Особенности увольнения служащего по инициативе работодателя

Как уволиться с госслужбы по собственному желанию?

Сокращение или ликвидация организации – также основание для увольнения. Но в этой компании сначала предлагается свободное место для рабочего процесса и при необходимости направление на повышение квалификации. При отказе работодателя компания вправе расторгнуть трудовые отношения.

Перевод возможен человека только при увольнении. То есть человек заполняет заявление установленного образца, и после этого вправе перейти на другую должность.

Если срок действия контракта истек, то человек может автоматически уволиться с государственной службы, если иного не прописано в трудовом договоре.

Если человек уходит, то ему не нужно отрабатывать определенное время.

Распространенной причиной для увольнения с государственной службы становится достижение пенсионного возраста.

Такой человек может рассчитывать на получение льготы и пособий, пенсии. Естественно, все выплаты будут высчитываться исходя из выслуги лет. И чем больше гражданин работал в организации, тем больше пенсия.

В этом случае очень важна причина увольнения. Корректные сведения позволят гражданину получать пенсию повышенного вида.

Предупреждение работодателя о намерении прекратить договор по желанию и отработка при прекращении трудовых отношений по собственному желанию сроком 14 календарных дней установлена ст. 80 ТК РФ.

Другие нормы ТК РФ закрепляют отличные от 2 недель сроки предупреждения:

В течение срока испытания

Срок действия договора до 2 месяцев

При прекращении работы руководителя организации

Тренеры, спортсмены (если длительность контракта более 4 месяцев)

Образец, как писать обращение на увольнение с отработкой:

от главного бухгалтера

Викторовой Виктории Викторовны

В соответствии со ст. 80 Трудового кодекса РФ, прошу уволить меня по собственному желанию 3 февраля 2021 года.

По договоренности между работником и работодателем трудовой договор расторгают и до истечения двухнедельного срока, то есть без традиционной отработки. Процедура увольнения такая же, как и в случае с отработкой.

ТК РФ в ст. 80 определены случаи, кода работник не имеет больше возможности трудиться и работодатель обязан уволить его датой, указанной в документе:

  • поступление в учреждение образования;
  • выход на пенсию;
  • нарушение работодателем законодательства о труде.

Оформляя обращение об увольнении, работник указывает причину прекращения трудовых отношений.

Вот так выглядит образец заявления на увольнение без отработки:

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Трудового кодекса РФ, прошу уволить меня 27 января 2021 года по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.

По ст. 78 ТК РФ и позиции, изложенной в пункте 20 постановления пленума Верховного Суда РФ, договор расторгают по соглашению сторон в любое время в срок, определенный сторонами.

Инициатором расторжения договора по такому основанию являются как работник, так и работодатель. Важным условием при прекращении договора по договоренности сторон, в соответствии с п.

1 ч. 1 ст.

77 ТК РФ, является достижение договоренности между сотрудником и работодателем об основаниях и сроке расторжения договора (письмо Минтруда России от 10.04.2014 № 14-2/ООГ-1347).

Источники

  1. Практический бухгалтерский учёт. Официальные материалы и комментарии (720 часов) №10/2015; Наука — Москва, 2015. — 666 c.
  2. Шнайдер Э. В. Правоведение. Шпаргалка. Учебное пособие; Проспект — М., 2008. — 529 c.
  3. Кишенкова О. В. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ в 2014 году. Диагностические работы; СПб. : Питер — Москва, 2014. — 203 c.
  4. Захарова Татьяна Денежно-финансовый механизм преобразования экономики России в направлении ее переориентации на максимизацию синергетического эффекта; Дашков и К — М., 2009. — 338 c.
  5. Кирилловых А. А. Комментарий к Федеральному закону от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (постатейный); Юстицинформ — М., 2013. — 527 c.

Какие выплаты положены увольняющимся чиновникам

Увольняясь с госслужбы, гражданин вправе рассчитывать на определенные денежные выплаты. Их виды и размер зависят от того, на каком основании был расторгнут служебный контракт.

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

Добровольно уходя в отставку с государственной службы, чиновник получает в день увольнения:

  • денежное содержание – за отработанный им период;
  • различные дополнительные выплаты, предусмотренные федеральными, региональными или локальными документами;
  • компенсацию за отпуск (если он не был использован).

Увольнение госслужащего по сокращению штата

Когда увольнение со службы чиновника связано с сокращением штата или ликвидацией организации, где он работал, выходное пособие ему не выплачивается. Однако госслужащий получает компенсацию равную денежному содержанию за 4 месяца. Если его собрались сократить (или упразднить госорган, являющийся местом службы) в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, у чиновника есть возможность претендовать на выплату за 5-й и 6-й месяца.

Увольнение в связи с утратой доверия

Даже когда с чиновником расстаются по такому неприятному основанию, при увольнении работодатель обязан выплатить все полагающиеся ему деньги, а именно:

  • причитающееся денежное содержание (зарплату) за фактически отработанное время — с региональными и прочими надбавками;
  • компенсацию за не отгулянный отпуск;
  • иные обязательные выплаты, предусмотренные служебным контрактом или другими актами.

Даже если увольняемый со службы работник своими действиями нанес материальный ущерб работодателю, с ним должны полностью рассчитаться. Представитель нанимателя может организовать судебный процесс, и попытаться принудительно взыскать с работника нужную сумму – на основе представленных суду доказательств. Но удержать ее самостоятельно он не вправе.

Увольнение с госслужбы по состоянию здоровья

Если гражданин вынужден уволиться со службы из-за ухудшившегося здоровья, то при некоторых ситуациях он вправе рассчитывать на дополнительную денежную выплату, равную 4-м среднемесячным окладам. Увольняющиеся чиновники получают ее в следующих случаях:

  • если из-за болезни они не исполняли свои обязанности более четырех месяцев;
  • если по состоянию здоровья они не могут работать на прежнем месте, а от другой предложенной должности решили отказаться.

Когда контракт с госслужащим расторгается по этой причине, в качестве основания для увольнения указываются «обстоятельства, не зависящие от воли сторон», и следует ссылка на п.10 ч.1 ст.33 закона о государственной службе.

Испытание на гражданской службе

При заключении служебного контракта с гражданином, который устраивается на государственную службу, устанавливается испытательный термин сроком от одного месяца до года. В процессе проверяется соответствие занимаемой должности. Прекратить испытательный срок можно в любое время, если новый сотрудник покажет высокие способности.

Не устанавливается испытательный термин если:

  1. Гражданин, получивший среднее профессиональное, высшее образование, устраивается на работу впервые.
  2. Осуществляется перевод из одной должности на другую, в связи с сокращением, упразднением государственного органа.
  3. Граждане и служащие, которым законодательство гарантирует сохранение рабочего места.

По окончанию испытательного термина служащему присваивается классный чин. В срок не учитывается период временной потери трудоспособности, когда не было возможности фактически выполнять вои обязанности. При получении неудовлетворительных результатов представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт до истечения установленного испытательного срока. О своем решении наниматель должен в письменной форме уведомить служащего за 3 дня до расторжения договора. Если срок стек, а служащий продолжает выполнять обязанности, он считается успешно прошедшим испытание.

Решение нанимателя может быть обжаловано в суде. Кроме этого, служащий имеет право сам инициировать расторжение контракта в период испытательного срока. О своем решении уведомляет нанимателя в письменной форме за 3 дня до написания заявления об уходе по собственному желанию.

В связи с утратой доверия

Закон одним из оснований прекращения служебного контракта называет: увольнение в связи с утратой доверия.

А именно — увольнение за виновные действия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, что приводит к утрате доверия со стороны работодателя.

В Федеральном законе № 79 указаны основания, по которым служащий теряет доверие своего руководителя:

  1. Служащий не принял мер по урегулированию конфликтов, стороной которых он являлся;
  2. Не представил сведения о доходах, имуществе, имущественных обязательств, а равно и предоставил недостоверные сведения;
  3. Государственных гражданский служащий работал в коммерческих организациях (получав за это денежное вознаграждение);
  4. Служащий осуществляет предпринимательскую деятельность;
  5. Служащий входит в состав некоммерческих неправительственных организаций, и действующих в России (при условии, когда это разрешено нормами международного права и таковых договоров).
  6. Госслужащий или члены его семьи открывают, хранят счета за пределами РФ, а также пользуются иностранными финансовыми инструментами.

По вышеуказанным основаниям госслужащий увольняется со службы, предварительно работодателем издается соответствующий приказ о дисциплинарном взыскании и при достаточном суммарном факте вины со служащим расторгается контракт, с соответствующей записью в трудовую книжку.

Так же можно решить вопрос «миром» руководитель и служащий договариваются о прекращении служебных отношений по обоюдному согласию, т.е. прекращение контракта по собственной инициативе работника.

Это все сугубо индивидуально, все будет зависеть от степени утраты доверия и личного отношения руководителя к работнику.

Служебный контракт и трудовой договор

В Федеральном законе от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон N 58-ФЗ) законодатель, упоминая впервые о служебном контракте, не раскрывает в полной мере, что же это такое и какую роль он играет в служебных отношениях. В отличие от Закона N 58-ФЗ, Закон N 79-ФЗ много внимания уделяет служебному контракту, его форме и содержанию, особенностям заключения, изменения и расторжения, тем самым отграничивая государственно-служебные отношения от трудовых.

В соответствии со ст. 23 Закона N 79-ФЗ служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Одна сторона служебного контракта — это представитель нанимателя, которым является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. Другая сторона контракта — гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий.

Несмотря на то что по своему содержанию служебный контракт достаточно близок трудовому договору, он имеет свои специфические особенности. Выделим некоторые принципиальные различия.

Например, в качестве основания возникновения трудовых правоотношений между работником и работодателем выступает трудовой договор. Основанием же возникновения служебных отношений является акт государственного органа о назначении на должность гражданской службы, и только потом заключается служебный контракт. Еще отметим, что предмет трудового договора — соглашение об осуществлении работником определенной трудовой функции, предмет же служебного контракта — должностные обязанности гражданского служащего.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в личном деле нанимателя. Для придания служебному контракту особого статуса законодатель выделяет его существенные условия (ст. 24 Закона N 79-ФЗ):

  • наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  • дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  • виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • права и обязанности представителя нанимателя;
  • условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за такую деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  • условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности);
  • виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Обращаем внимание на п. 2 ст

27 Закона N 79-ФЗ: в случае установления государственному служащему испытательного срока данное условие должно содержаться и в служебном контракте, и в акте о назначении. Иначе гражданский служащий будет считаться принятым на работу без испытательного срока. При этом в отличие от испытательного срока, установленного ТК РФ, который не может превышать трех месяцев, продолжительность испытания гражданского служащего может колебаться от трех месяцев до одного года.

Отметим, что законодатель достаточно четко регламентирует форму служебного контракта. Его примерная форма установлена Указом Президента РФ N 159 <1>.

<1> Указ от 16.02.2005 N 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Порядок документального оформления

Процесс расторжения трудового контракта инициируется по двум схемам:

  1. Сотрудник получает приказ, изданный руководителем. Чаще такое наблюдается при сокращении рабочего штата, ликвидации конкретной организации или дисциплинарных проступках, допущенных работником.
  2. Сотрудник самостоятельно обращается в кадровый отдел, пишет соответствующее заявление и предъявляет требующийся в данном случае пакет документов.

Заявление составляется по общепринятой форме. Специального бланка заполнять не нужно. Служащий просит расторгнуть трудовой контракт и указывает в документе основания для этого. Например, если идёт речь о заболевании, необходимо сослаться на медицинское заключение.

Приказ руководство оформляет по унифицированной форме (бланк Т-8). Указываются причины расторжения контракта и документальные основания.

Сотрудник обязательно прочитывает готовый документ и ставит на нём свою подпись.

После чего в личную карту и трудовую книгу вносятся соответствующие пометки. Вносится причина и отсылка на законодательные нормы, а также локальные документы (приказы, акты).

Как оформить заявление

Основанием для увольнения с госслужбы считается заявление. Гражданин обязан подготовить его самостоятельно. Форма бумаги нормативно-правовыми актами не закреплена. Документ оформляется в соответствии с форматом, используемым в конкретном учреждении. Бумага обязательно пишется от руки. Машинописные заявки не принимаются. Обращаться нужно непосредственно к работодателю или его представителю. Если в бланке указать руководителя отдела, в котором осуществляется госслужба, это будет признано ошибкой. Потребуется переоформление бумаги.

Заявление должно содержать ряд обязательной информации. В бланке потребуется отразить:

  • данные руководителя органа исполнительной власти;
  • ФИО и должность заявителя;
  • название;
  • просьба об увольнении с указанием должности;
  • дата, с которой гражданин хочет расторгнуть трудовой контракт по собственной инициативе;
  • дата подготовки заявления и подпись с расшифровкой.

Заполнение заявки требует соблюдения стандартных норм делопроизводства. Так, данные о руководителе и заявителе отражаются в шапке, которая располагается в правом верхнем углу. Название документа нужно разместить чуть ниже по центру. Затем следует основная часть. Бумага заканчивается датой и подписью. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется использовать готовый образец.

Устного уведомления недостаточно. Документ в обязательном порядке должен быть составлен письменно. В иной ситуации действия работодателя считаются незаконными. Лицо в последующем сможет обжаловать подобное увольнение.

Готовая бумага предоставляется в отдел кадров. Действие нужно выполнить, чтобы уведомить работодателя о собственном желании. Правила двухнедельной отработки на госслужащих распространяется.

Если сторонам удалось договориться, допустимо освобождение раньше указанного срока. Момент прекращения трудовой деятельности выбирает само лицо, если уходит на заслуженный отдых, переезжает в новое место жительства, или имели место быть нарушения со стороны руководителя.

Выплаты и компенсации

При реорганизации или ликвидации государственного органа, а также при сокращении персонала служащий получает компенсацию, по сумме равную четырехмесячному содержанию.

Отдельное выходное пособие не предусмотрено.

Заранее за два месяца до увольнения должно быть обнародовано соответствующее уведомление.

Если увольнение происходит до истечения этого периода, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка.

Для служащих в районах Крайнего Севера выплачиваются дополнительные денежные средства и за пятый и шестой месяцы после увольнения.

Служащему должны быть выданы на руки: заработанное денежное содержание, компенсация за неиспользованные дни отпуска, материальная помощь и выплата к отпуску.

Пример расчета

На расчет компенсации влияет регион проживания служащего, его месячное денежное содержание и различные надбавки.

К примеру, за месяц служащему было выплачено:

Кроме того:

Для расчета среднемесячного денежного содержания все выплаты, получаемые за месяц, суммируются. К ним же прибавляется 1/12 часть полученных выплат к отпуску или материальной помощи, надбавок за особо тяжелые задания.

Сроки и отработка

При увольнении по собственному желанию срок отработки не превышает двух недель со дня подачи заявления об увольнении.

По соглашению сторон этот срок может быть сокращен.

Основания увольнения

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае:

1. Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:

А) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

Б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

1.1. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

3. Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

А) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

Б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

В) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

Д) нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

4. Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.

5. Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.

6. Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.

7. Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

8. Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

8.1. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

9. В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).

Специальные основания прекращения служебного контракта

К специальным основаниям, необходимым для прекращения служебного контракта, а также освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы причисляют:

  1. Расторжение служебного контракта по обоюдному соглашению сторон (статья тридцать четыре Закона № 79-ФЗ).
  2. Расторжение срочного служебного контракта по окончанию срока его действия (статья тридцать пятая Закона).
  3. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего, который поставил об этом в известность представителя нанимателя строго в письменной форме в срок за две недели (стать тридцать шестая Закона).
  4. Расторжение служебного контракта по собственной инициативе официального представителя нанимателя (статья тридцать седьмая); в такой ситуации в Законе есть несколько ограничений по отношению к представителю нанимателя в свободе расторжения контракта. Оно допустимо исключительно в тех ситуациях, которые перечислены в пунктах с первого по пятый статьи тридцать третьей Закона № 79-ФЗ. Перечень подобных ситуаций не ограничен, он содержит в качестве основания даже единоразовое грубое нарушение гражданским служащим, который замещает должность категории «руководитель», собственных должностных обязанностей, что повлекло за собой причинение вреда госоргану и (либо) нарушение российского законодательства. Формулировки данных оснований нередко расплывчаты и несоразмерны.
  5. Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, которые никак не зависят от воли сторон (часть вторая тридцать девятой статьи ФЗ № 79-ФЗ). Такими случаями считаются точно указанные в Законе следующие основания: осуждение гражданского служащего к наказанию, которое исключает возможность замещения должности гражданской службы, по судебному приговору, который вступил в законную силу; признание гражданского служащего в полной мере нетрудоспособным согласно официальному медицинскому заявлению; признание гражданского служащего недееспособным либо же ограниченно дееспособным судебным решением, которое уже имеет законную силу; достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на данной гражданской службе. Гибель или же смерть гражданского служащего или признание его безвестно отсутствующим либо же объявление его умершим согласно решению суда, уже имеющему законную силу тоже считаются основаниями для прекращения служебного контракта с исключением данного служащего из реестра гражданских лежащих; применение непосредственно к гражданскому служащему административного наказания, такого как дисквалификация.
  6. Прекращение служебного контракта из-за нарушения обязательных правил во время заключения такового контракта (статья сорок Закона).
  7. Расторжение служебного контракта из-за выхода гражданского служащего из гражданства РФ (статья сорок один).

Замечание 1

Считается, что данные основания прекращения госслужбы носят трудовой характер в намного большей мере, чем государственно-служебный. В значительной степени роднит с трудовым правом редко применяемое в сфере госслужбы информирование выборного профсоюзного органа во время расторжения служебного контракта, которое предусматривается тридцать восьмой статьей Закона № 79-ФЗ, в котором говорится о том, что во время принятия решения касательно возможного расторжения служебного контракта с гражданскими служащими, согласно статье тридцать третьей данного ФЗ, представитель нанимателя строго в письменном виде информирует об этом выборный профсоюзный орган не позже, нежели за два месяца до сокращения данной должности гражданской службы. Отсылка к профсоюзу делает госслужащего не в полной мере государственным, так как интересы госслужащего не способны иметь отличия от интересов государственных, и поэтому не способны защищаться профсоюзными организациями. Помимо этого, согласно современному трудовому законодательству России профсоюзов в одной организации может быть сразу несколько.

Трудным с теоретической точки зрения можно назвать вопрос о том, может ли Президент страны либо иное должностное лицо, которое было избрано населением на срок в несколько лет, уйти с поста по своему желанию? Разве не считается безответственным оставить доверившихся ему граждан без избранного ими в соответствии с законом индивида у власти? Но конкретно это и случилось 30 декабря 1999 года во время смены Б.Н. Ельцина и.о. Президента страны В.В. Путиным. Свобода расторжения служебного контракта превращает госслужбу в обычный трудовой найм.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector