в этих центрах происходит определенная статистическая работа, приводящая к усилению кровоснабжения в зонах регуляции произвольных движений глаз.
Систематические упражнения усиливают работу нейронов и увеличивают кровоснабжение в лобной доле — внешнем мозговом регуляторе поведения, управляющим всей нашей психической деятельностью.
В нижней части лобной доли находятся скопления нейронов, которые регулируют различные процессы, связанные с работой внутренних органов человека.
Таким образом, развивая клетки лобной коры, обеспечивая приток крови к этой области, человек приобретает возможность регуляции жизненно важных функций организма.
Лобные доли отвечают за уровень развития личности, обеспечивают творческую активность.
Все способы, влияющие на процессы функциональной организации нейронов в лобной коре, оказывают воздействие на волевые процессы, поведенческие акты, регуляцию работы внутренних органов, творческие возможности человека».
(Каструбин. «Ключ к тайнам мозга»)
Для детей старше 8 лет
Улучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры:
Ищем слово, строчку
Смысл игры: школьник (2 класс) находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.
Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.
Вставляем буквы
Второкласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.
Исправляем ошибку
Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника 2 класса — исправить неточность.
Читаем на скорость
Второклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120.
Играем в «Спрятанные слова»
Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова (большие и малые) в поле с буквами. Выглядит это так:
Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле.
И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком.
Читаем и считаем
Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о».
Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.
Хорошее образование — для тех, у кого есть деньги. Хорошие деньги — у тех, кто имеет возможность оплачивать достойное образование.
Есть два пути обучения. Первый — информативный. Ум наполняют фактами и оценивают память. Память — это физиологическая функция мозга, она у всех разная. Когда мы оцениваем память человека, то это оценка его тела. Разумно ли оценивать функции, которые не очень-то развиваются в процессе такого обучения? В результате от неадекватной оценки страдают дети, страдает весь процесс обучения. Старая образовательная система отстает от современных требований по той простой причине, что информационные технологии переживают быстрый прогресс, а наше умение работать с информацией остается на прежнем уровне.
Второй способ обучения называется трансформативным
Важно насколько качественно человек усваивает информацию, имеет ли возможность воспользоваться ею спустя день, неделю, год, десять лет. Важно то, каких реальных изменений благодаря полученной информации он достиг в своей жизни, в своем характере, в своем сознании»
Мы живем в веке знаний и информации, главным источником стоимости любой организации являются люди, способные усваивать, обрабатывать и применять на практике знания, которых еще нет у конкурентов.
Если вы посмотрите на сегодняшнюю систему образования, то увидите, что проблема заключается в том, что практически никто не осознает, что именно неумение работать с современными потоками информации поставило в стрессовую ситуацию и преподавателей, и учеников, и родителей, и специалистов, и руководителей.
Школьное образование призвано научить нас читать, писать, считать. Оно не выполняет этой своей функции. 95% выпускников школ не умеют читать в прямом смысле этого слова. Согласно Примерным скоростным характеристикам учебно-познавательных процессов, они должны читать 180-220 вслух, 310-330 слов в минуту про себя. Эти показатели напечатаны в 1987 году. На этот темп были рассчитаны классные и домашние задания. Прошло 20 лет. Объем материала по всем предметам увеличился многократно. Сегодня темп чтения про себя должен быть не менее 700-800 слов в минуту. От того, как мы читаем, зависит уровень развития не только каждого конкретного человека, но и уровень развития общества. Сегодня, на мой взгляд, опасно учиться у тех, чьи знания, умения устарели.
Результаты обучения являются ежегодно доказательством того, что у миллионов выпускников не сформированы общеучебные навыки, большинство читает на уровне 5-7 класса, отсутствуют элементарные знания окружающего мира.
Наше будущее и будущее наших детей можно изменить в лучшую сторону: ввести во все общеобразовательные школы, институты предмет, позволяющий развить умение работать с информацией, скорость мыслительных процессов, качество мышления.
Читайте слова наоборот (упражнение на концентрацию мыслей)
Умение концентрироваться на проблеме — одна из составляющих успешного
умственного труда.
Это упражнение можно делать в общественном транспорте и тем самым
использовать бесполезно теряемое время себе на пользу.
Начните с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно
пытайтесь оперировать с более длинными словами.
Концентрируя внимание, вы можете выполнять работу быстрее и качественнее. Если вы начинаете отвлекаться, то и сами замечаете, что работа остановилась, да
и желание что-то делать пропадает
Начните с наблюдения за собой. Слабая способность
концентрироваться может выражаться по-разному. Один не может внимательно слушать,
что ему говорят.
Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи
мысленного чтения слов задом наперед.
Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить
его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например- «слово» — «оволс», «дорога»
— «агорд». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то вы мгновенно теряется
нить и вам приходится выполнять упражнение заново
Таким образом, вы можете тренировать
внимание
Советы по увеличению скорости бега
Выносливость и способность поддерживать необходимый темп вырабатывается постоянными тренировками с полной самоотдачей.
- Тренироваться надо начинать в обычном для себя темпе с постепенным наращиванием его.
- Марафоны или полумарафоны надо бежать, не обращая внимания на других атлетов. Попытки догнать или опередить приведут к сходу с дистанции.
- Во время бега не надо контролировать технику бега. Это сбивает с ритма и снижает скорость. Техника должна быть отработана на тренировках.
- Искусственное увеличение шага может привести к травме связок.
- Тренировки можно проводить как утром, так и вечером.
- Пропуск тренировок приводит к нарушению режима. Заниматься и выдерживать график обязательно! Тем не менее, лучше отложить занятия если спортсмен недавно болел или переживал эмоциональные, нервные, умственные перегрузки.
- Если нет желания идти на тренировку, это может быть не проявлением расслабленности и лени, а последствия болезни или переутомления/перетренированностью. Это надо уметь различать.
Тексты для скорочтения
Навык не читать отдельные слова по буквам, а воспринимать их целостно, хорошо развивают специальные тексты для быстрого чтения. Все они отличаются нестандартной подачей материала и заставляют наш мозг отступить от привычных шаблонов, формируя новые нейронные связи.
Тексты для скорочтения бывают:
- с пропущенными буквами;
- развернутые на 90 или 180 градусов;
- с разорванными и сдвинутыми строчками
- с полосками, решеткой или другими «шумовыми помехами»;
Для детей быстрочтение с помощью таких текстов превращается в игру. Ребенка легко увлечь, организовав соревнование с наградами или тренируясь на время. Некоторые из материалов можно подготовить самостоятельно — например, вырезать «решетку» из бумаги соответствующего формата и накладывать ее на страницы обычных книг.
Вот парочка полезных ресурсов:
- универсальные тексты для тренировки скорочтения;
- детские тексты для проверки скорости чтения.
Как научиться концентрироваться на деле?
1. Почему сложно не проговаривать слова. Как я понял. Причем
люди разные в мозгах, в поведении, в переживании. Если Вам очень трудно идет НЕ
проговаривать слова, то скорее всего Вы более эмоциональный человек (грубо говоря,
эмоции у Вас играют не последнюю роль). Поэтому вы получаете информацию не только
когда ПОТРЕБЛЯЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ, но и когда ПЕРЕЖИВАЕТЕ ее. Но без проговаривания ЭМОЦИЙ
НЕ БУДЕТ! Можно сделать вывод, что стандартные методики (выбивать ритм при чтении)
для эмоциаональных людей, мягко выражаясь, малоэффективны. Вообще считаю, что даже
вредны! Эти методики подходят больше для людей с рациональным складом ума. Но в
России, как Вы, наверное, заметили, чтобы заработать деньги, легче преподносить
общеизвестные методики большему числу людей (больше денег), чем работать с меньшим
числом народа (ведь 25% освоивших — это тоже показатель).
2. Далее тренировка скорости визуального усваивания информации.
Увидев слово, НЕ ЧИТАЙТЕ ЕГО, а киньте мимолетный взгляд и сразу закройте глаза.
Можно дать 100%, что Вы уже знаете, КАКОЕ это слово. Для этого есть хорошая програмка.
Она разбивает текст на слова и фразы и последовательно выводит его на экран с любой
скоростью.
Другие статьи с сайта «Больше, чем скорочтение»
- Ритм при скорочтении
- Скорочтение для детей
- Как научиться Скорочтению
- Васильева школа скорочтения
- Метод штурма скорочтение
- Расширение поле зрения