Организация логистики на предприятии
Содержание:
- Функциональные области логистики
- Задачи, решаемые транспортной логистикой
- История развития
- Задачи, цели и функции производственной логистики
- Основная цель логистики
- Логистика в России
- Три уровня логистической структуры
- Кто предоставляет услуги логистики — обзор ТОП-5 компаний на российском рынке логистических услуг
- Роль логистики в современных условиях
- Что такое логистика простыми словами
- Особенности направлений логистики компании
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
- В чем отличие экспедиторской деятельности от логистики
- Основное понятие и сущность логистики
- Основные проблемы и особенности российской логистики
- Логистические процессы
Функциональные области логистики
Термин «цепочка поставок» тоже стал использоваться не так давно. До этого момента в логистике было принято выделять так называемые функциональные области. И минимизация затрат осуществлялась непосредственно в рамках каждой из этих областей. Так, начальнику транспортного цеха предписывалось заниматься уменьшением затрат на перевозки. Такая «обособленная экономия» оборачивалась для бизнеса большими потерями – например, уменьшение транспортных издержек приводило к тому, что продукты попадали на прилавки магазинов с опозданием.
Вот какие функциональные области принято выделять в логистике:
- Логистическая инфраструктура – это совокупность объектов, для каждого из которых характерны особое географическое положение и ряд особенностей. Например, один из элементов инфраструктуры – фабрика – может располагаться поблизости от источника сырья. Фабрике свойственна та или иная производственная мощность. В то же время склад готовой продукции может находиться далеко от фабрики. Складов вообще может быть несколько, особенно если компания интернациональная. Между всеми объектами, включенными в инфраструктуру, существуют более или менее прочные связи.
- Транспортировка – деятельность по перевозке грузов от одного объекта инфраструктуры к другому. В этой области задействуются все виды транспорта: от автомобильного и железнодорожного до воздушного и водного. К этой же отрасли относятся и трубопроводы, по которым перемещаются газ и нефть.
- Переработка грузов и складирование – важные элементы сложной логистической системы. Сырье, материалы и готовая продукция хранятся в складских помещениях. Иногда склады располагаются в непосредственной близости от завода, на оптовой базе или в магазине. Иногда они удалены от других объектов инфраструктуры. Понятие «грузопереработка» включает в себя все операции по разгрузке, погрузке и перемещению товаров (материалов, сырья) по территории склада.
- Управление запасами. Работники этой отрасли определяют потребности цепочки и, опираясь на полученные данные, производят расчет запасов применительно ко всем объектам инфраструктуры. Благодаря их деятельности потребитель вовремя получает все необходимые ему товары.
- Информационное обеспечение – одна из главных составляющих логистики. Если бы не стремительное развитие информационных технологий, отдельные функциональные области еще не скоро объединились бы в единую систему, которая обеспечивает минимизацию расходов на всех этапах логистической деятельности. Доступность информации – это ключ к эффективному планированию поставок и их точному осуществлению.
Говоря о логистике, нельзя не упомянуть так называемый «функциональный цикл логистики». Это понятие объединяет ряд операций, первой из которых является прием заказа. Иногда за начальный этап цикла отвечает отдельная функциональная область. В некоторой степени она связана с маркетингом.
Задачи, решаемые транспортной логистикой
При разработке схемы доставки товара необходимо учесть множество факторов. Что же входит в основные задачи транспортной логистики? Разработка схемы перемещения грузов осуществляется при:
- выборе того или иного вида транспортных средств;
- совместном планировании доставки груза с производственным и складским процессом;
- определении наиболее рациональных маршрутов доставки;
- обеспечении единства транспортно-складского процесса;
- совместном планировании перевозок на различных видах подвижного состава.
Порой в транспортной логистике приходится решать специфические задачи. Они возникают в тех случаях, когда объемы работ по перевозке грузов выделяются в самостоятельный массив. Это происходит при функционировании транспорта общего пользования, а порой и необщего назначения. В таком случае перевозки выделяются в одну большую и самостоятельную сферу.
К таким специфическим задачам относятся:
- создание транспортных цепей и коридоров, входящих в единую систему;
- планирование совместных процессов при смешанных перевозках;
- соблюдение единства транспортного и складского процессов;
- выбор наиболее целесообразного транспортного средства;
- определение максимально рациональных маршрутов.
История развития
Впервые с понятием логистики человечество познакомилось в период развития Римской империи, когда на должность регулировщика перевозки продовольственных продуктов принимался логист. Транспортная логистика широко стала развиваться в период Второй мировой войны.
Этот термин часто использовали военные американской армии, что вели свои действие боевые на территории Европы. Солдаты хорошо были оснащены продуктами, оружием и всем необходимым. Такие запасы характеризуют хорошую налаженную систему поставки транспортом. Сейчас сферу логистики всходят все аспекты, кроме производства товара. Основная цель, это доставить груз в пункт назначения с минимальными затратами денежных средств и времени. Расходы на перевозки происходят с учетом расстояния между точкой назначения и конечным пунктом доставки, а также с учетом труднодоступности конечного пункта.
Назначения и обязанности логистики
Доставка транспортом выступает частью материального изготовления. Грузоперевозки помогают из сырья получить пригодную продукцию и доставить ее в точку назначения. При грузоперевозке первоначальная цена на товар увеличивается. Это связано с тем, что логисты учитывают не только финансовый аспект, но и время перевозки.
Также в момент транспортировки содержимого багажа, товар не только доставляется от грузоотправителя к получателю, а и в этот период храниться в автотранспортном средстве. В этот момент не занимается территория складского помещения. К основным обязанностям транспортной логистики относят:
- Правильно сформировать маршрут, разработать схемы доставки, учесть коридоры транспортные и цепи.
- Правильно подобрать маршрут при смешанном виде перевозки.
- Сохранность товара. Транспортное средство исполняет роль не только транспортировщика, а и несет ответственность за сохранность товара, как в складском помещении.
- Правильно сформировать маршрут при производственных особенностях.
- Подбор транспортного средства и способов перевозки.
- Правильный выбор маршрута доставки багажа.
Транспортный коридор – применяется при международных перевозках ил доставке в отдельные регионы.
Транспортная цепь – доставка товара на четко определенные расстояния, с правильным подбором временного промежутка и с использованием разных видов транспортных средств.
Работа логиста состоит в обеспечении транспортных коридоров при международных грузоперевозках
Задачи, цели и функции производственной логистики
Роль маркетинга в организации логистики уже давно очевидна, но по-настоящему системный подход был впервые применен на заводах Ford Motor Company в первые десятилетия XX века. Материальные потоки уже тогда были максимально рационализированы, и процесс совершенствования продолжался беспрерывно. Все детали, поступающие на сборочные конвейеры предприятий автомобильного контроля, двигались по кратчайшему пути.
Реализация научного подхода предполагает следующие концептуальные цели и задачи производственной логистики:
- Минимизация производственных резервов вблизи точки их использования. Примером того, что эта цель не достигнута, может служить станок, со всех сторон обставленный огромным количеством ящиков с заготовками. Подобные запасы явно чрезмерны.
- Исключение складских операций и перевозок, в которых нет насущной надобности, выраженной заказом.
- Уменьшение простоев технологического оборудования по причине необеспеченности первичным продуктом.
- Рациональная маршрутизация внутренних перемещений, сокращение их протяженности.
- Привлечение поставщиков к процессу доставки продукта непосредственно в рабочую зону.
Принципы производственной логистики:
- Дифференциация – разделение сложного процесса транспортирования на более простые операции.
- Специализация по типам и видам доставки (конвейерный, электрокаром, рольгангом, шнековая подача и т. д.).
- Пропорциональность продуктивности отдельных производственных участков.
- Прямоточность, то есть выбор кратчайшей траектории движения предмета труда в процессе его обработки.
- Непрерывность производственного цикла.
- Гибкость – возможность оперативного изменения логистической схемы предприятия.
- Способность поддерживать заданный производственный ритм.
- Оптимизация издержек, т. е. все экономически оправданные пути снижения затрат.
- Информационная и технологическая интеграция системы управления потоками в общий технологический цикл предприятия.
К основным производственным функциям логистики относят:
- Аналитическое прогнозирование объемов производства на основе потребностей рынка.
- Планирование потребления производством исходных продуктов.
- Выработка графиков заданий для каждого подразделения (цеха).
- Планирование закупок и согласование их с отделами продаж и снабжения.
- Утверждение нормативов производственных запасов и текущего незавершенного производства.
- Управление процессами и маршрутизация доставки исходных продуктов к рабочим зонам.
- Контроль количества, качества и себестоимости товара (готовой продукции).
- Непрерывная рационализация и оптимизация процесса обеспечения производства всем необходимым.
Конечной целью производственной логистики является снижение себестоимости конечного продукта путем уменьшения денежных, ресурсных и временных издержек. Это выражается максимальным сокращением общего пути, преодолеваемого всеми исходными материалами и изделиями, участвующими и применяемыми в процессе изготовления товара.
Основная цель логистики
Цель логистики – своевременное удовлетворение потребностей клиентов в необходимых им товарах и услугах, причем не обязательно напрямую.
Чтобы обеспечить потребителя свежей зеленью, необходимо для начала создать все условия для ее выращивания и распространения. В этом заключается второстепенная задача логистики. Если в тепличном хозяйстве отсутствует вода, удобрения и рабочие руки, посетители супермаркета так и не дождутся появления на прилавках новых упаковок лука и салата. Показателями эффективности логистических операций являются высокая скорость поставок, отсутствие сбоев и простоев в работе, гибкость управления и доступность товаров.
Логистика предполагает учет общих затрат. Он упрощает формирование цепочек поставок, благодаря которым осуществляется бесперебойная и своевременная доставка товара клиенту. Раньше общие затраты не учитывались. Впрочем, и цепочек как таковых не существовало.
Логистика в России
К сожалению, российский рынок логистических услуг развит не так сильно. По мнению экспертов, его потенциал оценивается в 120 млрд. USD, причем доля сектора перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта составляет 55%, сектора складских услуг – 13% и сектора услуг по интеграции и управлению цепями поставок – 32%.
В целом отечественный рынок логистических услуг можно разбить на три сектора: перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта; складских услуг; услуг по интеграции и управлению цепями поставок.
В настоящее время эффективность цепочки поставок товаров является основным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия. Производители-конкуренты не могут снижать непосредственные издержки, связанные с производством, без риска снижения качества. Остается единственный способ экономии – сокращение времени реализации продукта по всей цепочке поставок. Опыт и высокоразвитых стран, и России доказывает, что реализовать современные требования к логистике способны только специализированные компании, и в России уже появился ряд таких логистических провайдеров, например Национальная логистическая компания (НЛК), FM Logistic, Tablogix и др., оказывающие услуги на мировом уровне.
У них накоплен богатый опыт в логистическом управлении, работает высококвалифицированный персонал и есть развитая инфраструктура – складские помещения, транспортно-распределительная сеть, парк транспортных средств, консалтинговые и девелоперские подразделения и др.
Крупные логистические операторы берут на себя выполнение всех логистических задач клиентов и предлагают наряду с хранением и дистрибьюцией услуги по упаковке, сортировке товара, а также информационные, консалтинговые и финансовые услуги. Таким образом, контрактная логистика постепенно превращается в нашей стране в самостоятельную сферу коммерческой деятельности.
Компания | Склады в Москве и Московской обл.* | Филиалы |
---|---|---|
FM Logistic | Химкинский р-н (80 000 м2); Чеховский р-н (45 000 м2) | Арендованные площади в С.-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке (от 1500 до 6000 м2), Киев (6000 м2) |
РЕВИКО-Руссия | Москва, «Нагатинский терминал» – р-н Южного речного порта (18 000 м2); общая площадь 55 000 м2 | С.-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Саратов, Новосибирск |
НЛК | Терминал «Лесной» и «Рент-центр», Минское ш., д. Бродки (43 000 м2); Логистический парк «НЛК-Химки», г. Химки (80 000 м2) | Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону |
TABLOGIX | Строгино (10 000 м2); г. Дзержинский (8800 м2, уже открыта, 27 400 м2 – открытие в течение 2005 г.); г. Щелково, д. Хотово (9800 м2) | Новосибирск (10 850 м2) |
ЛИТ-Терминал | г. Люберцы (21 000 м2**) | – |
ТИК «Шерлэнд» | Солнечногорский р-н, территория свободной экономической зоны «Шерризон» (26 000 м2) | – |
Каскад | г. Орехово-Зуево (25 000 м2) | – |
Кулон | Москва, ул. 8 Марта (8000 м2), Кулон-Южный, Чертаново-Центральное (8520 м2) | – |
* В скобках указана площадь складских помещений. ** Общая площадь здания.
Ежегодный рост вводимых в строй складских площадей оценивается в 20…30%, повышается качество и расширяется спектр логистических услуг. Заметно усилился интерес логистических провайдеров к регионам, что связано с проявлением активности там крупных ритейлоров. Практически все заметные игроки расширили географию строительства новых складских комплексов, выйдя за пределы Московской области. Таблицы 1 и 2 иллюстрируют возможности крупных логистических складских и транспортно-экспедиторских провайдеров, работающих на рынке московского региона.
Компания | Филиалы |
---|---|
ATL | Екатеринбург, Иваново, Краснодар, Москва, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, С.-Петербург, Саратов |
Русская логистическая служба | Барнаул, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Краснодар, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Самара, С.-Петербург, Хабаровск |
Евроазиатская транспортная группа | Владивосток, Екатеринбург, Забайкальск, Иркутск, Красноярск, Москва, Новосибирск, Челябинск |
Независимая Энергетическая Компания | Астрахань, Выборг, Москва, Новороссийск, Ростов-на-Дону, С.-Петербург, Таганрог, Южно-Сахалинск |
ИНФОКОМ | Владивосток, Екатеринбург, Курган, Москва, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Тюмень, Челябинск |
Три уровня логистической структуры
Как правило, логистическая служба включает в себя три уровня:
- Общее управление и планирование. Ответственность за это возлагается на вице-президента компании. Его должностные обязанности: контроль над состоянием системы, изменение планов в зависимости от текущей ситуации, оценка деятельности подразделений, координация политики с прочими филиалами, определение затрат. Специалист должен собрать всю необходимую информацию о подразделении. Сведения понадобятся для дальнейших исследований и анализов. Конечная цель – составление прогнозов и принятие обоснованных решений.
- Программное управление. Менеджер должен осуществлять контроль над конкретными подсистемами. Этот специалист несет ответственность за складское хозяйство, действия с материалами, обработку заказов, за устранение ошибок. Менеджер на основании полученной информации подводит итоги и составляет отчет. Последний отправляется руководству. Если менеджер не справляется со своими обязанностями, он может привлекать к работе своих подчиненных.
- Оперативное управление. На этом уровне осуществляется работа с поставщиками, фиксируются ошибки, производится управление временем и затратами. Главными функциями являются оперативные действия, заключение контрактов. На этом уровне эффективность измеряется в объемах отгруженных партий продукции. Также учитываются траты на отгрузку, убытки от порчи товара.
Инструментом проверки эффективности логистики считается аудит. Он относится ко второму уровню структуры.
Кто предоставляет услуги логистики — обзор ТОП-5 компаний на российском рынке логистических услуг
На российском рынке существует множество частных перевозчиков и крупных логистических компаний, способных представлять широкий спектр услуг и работающих по всей стране или большинству регионов.
1) Деловые линии
Наиболее крупная транспортно-логистическая компания в России. Работает по всей стране уже более 12 лет и предоставляет разнообразные услуги в сфере логистики:
- автомобильные, железнодорожные и авиаперевозки;
- перевозки отдельным транспортом;
- наличие филиалов и пунктов выдачи грузов в большинстве регионов России, Казахстана и Белоруссии;
- перевозки сборных грузов;
- наличие услуг по быстрой доставке грузов;
- возможность соблюдения температурного режима перевозки при помощи специализированного оборудования по специальному рейсу;
- возможность отслеживания груза и система оповещений;
В этой компании заботятся о спокойствии клиентов и контролируют качество обслуживания, предоставляются гарантии и страховые услуги
2) ПЭК
Данная компания работает на территории всей страны и имеет более 100 представительств, постоянно расширяясь.
Уже более 10 лет компания ПЭК повышает качество услуг и их разнообразие:
- адресная доставка груза и забор от клиента;
- система информирования клиентов о пересечении ключевых точек в пути следования;
- разнообразие упаковки перевозимого материала;
- погрузка и разгрузка доставляемых грузов.
3) Delko
Компания работает более 17 лет, имеет более 1000 единиц автотранспорта и осуществляет доставку любых грузов, весом до 20 т различными транспортными средствами по России и Казахстану:
- рефрижераторными полуприцепами (режим ±20C);
- полуприцепами с тентом — 90 м3;
- тентовыми полуприцепами 110 м3 (16,5 м, 40 паллет) с использованием коников.
4) TTG
Фирма работает около 5 лет по России и СНГ, осуществляя перевозки грузов от 0,5 до 20 тонн, и имеет более чем 5000 единиц различной техники, что позволяет быстро ставить на погрузку транспорт в любом регионе страны и так же оперативно находить замену при необходимости.
В электронной базе перевозчиков АТИ компания TTG имеет самый высокий рейтинг и несколько сотен положительных отзывов от клиентов. Компания удостоена премии «Гарант качества и надежности»-2014 и представляет свои услуги множеству крупных клиентов на постоянной основе
5) ДА-ТРАНС
Данная компания предоставляет как логистические, так и экспедиторские услуги в полном объеме. Перевозки осуществляются по всей территории РФ, включая Крымский полуостров, а также странам СНГ – Армения, Казахстан, Белоруссия. Есть возможность доставки «до двери» клиента. К перевозке принимаются грузы от 500 кг или 2м³ по объему и доставляются как отдельным транспортом, так и сборной машиной. Негабарит и грузы с требованием соблюдения режима температуры также принимаются в работу.
Специалисты компании оптимизируют маршруты следования груза, обладая полными данными о состоянии трассы, дорожно-ремонтных работах и пробках, что помогает снизить затраты на перевозку.
Расчет величины оплаты за перевозку в любом из направлений рассчитывается за 15 минут.
Роль логистики в современных условиях
Таким образом, можно судить о том, что роль логистики заключается в оперативном планировании графика поставок сырья, материалов и полуфабрикатов для производственных нужд, определении рационального уровня запасов готовой продукции и планирование ее сбыта в соответствии с рыночным спросом.
В современных условиях логистика занимает особое место в управлении экономической деятельностью хозяйствующего субъекта и имеет приоритетное значение для многономенклатурных предприятий, территориально распределенных компаний, вертикально и горизонтально интегрированных холдингов и других организаций, которым необходимо иметь единую снабженческую, производственную и сбытовую систему. Подход к управлению и распределению материальных потоков на основе функциональной логистической системы широко применяется и используется в различных отраслях экономики. При этом для крупных предприятий наличие отдела логистики является безусловным фактором эффективного управления производственно-коммерческой деятельностью и дальнейшего развития. Логистика интегрируется в систему управления предприятия таким образом, чтобы обеспечить рациональное управление производством и распределением готовой продукции на всех уровнях в соответствии функциями и задачами логистики. Вместе с тем, на разных этапах своего развития предприятие постоянно наращивает производственные мощности и увеличивает материальные активы, что неизменно ведет к усложнению структуры материального потока, обуславливая необходимость непрерывного совершенствования логистики на предприятии.
В современных условиях невозможно игнорировать значимость логистики, учитывая, что ее функции охватывают весь производственно-сбытовой процесс на предприятии, начиная от снабжения производства сырьем, материалами и полуфабрикатами и заканчивая распределением готовой продукции, а задачи охватывают не только сферу движения материальных ресурсов, но и производственные аспекты деятельности предприятия. Вместе с тем, логистика позволяет выработать и реализовать меры по перераспределению материальных, финансовых, информационных и транспортных потоков, как внутри предприятия, так и вне его в рамках каналов снабжения и распределения. Благодаря этому на предприятии достигается максимальная эффективность потоков при минимальных затратах на логистические операции на основе рационального подхода, являющегося основой логистики.
Литература
- Аникин Б.А. Логистика. – М.: Инфра-М, 2012.
- Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика. – М.: Проспект, 2013.
- Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. – М.: Вильямс, 2009.
- Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика, курс MBA. – М.: Эксмо, 2013.
- Панасенко Е.В. Логистика. Персонал, технологии, практика. – Вологда: Инфра-Инженерия, 2011.
- Проценко О.Д., Проценко И.О. Логистика и управление цепями поставок – взгляд в будущее. – М.: изд-во РАНХиГС, 2012.
- Уваров С.А. Логистика. – М.: Юрайт, 2012.
Что такое логистика простыми словами
Логистика (англ. «logistics») — это комплекс производственных, технических и организационно-управленческих процессов, направленных на своевременное и эффективное снабжение различных систем товарно-материальными ресурсами.
Говоря более простым языком, логистику можно назвать той сферой деятельности, которая напрямую связана с транспортировкой, поставками, снабжением и контролем передвижения грузов. При этом, компания, осуществляющая перевозки, должна в полной мере придерживаться соответствующих правовых норм и законов экономического характера, которые необходимы для эффективного и планомерного развития рынка.
Данная дисциплина объединяет в себе большое количество процессов, связанных с планированием перевозок, управлением, а также минимизацией затрат. Сюда же можно отнести внедрение и применение стратегии по увеличению прибыли, а также комплекс необходимых действий для соблюдения сроков доставки.
Если на этапе построения бизнеса управление компании учитывает данные правила, в будущем, это положительно отразится на рентабельности бизнеса. Простым языком, главная задача организации в данном вопросе, это своевременная доставка груза заказчику с как можно меньшим потреблением финансовых и временных ресурсов. Именно это является главной целью отдела логистики компании.
Особенности направлений логистики компании
Теперь расскажем кратко о специфике логистики коммерческих предприятий. Тесное взаимодействие всех систем управления и их согласованное функционирование – залог успешной работы компании.
Производственная логистика
Она занимается управлением материальных ресурсов, начиная с поставок сырья и заканчивая выпуском готовой продукции. Производственная логистика преследует цели максимально снизить себестоимость изделий, улучшая его качественные характеристики. В ней не предусмотрены какие-либо товарно-денежные отношения.
Закупочная логистика
Направление рассматривает вопросы, связанные с поиском поставщиков, оптимизацией запасов на складах, сокращением расходов на закупку.
Подразделяется на два вида:
- Традиционная. Разовая закупка сырья и материалов на конкретный срок.
- Оперативная. Приобретение ТМЦ по мере расходования имеющихся ресурсов.
Она отвечает за бесперебойные поставки сырья и оптимизацию складских запасов.
Логистика запасов
Разновидность управления, нацеленная на рациональное использование запасов на складах. Организация складской логистики позволяет грамотно распределить излишки сырья при заказе больших партий, вовремя приобрести товар до ожидаемого скачка цен и снабдить им конкретный участок производства.
Транспортная логистика
Направление отвечает за снижение издержек на транспортировку ТМЦ. Данное направление логистики на предприятии занимается перевозкой грузов, поставками товаров. Специалисты подбирают необходимый вид транспорта, планируют оптимальные маршруты, связывают все автоперевозки и управляют информационными потоками.
Информационная логистика
Отдел занимается менеджментом внутренних и внешних потоков информации. Его приоритетная задача – управление программным и техническим обеспечением с разработкой новых мероприятий по совершенствованию деятельности фирмы. Оптимизация работы логистического отдела позволяет бесперебойно взаимодействовать всем подразделениям предприятия. Информационная логистика востребована в компаниях с большим товарооборотом, к примеру, на хлебопекарном предприятии. При оформлении оптовых заказов все покупатели должны быть занесены в электронную базу, иначе при доставке товаров произойдет путаница.
Железнодорожная логистика
Грузоперевозки на железнодорожном транспорте – популярный вариант недорогой доставки товаров. Она отвечает за определение оптимальных маршрутов, выбор вида подвижного состава, погрузочно-разгрузочные операции и оформление накладных.
Таможенная логистика
Направление, используемое в международных компаниях для организации поставок сырья и товаров между государствами. Специалисты занимаются документацией и организацией грузоперевозок.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
Анализ логистических систем – это процедура выработки, обоснования и принятия решений в процессе исследования и формирования логистических систем предприятий.
Потребность в анализе логистических систем возникает в следующих случаях:
1) при решении логистических задач:
– когда определяется, что нужно знать и понимать специалистам службы логистики и других функциональных подразделений предприятия;
– когда требуется увязка цели логистической системы со множеством средств ее достижения;
– когда элементы логистической системы имеют разветвленные связи, которые могут вызывать отдаленные последствия в различных звеньях цепи поставок, и решения по ним требуют учета общих затрат по цепи поставок продукции;
– когда имеют место трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;
2) при формировании новых логистических систем;
3) при осуществлении деятельности по улучшению бизнеса;
4) при принятии стратегических решений в области логистики, учитывающих факторы неопределенности и риска;
5) при выработке ответственных решений на отдаленную перспективу (15–20 лет). Потребность в анализе логистических систем возникает тогда, когда хочется многого, а возможности и средства ограничены
В этих условиях важно упорядочить процедуру определения целей – выяснить их приоритеты и иерархию. Суть анализа состоит в том, чтобы сложное превратить в простое, т. е
труднопонимаемую логистическую проблему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами.
1) логистическая система разбивается на составляющие элементы в целях выделения задач, более доступных для решения;
2) выбираются и применяются наиболее подходящие специальные методы для решения отдельных задач;
3) частные решения объединяются таким образом, чтобы было построено общее решение глобальной задачи логистической системы.
Основные задачи, решаемые при анализе логистических систем:
1) правильно и четко описать логистическую систему, сформулировать ее основные цели;
2) установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;
3) выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;
4) выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;
5) разработать несколько вариантов развития логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внешней среды;
6) выбрать оптимальный курс развития логистической системы;
7) выявить эффективность организации управления предприятием, функции и структуру органов управления;
8) разработать конкретные показатели функциониро.
В чем отличие экспедиторской деятельности от логистики
Экспедиторская деятельность является неотъемлемой частью работы логиста, но она ограничивается лишь координацией перемещения грузов, сопровождением и доставкой до места назначения.
Логистика же, сама по себе, более широкое понятие. Она подразумевает оптимизацию материальных и информационных потоков параллельно с экспедиторской деятельностью.
Полный объем услуг транспортной экспедиции включает в себя:
- забор груза, перевозку и доставку до места назначения
- погрузку и выгрузку товара;
- контроль оплаты перевозки;
- оформление необходимых документов;
- возможные услуги таможенного брокера;
- информирование сторон договора о маршруте и этапе перемещения груза
- и прочее.
То есть, экспедиторская деятельность – это лишь одна составная часть логистики.
Основное понятие и сущность логистики
Данный термин имеет множество разнообразных трактовок. В ряде определений логистики имеет место ее оперативно-финансовый аспект. При этом считается, что данная наука связана с той деятельностью в хозяйственном обороте, которая происходит с момента внесения поставщику требуемой суммы по договору поставки, до того времени, когда потребитель оплатит счета за перевозку ему груза.
Конечно, данное выше определение логистики вполне справедливо. Однако оно не учитывает один из важнейших аспектов данной дисциплины, касающийся ее возможности оказывать влияние на стратегию компании и на ее конечные цели, связанные с влиянием на рынке.
Эта сущность транспортной логистики находит свое отражение в определениях, указывающих на управленческий и экономический аспект данного термина.
Различают:
- закупочную логистику, связанную с обеспечением производственных процессов различными ресурсами;
- производственную логистику;
- сбытовую или маркетинговую;
- транспортную, являющуюся составной частью каждого из вышеперечисленных видов.
Основы транспортной логистики рассматриваются с учетом существующего информационного потока, который включает в себя сбор данных о товаре, его обработке и передаче. Однако полученные данные не являются конечной целью данной дисциплины. Они требуют обработки, в результате которой выдается готовая информация. Таким образом, в логистике имеет место определенная подсистема, называемая компьютерной. Она является основой всех дальнейших разработок. Управление транспортной логистикой при этом осуществляется в виде выбора лучшего решения из всех имеющихся.
Основной функцией работ по определению схем передвижения грузов является доставка продукции с помощью автомобильного, железнодорожного или иного средства по определенной технологии. Данные поставки включают в себя экспедирование и грузопереработку, упаковку и страхование рисков, передачу прав на груз и таможенные процедуры и т. д.
Все транспортные предприятия, работающие в условиях развивающейся рыночной экономики, должны быть настроены на получение весомого экономического результата в рамках логистической цепи. Для решения данной задачи имеются различные факторы, такие как:
- усиление конкурентной борьбы между различными видами подвижного состава и предприятиями;
- сформировавшийся рынок, на котором оказываются транспортные услуги;
- повышение требования к качеству и тарифам со стороны потребителей и т. д.
Весь процесс транспортной логистики включает в себя множество звеньев. Начинается он с поставщиков материалов и сырья, охватывает различных посредников и заканчивается потребителями перевозимых грузов. При этом возникает единая технологическая цепь, в которой транспорт служит частью единого экономического процесса.
Основные проблемы и особенности российской логистики
Российскую логистику трудно назвать примером для подражания – данный сектор услуг находится в запущенном состоянии. Почему?
- Низкое качество дорожных покрытий.
- Большие расстояния перевозок.
- Использование транспорта с низкими техническими возможностями.
- Отсутствие широкого спектра квалифицированных сотрудников.
- Неблагоприятные климатические условия на значительной территории страны.
Перечисленные причины повышают стоимостьг и риски.
Особенности российскоц логистики
- Сравнительно высокие цены на услуги транспортных предприятий, дорогие перевозки.
- Наплевательское отношение к выполнению условий договора.
- Непрозрачность трат.
- Нестабильный рынок.
- Нехватка кадров.
- Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры.
Кризисная ситуация на рынке вывела на первые места лидеров отрасли – это крупные, надежные компании.
Логистические процессы
По своей направленности процессы подразделяются на внешние и внутренние.
Внутренняя логистика занимается вопросами управления производством и его обеспечением различными видами ресурсов. Картирование производственных операций, внедрение системы всеобщего контроля за оборудованием (ТРМ) и быстрой переналадкой оборудования (SMED), повышение организационного уровня цехов и участков (5S), использование поточного производства — это далеко не полный перечень методов производственной логистики. Рациональное распределение ресурсами базируется на распространенных системах Kanban, MRP и MRP-II, «ОТП», основной задачей которых является планирование и последующий контроль над производственными ресурсами. Изучение данных подходов даст возможность начинающему исследователю детально разобраться в том, чем занимается отдел логистики.
Внешняя логистика объединяет различные функции с точки зрения хранения, распределения и доставки заказов потребителю.