Судебная транспортно-трасологическая экспертиза после дтп

Содержание:

Как проводится при ДТП: пошагово

Алгоритм проведения независимой трасологической экспертизы при ДТП выглядит следующим образом:

  • выбор компетентной компании;
  • заключение договора и оплата услуг;
  • сбор пакета необходимой документации, в том числе:
  • схемы ситуации;
  • протокола;
  • фотоматериалов с места аварии;
  • правоустанавливающих документов;
  • справки из полиции, подтверждающей ДТП;
  • письменных пояснений участников и свидетелей ДТП.
  • приглашение эксперта для осмотра места аварии;
  • согласование места и времени осмотра ТС;
  • ожидание результатов моделирования ситуаций с места ДТП;
  • получение отчета о проделанной работе.

Виды и классификация трасологических экспертиз

Трасологическое исследование проводится в отношении механизмов, предметов и живых существ. Рассматриваемые ниже виды трасологических экспертиз в той или иной мере могут использоваться для расследования причин и обстоятельств ДТП:

  • гомеоскопическое исследование – изучение следов человека: отпечатков пальцев, следов ног, следов обуви, зубов, различных частей тела и прочего;
  • механоскопическое исследование – изучение следов от предметов и повреждений, найденных на вещах, а именно: орудий, инструментов, механических повреждений одежды, узлов и петель;
  • исследование замков – изучение основных характеристик замков, в том числе их состояния на момент экспертизы;
  • исследование пломб – изучение оставленных пломб на предмет их целостности;
  • исследование отпечатков производственных механизмов на предметах – проводится с целью определения отношения исследуемого предмета к оборудованию;
  • транспортное исследование – изучение следов транспортных средств: отпечатков шин, вмятин, царапин и других повреждений;
  • исследование отпечатков животных – изучение следов от лап и подков.

Кто вправе проводить экспертизу?

Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет соответствующее техническое образование, прошедший особую аттестацию и получивший некоторый опыт работы в этой сфере. Данные эксперты периодически проходят аттестацию (каждые 5 лет), в ходе которой и проверяются их профессиональные знания. Узнать, имеет ли автотехник указанную аттестацию, можно в особом реестре экспертов Министерства юстиции РФ.

Для проведения трасологических экспертиз автотехнику не требуется иметь каких-либо специальных лицензий.

По поводу экспертизы можно обращаться к услугам государственных или частных экспертов. Однако и участники аварии, и сам суд чаще всего обращаются именно к независимым фирмам. Причина проста — они менее загружены и условия сотрудничества с ними более гибкие. А скорость проведения автотранспортных экспертиз зачастую имеет большое значение.

Выбирать стоит экспертов с большим опытом работы, так как результаты их исследований могут быть представлены страховой компании, суду или иному государственному органу.

Трасологическая экспертиза: что надо знать

Трасологическая экспертиза – разновидность криминалистического анализа различных следов, способов и причин их формирования и фактов их выявления. В качестве предметов исследования могут служить следы людей, животных, автотранспорта и т.д.

Наиболее часто необходимость в проведении такой экспертизы возникает при выяснении обстоятельств аварий. цель трасологического анализа заключается в получении информации, позволяющей безошибочно установить виновника аварии.

​Транспортно-трасологическая экспертиза

Транспортно-трасологическая экспертиза представляет собой один из видов автотехнического исследования, которое назначается с целью изучения следов дорожно-транспортного происшествия и проведения сравнительного анализа. Таким образом, данная экспертиза позволяет установить реальные события и обстоятельства ДТП.

В качестве материалов транспортно-трасологической экспертизы служат:

  • Столкнувшиеся транспортные средства;
  • Все фотографии, видеозаписи (с регистраторов и т.д.), которые имеют отношение к ДТП;
  • Протокол оценки техсостояния автомобиля;
  • Протокол и схема аварии, составленные представителями службы правопорядка.

Чем больше материалов будет представлено для исследования, тем достовернее будут результаты экспертизы. Необходимость в её проведении возникает, если у одного из участников аварии либо страховой компании есть сомнения по поводу обстоятельств происшествия.

Трасологическая экспертиза при ДТП

Экспертные исследования в случае дорожных прецедентов сводятся к изучению:

  • Автотранспорта и их узлов, а также иных предметов на месте происшествия;
  • Протекторных отпечатков;
  • Царапин, неровностей и т.д. на автомобиле, появившихся вследствие столкновения с другим транспортом или каким-либо иным объектом.

Кроме того, для анализа должны быть предоставлены материалы дела, фотоматериалы с зоны аварии и вещи потерпевших. На основании результатов исследования эксперт составляет заключение, служащее основным доказательством виновности одного из участников случившегося и важным документом для признания страхового случая.

Задачи трасологической экспертизы

Перед экспертной комиссией, занимающейся изучением следов, стоит несколько задач:

  • Идентификационные – распознание сходства и групповой принадлежности объектов, чьи отпечатки есть на месте прецедента;
  • Диагностические – выявление и фиксирование отпечатков, определение временного промежутка, особенностей и хронологии их появления. Оценивание пригодности отпечатков для сопоставления и состояния исследуемых объёктов.

Постановление о назначении экспертизы

Поводом для проведения трасологического исследования является постановление, которое выносят судебные инстанции. Экспертиза обычно назначается при недостатке доказательств для установления виновности.

В этом документе должны быть чётко указаны:

  • Объекты, подлежащие экспертному анализу, и их количество;
  • Как, где и когда они были получены;
  • В каких условиях и сколько они обязаны храниться.

Постановление о назначении трасологической экспертизы следов обуви

Отпечатки обуви, имеющиеся на месте правонарушения, являются материалом трасологического исследования. В задачу экспертной комиссии входит определить обувь, её размер, как был оставлен отпечаток, механизм его появления и т.д.

Экспертиза проводится на основании постановления суда, в котором должны быть перечислены вопросы, требующие выяснения.

Вопросы эксперту

Экспертное исследование при аварии позволяет получить ответы на многие вопросы:

  • Появились ли отпечатки и повреждения на данном автомобиле от другого транспорта?
  • Каким образом возникли следа на автомобиле?
  • Какова модель машины, оставившей отпечатки и повреждения?
  • От какой именно части остался отпечаток?
  • В каком направлении следовала машина и под каким углом произошёл наезд?
  • В какой ситуации случилось столкновение (во время заноса, торможения и т.д.)?
  • Каково техсостояние покрышек и прочее?

Трасологическая экспертиза следов обуви преследует такие вопросы, как:

  • Принадлежит ли обнаруженный след данной обуви?
  • Является ли изучаемый след босой (одетой в носок) ноги отпечатком конкретного человека?
  • Каков размер и вид обуви, отпечаток которой обнаружен на месте происшествия?
  • Обнаруженные следы оставлены одной обувью или нет?
  • При каких обстоятельствах образовались следы (во время стояния, ходьбы или бега);
  • Подходят ли данные отпечатки для сопоставления и прочее.

ТРАСОЛОГИЯ

Трасологическая автоэкспертиза (другое название —трасология) подразумевает под собой выяснение причин, по которым произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП) или авария. Иногда она является составной частью независимой автоэкспертизы. Трасологическая автоэкспертиза включает в себя также анализ наружных повреждений транспортного средства и самого места, где произошло ДТП. Подобные исследования проводятся с целью выяснения причин и следствий ДТП.

Вопросы, на которые может дать ответ трасологическая экспертиза:

— Могут ли этим транспортным средством (марка, модель) быть нанесены данные повреждения? — Каким транспортным средством (легковым, грузовым) нанесены данные повреждения? — Какими частями транспортные средства контактировали при ДТП? — Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия? — Являются ли фрагменты, оставленные на месте происшествия, частями данного транспортного средства?

— Каким видам автотранспорта присущи детали такой формы, размера, локализации, как оставившие следы в данном происшествии? — Имеется ли у автомобиля, оставившего следы, какие-либо неисправности вроде дисбаланса колес, вздутия протектора и т. д. ? — В результате чего образовались данные следы — в результате скольжения, волочения, удара и т. п. ? — Каков механизм образования следов на транспортном средстве? — Каков механизм столкновения транспортных средств? — В каком направлении двигалось транспортное средство? — Под каким углом контактировали автомобили во время столкновения? — Каковы была траектория и характер движения участников до столкновения? — Осуществлялся ли переезд участников ДТП после столкновения? — Каково было расположение участников и препятствий в тот или иной момент времени – в момент удара, сразу после него, через некоторое время и т. д. ? — Где располагается место столкновения транспортных средств? — Находилось ли транспортное средство в состоянии покоя в момент столкновения? — Где располагается место наезда на пешехода? — Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством? — Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода? — Повреждения на представленном колесе возникли до ДТП, в момент ДТП, после ДТП? — Могли ли данные повреждения колеса привести к дорожно-транспортному происшествию? — Какая была скорость транспортного средства в момент столкновения? — Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?

Инфо из Инстаграм:

ВОПРОС: В каких случаях нужна трасологическая экспертиза после ДТП? ⠀ОТВЕТ: Помощь эксперта-трасолога может потребоваться, когда: ⠀ — нужно установить природу того или иного повреждения — определение виновности вызывает спор ⠀ В первом случае, например, страховая может утверждать, что повреждения авто не могли появиться из-за ДТП. ⠀ Или когда нужно установить, какие именно автомобили участвовали в ДТП. Например, виновник скрылся с места аварии. Исследование краски на соприкасающихся деталях поможет установить, какой автомобиль был участником происшествия. ⠀ Вторая ситуация возникает, когда нужно установить, как двигались машины и двигались ли вообще, нарушались ли ПДД (например, превышение скорости), имелась ли у водителей возможность предотвратить столкновение и т.п. Основываясь на ответах по этим вопросам, можно установить, кто виновен в аварии. ⠀ Трасологическая экспертиза может потребоваться всем попавшим в аварию, независимо от того, виновник или потерпевший тот или иной участник, пригодится при урегулировании убытков как по ОСАГО, так и по каско.

Что требуется для исследования

Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:

  • модель участка ДТП;
  • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
  • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
  • участвовавшие в аварии ТС;
  • результаты анализа технического состояния машин;
  • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.

Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.

В каком случае назначается

Трасологическая экспертиза после ДТП проводится для реконструкции событий, при несовпадении показаний участников аварии и очевидцев, для доказательства вины водителя, определения соответствий повреждений на автомобиле обстоятельствам происшествия, установления механизма столкновения, обжалования приговора.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

  1. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
  2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.
  4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.
  5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Важная информация о трасологической экспертизе

Трасологическую экспертизу относят к подвиду криминалистики. Это исследование позволяет найти, и по возможности идентифицировать следы, оставленные объектом при определенной ситуации, а также выяснить механизм их возникновения. В большинстве случаев используется при оперативных мероприятиях, деятельности следователя и дознавателя или назначается судом.

Постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств

Вопросы, разрешаемые осмотром следов транспортных средств

  • III Исследование функционального развития чувствительности 2 страница
  • II. Виды следов.
  • I. Цели расследования.
  • II. Обследование
  • III Исследование функционального развития чувствительности 3 страница
  • II. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
  • I. Определение терминов и предмет исследования
  • A)Криминалистическое исследование почерка (судебное почерковедение).
  • III Исследование функционального развития чувствительности 1 страница
  • II. Исследовательская фотография
  • I. Предмет исследования
  • HR-бенчмаркинг исследование AXES Monitor, проводимое компанией AXES Management

Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза, и какие вопросы ставятся на ее разрешение? Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом. Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие: 1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы?

Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением?

Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера: 1.

Оставлены ли следы данным транспортным средством? 2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.

); • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия (Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре.

Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту.

); • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств; • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах; • протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани; • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски. При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.

Особенности работы

Эксперты в рамках проведения исследования обнаруживают и фиксируют следы. Это существенно облегчает реализацию всех стадий оперативно-розыскной деятельности. Трасологичекая экспертиза выполняется для идентификации отпечатков в пределах круга подозреваемых лиц, установления орудия, предмета, посредством которых совершено преступление. Для качественного проведения исследования фиксируется множество возможных данных, полученных в процессе обследования места или объекта. Для объективной оценки и составления заключения специалисты учитывают показания свидетелей.

Что исследует и выявляет экспертиза

ДТП обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. Такими факторами могут быть климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.

Трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы и которые можно задать эксперту-технику можно разделить по направленности на три группы:

1. По принадлежности автомобильных следов:

  • К какой машине относятся следы, оставленные на месте аварии?
  • Какая шина оставила след на дороге, где произошло столкновение?
  • Соответствуют ли отпечатки следов, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
  • Соответствует ли расположение следов, их очертания, формы и габариты, оставленные на автомобилях, описываемому характеру столкновения?
  • Какие манёвры совершал виновник ДТП перед столкновением?

2. Вопросы восстановления целостной структуры по отдельным частям:

  • К каким автомашинам относятся осколки деталей, оставшиеся на месте аварии?
  • Относятся ли найденные осколки пластика, стекла, ЛКП к данному автомобилю?

3. Вопросы выявления следов в отношении к конкретному автомобилю:

  • Какие следы, обнаруженные на дороге или других объектах, принадлежат данному транспорту?
  • Скорость ТС в момент столкновения?
  • Могут ли следы торможения, снятые с места аварии, принадлежать типу протекторов данного автомобиля?
  • Принадлежат ли следы, оставшиеся на кузове пострадавшего авто, подозреваемому автомобилю?

Видео: Трасологическая экспертиза : что она определяет при ДТП ?

Обоснованные ответы эксперта на поставленные вопросы позволяют восстановить истинную картину произошедшей аварии и выявить степень виновности каждого участника происшествия, определить его причинно-следственные связи. Схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД на месте аварии, описание повреждений и следов не всегда может отражать полную картину происшествия и на возникающие спорные вопросы может ответить только квалифицированный эксперт по результатам специальных исследований.

Экспертиза должна рассматривать все обстоятельства столкновения и для обеспечения полноты исследований экспертам представляются все собранные материалы – протокол ДТП, автомобили участников происшествия, вещественные доказательства, подробное описание повреждений и следов, схема аварии и фотоматериалы, показания водителей и свидетелей.

Что нужно для проведения экспертизы

Для полноты и объективности результатов экспертизы требуется представить как можно больше информации, относящейся к данному ДТП. Это даст возможность моделировать процесс аварии более подробно и точно. Для начала процесса моделирования необходимо изучение полного пакета документов и вещественных доказательств, состоящего из следующих материалов:

  • протокол происшествия, оформленный сотрудниками полиции;
  • схема ДТП, составленная на месте происшествия инспектором ГИБДД;
  • фото и видеоматериалы съёмок, проведённые экспертом на месте аварии;
  • протоколы осмотра и оценки технического состояния автомобилей;
  • материалы полицейских видеорегистраторов и бортовых видеокамер, зафиксировавших момент столкновения;
  • справка о ДТП и другие документы.

Виды и подвиды трасологической экспертизы

Виды (подвиды) экспертиз Диагностические задачи
Гомеоскопические
Экспертиза следов рук (дактилоскопическая)
  • имеются ли на представленных объектах следы рук;
  • какой рукой (правой или левой) и какими пальцами оставлены следы;
  • что можно сказать о строении кисти человек;
  • принадлежат ли следы одному человеку или нескольким;
  • как давно оставлены следы;
  • каков пол и возраст человека оставившего следы и т.п.
Экспертиза следов ног (босые, одетые в чулочно-носочные изделия, обуви)
  • определение вида и размера обуви;
  • вида и особенностей чулок, (носков), отобразившихся в следах;
  • размера и особенностей босой ноги, оставившей след;
  • физические свойства человека, оставившего след (пол, рост, особенность походки и др.);
  • в каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек на месте происшествия;
  • каков механизм образования следов и др.
Экспертиза следов зубов человека
  • зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы;
  • какими конкретно зубами оставлены следы;
  • каковы особенности, строения зубного аппарата человека, оставившего следы;
  • оставлены ли следы зубными протезами;
  • каков механизм образования следов и др.
Экспертиза следов губ человека
  • пригодны ли следы для идентификации;
  • каков механизм образования следов;
  • каковы особенности губ человека, отобразившиеся в следе и др.
Экспертиза следов кожного покрова головы человека
  • имеются ли на представленном объекте следы кожи человека, (лба, носа, губ и т.д.);
  • пригодны ли они для идентификации;
  • каким участком кожи головы человека они оставлены;
  • каков механизм образования следов;
  • имеются ли в следах признаки, свидетельствующие о поле и возрасте человека, оставившего следы и др.
Механоскопические
Экспертиза следов орудий и инструментов
  • имеются ли следы орудий и инструментов;
  • каково направление движения орудия (инструмента);
  • с какой стороны (снаружи или изнутри) была взломана преграда;
  • каково взаимное положение объектов в момент следообразования;
  • какова последовательность образования следов;
  • каков механизм образования следов в целом и т.д.
Экспертиза механических повреждений одежды
  • имеются ли на объекте повреждения;
  • каков механизм образования повреждений;
  • каким предметом (объектом) они образованы;
  • не образованы ли они ножом (топором, отверткой, шилом и т.п.), и если да, то каковы характеристики этого орудия и т.д.
Экспертиза узлов и петель
  • имеются ли на объекте узлы и петли;
  • каков механизм их завязывания;
  • необходимы ли для завязывания узлов профессиональные и специальные навыки;
  • является ли человек, завязавший узлы, правшой или левшой и т.д.
Экспертиза замков
  • исправен ли замок;
  • пригоден ли замок для отпирания и запирания;
  • имеются ли на замке признаки, свидетельствующие о его взломе (попытке взлома);
  • не отпирался ли замок с помощью отмычек и т.д.

Экспертиза следов ног и обуви.

Объектами предоставленной экспертизы считаются разные предметы вещной обстановки со отпечатками босых ног, ног в чулках (носках) и со отпечатками обуви. Они могут быть найденными на предметах либо перекопированные на дактилоскопическую пленку  а так же слепки больших отпечатков ног либо масштабные фотоснимки отпечатков.

Задачами экспертизы следов ног и обуви считаются:

— идентификационные задачи (установление прецедента оставления отпечатков конкретным человеком либо изъятой у него обувью установление групповой принадлежности отпечатков).

— диагностические задачи: 1) определение вида и размера обуви, оставившей отпечатки. 2) вида и особенностей чулок либо носков, отобразившихся в отпечатке. 3) размеров и особенностей босой ноги, оставившей отпечаток. 4) физических параметров лица оставившего отпечаток — пол, возраст, рост, особенностей походки.

Примерный список вопросов решаемых при экспертизе следов ног и обуви:

При идентификационных задачах:

— не принадлежат ли отпечатки необутых ног определенному человеку?

— не оставлены ли отпечатки обуви обувью, изъятой у определенного человека?

— не оставлены ли отпечатки ног в чулках чулками (носками) изъятыми у определенного человека?

— не носились ли калоши (боты) на обуви определенного человека?

— носилась ли обувь определенным человеком? При диагностических задачах:

— каков вид и размер обуви, оставившей отпечатки?

— каков вид и особенности чулок (носков) оставивших отпечатки?

— каковы размер и особенности босой ноги оставившей отпечатки?

— каковы физические данные (пол, возраст, рост) человека оставившего данные отпечатки?

Для установления механизма действия могут быть установлены последующие вопросы:

— в какой направленности и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек, оставивший отпечатки?

— как давно оставлены отпечатки?

— какие особенности имеют ступни ног (обувь, чулки) отпечатки которых выявлены на месте происшествия?

— возникли ли отпечатки при переносе тяжестей, при скольжении и остальных определенных критериях?

Особенности профессии

В ходе трасологической экспертизы трасолог решает 2 вида задач:

идентификационные и диагностические.

Решение идентификационных задач позволяет установить индивидуальное соответствие и групповую принадлежность следообразования, а также отождествлять целое по определенным признакам частей. В то время как диагностические задачи позволяют обнаруживать и фиксировать следы, устанавливать их пригодность для экспертизы, механизм, время и последовательность следообразования.

Для верного решения поставленных задач огромное значение имеет полнота и правильность подготовки исследуемых объектов. В трасологии четко определены правила съема, упаковки и транспортировки объектов и моделей следов, обеспечивающие сохранность их свойств, которые следует неукоснительно соблюдать. Кроме того, большое значение имеют любые косвенные данные, имеющие отношение к происшествию, которые также должны быть отражены в сопроводительных документах на экспертизу (окружающая обстановка, внешние факторы).

Очень часто эксперту-трасологу приходится решать задачи по установлению факта контактного взаимодействия. Ведь образование следов возможно и без непосредственного контакта, через другие объекты. К решению таких задач привлекаются смежные специалисты — эксперты в сфере материаловедения.

Особенности работы

Эксперты в рамках проведения исследования обнаруживают и фиксируют следы. Это существенно облегчает реализацию всех стадий оперативно-розыскной деятельности. Трасологичекая экспертиза выполняется для идентификации отпечатков в пределах круга подозреваемых лиц, установления орудия, предмета, посредством которых совершено преступление. Для качественного проведения исследования фиксируется множество возможных данных, полученных в процессе обследования места или объекта. Для объективной оценки и составления заключения специалисты учитывают показания свидетелей.

Смысл сложного названия

В интересующем нас случае, объектом внимания является трасологическая экспертиза после совершения дорожного происшествия. Так как значительная часть населения обладает и управляет транспортными средствами, то именно транспортно-трасологическая деятельность вызывает наибольший интерес и пользуется «спросом». Что же скрывается за словосочетанием «трасологическая экспертиза»?

Полезно знать, что именно «трасологическая» экспертиза, а не «трассологическая». С одним «с»! Однако, то, что само слово «трасологическая» со словом «трасса» не состоят в родственной связи – не столь существенно, хотя и небесполезно, с точки зрения общего развития. Так, кто же оказывается «под прицелом» трасологического «ока»? Каковы объекты её пристального внимания? На какой круг вопросов призвана давать ответы трасологическая область исследования при совершении ДТП? Ниже этот перечень вопросов будет рассмотрен подробнее.

Порядок проведения

Назначение экспертизы инициирует следователь в ходе досудебного расследования. Автовладельцы и представители страховой компании в частном порядке могут провести независимую оценку обстоятельств дорожного инцидента. Этапы осуществления трасологического осмотра:

  1. Выбор коммерческой организации.
  2. Сбор документов.
  3. Приглашение эксперта для осмотра места аварийной ситуации.
  4. Осмотр транспортного средства.
  5. Моделирование ситуации.
  6. Проведение расчетов.
  7. Составление заключения.

Какие документы необходимы

Специалистам для осуществления исследования требуются материалы, подтверждающие дорожное происшествие. Основные документы, необходимые для трасологической экспертизы:

  • схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД;
  • протокол аварии;
  • постановление об административном правонарушении;
  • свидетельские показания;
  • видеозапись с регистраторов;
  • акт проверки технического состояния транспортных средств.

Автовладельцы должны предоставить документы на автомобиль: свидетельство о регистрации, технический паспорт, водительское удостоверение. Также они вправе подать фотоматериалы, сделанные участниками и очевидцами дорожно-транспортного происшествия. В рамках исследования эксперты могут сделать запрос на получение отдельных видов документов, дающих представление об обстоятельствах случившегося.

В какой период проводится

Экспертиза, назначаемая сотрудником правоохранительных органов, может осуществляться на любом этапе досудебного расследования.

Экспертиза транспортного средства возможна и в другое время при условии неиспользования автомобиля после дорожного инцидента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector