Транспортные договоры

Чем занимается?

Фрахтовщик – это, в первую очередь, лицо юридическое. В качестве него выступает индивидуальный предприниматель. В основные обязанности фрахтовщика входит предоставление транспортного средства для перевозок людей, багажа (клади) или груза.

Фрахтовщик – это лицо, которое напрямую взаимодействует с фрахтователем. В качестве второго специалиста может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Он пользуется и оплачивает прокат транспортного средства, предназначенного для перевоза людей, багажа или груза. Одновременно могут использоваться несколько транспортов или одно, но на несколько рейсов.

Кто и когда заключает такой договор

Правовая природа договора представляет собой обязательство одной стороны предоставить вместимость транспортного средства с целью перевозки груза или пассажиров. На законодательном уровне регулирование осуществляется Гражданским кодексом РФ (статья 787), узконаправленными Федеральными законами в определенной сфере и иными кодексами. В зависимости от вида перевозки выделяют следующие нормативные правовые акты: , Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ, от 07.03.2001 № 24-ФЗ, Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

Пункт 1 статьи 31 устанавливает, что договор фрахтования можно заключить в устной форме, например, пользуясь в повседневной жизни легковым такси для перевозки пассажиров или багажа, мы становимся участниками такой сделки. Необходимость заключения договора обуславливается предоставлением места для перевозки. Это является признаком, отличающим фрахт о перевозки.

На практике договор перевозки может включать в себя положения о фрахте. Ограничения по использованию транспорта для определенного или неопределенного круга лиц устанавливается по соглашению сторон. Законодательный запрет на это отсутствует. Анализ правовых актов раскрывает, в каких случаях заключается договор фрахтования и с какой целью: перемещение грузов или пассажиров посредством водного, наземного и воздушного транспорта. В отличие от аренды транспортного средства, по фрахту второй стороне предоставляются усеченные правомочия пользования. Например, отправитель груза сам использует предоставленные площади путем размещения отправляемого товара.

Сторонами договора являются фрахтовщик и фрахтователь. Первый принимает обязательство по предоставлению мест, второй оплачивает стоимость предоставленной вместимости. По Федеральному закону от 08.11.2007 № 259-ФЗ, в качестве фрахтовщика указываются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в качестве фрахтователя — физические и юридические лица.

Кто заключает договор фрахтования

Договор фрахтования транспортного средства заключают между собой заказчик (фрахтователь) и лицо, выполняющее заказ (фрахтовщик). В роли первого могут выступать обычные россияне, лица, ведущие деятельность, как ИП, и организации. Оказывать экспедиционные и транспортные услуги могут специализированные компании, ИП и физ. лица, имеющие в частное собственности или аренде ТС, а также разрешение на перевозки пассажиров. Если фрахтование используется для организации поездки, которая подразумевает пересечение границы, фрахтовщик заказа или транспортный агент должен иметь все необходимые справки и разрешающие документы.

Заключая договор фрахтования транспорта, надо учитывать много разных нюансов и аспектов. Оговорите условия, время и стоимость работ до подписания соглашения. Внимательно составляйте текст договора, т. к. при возникновении спорных ситуаций и конфликтов, именно этот документ будет призван помочь в их урегулировании.

Какие документы предоставляются при составлении

Перед подписанием договора об аренде автобуса каждая из сторон должна предоставить имеющиеся документы и сведения. Фрахтователь должен иметь бумаги, содержащие название организации и контактные данные, полный перечень пассажиров и груза, а также их адреса, если сбор людей проводится именно таким способом. Исполнитель, он же — фрахтовщик, должен иметь на руках:

  • копию устава компании;
  • документы от учредителей;
  • лицензию осуществление пассажирских перевозок;
  • описание используемого транспорта;
  • удостоверения и трудовые книжки водителей.

Если одна из сторон не может предоставить необходимые бумаги, стоит задуматься о целесообразности подписания договора фрахтования транспортного средства. Возможно, следует поискать другого партнера для оформления соглашения и оказания услуг.

Обязанности и ответственность сторон

Рассматривая различные договора, можно отметить, что в каждом из них есть один самый главный и общий пункт — права и обязанности лиц по отношению друг к другу, и ответственность сторон сделки. Фрахтователь обязан вовремя и в полном объеме оплатить работу исполнителя, исключить некорректное поведение со стороны пассажиров, различные неудобства и самостоятельно контролировать безопасность граждан во время поездки

Составляя соглашение фрахтования транспортного средства, важно не забыть указанные данные требования к заказчику. К фрахтовщику требований еще больше

В его обязанности, согласно содержанию договора, входит:

  • предоставление транспорта в условленное время;
  • обеспечение автомобиля водителем и услугами экипажа;
  • контроль за техническим состоянием ТС;
  • соблюдение норм гигиены в авто и уборка транспорта перед поездкой;
  • оплата компенсации и возмещение ущерба в результате аварийных ситуаций.

Если одна из сторон нарушает условия договора фрахтования, ее ждет административная ответственность. Взыскание может проявляться в различных формах, а именно штрафах, снижением оплаты за услуги, расторжением договора, лишением перевозчика лицензии на осуществление данного вида деятельности.

Взаимодействие между фрахтовщиком и фрахтователем

Также как и в перевозе крупного груза, при заключении сделки для перевоза ручной клади или людей, участвуют две стороны – это фрахтовщик и фрахтователь. Фрахтовщик – это юридическое лицо, которое предоставляет одно или несколько транспортных средств. Фрахтователь – это физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за использование этого транспортного средства. Между ними заключается письменный договор. Расторгнуть его можно в следующих случаях:

  • Если со стороны фрахтовщика был замечен простой транспортного средства.
  • Если во время перевоза возникали задержки.
  • Если были нарушены правила, указанные в договоре.

Фрахтователь должен выплатить штраф фрахтовщику, если багаж не был доставлен получателю в указанные сроки.

Налогообложение

Для налогообложения, в отличие от ведения бухгалтерского учета, нет норм, обязывающих рассматривать операцию исходя из ее экономической, а не правовой сущности. Поэтому чиновники и налоговики не без оснований опираются на правовую характеристику факта хозяйственной жизни. Неудивительно, что чиновники разделяют перевозку грузов и (или) пассажиров и фрахтование ТС.

Налогообложение доходов, полученных от предпринимательской деятельности по передаче в аренду транспортного средства (в том числе с экипажем), осуществляется в рамках иных режимов налогообложения, а не по «вмененке» при перевозке пассажиров и (или) грузов (Письмо Минфина России от 18.11.2013 N 03-11-11/49499). По договору аренды (фрахтования на время) ТС с экипажем арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Исходя из сущности такого договора на арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Поэтому данный вид деятельности не относится к сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов (пассажиров) автотранспортом и не переводится ни на спецрежим в виде уплаты ЕНВД (Письмо Минфина России от 25.06.2013 N 03-11-11/24002), ни на патентную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 15.01.2013 N 03-11-12/02).

Но есть и другое определение, которое чиновники почему-то не принимают во внимание. По договору фрахтования (чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст

787 ГК РФ). На основе этого определения сложилась положительная для налогоплательщика арбитражная практика.

Постановление ФАС ВВО от 20.09.2012 N А82-9164/2011. Стороны заключили договоры аренды транспортного средства с экипажем, но фактически ТС не переданы перевозчиком во временное владение и пользование заказчику (арендатору). Последний самостоятельных решений о порядке использования ТС не принимал. Транспортные средства в спорный период могли использоваться перевозчиком и использовались им для осуществления других перевозок, не связанных с рассматриваемыми отношениями. Поэтому уплата ЕНВД с доходов, полученных от предоставления в пользование ТС заказчику для перевозки пассажиров, правомерна.

Постановление ФАС ПО от 12.09.2013 N А06-8814/2012. Арендная плата оценивалась сторонами как среднемесячная стоимость полного отработанного месяца и составляет ориентировочно какую-либо сумму. В итоге плата за выполненные услуги по каждому автомобилю производилась в зависимости от объема оказанных услуг, который определялся с учетом пробега автомобиля. В договорах отсутствуют указания на конкретную сумму оплаты пользования каждым транспортным средством. В то же время такой способ определения цены не свойственен при предоставлении ТС во владение и пользование арендатора, поскольку время простоя в этом случае не может учитываться. Изменяющаяся стоимость услуг характерна не для аренды, а для перевозки. Если фактически автотранспортные услуги по перевозке пассажиров оказывались исполнителем от своего имени, то организация вправе пользоваться преимуществами «вмененки».

Оформление заказа фрахтовщиком

Фрахтовщик при оформлении нового заказа должен заполнить журнал регистрации. В нем должны быть указаны следующие данные: Дата, когда был принят заказ, и сроки, в течение которых он должен быть обработан. Номер заказа. Личные данные получателя и фрахтователя. Данные о транспортном средстве. Место, где должен быть передан легковой автомобиль. Также фрахтовщик составляет договор. В нем он должен указать правила использования транспортного средства. В письменном виде указывается стоимость предоставления услуг. После заключения договора она уже не может измениться.

Существуют также некоторые требования, относящиеся к перевозу багажа: Кладь должна быть такого размера, чтобы она свободно проходила в дверные проемы или умещалась в багажнике. Багаж должен находиться в плотной упаковке, чтобы он не был поврежден во время транспортировки. Нельзя перевозить запретный, легковоспламеняющийся и токсичный багаж. Фрахтовщик также обязан сделать ксерокопию карточки водителя, на которой изображена его фотография. На лобовом стекле легкового автомобиля также должны находиться таблички, на которых должна быть указана информация о том, куда он следует далее.

Перевоз багажа, груза или людей – это очень важная и ответственная процедура. От неё зависит человеческая жизнь, целостность клади и транспортного средства. Поэтому фрахтовщик должен с особой ответственностью относиться к своей работе и не допускать нарушений.

Перевоз легкого багажа и людей

Фрахтовщик в такси – это лицо, осуществляющее перевоз людей, а также легкого багажа. Это действие может быть выполнено на основании как устного договора, так и письменного. Все правила, связанные с перевозом багажа, устанавливаются со стороны фрахтовщика. Получатель же обязан внимательно с ними ознакомиться и подписать соглашение. Могут быть внесены незначительные корректировки по соглашению двух сторон. 

В зависимости от ситуации, фрахтовщик также может отказаться перевозить багаж. Например, если упаковка, в которой будет находиться кладь, не будет отвечать требованиям безопасности; если возникнет прямой риск ущерба багажа при перевозе; если кладь вовсе не принадлежит перевозу на легковом автомобиле. В таком случае заказчик и исполнитель должны прийти к одному общему решению или расторгнуть договор. Оплата за использование транспортного средства происходит официально. Фрахтователь должен предъявить фрахтовщику чек или другой документ, подтверждающий перевод денежных средств.

Отличия договора фрахтования от договора аренды транспортного средства

Указанные виды похожи на первый взгляд, но имеют несколько существенных различий:

  1. Стороны несут различные расходы. Так, фрахтователь оплачивает услугу по выставленному счёту. Понесённые контрагентом расходы на топливо, ремонт техники, решение иных проблем его не касаются.

В случае с договором аренды ситуация противоположная. Транспортное средство предоставляется арендатору в технически исправном состоянии, но не более того. Последующее обслуживание, например, замену жидкостей или шин в случае прокола, арендатор производит за свой счёт. Собственник оплатит только капитальный ремонт;

  1. Стоимость услуг фрахтования определяется расстоянием, на которое должны быть перевезены пассажиры, а также типом транспортного средства. При этом издержки перевозчика могут варьироваться. Если говорить об аренде, то её цена зависит от стоимости техники и расчётного срока её амортизации;
  2. Транспортное средство при фрахте остаётся во владении компании-перевозчика. То есть, за его сохранность и исправность несёт ответственность собственник. Если речь идёт об аренде, то в таком случае арендатор отвечает за все повреждения, причинённые машине;
  3. Арендатор использует технику по своему усмотрению и в соответствии с её функциональным назначением. Нет никаких ограничений по срокам её работы или маршруту следования. Фрахтование же предполагает более конкретный режим движения и чёткий результат исполнения обязанностей фрахтовщика (пассажиры доставляются в пункт назначения);
  4. По ходу следования транспорта обе стороны договора фрахтования разделяют ответственность за багаж и пассажиров. Так, фрахтователь обеспечивает порядок в салоне, заботится о том, чтобы люди не отвлекали водителя и так далее. Фрахтовщик, в свою очередь, следит за соблюдением ПДД водителем, предпринимает меры по предотвращению аварий.

Арендодатель несёт ответственность только в части предоставления технически исправного автомобиля. И, перед началом движения, водитель сам должен проконтролировать состояние техники. В дальнейшем собственник транспортного средства никак не влияет на перевозку пассажиров.

Методология учета

Выделим основные объекты бухгалтерского учета фрахтования ТС:

  • предоставление вместимости транспортного средства фрахтователю для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
  • получение доходов, связанных с оказанием данных услуг фрахтователю;
  • несение затрат на содержание, ремонт и техническое обслуживание ТС, включая расходы на приобретение ГСМ, уплату сборов за право проезда, транспортный налог.

Итак, транспортное средство находится в собственности фрахтовщика и не передается в собственность фрахтователя. Предоставляется лишь во временное пользование вместимость (ее часть) грузового и (или) пассажирского автотранспорта, причем происходит это фактически с оказанием услуг по управлению и технической эксплуатации, тем самым фрахтование с экономической точки зрения аналогично предоставлению ТС в аренду с экипажем. Если с этим согласиться, то нужно вспомнить, что большинство обязательств ложатся на арендодателя (фрахтовщика). Он же получает основные доходы от использования ТС. За фрахтование в течение непродолжительного периода времени фрахтователь не получит основных экономических выгод от использования автотранспорта. Для получения выгоды нужно как минимум эксплуатировать автомобиль годами, а это уже другие взаимоотношения — лизинговые. Поэтому в нашей ситуации актив отражается на балансе фрахтователя (арендодателя) в составе ОС согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Возникает вопрос: нужно ли отражать стоимость ТС в обычном порядке, то есть на счете 01 «Основные средства», или же для этого нужно использовать счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»? Согласно Инструкции по применению Плана счетов на последнем названном счете обобщается информация о вложениях организации в часть имущества (материальные ценности), предоставляемую организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. В случае с фрахтованием предоставляется вместимость ТС, а не сам актив. Хотя это правовые нюансы, в сущности же, предоставляется автомобиль для перевозки грузов, пассажиров, багажа, детей. И опять же исходя из экономического содержания ТС не просто предоставляется во временное владение и пользование, а на нем еще оказываются транспортные услуги. Все это говорит в пользу того, что ТС в учете фрахтователя отражается как обычное ОС, а не как доходные вложения в материальные ценности.

Перейдем к отражению доходов и расходов, полученных и понесенных в результате предоставления ТС для перевозки по договору фрахтования. Нужно ли в учете и отчетности обособлять данные доходы и расходы от аналогичных показателей, связанных с традиционными перевозками пассажиров и грузов? С одной стороны, в этом может возникнуть необходимость, если транспортное предприятие является многопрофильным и работает в разных направлениях. С другой стороны, в Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте не выделены доходы, полученные от предоставления ТС по договору фрахтования. В качестве выручки поименованы доходы, полученные от перевозок пассажиров, грузов в легковых и (или) грузовых таксомоторах, предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций, сдачи имущества в аренду и т.д. В силу такого разделения доходы, полученные от фрахтования ТС, логично считать выручкой, полученной от перевозок грузов, пассажиров и багажа. Соответственно, в таком же качестве их следует отражать в финансовой отчетности, а точнее, в отчете о финансовых результатах, в котором отражаются совокупная стоимость и себестоимость, формирующие валовую прибыль (см. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н)

При желании бухгалтер может детализировать доходы и расходы по направлениям деятельности, если сочтет, что это важно для оценки финансовых результатов работы транспортной компании

<3> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Особенности

Договора бывают разные и в них имеются свои особенности, соблюдение которых обязательно.

Неопределенных моментов в них быть не должно, и это положение закреплено в законодательстве.

Транспортировка детей

Этот документ должен формироваться на следующих особенностях:

поездка длительность более 3 часов разрешена только для детей в возрасте от 7 лет; на ТС должны быть размещены знаки «Дети» и «Внимание»; сопровождающий детей взрослый человек во время поездки находится рядом с дверью; ТС оборудуют приборами фиксации скорости; обязательно наличие системы ГЛОНАСС

Фрахт воздушного транспорта

Данное соглашения должно содержать следующие моменты:

  • тип ТС;
  • количество пассажиров для перевозки;
  • обеспечение безопасности пассажиров;
  • оплата фрахта.

Такие договоры согласовываются только после проверки их и информации, заключенной в них, службой безопасности аэропорта, где стоят воздушные суда.

Фрахт с физическим лицом

В основном такой документ схож с тем, что оформляется между юрлицами, но есть в нем и существенные различия. Эти моменты обязательны к внесению в договор:

  • реквизиты сторон;
  • детальная информация о перевозке, которая и есть предмет соглашения;
  • стоимость услуги перевозки пассажиров;
  • обязанности и ответственность сторон.

Нередко таки соглашения подписываются между индивидуальными предпринимателями, но возможны и разовый фрахт от обычного физического лица, например, перевозка людей на похороны или отдых.

Особенности тайм-чартера

Время действия договора имеет свои особенности:

  • фрахтовщик передает ТС на время тайм-чартера фрахтователю, который обязан его вернуть в срок;
  • на время тайм-чартера ТС становится собственностью фрахтователя;
  • ТС может быть использовано только в целях, предусмотренных договором, в противном случае это будет нарушение соглашения с вытекающими из этого последствиями.

Очень редко такие договоры заключаются на краткий период, то если это разовое мероприятие. Чаще всего это долгосрочное сотрудничество между двумя компаниями, которые прописывают годовой тайм-чартер, обновляющийся автоматически. О чем есть соответствующий пункт в документе.

Фрахт грузового автотранспорта

Без этих особенностей договор теряет юридическую силу:

  • марка ТС;
  • техническое состояние ТС в очень подробном описании;
  • будет ли водитель или нет;
  • если да, то кто оплачивает его труд;
  • оплата ремонта ТС;
  • в случае ДТП расходы по ремонту возлагаются ан виновную в том сторону.

Договор транспортной экспедиции

  Договор транспортной экспедиции (Скачать образец)     Пример подготовки договора транспортной экспедиции (Скачать)

Этот транспортный договор заключают, когда дополнительно к перевозке требуется оформление перевозочных и таможенных документов, сопровождение, хранение и охрана груза, обеспечение погрузки-выгрузки, другие дополнительные услуги. Правовые нормы экспедиторской услуги, кроме главы 41 ГК РФ, регулирует закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и специальные Правила ТЭД (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Обратите внимание, что экспедиторская услуга — это не услуга самой перевозки, при этом оказывать ее может как специальный экспедитор, так и перевозчик (статья 801 ГК РФ). Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель

Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера

Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель. Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера.

Транспортный договор об оказании экспедиторских услуг не могут заменить такие документы как: доверенность, счета-фактуры, заявки на перевозку груза, товарно-транспортные накладные и прочее. Сторонам надо обязательно составить договор в виде отдельного документа.

Законодательство не устанавливает жесткий перечень и описание всех возможных экспедиторских услуг, поэтому при согласовании предмета договора стороны должны подробно и полно прописать все обязанности экспедитора в каждом конкретном случае. Указание общей формулировки типа «экспедиторские услуги» или «услуги по сопровождению груза» может привести к тому, что договор будет признан судом незаключенным.

Исполнение договора экспедиции сопровождается следующими документами (формы документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23):

  • поручение экспедитору — определяет перечень услуг экспедитора;
  • экспедиторская расписка — подтверждает факт получения груза экспедитором;
  • складская расписка — подтверждает принятие экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Кроме этого, клиент должен предоставить экспедитору документы и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки. Если это условие не выполнено, а без таких документов экспедитор не может выполнить свои договорные обязанности, то клиент несет ответственность за возможные убытки, причиненные им экспедитору.

Ответственность экспедитора по договору достаточно серьезна. Как минимум, он отвечает:

  • за нарушение сроков исполнения своих обязательств (если не докажет, что просрочка вызвана виной клиента или форс-мажором);
  • за утрату, порчу, недостачу груза (если не докажет, что это произошло из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить).

В договоре могут быть прописаны и другие виды ответственности сторон, например, право экспедитора удерживать груз до момента полной оплаты его услуг.

Договор фрахтования — стороны договора

В договоре фрахтования сторонами являются фрахтовщик (перевозчик) и фрахтователь (заказчик). При заключении такого вида договора права и обязанности фрахтователя похожи на те, которыми обладает грузоотправитель при заключении договора перевозки. Также есть возможность заключить договор фрахтования, в котором в качестве выгодоприобретателя может выступать третье лицо – грузополучатель.

Фрахтовщик — это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, у которых есть технически исправный транспорт. Он принимает на себя обязательство о предоставлении на возмездной основе второму субъекту договора вместимость одного или более транспортных средств для перемещения пассажиров и багажа, транспортировки грузов на один или несколько рейсов. Что касается лицензий, к примеру, в 2020 г. отменено лицензирование перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом. Нужна ли лицензия перевозчику, необходимо уточнять специально, обращаясь к актуальным нормативным правовым актам.

Фрахтователем выступает предприниматель или организация, которые нуждаются в транспортном средстве и за определенную плату нанимают его для перевозки грузов, своего персонала или багажа в коммерческих целях.

Экономическая сущность

Не секрет, что для целей ведения бухгалтерского учета приоритет имеет экономическое содержание перед правовой формой. Это требование содержится как в п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», так и в п. 10 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». К сожалению, раскрытию экономического содержания хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни) не посвящены отдельные нормативные акты, за исключением, быть может, экономических словарей. Однако в них в большей степени фрахт рассматривается в контексте перевозки водным транспортом, поэтому правоприменителям ничего не остается, как сформировать собственное понимание (суждение, позицию) экономического содержания фрахтования автотранспортных средств. Для этого логично использовать тезисы Устава автомобильного транспорта, озвученные выше, а также ориентироваться на фактические отношения, складывающиеся при перевозке грузов с сопровождением, пассажиров и багажа по заказу, а также при перевозке пассажиров легковым такси и организованной перевозке детей.

По мнению автора, все перечисленные виды фрахта ТС — это разновидность перевозок грузов и пассажиров соответственно. При этом любая перевозка подразумевает, что есть пункт отправления и пункт прибытия, только иногда они известны заранее, а порой о них становится известно в ходе перевозки. То обстоятельство, что фрахтовщик предоставляет лишь вместимость транспортных средств, не говорит о том, что это имущество используется как-то иначе, не как эксплуатация ТС в качестве участника дорожного движения. В данном случае имеет место перевозка пассажиров и (или) грузов, только оформлена она не как перевозка, а как фрахтование ТС. Напоминаем, речь идет именно об экономической сущности, а не о правовом содержании рассматриваемой операции. Поэтому, хотя правильно говорить «фрахтование ТС», по мнению автора, подразумевать при этом можно перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Согласитесь, немного непривычно, но вполне логично, так как по международным правилам бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности отражение активов и обязательств, доходов и расходов определяется сущностью операции, а не тем, как она закреплена нормами того или иного национального законодательства. Это делает отчетность понятной, доступной и объективной для всех ее пользователей.

Другой комментарий к Ст. 635 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Обязанность, предусмотренная п. 1 комментируемой статьи, относится к числу конститутивных признаков договора аренды транспортного средства с экипажем. Будучи закрепленной в общем виде в ч. 1 ст. 632 ГК, в п. 1 настоящей статьи она уточняется указанием на то, что предоставляемые арендодателем арендатору услуги должны быть такого качества, которое может обеспечить нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства в соответствии с целями аренды. Договором могут быть предусмотрены и другие услуги, оказываемые арендодателем, например, по усиленной охране груза на случай террористического акта.

2. Предусмотренную в комментируемой статье обязанность арендодатель осуществляет в лице членов экипажа, которые состоят с ним в трудовых отношениях. От их квалификации и добросовестности зависит надлежащее исполнение арендодателем своих обязанностей, поэтому состав экипажа и его квалификация должны отвечать обязательным правилам. Например, ВК предусматривает, что командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (п. 1 ст. 57). К занятию должностей членов экипажа морского судна (кроме судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов) допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ (п. 1 ст. 54 КТМ).

3. Если обязательными правилами квалификационные требования к членам экипажа транспортного средства не установлены, их квалификация должна удовлетворять требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида (например, шофер автомобиля, арендованного по договору с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, должен иметь водительское удостоверение с правом управления транспортным средством данной категории). Договором могут быть предусмотрены дополнительные к обычным требованиям критерии, например, опыт вождения автомобиля по горным дорогам.

4. Будучи работниками арендодателя, члены экипажа подчиняются его распоряжениям по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Например, согласно п. 1 ст. 206 КТМ, капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Что касается коммерческой эксплуатации транспортного средства (т.е. использования транспортного средства с целью получения наибольшей выгоды), то в этой части экипаж подчиняется распоряжениям арендатора (в противном случае договор для арендатора потерял бы смысл).

5. Наличие у арендатора права давать обязательные для исполнения арендодателем распоряжения, касающиеся коммерческой эксплуатации предмета договора, отличает договор аренды транспортного средства (фрахтование на время) от договора фрахтования (чартера), являющегося разновидностью договора перевозки. По договору фрахтования (перевозки) владелец транспортного средства (перевозчик) обязуется доставить груз, багаж или пассажиров в пункт назначения. При этом он не теряет ни права владения, ни права пользования транспортным средством и сам осуществляет его техническую и коммерческую эксплуатацию. Суть этого договора — не в предоставлении транспортного средства, а в оказании услуги по перевозке. По договору фрахтования на время (договору аренды) владелец транспортного средства предоставляет его фрахтователю (арендатору) во временное владение и пользование (что выражается в коммерческой эксплуатации транспортного средства последним).

6. Поскольку члены экипажа — работники арендодателя, именно он по общему правилу несет расходы на их содержание и по оплате услуг. Статья 60 КТМ регламентирует эту обязанность более подробно. В ней, в частности, предусмотрено, что судовладелец обязан обеспечить членам экипажа безопасные условия труда, охрану здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых и т.п.), застраховать заработную плату, жизнь, здоровье членов экипажа при исполнении ими трудовых обязанностей.

Применение договора

Области применения и маршруты чартерных рейсов многообразны. Морской чартер обычно используется при перевозке контейнерных грузов по сделкам импорта-экспорта на межконтинентальные расстояния. Воздушный чартер нашел применение в том числе и на внутренних линиях в пределах одной страны.

Фрахтовка речных судов позволяет оперативно перемещать большое количество товара в бассейне одной или нескольких рек. На железнодорожном транспорте фрахт не применяется ввиду насыщенного графика движения поездов и небольшой пропускной способности ж/д линий. Железнодорожный перевозчик предлагает брать вагоны в аренду.

Следующая
ОбразцыДоговор рассрочки между физическими лицами: образец 2021 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector