Кто такой художественный руководитель (худрук)?
Содержание:
- Зарплата и карьерные перспективы
- Где работает и сколько получает
- Плюсы и минусы в работе арт-директора
- Ответы на вопросы
- Что должен уметь арт-директор: чек-лист необходимых компетенций
- Особенности профессии
- Пассивный — это же от слова «ничего не делать»?
- Что еще почитать
- Какие навыки нужны арт-директору
- Я смогу стать копирайтером, если не буду смотреть рекламу?
- О профессии
- Обязанности специалиста в издательском деле
- Новый арт-директор
Зарплата и карьерные перспективы
Начать карьеру можно с помощника арт-директора. В среднем их зарплата равна 35 000 руб. После получения определенного опыта можно будет уже претендовать на должность и зарплату выше.
Этот путь предназначен для тех, кто только пришел в сферу. Нередко же арт-директоры вырастают из дизайнеров, музыкантов, декораторов, художников и из людей других творческих направлений. Также нередко ими становятся рекламные специалисты, маркетологи, event-менеджеры.
Заработная плата может различаться в зависимости от региона трудоустройства и области деятельности. Например, в дизайн-студиях можно получать в среднем 120 000 руб., в салонах красоты – 60 000–100 000 руб., в рекламных и пиар-агентствах – от 120 000 до 150 000 руб., в ресторанах – около 100 000 руб., а в киноиндустрии зарплата может быть больше 300 000 руб.
Если же говорить о региональном распределении, то в Москве арт-директоры зарабатывают от 60 000 до 180 000 руб., в Санкт-Петербурге – 50–160 тыс. руб., в регионах – до 120 000 руб. В среднем же по России доход арт-директора колеблется от 50 000 до 150 000 руб.
Арт-директор в итоге может стать директором собственного заведения. Некоторые специалисты становятся промоутерами.
Предложения об удаленной работе встречаются редко. Чаще арт-директора работают непосредственно с сотрудниками полный рабочий день.
Где работает и сколько получает
Сфера деятельности этого специалиста, также, как и профессия арт-дизайнера, довольно обширна. Можно работать в:
- design и event студии;
- арт-пространстве;
- издательстве;
- digital индустрии;
- агентстве по рекламе;
- бизнесе, связанном с отелями и ресторанами;
- производстве кино.
Вот только такая профессия не совсем подходит для удаленной работы. Вакансии есть, но обычно под ними подразумеваются просто обязанности дизайнера. Ну а если мы говорим о современном арт-директоре, то здесь подойдет только полный рабочий день, он может быть с плавающим графиком или возможностью частичной домашней работы.
Трудно направлять коллектив и понимать, чего хочет заказчик дистанционно. Да, есть интернет, онлайн звонки, но для этого необходимы уникальные навыки управленца и мастерство переговоров.
Сколько же получает арт-директор? Заработная плата начинающих варьируется в пределах 30-40 тысяч рублей. Специалист с опытом работы от 5 лет получает от 100 000 рублей и больше. Зависит от обязанностей и направления работы. По России, согласно статистике, в среднем зарплата составляет примерно 46 000 рублей, но чаще всего под этой должностью понимается дизайнер.
Плюсы и минусы в работе арт-директора
К плюсам профессии художественного руководителя относится самореализация. Творческим людям нужен постоянный выплеск идей, планов. Эта профессия подходит креативным, талантливым личностям. Достойная оплата труда и ценность профессии на рынке также являются сильным преимуществом.
Как и любая профессия, должность художественного руководителя имеет свои недостатки:
- кроме таланта, нужны и другие качества, которые есть не у всех;
- уровень ответственности за правильность принятых решений;
- карьерный рост, высокая оплата труда возможны только при выполнении должностных обязанностей.
Ответы на вопросы
Кто работает с арт-директором?
Большая или маленькая команда, состоящая из дизайнеров, иллюстраторов и других специалистов.
Арт-директору понадобится художественно образование?
Да, лучше иметь такое образование. Кроме того, нужны знания современного арт-дизайна, опыт запуска акций, рекламы, навыки руководителя и умение презентовать свою идею.
Какие программы нужно знать, чтобы занимать такую должность?
Для высокой результативности необходимо уметь работать в стандартных программах (Ворд, Excel и др.), владеть графическим ПО (Фотошоп, CorelDRAW и пр.), понимать основы графики и композиции.
Что должен уметь арт-директор: чек-лист необходимых компетенций
Ситуационное лидерство
Ситуационное лидерство — это стиль управления коллективом, который предполагает решение проблемы в зависимости от ситуации, сложности задачи и уровня развития сотрудников.
Арт-директору нужно овладеть четырьмя методами, которые можно использовать в разных ситуациях:
- Директивный метод. Даете указания сотрудникам и контролируете ход работы. Задача будет решена в срок, но сотрудники не научатся действовать самостоятельно.
- Наставнический метод. Разъясняете задачу и следите за ее выполнением, но при этом допускаете дискуссию и предлагаете высказать соображения. Это поможет развить в сотрудниках способность самостоятельно принимать решения, что упростит вашу работу в будущем.
- Институционный метод. Выполняете работу вместе с сотрудниками и поддерживаете их, но важные решения остаются за ними.
- Метод делегирования. Передаете свою боль другому человеку и изредка следите за ходом работы.
Навыки управленца
Когда арт-директор приходит в новую компанию он надеется на то, что все его функции будут расписаны и останется только наладить отношения с коллективом. Но это не всегда так. Бизнес может воспринимать его как супергероя, который должна ликвидировать хаос и наладить разрушенные процессы. Арт-директору придется выстраивать все процессы с нуля, для чего пригодятся управленческие навыки.
Коммуникабельность и навыки психолога
Коллектив дизайнеров — команда индивидуалистов, которые хотят развиваться, но не всегда задумываются об окружающих. Задача арт-директора — создать комфортный микроклимат в коллективе. Он должен знать, как сплотить команду, направить на достижение общих целей и настроить коммуникацию с другими отделами.
Креативные методики
Мозговой штурм и другие креативные методики помогут арт-директору создать новую идею из ничего.
Навыки преподавателя
К вам приходят молодые дизайнеры, которые хотят учиться и продвигаться по карьерной лестнице. Если вы не сможете дать им знания и поделиться опытом — они быстро уйдут, а вам придется искать нового сотрудника. Арт-директору нужно уметь грамотно рассказывать сложные вещи простым языком и доносить информацию до сотрудников. Это поможет передать свой опыт коллегам и прокачает ваших сотрудников.
Рекрутинг и пиар
Арт-директор — лицо компании. Он умеет презентовать и защитить проект. Потенциальные сотрудники и заказчики пойдут к вам только потому что знаю вас и видели результаты вашей работы. Навыки рекрутинга и пиара помогут привлечь к интересные задачи и перспективных сотрудников.
Навык анализа рынка
Арт-директор знает конкурентов, следит за трендами и использует новые маркетинговые инструменты.
Насмотренность или художественный вкус
Нужно наращивать свою визуальную библиотеку, следить за крутыми проектами и подписываться на опытных специалистов.
Визуальная коммуникация и юзабилити
Арт-директор прислушивается к пользователю, знает, что ему нужно и умеет сделать просто и удобно.
Особенности профессии
Арт-директор может работать в областях, требующих применения творческих и организаторских способностей. Это может быть издательское дело, дизайн, брендинг, реклама, а также индустрия развлечений. Все эти области накладывают на данного специалиста несколько разные обязанности.
В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор занимается разработкой фирменного стиля различных компаний и их товаров или услуг, работает над концепцией бренда, дизайном упаковки, сопутствующей полиграфической продукции и web-сайта, а также создает бренд-буки (многостраничные документы, объясняющие концепцию бренда, содержащие руководство по работе с графическими составляющими его стиля).
Арт-директор, помимо управления штатом дизайнеров и контроля рабочего процесса, общается с заказчиком по вопросам художественной части ведения проекта, сотрудничает с внутренним отделом маркетинга и стратегического планирования и может работать в паре копирайтером.
В издательствах арт-директор занимается художественным оформлением книг или журналов и газет. Он подчиняется главному редактору издания, работает сообща с редакторами различных рубрик, имеет в подчинении дизайнеров, иллюстраторов и технических специалистов, которые занимаются версткой и цветокоррекцией. Для журнала или газеты арт-директор разрабатывает общую концепцию издания, сетку верстки, выбирает шрифты. В глянцевых журналах он также придумывает идеи для фотосессий и контролирует их воплощение, как и воплощение всего журнала
При разработке книг, арт-директорработает над стилем издания, соблюдая требования ГОСТ, особенно при работе с детскими книгами, где важно соблюдение требований к размеру шрифта, контрасту цветов и выбору бумаги
В крупных рекламных агентствах полного цикла от арт-директора требуется создание эффективных, но не выходящих за рамки бюджета, креативных идей для рекламных кампаний и руководство их воплощением.
Арт-директор рекламного агентства подчиняется руководителю творческой группы и креативному директору. Работает в паре с копирайтером. В его подчинении может находиться дизайнер, а также подрядчики (фотографы, иллюстраторы, режиссеры, привлечённые со стороны), перед которыми он ставит творческие задачи. Обычно креативная пара (копирайтер и арт-директор) предлагают несколько концепций, арт-директор отвечает за их визуальную часть. Далее идет оценка предложений сначала внутри агентства (проверяется соответствие заданию и духу бренда, оценивается неожиданность и свежесть решения). Когда концепции одобрены внутри агентства, их представляют клиенту, т.е. проводят презентацию, визуальную часть которых также готовит арт-директор.
После утверждения одной из концепций клиентом идет уже конкретная работа над проектом рекламной кампании. На этой стадии работы наиболее активно подключается дизайнер, занимающийся визуализацией идей креативной пары и созданием дизайна. Арт-директор, как ответственное лицо, контролирует качество всех этапов работы, включая допечатную подготовку, техническое воплощение нестандартных конструкций и видеосъемку рекламных роликов.
В небольших рекламных агентствах арт-директор выполняет вышеперечисленные функции лишь частично. Здесь он занимается разработкой дизайна полиграфической и сувенирной продукции, упаковки, фирменного стиля и является по сути старшим дизайнером. Подчиняется непосредственно генеральному директору или начальнику отдела дизайна.
В индустрии развлечений арт-директор работает с клубами, ресторанами и другими развлекательными заведениями. В его обязанности входит подбор репертуара, соответствующего стилю заведения, и организация концертов и вечеринок. Он также занимается продвижением этих заведений, то есть часто выступает как менеджер и PR-специалист. Следит за модой и новинками в шоу-бизнесе.
Пассивный — это же от слова «ничего не делать»?
- На самом деле не существует никакого пассивного дохода, если у человека не построена самостоятельная, самодостаточная структура, которая приносит ему ежемесячный стабильный доход.
- Но и сам человек при этом не сидит на месте, а делает хотя бы минимум, чтобы поддерживать достойный уровень.
- Ему все равно приходится привлекать новых людей, учить новичков, контролировать процесс.
- Не говоря уже о тех, кто еще не построил структуру, находится в самом начале пути.
- Тут пассивность вообще не приветствуется, ибо человек всего лишь месяц не поработал, а уже у него нет никакого дохода.Получается, что пассивный доход — это миф, так как простой ведет к обнулению или резкому падению доходов, о чем говорят практически все сетевики.
Как правильно работает сетевой маркетинг
Никто не видит, чтобы сетевик преспокойно сидел себе дома и ничем не занимался. И это реальность, в которую приходится поверить. Так что придется оставить вопрос о пассивном доходе, если не построена многоступенчатая, расширенная, разветвленная структура, которая работает без перебоев постоянно, регулярно, а не разваливается после того, как лидер этой структуры решил отдохнуть полгодика.
Поэтому, если лидер еще не имеет такой структуры, ему придется работать во сто раз больше и активнее, иначе придется распрощаться с теми доходами, что у него есть. Но об этом не говорят новичкам или же говорят неправильно, отчего новичок начинает просто ждать, когда деньги сами придут, поработал немного — и довольно. Вообще люди пассивны сами по себе, поэтому и хотят, чтобы текла вода под лежачий камень. И поражаются, почему такого не происходит.
Однако это не значит, что не надо пробовать, пытаться построить стабильную и приносящую действительно пассивный доход структуру, если есть запал, желание и возможности.
Но не надеяться, что после полугода интенсивной работы можно будет сложить ручки, так как ручки лидеры сложили поначалу, но когда все идет наперекосяк, приходится справляться с вызовами времени.
Кстати, есть и другие способы обрести пассивный доход, но это уже другая история, и она тоже не связана с ничегонеделанием и ожиданием, когда деньги с неба посыпятся. Так что дерзать, но не надеяться на безделье.
Первые дни и недели на новой работе – время волнительное. Особенно если это ваша первая работа. Вы отчаянно стараетесь показать себя в лучшем свете перед начальником, понравиться коллегам и заявить о себе как о квалифицированном специалисте.
И, конечно, не отказываетесь от всевозможных поручений, которые вам дают старшие товарищи или шеф. В результате через месяц-другой вы с ужасом обнаруживаете, что круг ваших обязанностей расширился неимоверно, а зарплата при этом больше не стала.
Что еще почитать
Посмотрите обязательно нашу подборку с курсами по психологии. Там кроме платных материалов есть бесплатные курсы и интенсивы, даже от таких серьезных проектов как Нетология и Скиллбокс. Эти материалы очень пригодятся вам в вашей профессиональной деятельности, причем в любой, не только в арт-менеджменте.
Вот еще несколько подборок, которые будут полезны будущим арт-директорам.
- Курсы для руководителей. О том, как правильно работать с людьми, разбираться в законах и финансах, браться за задачи любой сложности.
- Графический дизайн. В подборке есть материалы по разным направлениям графического дизайна, вы сможете выбрать для себя то, что вам больше всего интересно.
- Маркетинг. Курсы по продвижению любых товаров и услуг онлайн и оффлайн. Будут полезны специалистам любой сферы, которая связана с продажами.
- Курсы по бизнесу. В подборке собраны разные учебные программы по развитию собственного дела.
- Курсы ораторского мастерства – как перестать бояться выступать перед аудиторией и вообще мастерски использовать устную речь.
Какие навыки нужны арт-директору
Арт-директору нужны самые разные качества, потому что он является специалистом очень широкого профиля. Я постарался выделить основные, давайте их проанализируем.
Креативность
Без креативности вообще бессмысленно идти в сферу искусства. Арт-дизайнер должен уметь генерировать уникальные идеи и находить нестандартные подходы, поэтому креативность и любовь к творчеству – его главные качества.
Вопрос о том, реально ли их развить – спорный. Если вы еще со школы любили искусство, занимались музыкой или посещали художественную школу – у вас вряд ли будут проблемы с креативностью.
Стоит отметить, что креативность бывает очень разная. Креативность художника может оказаться совсем непригодной в сфере гейм-дизайна и художник вообще не сможет реализовать себя в разработке игр. А вот геймер, который всю жизнь играл и никогда особо не креативил, может оказаться вполне подходящим кандидатом на должность.
Технические навыки
Если арт-дизайнер работает в области моды, то он должен знать, как происходит пошив одежды, как вообще одежду делают «модной», как сочетают разные цвета, ткани и прочие материалы.
В каких-то сферах приобрести эти навыки будет просто, достаточно для этого пройти курсы повышения квалификации. В каких-то – наоборот, сложно. Нужно будет несколько лет поработать на разных должностях, чтобы получить возможность стать арт-директором и начать курировать проекты.
Умение работать в специализированном ПО
Бывают сферы деятельности, в которых постоянно используется специализированное программное обеспечение. А если быть более точным, это ПО сейчас появляется практически везде.
Создание игр происходит через специальные программы, аранжировки делаются через особые музыкальные редакторы, дизайн ландшафта формируется через софты типа AutoCAD.
Инструментарий всех подобных программ арт-директора должны знать в совершенстве и уметь самостоятельно его применять.
Коммуникабельность
Вам надо будет работать с людьми. Общаться с ними, оценивать их профессиональные навыки. И решать конфликты в том числе. Чтобы это делать успешно, надо быть очень коммуникабельным человеком, уметь разговаривать, отстаивать свою точку зрения.
Есть, конечно, курсы по общению и по ораторскому мастерству, я вам порекомендую несколько из них ближе к концу статьи. Но если вы «по природе своей» очень замкнутый человек – я думаю, вам будет сложно.
Готовность думать и анализировать
Вы постоянно будете анализировать информацию. На этапе подготовки проекта, на этапе его запуска, презентации перед руководством, заказчиками и потенциальными клиентами. Вам надо будет знать, что происходит в мире индустрии, на рынке и в «головах» клиентов. Знать и реагировать на это, чтобы улавливать «рыночные тенденции».
Если вы не готовы вести постоянную аналитическую работу – вы не справитесь с должностью арт-директора. Вы можете быть дизайнером, программистом, кем угодно еще, но не руководителем.
Стрессоустойчивость
Стрессы в работе арт-директора есть, как и в работе любого другого руководителя. Стрессы будут потому, что есть дедлайны, есть огромный объем информации, которую надо анализировать и держать в голове, есть люди вокруг, с которыми надо общаться.
Психологи считают, что руководящие должности и должность арт-директора в том числе не подходят слишком мягким людям – с темпераментом меланхолика или флегматика. Холерикам и сангвиникам – скорее всего, подойдет.
Ответственность
«Во всём виноват руководитель» – эта фраза отлично применима к арт-директорам. Они ответственны за весь проект и за все «баги», которые в этом проекте есть.
Если вы психологически не готовы брать на себя большую ответственность – не идите в эту профессию, найдите себе что-то более простое и «безопасное».
Я смогу стать копирайтером, если не буду смотреть рекламу?
Нет, не сможешь. Если в школе не учил цифры, то не сможешь стать математиком. Так и с рекламой. Чем больше рекламы смотришь, тем круче твои идеи.
Первое, что нужно сделать копирайтеру, — это пересмотреть всех «Каннских львов» с 1994 по 2021 годы. Единственное, смотреть надо не как зритель, а как создатель. Задавайся вопросом: в чем идея, сообщение, есть ли здесь инсайт или наблюдение.
Анализируй, почему в рекламе мороженого часто снимают маму и ребенка. «Хм, наверное они хотят сказать, что это семейное мороженое». Со временем мозг трансформируется — и ты уже не можешь смотреть рекламу, как обычный человек.
О профессии
профессия | Арт-директор/ Дизайн-директор |
когда появилась | В виде, приближённом к нынешнему, около 7 лет назад |
кому подходит | Выпускникам художественных вузов, МГХПА (МГХПУ) им. С. Г. Строганова, МГУП им. И. Федорова, БВШД, просто талантливым людям с образованием или без, разбирающимся в последних тенденциях на рынке. |
заработок | В среднем от 100 000 до 300 000 рублей. |
клиенты | СМИ, рекламные и коммуникационные агентства, а также любые другие компании и частные лица, нуждающиеся в реализации задуманных проектов. |
Палеонтолог (описание профессии)
Должность «арт-директор» появилась вместе с необходимостью руководить творческим коллективом. Главная задача арт-директора — придумать, как продать идею большому количеству людей. В России сегодня насчитывается около 22 тысяч электронных СМИ. Если раньше арт-директор в журнале или газете придумывал макет и отвечал за выбор цветовой гаммы, то теперь ему необходимо разбираться во всех технологических новинках, уметь справляться с компьютером (подробнее см. ниже) и мобильными устройствами.
«Арт-директор современного интернет-издания — профессия, развивающаяся так же динамично и странно, как и сами интернет-издания. Здесь никуда без понимания базовых принципов работы технологий вёрстки (HTML, CSS, Java Script), постоянно эволюционирующих механик взаимодействия с фейсбуком и другими поставщиками трафика, — говорит дизайн-директор издательской группы Look At Media Алексей Быстров. — Ещё вчера, допустим, видео было герметичным и тупым форматом, уже завтра этот формат ничем не будет отличаться от статичных изображений и может быть малой кровью использован по-новому, более интересно. | 2 млрд человек пользуются интернетом
22 000 электронных СМИ насчитывается в России сегодня |
Но для того, чтобы успеть его внедрить, поймать эту тенденцию нужно было ещё год назад. Есть более технологически свободные платформы, нежели интернет-издание: iPad-журналы, например. Именно там, зачастую сильно заранее, можно опробовать или подглядеть то, что в техническом смысле в интернете будет реально только спустя год. В пример можно привести iPad-журнал POST Gravity, там задолго до W-O-S.ru и Lookatme.ru было использовано разноскоростное пролистывание колонок, использование видео как фона под журнальной типографикой и прочие вещи».
Несмотря на то что арт-директорство связано с визуальным восприятием и креативным воплощением идей, арт-директор — это не художник и не дизайнер. Во время реализации поставленной задачи он задает вопрос «почему?». Например, почему главная страница сайта должна выглядеть именно так, будет ли она удобна и интересна читателю? Дизайнер же занимается техническим воплощением придуманного арт-директором
Поэтому арт-директору не обязательно уметь рисовать, зато ему необходимо уметь находить новые способы борьбы за внимание пользователя
«Сейчас дизайн на первом месте, а хороший дизайн — это очень важная составляющая продукта. Продукт может быть сырым, но на коротких дистанциях из-за красивой обёртки может привлечь людей», — полагает дизайн-директор направления электронной коммерции в объединённой Мердан Агаев.
При этом арт-директор должен быть хорошим психологом. |
Ему нужно суметь собрать профессиональную команду из людей, которые поладят между собой, вдохновлять их и мотивировать. Для Быстрова самым сложным было научиться давать сотрудникам возможность самореализации — не исправлять их ошибки и не переделывать всё самому, а учить подчинённых доводить работу до идеала.
Кроме этого, важно умение считать деньги. Арт-директор должен быть немного предпринимателем: у него в руках находится весь визуальный ресурс от фоторедакторов до иллюстраторов и дизайнеров. Его задача — в оптимизации процессов, в упаковке всего, что можно автоматизировать и шаблонизировать, в планомерном истреблении рутины и повышении скорости, мотивированности и удовлетворения сотрудников, а также в поддержании максимальной финансовой эффективности
Его задача — в оптимизации процессов, в упаковке всего, что можно автоматизировать и шаблонизировать, в планомерном истреблении рутины и повышении скорости, мотивированности и удовлетворения сотрудников, а также в поддержании максимальной финансовой эффективности.
Алексей ИВАНОВСКИЙ 24 года
Арт-директор сайта W-O-S.ru |
Обязанности специалиста в издательском деле
Арт-директор является художественным руководителем и воплотителем проектов. Это общее название, характерное для нескольких аналогичных должностей в самых разных сферах деятельности. Среди них следует выделить рекламу, издательство, кино, телевидение, дизайн и т.п.
В издательстве должностные обязанности арт-директора заключаются в работе над дизайном журналов или газет. Специалист должен сотрудничать с редакторами, выбирать или участвовать в создании требуемых изображений с фотографиями. Обычно руководство над арт-директором осуществляет главный редактор. В достаточно крупных издательских организациях специалист имеет ассистентов. Он осуществляет контроль над деятельностью творческой команды. Соответственно, всю ответственность за нее принимает на себя именно арт-директор.
Новый арт-директор
Раньше у арт-директоров было все просто, примерно до 2011 года. Один или два маленьких журнала, которые издаются в принте: все, за чем нужно следить, чтобы в этих журналах все было хорошо. Медийный рынок в России достаточно инерционный, и новые тренды входят не сразу. Теперь у арт-директора и печатное издание, и веб, приложения для планшетов, приложения для смартфонов, социальные сети, офлайн-мероприятия, ТВ и радио. За всем этим нужен глаз да глаз. И у всех каналов разная специфика.
Слайд презентации Данилы Шороха
Новые требования к профессии достаточно жестко сформировали и круг обязанностей. Сейчас арт-директор должен уметь делать массу вещей. Мне как издателю выгоднее взять одного арт-директора, который отвечает за разные каналы медиа, чем нанимать несколько.