Специальность «звукорежиссер» музыкальная звукорежиссура

Содержание:

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как уже отмечалось, звуковое оформление художественных произведений постоянно набирает обороты, а появление новейших достижений науки и техники, применяемых в данной сфере, может поставить в тупик даже наиболее профессионального специалиста, не прилагающего усилий для самосовершенствования. Для того чтобы быть в курсе последних достижений, находок в области звукорежиссуры целесообразным представляется продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре, докторантуре. Продолжение обучения позволит продолжить профессиональное совершенствование, получить навыки педагогической деятельности, заявить о себе в научном мире, а также получить диплом международного образца.

Кто такой звукорежиссер?

Звукорежиссер – работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.

Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались «управлять» непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.

Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и «навороченнее» аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.

Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).

Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.

Оплата труда

Важные качества

Профессия звукооператора предполагает музыкальность, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука.

Знания и навыки

Звукооператор должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукооператор должен понимать свойства звука, акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов – в зависимости от места работы.

Обучение на Звукооператора

Звукооператору требуется среднее профессиональное образование (квалификация «техник»), которое можно получить в одном из колледжей.

  • Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А.Герасимова. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника». Специализация «Техника и технология аудиовизуальных программ».
  • Театрально-художественный колледж №60 (г. Москва). Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Колледж предпринимательства №11. Специальность «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ». Специализация «Звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».

И др. региональные театральные колледжи, колледжи культуры и искусств.

Профессия звукорежиссер подойдет для подростков, которые:

Любят музыку, звук. И все, что с ним связано.
Имеют тонкий слух. Различают даже очень тихие звуки.
Знают, где добыть звук, который подойдет под определенное драматургическое действие.
Хотят работать в сфере создания видеоклипов. Кинематографе. Журналистике. И многом другом.
Являются креативными. Могут найти выход из любой ситуации. И сделать все для того, чтобы достичь требований режиссера.
Являются находчивыми. Умеют создавать звук из подручных материалов. Например, могут воссоздать шелест гравия, пройдясь по кубикам сахара.
Обладают звуковой памятью. На высоком уровне. Это нужно, чтобы у звукорежиссера была возможность запомнить звук. А затем воссоздать его при съемке кинокартины. Или клипа.
Развиты в музыкальном плане. Слушают много музыки. Знают различные звуки. А также классические музыкальные произведения.
Смотрят много фильмов

Уделяют особое внимание тому, как там работают со звуком.
Являются коммуникабельными. Могут быть как хорошим другом, так и строгим начальником

Которому необходимо сделать так, чтобы вся звуковая группа его слушала.
Знают меру. Не будут перебарщивать со звуковыми эффектами в видео. Будут вставлять в них только то, что действительно нужно. Ни больше, ни меньше.
Являются стрессоустойчивыми. Круглосуточно работать со звуком — очень сложно. Чтобы держать себя в тонусе, нужно обладать высокой стрессоустойчивостью. Иначе, можно сойти с ума.

Плюсы и минусы профессии

Как и в любой другой работе, в профессии звукорежиссера можно отыскать как яркие и положительные черты, так и характеристики, которые относятся, скорее, к негативу. Выбирая специальность, стоит четко понимать, какие есть «за» и «против», потому рассмотрим, что да как. Начнем с преимуществ звукорежиссерской деятельности.

  1. Работа – творческая. Это не та деятельность, на которой можно надорвать спину. Звукорежиссером не становятся от безысходности – это мечта, к которой каждый идет целенаправленно.
  2. Есть ряд смежных профессий. Звукорежиссер требуется во многих областях, но нужен он, как правило, один. Однако при поиске вакансий это не станет проблемой, потому что есть похожие должности, которые можно занять со звукорежиссерским образованием. Звукооператор и оператор микрофона – альтернативные идеи того, как работать почти по профессии.
  3. Теоретически есть доступ к «звездам». Большинство людей видят своих кумиров в лучшем случае считанные разы за всю жизнь, да и то на сцене и на значительном удалении, причем за достойные деньги. Работая на радио, в звукозаписывающей студии или в престижном концертном зале, вы будете видеть их регулярно, прямо перед собой, да еще и бесплатно. Даже работая в провинциальном театре, вы будете общаться с интересными и всесторонне развитыми людьми, а не с простыми обывателями.

Все это, конечно, выглядит очень хорошо и интересно, но забывать о недостатках все-таки не стоит – они могут оказаться существенными.

  1. Забудьте про нормированный рабочий день. Если только вы не работаете на радио, сменщика у вас вполне может и не быть. Если оборудование не функционирует или вам никак не удается записать нужную дорожку, а выступление уже завтра, домой вы пойдете только ценой увольнения. График может оказаться очень плотным, и вы не всегда будете в него укладываться.
  2. Будьте готовы к командировкам или скромным заработкам. Лучших звукорежиссеров нередко разбирают те самые «звезды», чтобы возить их за собой в концертные туры. Такой режим жизни – на любителя, ведь не каждому понравится каждый день просыпаться и идти на работу в новом городе.
  3. Возможны существенные физические нагрузки. Ответственность за аппаратуру и хороший звук нередко означает, что носить все оборудование нужно самостоятельно.

Где можно получить профессию звукорежиссера?

Получить профессию звукорежиссера можно в любом высшем учебном заведении России, где имеется специальность «Звукорежиссура кино и телевидения». Также можно освоить первичные навыки этой профессии на специальных курсах, организацией которых занимаются ведущие киностудии, радиостанции, звукозаписывающие и телевизионные компании. Однако при этом необходимо понимать, что профессия звукорежиссера потребует от Вас не только свободного владения специальными навыками и понимания творческого процесса, но и музыкального образования, обширных технических знаний, а также познаний в области физики и акустики.

Поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение классическому звукорежиссерскому образованию, которое можно получить только в ВУЗе, а обучение на курсах использовать для повышения уровня своего мастерства. При этом выбирать лучше всего профильный ВУЗ, где Вы получите не только технические и практические навыки будущей профессии, но и узнаете все секреты творческого процесса. К таким ВУЗам можно отнести:

  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина;
  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова;
  • Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»;
  • Государственный специализированный институт искусств.

Государственный специализированный институт искусств

Москва

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 291 000,00 ₽

Российская академия музыки имени Гнесиных

Москва

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 275 200,00 ₽

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Санкт-Петербург

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 85 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 110 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 230 000,00 ₽

Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина

Москва

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 155 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽

Волгоградский государственный институт искусств и культуры

Волгоград

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 207 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 52 000,00 ₽

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова

Москва

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 205 650,00 ₽

Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки

Нижний Новгород

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 163 000,00 ₽

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Краснодар

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 160 600,00 ₽
Бакалавриат Заочная 65 000,00 ₽

Ростовская государственная консерватория (академия) имени С.В. Рахманинова

Ростов-на-Дону

Музыкальная звукорежиссура

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 155 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 90 000,00 ₽

Российский университет театрального искусства — ГИТИС

Москва

Круг обязанностей

Что делает звукорежиссер? Объем обязанностей этого специалиста тесно связан с его местом трудоустройства. Главная задача, объединяющая представителей разных направлений, заключается в работе над звуковыми решениями кинофильма, спектакля, телепередачи, рекламного видеоролика. Также ему необходимо выполнять настройку звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования и другой аппаратуры. При этом он должен учитывать акустические особенности рабочего помещения и нюансы в звучании разных музыкальных инструментов.

В ходе озвучивания звукорежиссер следит за синхронизацией звука и «картинки», руководит процессом монтажа. Когда отдельные фрагменты звукоряда полностью подготовлены, он сводит их в целостную фонограмму. В его подчинении находятся звукооператоры, звукомонтажеры и микрофонные операторы.

Чем занимается представитель этой профессии на телеканалах и на радиостанциях? Тут его основной задачей является разработка звукового сопровождения заставок, анонсов и телепередач. Без него не обходится трансляция какого-либо события, шоу или новостного выпуска в режиме live. На телеканале он всегда работает в команде. Он выполняет распоряжения главного режиссера программы. Сотрудничают с ним продюсер, редактор, телеоператор, звукотехник и линейный монтажер. Также этот специалист может принимать участие в процессе создания телеспектакля или фильма.

В концертном зале и в театре звукорежиссер отвечает за звуковой декор всего действа. Делает он это посредством разных шумов и музыкальных композиций. В творческом тандеме с режиссером он участвует в разработке и реализации общей концепции. Кроме того, все время, пока идет представление, специалист отслеживает своевременность подачи звука и его качество.

Требования

Чтобы быть хорошим звукорежиссером, надо изначально соответствовать определенным требованиям, а также старательно учиться. Профстандарт в данном случае состоит из двух частей – врожденных или устойчиво выработанных личных качеств, а также приобретенных во время обучения знаний и навыков.

Личные качества

Деятельность звукорежиссера неразрывно связана со звуками и музыкой, потому крайне желательно обладать музыкальным слухом и тонко чувствовать прекрасное. Только богатая фантазия и хорошее восприятие помогут через звук вызвать у слушателей необходимые эмоции, так что эти качества очень важны. Специалист должен хорошо запоминать звуки, чтобы быть в состоянии восстановить то, что когда-то слышал.

Для создания звуковых образов профессионал должен быть достаточно эрудированным во всех сферах, четко представлять себе, какие ассоциации вызовет у публики тот или иной прием. Поскольку деятельность творческая, он должен понимать, что никакая покоренная вершина не является абсолютной – всегда можно двигаться вперед, нужно постоянно учиться у коллег, даже если пока что они якобы отстают.

Знания и навыки

Поступив в подходящий вуз, вы будете обучаться по утвержденной программе и вряд ли что-то пропустите, но все равно не помешает заранее знать, чему придется учиться. Работа звукорежиссера предполагает уверенное ориентирование в ряде специфических сфер знаний – например, в акустике и физике звука. Такие познания позволят понимать, как влияет на звучание форма помещения и материал отделки стен. Обучившись, вы научитесь нивелировать недостатки тех помещений, где приходится настраивать или записывать звук. Со временем это можно будет использовать в своих целях – для целенаправленного создания различных звуковых эффектов.

Безусловно, профессионал должен свободно обращаться со звуковыми редакторами для компьютера. Такие программы, как Sound Forge, Adobe Audition или даже Fruity Loops очень помогут в создании отбивок и звуковых заставок. Если вы в своей деятельности все-таки рассчитываете на элемент творчества и самостоятельное создание звуковых дорожек или хотя бы аранжировку чужих, то без соответствующего программного обеспечения не обойтись.

Наконец, звукорежиссер обязан уметь управляться со звуковым оборудованием и прекрасно в нем разбираться. Для этого стоит знать технические параметры и возможности массы моделей пультов, усилителей, микрофонов и так далее. Даже новая и качественная аппаратура может давать плохой звук – просто потому, что ее неправильно настроили, не так используют или просто неразумно расставили.

Звукооператор и его зарплата

Звукооператор, который работает в звукозаписывающей студии может назначить сумму за сведение и запись одного трека — от 1 тыс. рублей — либо за рабочий промежуток времени. Его зарплата зависит от места, где он работает. Среди минусов — нерегулярный заработок, постоянное обучение, а часто незакрепленное трудоустройство.

Работа в СМИ предоставляет более надежные условия труда — четкий график работы и выдачи зарплат, больничные и ежегодные отпуска оплачиваются, а за переработку полагаются премии. В среднем по стране зарплата такого специалиста составляет 25-30 тыс. рублей.

На большую зарплату может рассчитывать работник театра, но требования будут совершенно другими. Здесь нужно быть готовым к постоянным репетициям, безустанной творческой работе с самим спектаклем, действие которого длится несколько часов.

Работа на студии звукозаписи

Рабочий процесс на студии звукозаписи начинается с настройки микрофона под конкретного исполнителя. Нужно чтобы мембрана находилась строго у губ, к примеру, исполнителя песни, иначе звук, перенесенный на компьютер, может оказаться некачественным

Затем важно настроить наушники исполнителя. Здесь много нюансов

Одним нужно слышать себя во время записи, другим — нет, поэтому все обговаривается индивидуально в соответствии с предпочтениями клиента.

Цифровая обработка музыки. Как делают ваши любимые песни

Далее начинается запись. Запись производится чаще всего такими программами: Adobe Audition, Cubase, Logic — на выбор. Как правило, звукорежиссер останавливается на одной, наиболее удобной для него, и пользуется ею всегда.

После того, как первая дорожка записана, очень часто, особенно, если это вокальная композиция, то же самое записывается еще один, два или более раз, чтобы звук казался сочнее и объемнее. Таким образом, время записи может варьироваться от получаса до нескольких часов. Но это — малая часть

Самое важное — потом

Этот сырой материал абсолютно неслушатебелен (сленг звукорежиссеров — прим. ред.). Без дальнейшей, часто многочасовой, обработки, слушать данную композицию практически невозможно. И только после работы с эквалайзером и прочими настройками, которыми обрабатывается отдельно голос, отдельно – музыка, находится баланс между громкостью инструментала и вокала. Убирается шум и происходит очищение от вздохов, всхлипов и прочего мусора. Так на свет появляется то, что звучит в наших наушниках. Звучит приятно и чисто. Не «режет» слух.

Возможности удаленной работы

Работа звукорежиссера часто может иметь вид подработки. Причем, не выходя из дома. По сути, заказчику можно отправить готовый музыкальный проект, который вам нужно было свести (сделать мастеринг),  и получить за это деньги.

Чаще всего за один проект (за одну песню) можно получить от 500 до 5000 рублей, в зависимости от качества выполненной работы. Времени на это будет затрачено, в среднем, час-два. За небольшую сумму вознаграждения вы вряд ли получите заказ, на который уйдет более одного часа. То есть, чаще всего, это или небольшой заказ, или «заказ новичка».

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Уровень профессионализма звукорежиссера напрямую зависит от развития науки и техники, появления новых технических средств обработки голоса, создания новых музыкальных образов и умения с ними работать. Поскольку современная наука не стоит на месте и навыков оперирования техническим оборудованием, полученных при обучении, бывает недостаточно, для повышения собственного профессионализма, целесообразным представляется продолжить обучение в магистратуре.

При поступлении в магистратуру, аспирантуру или докторантуру, Вы можете быть уверены, что под руководством научного руководителя Вы продолжите дальнейшее самосовершенствование в теоретическом плане, а также в процессе работы над новой аппаратурой, с использованием всех новых возможностей, которые предоставляет современная техника. Написание магистерского исследования является оптимальным способом формирования научной компетенции, которая в сочетании с творческим началом и глубокими техническими знаниями позволит Вам реализовать совершенно новые подходы к музыкальному оформлению произведений. Продолжение обучения автоматически влечет за собой продолжение общения с творческой элитой нашей страны, что повышает Ваши шансы на то, что Вы будете замечены и востребованы. Диплом магистранта является признанным на международном уровне, что также является важным преимуществом для будущего специалиста.

Приобретаемые навыки

Звукорежиссер – одна из профессий, которые требуют от специалиста не только высокого уровня мастерства, но и зависит непосредственно от развития техники: чем более совершенную аппаратуру использует профессионал, тем больше у него возможностей создания концептуально новых звуковых оформлений, придания абсолютно нового звучания произведению.

Работа над трансформацией зрительного ряда в музыкальные образы требует сформированности профессиональных умений, включая следующие:

  1. Профессиональное использование звукотехнической аппаратуры: микшерных пультов, громкоговорителей, микрофонов, различных стереофонических систем, приборов обработки звука.
  2. Настройка аппаратной для реализации студийной записи, звукоусиления, трансляции.
  3. Осуществление планирования звукозаписи спектакля, ролика, клипа, размещение мизансцены, создание и реализация концептуального музыкального оформления последних.
  4. Осуществление микширования музыки.
  5. Осуществление реставрации архивных записей и фонограмм.
  6. Осуществление обеспечения музыкального сопровождения театральных постановок, развлекательных программ, концертов, шоу, спортивных мероприятий, парадов, дискотек.
  7. Осуществление руководства работой технического персонала.
  8. Создание эстрадных фонограмм, записи ансамблей.

Учеба и ЕГЭ

Один из первых вопросов, если вы выбрали профессию звукорежиссера, – где учиться. Некоторые считают, что иметь высшее образование для этого необязательно. Вполне хватит знания специальных компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком, и хорошего слуха. Также неплохим подспорьем будет обучение на тематических семинарах и курсах. Однако в таком случае трудоустройство ограничится должностью, например, клубного ди-джея или человека, который включает музыку на свадебных торжествах. Как стать востребованным профессионалом? Для начала – получить соответствующий диплом университета. Наличие музыкального образования будет существенным преимуществом.

Вот несколько вузов в России, где учат на звукорежиссера:

  • Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет музыкального творчества.

  • Волгоградский госинститут искусств и культуры. Факультет художественного творчества.
  • Московский госинститут культуры. Театрально-режиссерский факультет.
  • Алтайский госинститут культуры. Факультет художественного творчества.
  • Сибирский госинститут искусств им. Д. Хворостовского. Музыкальный факультет.
  • Московский технический университет связи и информатики. Общетехнический первый факультет.
  • Санкт-Петербургский электротехнический госуниверситет «ЛЭТИ» им. В. Ульянова (Ленина). Факультет радиотехники и телекоммуникаций.
  • Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики. Факультет мобильной радиосвязи и мультимедиа.
  • Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Режиссерский факультет.
  • Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.

Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Некоторые вузы также могут потребовать результаты экзамена по профильной математике.

Чем занимается звукооператор

Задача оператора — добиться идеального звучания, согласно требованиям восприятия художественного продукта. Это мастер гармоничного звукового оформления. Он востребован в современном театре, киноиндустрии, ресторанах, на концертах, выступлениях, массовых мероприятиях. Области работы звукооператора:

  • обработка звуковых дорожек;
  • микширование;
  • подбор звуковых эффектов;
  • создание или воссоздание фонограммы;
  • своевременное включение фонограммы;
  • балансировка звучания;
  • звукозапись.

В отличие от звукорежиссера, оператор не работает с концепциями звукового сопровождения (творческая составляющая оформления художественных композиций звуком). Его область — техническая часть: сопровождение, контроль, предупреждение звуковых накладок, распределение фонов (следит, чтобы фоновая музыка не перекрывала голос актеров в кино или певцов).

Вам будет интересно учиться на звукооператора, если вы интересуетесь пением, технологиями создания видеопродукции, музыкальными эффектами. Профессия требует определенных навыков, готовности к ненормированному графику.

Как стать звукорежиссером

Привет, меня зовут Эльвира, мне 24, живу в Краснодаре, работаю звукорежиссером 4 года в компании “KingSizeRec”. Звукорежиссура очень важна в современном мире технологий и прогресса

Ни один фильм, ни один праздник, ни одна реклама и ни одна песня или аудиокнига не появились бы на свет, не будь такой важной профессии, как звукорежиссер. Поэтому можно считать, что труд специалистов данной области очень востребован, ведь большая часть медиа-носителей нуждается в услугах звукорежиссера

Звукорежиссер — весьма перспективная профессия из-за нехватки квалифицированных кадров. Прямо скажем, станете специалистом — вас будут носить на руках, и везде вам будут рады. Это, кстати, учитывая достойную оплату труда звукорежиссера, очень приятное ощущение.

Наушники на пульте

Какое нужно образование для работы звукорежиссером

Чтобы качественно выполнять работу звукорежиссера, конечно, нужно высшее образование, но не всё так однозначно. Часто самоучки гораздо более продвинуты, чем дипломированные специалисты. Азам данной профессии можно выучиться и самостоятельно, имея соответствующие данные и желание. И, конечно, терпение. Особенно сначала, когда будет казаться, что ничего не выйдет, а все эти кривые линии и цифры напоминают китайские иероглифы.

Но если вы еще не напуганы, то скажу, что нужно иметь для начала обучения:

  • ноутбук;
  • микрофон;
  • хорошие наушники;
  • колонки.

Стоимость звукорежиссерского оборудования может исчисляться миллионами рублей, но пока вы еще не профессиональный звукорежиссер, достаточно ПК, наушников за пару тысяч и нужного программного обеспечения, о котором расскажу позднее.

Собеседование и прием на работу

Огромный плюс в том, что при приеме на работу вас могут не спросить о дипломе, а сразу захотят проверить ваши навыки, что, в конечном итоге, может послужить решающим фактором при принятии (или не принятии) вас на должность. Путем проб и ошибок, штудирования литературы и просмотров обучающих роликов на youtube или иных сайтах, можно добиться неплохих результатов, которые позволят записывать песни и диалоги для рекламных роликов.

Звукорежиссёр в кинематографе

Звукорежиссёр в кинематографе является участником съёмочной группы, руководящим звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучивания (фонограммы; саундтрек) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.

Звукорежиссёр выполняет следующие функции:

  • осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
  • отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
  • готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.

В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.

Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.

Состав звукового цеха

Звукорежиссёр работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).

Микрофонный оператор обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.

Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.

В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помощником режиссёра/дирижёра, и т. п. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время — два человека.

Ведущие преподаватели

Ирина Аркадьевна Алдошина

Профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки РФ, председатель Санкт-Петербургской секции Международного общества аудиоинженеров (AES), Член Координационного Научного Совета по акустике РАН, член Совета УМО МГИКИ. Алдошина И.А — учёный с мировым именем в области акустики. Соавтор учебника «Музыкальная акустика»

Наталья Алексеевна Соломонова

Профессор, доктор искусствоведения, член Союза композиторов РФ, Заслуженный работник культуры РФ.

Павел Вячеславович Игнатов

Доцент, кандидат искусствоведения.

Надежда Александровна Кулыгина

Доцент, кандидат искусствоведения.

Марина Моисеевна Мазур

Доцент, кандидат искусствоведения.

Надежда Николаевна Рахманова

Доцент, кандидат искусствоведения, ведущий звукорежиссер Новой сцены Мариинского театра.

Даниил Николаевич Смирнов

Доцент, кандидат технических наук

Владислав Викентьевич Хмылко

Доцент, кандидат физико-математических наук

Тимур Сергеевич Ястремский

Доцент, кандидат искусствоведения

Владимир Сергеевич Рябенко

Ведущий звукорежиссёр Мариинского театра, Заслуженный работник культуры Республики Южная Осетия

Максим Игоревич Кравцов

Старший преподаватель

Сергей Геннадьевич Рыльцев

Старший преподаватель, руководитель студии звукозаписи Санкт-Петербургского Дома композиторов

Мария Николаевна Соловьёва

Старший преподаватель

Александр Сергеевич Осколков

Старший преподаватель, член Союза композиторов РФ

Иван Владимирович Воробьёв

Старший преподаватель.

Юрий Сергеевич Смирнов

Старший преподаватель.

Андрей Викторович Чернышев

Старший преподаватель.

Евгений Викторович Дороган

Преподаватель.

В чем заключается работа звукорежиссера

Вести запись вообще не столь сложно, как может показаться тем, кто никогда не прикладывал руки к студийному оборудованию. Стоит нажать на кнопку «Rec» — и запись пойдет. Стоит нажать на нее снова — она остановится. Самое сложное – в доведении голоса «до ума», придании ему объемности, благозвучности. Можно даже «научить» петь того, кто этого никогда не умел (хотя, слушая песни современной эстрады в записи и вживую, я думаю, вы это знали и ранее), потратив всего несколько минут. А также – превратить за секунду голос брутального мужчины в голос писклявого мышонка из мультика, или голос нежной девушки – в голос сурового дьявола из Преисподней. Глухой шум моря, звук тормозов авто или стука в дверь также создаются просто добавлением на аудиодорожку соответствующего звука из библиотеки звуков, в которой содержатся миллионы подобных коротких хлопков, стуков и раскатов грома. Ограничивается все лишь вашей фантазией.

Профессиональные и карьерные перспективы

Чем больше знаний — тем большее количество компаний захотят видеть вас у себя. Вакансии стоит искать на звукозаписывающих студиях, в телерадиокомпаниях, а также в различных организациях, специализирующихся на проведении праздников. Выбор очень велик, потому что, повторюсь, профессия очень актуальна в настоящее время.

При поиске работы по специальности «звукорежиссура», важно подойти к этому ответственному занятию, уже имея определенные навыки. И чем больше их, тем, конечно же, лучше

Важно понимать, что если вы выбираете телерадиокомпанию, акцент нужно делать на одной технике. А для проведения праздников — на другой. Второе, кстати – это то, с чего можно начать новичкам. Там не требуется глубоких знаний предмета, а все ограничивается умением настраивать микрофон и работать со звуком

Вовремя включать и выключать музыкальное сопровождение. На собеседованииКак успешно пройти собеседование и устроится на работу обращают внимание на знание предмета, необходимое в соответствии со спецификой конкретной вакансии звукорежиссера. И, как говорилось выше, внимание на дипломе заостряют крайне редко

Продвижение по карьерной лестнице возможно именно на официальной работе – вас просто могут перевести в более престижный филиал. Как правило, туда, где не сосредоточено большое количество звукорежиссеров, поэтому повышение может быть только переходом из одной студии в другую, более раскрученную. Работая в одном месте, совершенствуете свои навыки и переходите на другой, более высокий этап своего развития

А сроки зависят только от вашей обучаемости и стремления никогда не останавливаться в развитии, что очень важно в этом деле

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector