Спецоценка условий труда
Содержание:
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
- СОУТ — изменения
- Организация режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ.
- Как проходит аттестация рабочих мест
- Документы для спецоценки
- Специальная оценка условий труда: зачем она нужна
- Как сэкономить на спецоценке условий труда
- Список мест, подлежащих СОУТ
- Классы условий труда
- Понятие аналогичных рабочих мест
- Этап 4. Участвуем в проведении измерений и попутно устраняем недочеты
- Основные задачи комиссии по проведению СОУТ
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
17 августа 2017
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.
В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.
По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.
Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.
В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.
Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда | П.С. Сергеев |
СОУТ — изменения
В связи с тем, что закон № 426 еще достаточно молод, в ходе его исполнения периодически возникает необходимость редактирования некоторых положений. Так, в 2016 году законом «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 136-ФЗ был внесен ряд нововведений. В частности, стало возможным учитывать мнение работников относительно идентификации негативных факторов и направлять их предложения наряду с иной документаций организации-оценщику перед проведением СОУТ (п. 2 ч. 2 ст. 4 закона № 426). Подавать декларацию разрешили не только при отсутствии негативных факторов, но и при зачете их в качестве допустимых или оптимальных (ч. 1 ст. 11 закона № 426). В феврале 2017 года вступила в действие обновленная редакция методики проведения СОУТ (поправки внесены приказом Минтруда от 14.11.2016 № 642н).
Итак, проведение СОУТ — специальной оценки условий труда — является обязательным для всех без исключения работодателей. Обязательность связана с необходимостью выявления показателей, отрицательно влияющих на здоровье человека, для создания УТ, соответствующих государственным нормативам, и предупреждения развития профзаболеваний.
Организация режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ.
Для сохранения здоровья и обеспечения оптимальной работоспособности пользователей ПЭВМ на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.
Для предупреждения преждевременной утомляемости у работающих с ПЭВМ, зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха, следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работы с ПЭВМ, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ПЭВМ.
В случае, когда характер работы требует постоянного взаимодействия с ПЭВМ (набор текстов, ввод данных и т. п.) и связан с напряжением внимания и сосредоточенностью, при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организация перерывов на 10 – 15 минут через каждые 45 – 60 минут работы.
Женщины со времени установления беременности должны переводиться на работу, не связанную с использованием ПЭВМ, или для них должно ограничиваться время работы на компьютере (не более трех часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных СанПиН 2.2.2/2.4-1340-03.
Должны ли офисные работники проходить медосмотры? Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и п. 3.2.2.4 Перечня вредных и опасных факторов излучение от компьютера, если работник проводит за ним более 50 % рабочего времени, является вредным фактором условий труда. Таким образом, поскольку на офисных рабочих местах присутствуют факторы, по уровню своего воздействия отнесенные к вредным, офисные работники, проводящие за компьютером более половины рабочего времени, должны проходить обязательные медосмотры. При этом обязательность прохождения медосмотров работниками, которые подвергаются воздействию вредного фактора (в виде излучения от компьютера более 50 % рабочего времени), не ставится в зависимость от результатов специальной оценки условий труда. Даже если условия труда по результатам спецоценки признаны допустимыми, таких работников все равно нужно направлять на обязательные медосмотры, поскольку они подвергаются воздействию вредного фактора.
В соответствии с Порядком проведения медосмотров периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне вредных и опасных факторов и Перечне вредных работ. Для офисных работников периодические медицинские осмотры проводятся не реже одного раза в два года (п. 3.2.2.4 Перечня вредных и опасных факторов). При этом работники в возрасте до 21 года проходят периодические медосмотры ежегодно.
Работодатель может избежать проведения обязательных медосмотров офисных работников, чьи рабочие места оборудованы компьютерами, если докажет, что сотрудники используют компьютеры менее половины рабочего дня. Для этого нужно закрепить правила и режим работы сотрудника за компьютером в приказе или должностной инструкции. Из них же должно следовать, чем работник занимается в остальное рабочее время (например, работа с бумагами, клиентами, корреспонденцией и т. д.).
Подробный перечень СанПиН, СН и ГН приведен в разд. VII Перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях РФ, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, утв. ФМБА РФ 30.08.2018.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 302н.
Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 302н.
Как проходит аттестация рабочих мест
Руководитель издает приказ о проведении аттестации рабочих мест, он составляется в произвольной форме. В приказе обязательно указывается:
- состав аттестационной комиссии: кроме аттестующей организации, туда еще входят представители вашей фирмы, специалист по охране труда и представители профсоюза, у кого он есть;
- ФИО председателя комиссии (это представитель вашей фирмы);
- срок проведения аттестации.
В ходе проведения аттестации, организация будет проводить замеры и оценки ваших рабочих мест, чтобы признать их соответствующими либо не соответствующими нормам охраны труда.
После утверждения отчета об аттестации вам нужно предоставить в инспекцию труда:
- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест;
- сведения об аттестующей организации;
- сопроводительное письмо на бланке работодателя.
Срок предоставления документов — 10 дней со дня издания приказа о завершении аттестации рабочих мест.
Документы для спецоценки
Итак, работодатель выбрал оценщика и собрал комиссию. Теперь очередь за документами, которые понадобятся для оценки:
- приказ со списком рабочих мест;
- график проведения спецоценки;
- карточки рабочих мест и допсоглашения с сотрудниками.
Шаблоны всех документов есть на сайте Роструда, придумывать с нуля ничего не надо.
Приказ со списком рабочих мест. Цель приказа — определить, сколько рабочих мест надо оценивать. Минимальное количество мест с оценкой — одно, максимальной планки нет.
и 16-я статьи 426 ФЗ
Если в компании есть сотрудники с одинаковыми условиями работы и должностью, необязательно оценивать каждое рабочее место, достаточно двадцати процентов. Такие места называются «аналогичными», их определяет оценщик.
В колцентре «Болтушка» сто сотрудников. Все работают в одном помещении, за одинаковыми столами из Икеи, звонят по одной базе и дышат одним воздухом. Должность в трудовых договорах одна и та же — «оператор колцентра». Это аналогичные рабочие места, и «Болтушке» не надо платить за оценку ста мест, хватит двадцати.
Аутсорсинговая компания «Партнеры» из Москвы: в ней работают три программиста, два бухгалтера, юрист, менеджер по продажам. Аналогичных рабочих мест у «Партнеров» нет, придется платить оценку за каждого.
График оценки. График показывает, в какое время и зачем будут приходить оценщики. Например, пятого ноября — оценка рабочих мест юристов, шестого — бухгалтеров. Если оценщики не успевают или наоборот, работают быстрее, необязательно следовать графику, достаточно того, что он есть.
Карточки рабочих мест. После спецоценки подрядчик отдает работодателю карточки рабочих мест. Задача работодателя — показать каждому сотруднику карточку его места и попросить расписаться.
Карточка рабочего места:
На каждой карточке — подпись сотрудника. Без подписи сотрудников на карточках спецоценка не считается
Допсоглашения. Дополнительное соглашение понадобится, чтобы обновить описание рабочего места. Пример допсоглашения:
Описание условий рабочего места — как из карточки от оценщика
Главное в допсоглашении — рассказать о рабочем месте: вреда нет, опасности нет, всё в порядке. Или наоборот: есть вредные факторы, и сотрудник вправе получить компенсацию и льготы.
Специальная оценка условий труда: зачем она нужна
ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦОЦЕНКИ — ОБЯЗАННОСТЬ КАЖДОГО РАБОТОДАТЕЛЯ
Вернемся в детство. Помните, как взрослые строго-настрого запрещали нам смотреть на летящие искры от сварки? Под страхом слепоты мы закрывали глаза
Конечно, отчасти эти меры предосторожности преувеличены, но и доля здравого смысла в них есть
Процесс сварки связан с определенным риском. Сварщики испытывают немалое давление на глаза. Также они подвергаются воздействию инфракрасного и ультрафиолетового излучения. А еще при неправильном обращении с аппаратом, их может попросту ударить током. Таким образом, при неправильной организации рабочего процесса человек может с легкостью получить травму или подорвать здоровье.
Зачем работнику знать о СОУТ. Чтобы уберечь себя от профзаболеваний во времятрудового процесса. За вредные или опасные условия труда работник вправе получать компенсации — дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, повышенную ставку и так далее.
Зачем работодателю знать о СОУТ. Для сохранения здоровья сотрудника(в нашемслучае — сварщика), обеспечения безопасности и комфорта на рабочих местах. Проведение СОУТ — обязанность каждого работодателя, это требование трудового кодекса.
ПЛЮШКИ ЗА ВРЕДНОСТЬ
На любом предприятии (или в организации) за проведение спецоценки отвечает руководитель, который обязан организовать работу службы охраны труда.
Спецоценка позволяет изучить, в каких условиях ежедневно трудятся сотрудники. Все это нужно для того, чтобы определить степень вредности условий труда. Всего существует четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
На что может рассчитывать работающий во вредных условиях труда:
- Повышение оплаты — не менее 4% от оклада.
- Дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней.
- Сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.
СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА: КАК ПРОВЕСТИ СПЕЦОЦЕНКУ
Эксперты Московского городского центра условий и охраны труда подготовили советы, как сохранить благоприятную атмосферу в коллективе и не нарушить законодательство при проведении СОУТ.
Первое. Перед началом работы изучите закон по СОУТ и приказы Минтруда.Познакомьтесь с условиями труда на рабочих местах. Выслушайте предложения и замечания сотрудников вашей организации. Ознакомьтесь с мнением профкома.
Второе. Инициируйте издание приказа о проведении спецоценки.Помните:количествочленов комиссии должно быть нечетным. Подготовьте перечень рабочих мест, определите все вредные и опасные факторы на каждом рабочем месте. Проверьте льготы и компенсации работникам, назначенные по результатам прошлой аттестации рабочих мест.
Третье. Правильно подходите к выбору лаборатории,которая проведет СОУТ.Проверьте у нее наличие аккредитации, это можно сделать на сайте: https://akot.rosmintrud.ru/. Не заключайте договор с лабораторией, которой там нет. Изучите отзывы о выбранной лаборатории.
Четвертое. Не препятствуйте работе экспертов лаборатории.Предоставьте им всенеобходимые документы и предложения работников, ознакомьте их с условиями труда на рабочих местах
Особое внимание уделите местам с наличием вредных и опасных факторов
Пятое. Изучите отчет по СОУТ,проверьте все материалы,укажите на недостатки илинеточности эксперту лаборатории. Подпишите отчет у всех членов комиссии. Не забудьте в течение трех рабочих дней после утверждения отчета уведомить об этом лабораторию.
Шестое. Ознакомьте всех сотрудников с результатами СОУТ под роспись.Если естьвозможность, в течение 30 дней разместите отчет на официальном сайте вашей организации.
Седьмое. Проследите за изданием приказа о предоставлении всех гарантий икомпенсаций, которым положены сотрудникам, работающим во вредных условиях труда. Требуйте исполнения законодательства в полном объеме.
Восьмое. Своевременно декларируйте рабочие места в Роструде,помните,что срок подачидекларации — 30 рабочих дней.
НА ЗАМЕТКУ
Провести спецоценку на нескольких десятках тысяч рабочих мест под силу не каждой испытательной лаборатории. Специалисты Московского городского центра условий и охраны трудауспешносправляются с выполнением госзадания:за2019годпровели спецоценку более чем на 30 тысячах рабочих мест в бюджетных учреждениях здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта, подведомственных учреждениях префектур административных округов города.
Лаборатория принимает заявки на выполнение платных услуг в любых московских организациях. Кроме идентификации, измерений, вычислений, в комплекс мероприятий входит распечатка, оформление отчетов и размещение в единой информационной системе ФГИС СОУТ Минздрава РФ.
Как сэкономить на спецоценке условий труда
Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.
После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию декларацию соответствия. Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.
Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.
Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.
Список мест, подлежащих СОУТ
Список формируется и подлежит утверждению специально созданной комиссией по осуществлению СОУТ. В число её членов входят представители работодателя, лицо от профсоюзной организации и специалист по охране труда. В списке перечисляются все рабочие места, относящиеся к числу подлежащих спецоценке, учитывая конкретную специфику, под которой подразумеваются некоторые особенности отдельных мест и метод аналогичности, определяющий одинаковый тип рабочих мест разнообразных зон, имеющих равные условия.
Специальный порядок СОУТ разработан для определённой категории рабочих мест, выполняющих отдельные виды деятельности. Имеются в виду сотрудники производств высокого класса опасности, связанные с ядерными разработками и техногенными источниками, подвергающиеся излучению; работники медицинской сферы, оказывающие срочную медпомощь вне медицинской организации; шахтёры, верхолазы, специалисты пожарных служб, тренеры спортивных клубов, лётчики и т. д. Данной категории работников оценку безопасности состояния рабочего места даёт эксперт, опираясь на локальные нормативные акты и опрос руководящих лиц, ответственных за конкретное подразделение.
Пожарный
Рабочие места, связанные с разъездом, где постоянно идёт смена территории, не исключают СОУТ. К примеру, рабочие места налоговых агентов, автоводителей, менеджеров, чья деятельность предусматривает отсутствие постоянной рабочей зоны и передвижение в течение смены от одного объекта, к другому. СОУТ таких мест оговорена в ст. 16 Федерального закона № 426-ФЗ.
Важно! Каждый работник должен быть ознакомлен с итогами проведённой СОУТ под роспись. Если сотрудник требует ознакомления с нормативными актами, их следует предоставить, равно, как и другие подтверждающие документы
Также работник должен иметь полную информацию о полагающихся льготах (сокращённом рабочем дне, дополнительном оплачиваемом отпуске, компенсационных начислениях), если они показаны к выплате по итогам проверки.
Классы условий труда
Соответствие условий труда подлежат декларированию и отнесению к одному из классов вредности и опасности:
- оптимальные;
- допустимые;
- вредные;
- опасные.
Класс условий труда | Описание |
---|---|
1. Оптимальные | Вредные воздействия на организм работника отсутствуют, не имеется негативных факторов, которые могут повлиять на его работоспособность. Проводится анализ на соответствие нормативам рабочей среды по микроклиматическим показаниям и трудовой нагрузке. Оптимальными принимаются иные факторы при условии безопасности по вредности. |
2. Допустимые | Уровень факторов окружающей среды на рабочем месте соответствует гигиеническим нормам. Трудовая нагрузка позволяет работнику к началу новой смены восстановить силы. Не имеется предпосылок к ухудшению здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей. Допустимый класс условий труда относят к безопасному. |
3. Вредные | Отмечается наличие вредных для здоровья работника производственных факторов. Имеются показатели, превышающие гигиенические нормативы, что оказывает негативное влияние на работника и возможно повлияет на потомство. Выделяют несколько степеней 3 класса: |
3.1 | Факторы условий труда способны вызывать функциональные нарушения здоровья, которые проходят при длительном отлучении от вредного производства (более, чем к следующей смене). |
3.2 | Нарушения здоровья вследствие воздействия вредных производственных факторов могут привести к легкой форме профессионального заболевания (не вызывающего инвалидности). |
3.3 | Вредные факторы приводят к нарушениям здоровья легкой, средней стадии и хроническим патологиям, которые могут привести к потере профессиональной трудоспособности. |
3.4 | Условия труда способны привести к тяжелым формам заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, а также наступлению инвалидности. |
4. Опасные (экстремальные) | Исполнение рабочих обязанностей в течение смены сопряжено с условиями, угрожающими жизни, работник подвергается высокому риску получения профессиональных повреждений. |
Установленный класс для опасного и вредного условий труда возлагает на работодателя обязанность по уплате дополнительного тарифа по страховым взносам:
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса |
---|---|---|
Опасный | 4 | 8% |
Вредный | 3.4 | 7% |
3.3 | 6% | |
3.2 | 4% | |
3.1 | 2% | |
Допустимый | 2 | 0% |
Оптимальный | 1 | 0% |
Декларирование позволяет подтвердить соответствие рабочих мест и условий труда нормативам по его охране, утвержденным законодательно. А также позволяет применять меры по улучшению производственного климата либо работнику предоставлять гарантии и компенсации в виде повышения размера оплаты труда, сокращения нормы рабочего времени и предоставления дополнительного отпуска.
Понятие аналогичных рабочих мест
Критерии признания рабочих мест аналогичными, то есть имеющих совпадающие характеристики, приведены в ст. 9 ФЗ-426. В частности, к ним относятся следующие условия, причем соблюдение каждого из них в данной ситуации является обязательным:
- рассматриваемые рабочие места находятся в одном производственном или офисном помещении либо располагаются в помещения одинакового типа;
- рабочие места оборудованы идентичными или однотипными инженерными системами, включая системы освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
- в процессе трудовой деятельности работники руководствуются требованиями одинаковых технологических процессов, включая требования к применяемому оборудованию, технике, сырью и материалам;
- работающие на этих местах сотрудники имеют одинаковые профессии, специальности, должностные позиции и выполняют совпадающие трудовые задачи;
- работники трудятся в одинаковом режиме соотношения труда и отдыха;
- для целей обеспечения необходимого уровня безопасности трудовой деятельности работников применяются идентичные средства индивидуальной защиты.
Порядок проведения спецоценки на аналогичных рабочих местах
Реализация процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ) на аналогичных рабочих местах предполагает, что к моменту начала соответствующих работ работодателем уже составлен их полный перечень с указанием требуемых характеристик на таком месте. Поэтому эксперт уполномоченной организации, которая будет проводить спецоценку, сразу приступает к разработке плана мероприятий в рамках этой процедуры, которые будут реализовываться в соответствии с правилами проведения работ на одинаковых рабочих местах.
После завершения необходимых испытаний, измерений и обследований эксперт заполняет общую карту, которая впоследствии будет применяться для всех рабочих мест, которые для целей СОУТ были признаны аналогичными. Кроме того, для них разрабатывается общий план улучшений условий труда, обеспечения безопасности трудовой деятельности и мероприятий по охране труда.
Условия проведения СОУТ
П. 1 ст. 16 ФЗ-426 предоставляет работодателю, имеющему в своем распоряжении значительное количество аналогичных рабочих мест, возможность существенно сократить фронт работ. В частности, положения указанной статьи устанавливают, что в такой ситуации ему достаточно осуществить спецоценку в отношении 20% таких мест, а результаты ее проведения можно распространить на все другие идентичные рабочие места. При этом такая экстраполяция распространяется как собственно на результаты спецоценки в части измерения интенсивности воздействия негативных факторов, так и на рекомендации по улучшению условий труда.
Особенно полезными положения указанной статьи могут быть для крупных работодателей, у которых аналогичными условиями обладают более 10 рабочих мест. Дело в том, что законом установлено минимальное количество таких мест, в отношении которых необходимо реализовать процедуру спецоценки — два рабочих места. Таким образом, даже если на данном предприятии имеется, например, пять или семь совпадающих должностных позиций, СОУТ все равно должна быть проведена в отношении хотя бы двух из них.
Этап 4. Участвуем в проведении измерений и попутно устраняем недочеты
Когда все готово, специалисты организации-оценщика должны обойти помещения и проверить рабочие места, измерив влияние вредных факторов. При этом нужно присутствовать одному из членов комиссии по СОУТ. Рекомендуется составить табличку, в которую внести проверяемые рабочие места, и делать пометки.
В каждом помещении эксперты делают план рассадки персонала и присваивают каждому рабочему месту порядковый номер. Условия работы в офисе оцениваются преимущественно в части освещения места. Поэтому эксперты проверяют: высоту потолка в помещении, мощность верхнего освещения, уровень освещенности без учета дневного света (в зависимости от времени года измерения проводятся ранним утром или при занавешенных окнах).
Основные задачи комиссии по проведению СОУТ
В органы охраны труда могут пожаловаться работники, если работодатель нарушает законодательство, ущемляя права своих рабочих. А несколько лет назад в связи с указом президента были созданы специальные внутренние органы контроля, которые занимаются охраной трудового режима на предприятии.
Анализ трудового режима
Главные задачи анализа трудовых условий:
- Контроль соответствия рабочей среды действующему законодательству Российской Федерации в отношении рабочих мест с опасными и вредными для здоровья факторами.
- Кампания аттестации среды на рабочих местах, анализ различных показателей и влияния рабочей среды на здоровье сотрудника и соответствие полученных данных законодательству РФ и Трудовому Кодексу.
- Защита и обеспечение прав работников, правильность которых регламентируется законом.