Узнайте, как снять короткометражный фильм!

Администраторская работа

Её тоже подразумевает процесс кинопроизводства. Вообще, найти хорошего администратора съёмочной группы (так правильно называется данная профессия) очень сложно. Поскольку он является ответственным за организацию всего процесса. Как снять хорошее кино? Не без помощи администратора.

Именно этот человек должен знать, где подключить световые приборы в местности, в которой даже понятие «электричество» никогда не звучало, откуда достать снег в 30-градусную жару, у кого можно арендовать кенгуру с доставкой. Также эти специалисты выбирают места для проведения съёмок по «заказу» режиссёра, добывают разрешения на работу там, где оно необходимо, согласовывают работу различных отделов киностудии.

Обязанности администраторов многочисленны. Они заняты работой по планированию, координации, запуску и реализации кинопроекта, контролированием пунктуальности участников бригады и сопровождением их во время съёмок, проведением инструктажа, оплатой работы. Также они занимаются документацией – договорами, ведомостями, согласием на использование авторских изображений или музыки.

У администратора всегда есть работа. И её очень много. Именно поэтому для администраторов нанимают ассистентов – для помощи. Они, в свою очередь, занимаются своевременной доставкой реквизита, обеспечением продовольствием и водой.

Позвонили спустя несколько минут

Мечтам, если сильно желаешь, свойственно сбываться. Вот и моя сбылась: редактор, увидев новость о том, что производится отбор людей для участия в массовке фильма «Праведник», который снимают в соседнем районе, сказала, что мне следует подать заявку.

Военная историческая драма Сергея Урсуляка «Праведник» – о советском офицере Николае Киселеве, который вывел из оккупированного фашистами белорусского села Долгиново сотни пленников. Съемки фильма сейчас проходят в Беларуси, а вообще снимать картину будут в трех странах. Некоторые актеры – Сергей Маковецкий, Федор Добронравов – были замечены в Барановичах. Предполагается, что премьера состоится в 2022 году.

Посмотрев, какие требования предъявляются (отбирали мужчин на роль евреев – на еврея я никак не тянул, но редактор настаивала, чтобы я подал заявку), а также актерский состав, я все-таки заполнил анкету и отправил ее. В ней необходимо было указать свой возраст, рост, размер одежды, а также прикрепить фото – портретное и в полный рост.

Я не особо надеялся, что подойду, но спустя несколько минут раздался звонок. Мне сообщили, что я подхожу и меня завтра, 7 сентября, в 11.00, ждут около Дома культуры в Слониме. Ничего себе…

Один день из жизни в местной парикмахерской

Центральная тема нашего документального фильма. «Джино Конти, живущий в Торонто в районе Маленькой Италии, решил повесить свои ножницы после тридцати лет работы парикмахером, потому что решил уделить больше своего времени искусству рисования».

Эта центральная тема говорит нам кое-что о главном герое и его мотивации, о чём главное действие (стрижка  волос, искусство), место действия (парикмахерская и студия). Теперь вы можете начинать снимать кадры, которые касаются нашей темы.

  • Реальность: Джино стрижёт в волосы, взаимодействуя с коллегами и клиентами.  Джино у себя дома с семьёй. Джино в своей студии. Его выставка в местной галерее.
  • Интервью: Джино, другие парикмахеры, клиенты, владелец галереи, жена и дети.
  • Видео ряд. Район Малая Италия, Торонто; экстерьеры парикмахерской и галереи; рабочие инструменты – ножницы и краски; окрестности и паб Джино.

Снято в невесомости

Многие сцены «Аполлона-13» снимали в специальном тренажере НАСА (так называемой «рвотной комете»): самолете, который летал по параболе на большой высоте, создавая состояние невесомости. Декорации космического корабля установили в салоне самолета, и почти каждая сцена с нулевой гравитацией снималась здесь.

Актеры пролетели по параболе более 500 раз. В каждом эпизоде с того момента, как начиналась имитация невесомости, у них было всего 23 секунды, чтобы отстегнуться от ремней, сделать кадр, перелететь и снова пристегнуться. Все эти полеты они выполнили за 13 дней.

На сегодня это один из немногих фильмов, снятый в реальной невесомости.

Другие специалисты

Выше была перечислена далеко не вся съемочная техника и профессионалы, задействованные в процессе создания кино. На площадке может работать не одна сотня людей. Ассистент оператора, установщик реквизита, координатор-оформитель, дизайнер по костюмам, портной, директор по кастингу, менеджер по выбору натуры, технический консультант, техник по спецэффектам, художник по специальному гриму, постановщик трюков… эти и многие другие люди входят в состав съёмочной группы. И каждый из них по-своему важен.

Ещё есть режиссёр массовок, дублёры, каскадёры, парикмахеры, инженеры звукозаписи, операторы микрофонов, кабельщики, механики, дольщики, помощники по наведению фокуса, фотографы, осветители, колористы, дизайнеры графики. Последние лучше всех остальных знают, как снимают спецэффекты в кино. Именно они занимаются наложением изображений с последующие компиляцией и корректировкой изображения.

Эмоции перекрывали усталость

На часах 21.00. Я возвращаю оружие, переодеваюсь, отдаю форму Вермахта, получаю свой гонорар – 25 рублей за съемочный день – и со всеми ребятами в темноте жду микроавтобуса, чтобы выехать из леса, а потом пересесть на автобус до Слонима.

Усталости на тот момент я не чувствовал. Ее, скорее всего, перекрывали эмоции от всего прошедшего дня. Единственное – болели ноги, так как весь день по лесу в сапогах.

А еще я думал, сколько же сил вкладывает огромная команда людей, создающая будущий фильм, сколько существует малейших нюансов и деталей, о которых рядовой гражданин, приходя в кинотеатр, даже не задумывается.

К сожалению, никого из звездной плеяды актеров на площадке я так и не увидел и автограф взять не сумел. И не знаю, насколько хорошим будет фильм, в котором я снялся. Важнее всего – воспоминания о том дне и опыте, которые останутся на всю жизнь, и то, что моя мечта сбылась.

Как получить хорошую тему для документального фильма

Обычно я использую метод который используется в других областях. Начинаю с исследования интересующей темы, собираю материал по ней и полностью сосредотачиваюсь на ней.

Согласно определению по оксфорду – исследование это «систематическое изучение источников с целью установления фактов и получения новых выводов». Именно в этом и состоит задача кинодокументалистов во время развития сюжета.  Целью вашего исследования является освоить новую информацию, пока вы не знаете, что вы хотите сказать про историю.

При этом надо чётко сфокусировать идею своего документального фильма, чтобы урезать идею, вопрос или тему для управления элементами истории, которые вы будете снимать.

После того как вы внимательно изучили источники, в интернете, в печатном виде и узнали по  телефону, вы пока ещё до конца не знаете, что из себя представляет ваша история. И вот теперь настаёт время сформулировать идею. Напишите о чем именно будет ваш фильм. Какая центральная идея вашего фильма.

Центральная тема вашего фильма, представляет собой удобный инструмент для разработки истории, которая работает как лог-линия. Это описание сюжета в 30-ти словах. Причина для написания центральной темы вашей истории в 30 словах в том, что она заставляет вас определить основные элементы, которые вы хотите включить в свою историю

И точно так же важно что вы будете знать, что исключить из своей истории (Предупреждение: Сформулировать центральную тему вашей истории не так-то просто. Для этого вам может понадобится несколько попыток, пока у вас не получится это)

Центральная тема вашей истории должна включать в себя все элементы сюжета. Те самые, которые и стали причиной вашего желания сделать это документальный фильм.

Если вы хорошо сделали это, то центральный сюжет добавляется достаточным количеством сюжетной информации, которую вы можете почти немедленно начинать снимать. «Кто-то» —  главный герой через чьи глаза вы хотите рассказать свою историю, «делать что-то» определяет, какое действие будет, и «разум» даёт вам понимание, зачем эта история, что мотивирует характер вашей истории.

Сложно ли снять кино? Почему оно столько стоит?

Когда говорят, что на съемку нового фильма потратили 200 миллионов долларов, это только кажется большой суммой. Во-первых, огромная ее часть является гонорарами актеров, которые могут получать миллионы долларов. Во-вторых, не надо забывать о том, что над фильмом работают сотни людей, используется дорогущее оборудование и высококвалифицированные специалисты. Кроме этого, есть еще права на сценарий, которые надо выкупить, и франшиза, если съемкой занимается не ее владелец.

Весь фильм это как единое целое, созданное по крупицам. Я участвовал в съемках для различных телешоу. Даже там для съемки сюжета на несколько минут может потребоваться несколько дней подготовки и покупка дорого инвентаря. Кино снимается куда сложнее.

Такие фильмы стоят очень дорого, но они окупаются.

Иногда надо отправить всю съемочную группу в Новую Зеландию на пару месяцев. В других случаях надо договориться с военными, чтобы дали для съемок военный самолет. В иных случаях надо построить макет Белого дома, чтобы его можно было взорвать или перекрыть федеральную трассу. Сложностей много, но процесс этот очень интересный и кропотливый. Кому хватит терпения, тот создаст шедевр. А деньги — это ерунда. Хороший фильм, даже если он стоит сотни миллионов долларов, принесет куда больше и все равно окупится. Кассовые сборы некоторых фильмов переваливает за миллиард долларов.

Съемки фильма начинаются с 5 млн рублей

Если киностудия берется за фильм, самое главное — рассчитать бюджет. Это делают в самом начале работы, сразу после подготовки сценария. Если говорить в общем, статьи расходов такие:

80% бюджета уходят на зарплаты членам съемочной группы и на техническое оборудование;

20% — на переезды по местам съемок, аренду этих мест, текущие расходы.

Снять кино можно и с нулевым бюджетом. Написать сценарий, снять на камеру телефона, попросить друзей стать актерами и помочь с местами съемок, а затем выложить в интернет.

Если это что-то более профессиональное, средний бюджет будет от 5 млн рублей до бесконечности. Снять короткометражный фильм будет стоить меньше: начинать можно с 300 000—500 000 рублей, хорошим считается бюджет от миллиона и выше.

Техническое оборудование «съедает» большую часть бюджета фильма. Количество техники и освещение зависит от места съемки, поэтому часто точный бюджет сложно просчитать заранее

Отдельно закладывают бюджет на маркетинг — обычно он равняется затратам на производство. Потому что можно снять интересный фильм, но если о нем никто не знает, он так и останется в тени. В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета.

Можно выбрать интересную острую тему, потратиться на продвижение, но в итоге фильм мало кого заинтересует.

В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета

Так было с «Тайной печати дракона» — потратили 50 млн долларов на производство и маркетинг, но фильм провалился. А «Неадекватных людей» сняли за 3 млн рублей, при этом сборы достигли 20 млн рублей.

Причин этого много: влияют актерский состав, общая обстановка в стране, политическая ситуация, информационный шум, даты премьеры. Самые выгодные, конечно, новогодние праздники.

Камера, мотор, снимаем, второй план!

И вот по рации слышится, что съемочная группа переходит на нашу локацию. На площадке все резко забурлило, вновь появились военные консультанты, с которыми мы принялись повторять все то, что выполняли несколько часов до этого.

Дымовые установки заработали. Всю партизанскую деревню в считанные минуты окутало плотным слоем дыма. Нас выстроили за чертой партизанской деревни и приказали ждать. А затем сообщили, что по команде «Камера, мотор, снимаем, второй план!» мы, как нас учили, нападаем и зачищаем партизанское укрытие.

Перед штурмом партизанской деревни. Фото: Юрий ГОНЦАРЕВИЧ, Intex-press

Звучит команда. Все бросились в атаку. Я тоже пробираюсь сквозь лесные заросли с винтовкой наперевес, на полусогнутых ногах перебегаю от дерева к дереву, иногда имитирую стрельбу и передергиваю затвор винтовки, при этом пытаюсь контролировать, чтобы не мешать другим «солдатам» делать то же самое. Ведь все неправильные движения будут заметны и ни о какой достоверности происходящего тогда и речи быть не может.

«Стоп!» – кричит режиссер, или «Всевышний», как называют его на съемочной площадке. Он отсматривает снятый материал, указывает на какие-то места, и мы слышим команду возвратиться на исходную позицию.

Мы вновь атакуем, убиваем бедных партизан и евреев… Затем следует третий дубль. К моему счастью, он оказался последним, так как за две такие пробежки я прилично устал.

Режиссер благодарит всех за съемочный день и отмечает, что «немцы были достаточно злыми, а евреи хорошо отыгрывали замученных людей».

Как снять фильм в домашних условиях

Когда материалы отсняты, вам предстоит провести их отбор (ведь в процессе съемки записано несколько дублей), обработку и монтирование в единый фильм. Вам потребуется выполнить следующие действия:

  • удалить лишние сцены и разобраться, как уменьшить размер видео;
  • разрезать части, чтобы вставить новые (например, лирическое отступление, присутствующее по замыслу режиссера или сценариста);
  • наложить тени, изменить освещенность, цветовую палитру, контрастность, яркость картинки;
  • улучшить качество;
  • создать красивые переходы между сценами;
  • отредактировать или добавить звуковое сопровождение.

Все это позволяет сделать «ВидеоМОНТАЖ». Перед началом работы с программой, необходимо создать новый проект, который в дальнейшем можно сохранить для последующего редактирования.

На первом этапе редактирования обычно удаляются лишние или неудачные сцены. Для этого в видеоредакторе существует два инструмента: «Обрезка» и «Нарезка». Первый позволяет удалить одну часть из начала или конца ролика, после чего продолжить работу с ним.

Обрежьте лишние фрагменты в видео, просто установив маркеры на концах нужного отрывка

Используя второй инструмент, можно удалить сразу несколько сцен, а оставшиеся части будут сохранены как отдельные файлы. Формат, в который программа конвертирует эти фрагменты, вы устанавливаете сами.

Нарежьте большой видеофайл на несколько коротких фрагментов — так его будет проще редактировать

На этом этапе обычно исправляются недочеты, которые возникли при работе оператора или из-за сбоя оборудования: неправильная цветовая гамма, плохая контрастность или яркость, насыщенность цветов. Пункт «Улучшения» позволяет в ручном или автоматическом режиме изменить эти значения.

Стоит отметить, что программа позволяет работать с этими значениями при помощи кривых, максимально точно устанавливая нужные значения на отдельных каналах спектра.

С помощью кривых вы сможете эффективно выправить цветовой баланс видеоролика

При работе с частями, программа автоматически позволяет установить плавные переходы между фрагментами, используя встроенные шаблоны как для единичного, так и массового применения.

Соедините видеофрагменты переходами всего за один клик

Многие режиссерские задумки реализуются с использованием инструмента «Эффекты». Фильтры, представленные в программе, позволяют получить оттенки:

  • сумерек;
  • снега;
  • теплого неба;
  • холодного вечера;
  • яркого солнца и т. д.

Наложите на видео один из эффектов — и изображение в момент преобразится

Весьма интересна функция «Хромакей», наличием которой может похвастаться далеко не каждый простой видеоредактор. Этим инструментом пользуются практически все студии, выпускающие фильмы с компьютерной графикой и анимацией. «Хромакей» позволяет полностью поменять фоновое изображение на другое, статичное или динамическое. Обязательным условием является наличие однородного (обычно зеленого) фона при съемке.

С функцией «Хромакей» вы сможете не только заменять фон, но и накладывать одно видео на другое

И, конечно, какое кино без титров и заставки? «ВидеоМОНТАЖ» позволяет легко создавать любые тестовые объекты и гармонично включать их в видеоряд. Для создания титров и надписей программа имеет готовые шаблоны — пользователю достаточно лишь набрать необходимый текст и применить понравившийся стиль.

Выберите из коллекции походящие по теме титры и добавьте их в свой ролик

При помощи этого инструмента становится проще создать собственный логотип или водяной знак, который, послужит для подтверждения авторства будущего проекта.

Как снять документальный фильм о человеке

В каждой удачной картине есть свои персонажи. Для успешной съёмки документального фильма необходимо влюбиться в своего героя или, по крайней мере, постараться понять его ход мышления, чтобы суметь видеть мир его глазами. Для того, чтобы это получилось вы должны создать атмосферу дружбы с героями вашей картины. Таким образом вы позволите им чувствовать себя раскрепощённо на съёмках. Ваша аудитория оценит это в полной мере с первых моментов фильма.

Пример колоритного персонажа в документалистике

Самая распространённая ошибка документалистов без опыта — неумение отличить обычное интервью от документального фильма. Нужно понимать, что это абсолютно иной жанр. Попытка создать кино с непрекращающимся интервью — затея заранее обречённая на провал. Ведите историю через действия персонажа или его жизненные моменты, сопровождающиеся закадровыми комментариями или субтитрами. Это позволит сохранить динамику фильма.

Кинотеатры и дистрибьюторы забирают до 80% прибыли

Чтобы фильм не остался в тени, его нужно продвинуть в прокате — сделать так, чтобы его увидели как можно больше людей. Сначала фильм попадает на экраны кинотеатров, для этого нужно:

обращаться в кинотеатры еще на стадии производства, показывать отрывки будущего фильма и предлагать взять в прокат;

обращаться в компании, которые занимаются дистрибуцией. Они сами договорятся с кинотеатрами, еще организуют продвижение фильма: сделают афиши, договорятся о трансляции трейлеров перед другими фильмами, дадут рекламу.

Обращаться лучше и к кинотеатрам, и к дистрибьюторским компаниям одновременно. А дальше выбирать по условиям договора из тех, с кем удастся договориться.

Затем фильмы выходят в онлайн-прокат, здесь договариваются уже в владельцам сервисов вроде «Амедиатеки», «Кинопоиска», «Окко». А где-то через полгода-год со дня премьеры фильм появляется в сетке телевещания — для этого договариваются уже с телеканалами.

Выйти на нужных людей можно с помощью кинорынков — так называют встречи причастных людей, которые проходят обычно на кинофестивалях, например «Окне в Европу» или Каннском кинофестивале. Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы: их работа — находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию.

Ко встречам на кинорынке лучше готовиться: заранее позвонить нужному человеку и договориться о беседе. О том, что он будет в том или ином месте можно узнать на сайте фестиваля: список гостей и партнеров всегда публикуют. С собой на такую встречу можно взять ноутбук с фильмом и сразу показать отрывок.

Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы: их работа — находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию

Теперь о деньгах. Кажется, что попасть на экраны кинотеатра — мечта, но кинотеатр заберет себе 50% всей прибыли. Дистрибьюторские компании забирают еще 20—30% прибыли, получается в сумме 70—80%. Это деньги за то, что фильм увидят люди.

Учет продажи билетов ведет система сведений о показах фильмов в кинотеатрах

Остальную прибыль отдадут кинокомпании: обмануть не получится, так как существует специальный государственный сервис, который учитывает продажу каждого билета. Можно в любой момент посмотреть, сколько билетов продали.

Когда режиссеры фильма говорят, что сборы в два раза превысили бюджет — это значит, что фильм не стал успешным в прокате, но и не провалился совсем. Чтобы только окупить затраты, надо продать билетов на сумму в пять раз больше, чем ушло на производство и маркетинг. Если сборы меньше, фильм убыточен.

9 Монтаж

После того как все материалы будут отсняты, наступает долгий процесс постпродакшена.

В него входит не только склейка кадров, то есть монтаж, но и цветокоррекция, звуковая коррекция, титрование, шумовое оформление, кадрирование и множество других процедур. 

На этом этапе тоже необходимо воспользоваться помощью специалистов, либо самому изучить отдельную профессию, что займет время и растянет производственный процесс.

Тем не менее мы советуем работать над созданием визуального произведения в сотворчестве с дружной командой, где каждый будет заниматься своим делом. Это не только ускорит процесс создания фильма, но и даст качественный продукт, созданный усилиями коллективного разума. 

«Фильмы снимает коллектив, и миф о гениальном режиссере-демиурге, который должен всю группу, всех продюсеров и всех актеров сломать через колено, чтобы воплотить свое видение, мне кажется довольно мерзким пережитком XX века. Но, кстати, именно таким типажам как раз может помочь мобильное кино, которое реально можно снять почти в одиночестве», — сказал как-то режиссер Михаил Идов в интервью изданию «Афиша».

Сколько времени уходит на постпродакшн?

Многие видели и знают, как проходят съемки фильмов, но монтаж отснятого материала и работа со спецэффектами остается, так сказать, за кадром. При этом монтаж – один из самых важных (если не самый важный) этапов кинопроизводства. Если вы отличный монтажер, то вы, скорее всего прекрасный режиссер, потому что у монтажеров есть свое видение фильма. Они устанавливают стиль для кадров и сцен, а также создают переходы и эмоции.

Иногда не так важно, сколько снимают фильм, как то, сколько времени тратится на монтаж. Это творческая работа, требующая времени и сил – весь этап постпродакшена занимает почти шести месяцев (исключая задержки в соблюдении сроков)

Все эффекты обсуждаются режиссером и оператором со специалистами по их созданию еще на этапе препродакшена. По графику работа со спецэффектами начинается после монтажа или идет параллельно с ним. Все зависит от самого фильма.

После монтажа, картина отправляется колористу. В зависимости от длины материала для коррекции цвета выделяется от 1 до 5 рабочих смен. Режиссер сообщает, в каких цветах он видит фильм, затем колорист начинает работу. Исправляются дефекты, а цветокоррекция визуально преобразует стиль картины. Цвет может полностью изменить визуальное восприятие истории.

После монтажа проект отправляется композитору для создания оригинальной музыки. Музыкальные композиции сопровождают весь сюжет фильма. Через них выражаются эмоции, которые порождают определенные сцены. Затем фильм полностью озвучивается в студии. В крупных проектах для этого привлекается отдельный специалист. С помощью звуковых эффектов можно подчеркнуть атмосферу картины и ее целостность.

На последнем этапе все компоненты собираются вместе в файл с готовым продуктом. Опыт помогает минимизировать процесс организации и проведения съемок. Поэтому после проделанной работы проводится ее тщательный анализ. Каждый новый проект помогает получить знания и навыки, которые в будущем помогут работать лучше. Вот как снимают фильмы профессиональные студии.

Головокружительная карьера плотника Форда

Когда Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас (близкие друзья и коллеги по кинопроизводству) планировали фильм «Апокалипсис сегодня» (изначально его режиссером должен был быть Лукас), они дали небольшую роль своему плотнику Харрисону Форду в обмен на работу – он смастерил стол для офиса Копполы. За несколько лет до этого Форд таким же способом получил роль в фильме Лукаса «Американские граффити».

Во время кастинга на «Звездные войны» Лукасу нужен был кто-то, кто подавал бы реплики за Хана Соло, пока актер пробовался на роль Люка. Он попросил сделать это Форда, и Харрисона безоговорочно утвердили на роль (между прочим, «за бортом» в тот раз остался Курт Рассел).

Как долго снимают фильм: препродакшн

Препродакшн – это этап подготовки к съемкам. В среднем подготовка художественного фильма займет от 8 до 12 недель. Успех проекта зависит от гармонии команды. Лучше подбирать слаженную группу с опытом совместной работы. Режиссер также может собрать собственную команду

В этом случае важно правильно распределить обязанности в коллективе

Перед написанием сценария необходимо сформулировать идею. Каждая реплика, каждое действие должно иметь смысл и помочь раскрыть персонажей. Данный этап может надолго затянуть процесс производства картины, например, Квентину Тарантино понадобилось 5 лет, чтобы продумать сюжет и сценарий к фильму «Убить Билла».

Также нужно создать раскадровку и подобрать подходящие локации для съемок. Задача режиссера – сделать историю живой и реальной, поэтому все должно выглядеть идеально.

В раскадровке отмечены композиция кадра, угол съемки, освещение, движение камеры и объект. Это план, по которому идет съемка. Благодаря раскадровке уже на подготовительном этапе оператор может понять, получится ли снять кадр с технической точки зрения. Вместе с режиссером он приходит к решению, какие ракурсы подойдут лучше всего.

«Вместе весело шагать…»

Часто можно услышать достаточно справедливую фразу: «Кино в одиночку не снимешь!». Да, качество будущего проекта сильно зависит от того, можете ли вы собрать хорошую команду.

Приготовьте ручки, сейчас будет действительно полезная информация. В Европе есть несколько киносообществ, которые проводят бесплатные кинолаборатории.

Кто туда может поехать? 

По сути, любой человек: оператор, режиссер, звуковик, актер, сценарист, визажист, при этом необязательно профессионал, уровень любителя тоже приемлем.

Как попасть на программу?

Для этого необходимо подать заявку, ответить на вопросы, прикрепить свои работы (любые, которые посчитаете нужным показать) и дождаться отбора.

Более конкретно разберем на двух примерах. Первый – это Cinemadamare, ежегодный проект в Италии, куда приезжают поклонники кино из абсолютно разных стран. Участие бесплатное, проживание (матрас в спортзале среди других 60 участников) вам предоставят, питание за ваш счет, но минимальное время участия 3 недели (максимальное – 3 месяца). Суть проекта в том, что еженедельно 60 человек с аппаратурой и своими идеями меняют город в Италии и каждую неделю снимают кино, которое потом отсматривают и сами выбирают победителей. Если ваши фильмы побеждали в этом проекте три и более раз, есть шанс попасть со своей работой и на другие серьезные мероприятия в Италии. Собрать команду можно прямо на месте из числа прибывших.

Второй – KinoKabaret.org. Большой европейский проект, разбросанный по разным странам и датам. На указанном сайте обновляется календарь будущих мероприятий. Длительность кинолаборатории – от 7 до 10 дней. Стоимость участия – до 100 евро. Жилье (а иногда даже питание) вам предоставляет принимающая сторона. В первые дни вы решаете, в каком качестве и на каком проекте будете работать, завершается вся сессия кинопоказом.

На выходе в каждой из программ вы получаете собственную работу, снятую в полноценной команде. Как продвигать – читайте в пункте выше.

Арина Аджу,

В школе, перед тем как приступить к съемкам диплома, мы составляем заявку, где нужно рассказать о сюжете и в том числе форме фильма. Я ехала в Сирию снимать отца, которого не видела 5 лет, и его вторую семью (речь идет о фильме «Все дороги ведут в Африн». — Прим. ред.).

Ясно было только, что это моя личная история, и ее стоит вести в форме видеодневника, но я не планировала снимать в нем саму себя.

В готовом фильме есть эпизод разговора с собой на камеру (в котором в числе прочего режиссер произносит: «Я не могу снимать себя, это ужас». — Прим. ред.). Марина Разбежкина дала нам задание вести дневник съемок. Или дневник чего угодно, даже если ничего не снимаешь, как советовал другой наш педагог Сандрик Родионов.

Иногда важно ухватить момент, который происходит с тобой именно здесь и сейчас. Камера в этом может оказаться ближе, чем текст: включаешь и продолжаешь проживать или проговаривать происходящее

То есть я снимала себя не для кино, а чтобы понять, зачем я здесь, зачем снимаю.

В тот момент мне нужно было сказать отцу, что меня задержала полиция. Африн — блокадный город, на границе Сирии с Турцией. В округе постоянно воюют разные группировки.

На монтаже мне казалось, такой эпизод в фильме — это эгоизм и самолюбование. Хотелось навязать истории другую форму. Но если бы я снимала не себя, а героя, неужели не дала бы ему высказаться? Ведь я поехала снимать не про войну или блокадный город, а про своего отца и взаимоотношения с ним. В какой-то момент я поняла, что мне важна честность, и слабость может стать силой.

Соблюсти баланс между собой как человеком и как режиссером, когда снимаешь родных, бывает очень трудно, одновременно играешь несколько ролей: автора фильма, дочери, падчерицы, старшей сестры

В ситуации, когда находишься только за камерой, задача — дать жизни войти в кадр и осторожно задать ей вектор, а здесь ты — часть жизни

Эта грань между ролями может оказаться размытой и для тебя, и для окружающих. Я включила камеру, как только приехала в Сирию, и практически не выключала до обратной границы. Но перед моим отъездом мы поехали на пикник, и я не снимала его, потому что решила: хочу побыть с семьей. А отец выдал мне тираду: «Ты же приехала делать кино, почему не снимаешь нас, не доводишь дело до конца? Я в тебе разочаровался, я не доверяю тебе». Когда герой, это близкий человек или ты сам — всё становится вдвойне сложнее.

С одной стороны, хочется разобраться в своей личной истории, а с другой, единственный шанс это сделать — взять в руки камеру. Обычно живешь, носишься со своими переживаниями, а работая над фильмом, дистанцируешься и понимаешь: это просто история, такая же, как и многие другие.

Сколько длится «производственный ад»?

Второй этап – продакшн или непосредственно съемочный период фильма. Участвующих много, и каждый делает свою работу. Если какой-то отдел не справляется, то режиссер должен внести правки, чтобы вся команда работала как единое целое.

Съемка фильма осуществляется по заранее оговоренному графику, что прописано в календарно-постановочном плане

Это второй по важности документ после сценария, в котором четко указано, сколько времени нужно, чтобы снять фильм. График должен соблюдаться поминутно

В противном случае это сильно повлияет на сроки и финансы.

Производственный ад – это ситуация, при которой процесс создания фильма затягивается на годы. Первоначально этот термин возник в Голливуде, где кинематографисты первыми столкнулись с такими проблемами в серьезных масштабах. Для длительных задержек может быть несколько причин. Самая распространенная и печальная – это человеческий фактор; поэтому график съемки фильма требует четкой координации обязанностей. Но когда конфликты, проблемы и другие осложняющие факторы затрагивают более или менее ключевых людей (режиссеров, сценаристов, продюсеров, ведущих актеров и инвесторов), ситуация становится опасной.

Иногда, независимо от того, как долго снимают фильм, результат получается печальным. Например, авторы фильма «Одинокий Рейнджер» (2013) ожидали успеха от картины. Но в действительности продакшн превратился в катастрофу и оглушительный провал кассовых сборов. Работа над фильмом началась в начале 2000-х годов. Менялись сценаристы и режиссеры, возникла путаница с правами, а завышенный бюджет вызвал недоумение у продюсеров.

Фильм «Клеопатра» (1963) по праву называют не только одной из крупнейших картин в истории, но и одной из самых масштабных катастроф в киноиндустрии. Значительная часть невероятного бюджета была потрачена впустую. К примеру, декорации, построенные в Великобритании, были попросту заброшены и никогда не использовались. Из-за постоянных организационных проблем съемки продолжались три года, и после их завершения режиссеры признали результат «неинтересным, любительским и второсортным». В результате 20th Century Fox почти обанкротились.

Заключение

Напоследок хотелось бы уточнить пару моментов. Если вы желаете неплохо заработать на своём документальном фильме, то выложите его на популярном видеохостинге YouTube. Данный хостинг тесно связан с социальными сетями и различными и интернет-изданиями. Именно с их помощью вы можете заинтересовать довольно широкую аудиторию. Кроме того, и на самом ютюбе есть возможность монетизации и рекламной интеграции, что позволит вам дальше заниматься съемками.

Самое важное — это то, что вы моментально получите комментарии от зрителей и мнение общества о своём проекте. Ведь без этого просто невозможно понять, насколько удачным получился ваш эксперимент

Теперь вы знаете, что такое документальный фильм. Для его создания вам потребуется идея, сценарий, актеры и, конечно, хороший видеоредактор. Скачивайте программу для обработки видео и без проблем повышайте качество своих записей. Работайте над звуком, эффектами, заменяйте фон у видео. ВидеоМОНТАЖ — это идеальный вариант для работы с документальным кинопроектом, который позволит вывести его на качественно новый уровень.

Cохраните себе статью, чтобы не потерять:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector