Трасологическая экспертиза при дтп

Что именно обследуется при трасологической экспертизе?

Необходимость в проведении трасологической экспертизы возникает, к примеру, при желании доказать в суде отсутствие вины ответчика в произошедшей аварии. Она может быть проведена участниками ДТП еще в досудебном порядке, а может быть назначена и по решению суда. Существует большое количество независимых оценочных фирм, которые могут предложить своим клиентам проведение квалифицированной экспертизы для представления страховой фирме или суду.

Что именно исследуют эти фирмы?

  • Данные видеозаписи ДТП или фотографии с места дорожного происшествия, на которых видны следы аварии или положение транспортных средств;
  • Оттиски и слепки следов транспортных средств;
  • Схемы ДТП, составленные участниками аварии или сотрудниками ГИБДД;
  • Видеозапись следов автомобилей или их положения после столкновения;
  • Характер повреждений, которые были получены автомобилями;
  • Фотографии с места происшествия (масштабная фотография);
  • Части лакокрасочного покрытия транспортных средств;
  • Предметы, на которых могли остаться следы аварии (одежда, обувь и прочие предметы, принадлежащие участникам происшествия);
  • Детали и части автомобилей (осколки стекол, колеса и шины, другие детали, хранящие следы столкновения).

Цели, для которых проводят трасологическую оценку и подобные исследования, могут быть самыми различными, включая определение скорости транспортных средств в момент столкновения и их положение после аварии, установление направления движения автомобилей и причин, способствовавших возникновению ДТП.

Баллистическая экспертиза

Это вид экспертизы, проводимой для исследования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и следов их применения, с целью установления фактических данных, имеющих значение для расследования уголовного дела и судебного разбирательства.

Объектами баллистической экспертизы являются:

— огнестрельное оружие, его детали и механизмы, а также принадлежности к нему;

— стреляющие устройства (строительно-монтажные пистолеты, сигнальные устройства), газовое и пневматическое оружие;

— боеприпасы и патроны к огнестрельному оружию, стреляющим устройствам, а также их части (гильзы, капсюли, пули и т.д.);

— материалы, инструменты и механизмы, применяемые для изготовления огнестрельного оружия, боеприпасов, отдельных их элементов, а также снаряжения боеприпасов;

— выстреленные пули и стреляные гильзы;

— следы применения огнестрельного оружия;

— материалы уголовного дела (протоколы осмотра места происшествия, фототаблицы и т.д.);

— образцы, полученные в процессе проведения экспертизы (в рамках экспертного эксперимента);

— материальная обстановка места происшествия.

Задачи баллистической экспертизы делятся на идентификационные и неидентификационные.

При решении идентификационных задач решаются вопросы установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации.

В первом случае устанавливается:

— принадлежность объектов к огнестрельному оружию или боеприпасам;

— тип, вид, модель огнестрельного оружия, представленного на экспертизу;

— тип, вид, модель боеприпаса, представленного на экспертизу;

— тип, вид, модель огнестрельного оружия по следам на выстреленных пулях, стреляных гильзах, а также по следам на преграде;

— принадлежность представленных деталей к конкретному огнестрельному оружию;

— принадлежность представленных частей к конкретному боеприпасу;

— огнестрельный характер повреждений.

Во втором случае устанавливается:

— идентификация огнестрельного оружия по следам на пулях и гильзах;

— взаимная принадлежность пули и гильзы одному патрону;

— принадлежность деталей конкретному экземпляру огнестрельного оружия;

— идентификация инструментов и механизмов, применявшихся для изготовления оружия, боеприпасов, а также снаряжения боеприпасов.

Задачи неидентификационного характера подразделяются на диагностические, ситуационные и реконструкционные.

В круг диагностических задач входят:

— определение исправности огнестрельного оружия и боеприпасов и пригодности их к производству выстрелов;

— установление возможности выстрела из огнестрельного оружия без нажатия на спусковой крючок при определенных условиях;

— установление возможности выстрела из огнестрельного оружия определенными патронами;

— установление возможности ведения из оружия систематической прицельной стрельбы.

Ситуационные задачи:

— установление дистанции, направления, места производства выстрела;

— определение взаимного расположение стрелявшего и потерпевшего в момент производства выстрела;

— определение количества выстрелов и последовательности образования огнестрельных повреждений.

К реконструкционным задачам относится выявление уничтоженных маркировочных обозначений.

Сроки и стоимость

Законодательство не ограничивает специалистов по срокам при проведении трасологической экспертизы

Однако для самого заказчика важно, как можно быстрее получить ответы на поставленные вопросы. Исполнители стараются минимизировать время проведения исследований, но сократить их можно только до нескольких дней

Дать экспертную оценку быстрее физически невозможно. Конечное время взвешивание всех аспектов зависит от сложности ситуации.

Фиксированной цены на услугу также не существует. Каждая компания устанавливает свой прейскурант цен, который может в разы отличаться друг от друга. На конечную цену влияет срочность проведения исследований, сложность происшествия, регион выполнения, известность эксперта и даже репутация компании. Самые дешевые цены в данном сегменте начинаются в среднем от 5 000. Но для получения качественного отчета придется потратить не менее 15 000-20 000 рублей.

Оплачивает услуги та сторона, которая заказывает или та, которая признается виновной, если это будет заявлено в иске.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Резюме

Трасологическая экспертиза проводится для исследования результатов столкновения машин, определения времени возникновения повреждений и причинно-следственной связи, виновности водителей. Заказать экспертизу могут сами участники аварии, суд, правоохранительные органы, страховая компания. Эксперт должен дать объективный ответ на все поставленные вопросы, а расходы на экспертизу будут взысканы с проигравшей стороны.

Если у вас возникли вопросы или проблемы при проведении трасологической экспертизы после ДТП, обратитесь за помощью к нашим юристам. Чтобы получить консультацию, свяжитесь с нами по телефонам, указанным на сайте, либо оставьте свои вопросы в онлайн-форме.

2) Замков, запирающих устройств, запорно-пломбировочных установок (ЗПУ) и пломб.

Примерный перечень вопросов на которые может ответить экспертиза:

  • исправен ли замок (запирающее устройство)? если нет, то какова степень влияния выявленных неисправностей на охранные свойства замка?
  • содержат ли детали замкового механизма следы, оставленные посторонним предметом? если да, то каков механизм их образования (использование дубликата ключа, отмычки, постороннего предмета);
  • имело ли место воздействие на замок данным ключом, отмычкой, предметом? если да, то в каком положении замка (заперто, отперто) производилось данное воздействие?
  • в каком положении находился замок (заперт, открыт) при нанесении повреждений?
  • каков способ повреждения и вскрытия замка?
  • каким предметом могло быть произведено механическое воздействие на замок?
  • совпадают ли способы взломов нескольких замков?
  • имело ли место вскрытие пломбы (ЗПУ)? Если да то каким способом?
  • имело ли место сокрытие факта распломбировки путем повторного навешивания пломбы?
  • имел ли место обжим пломбы представленными пломбировочными тисками?
  • были ли использованы представленные инструменты для вскрытия пломбы (ЗПУ)?

Что такое трасологическая экспертиза

Важно разобраться, что это такое. В общем смысле трасология в переводе означает «наука о следах»

Это один из подходов криминалистики, основанный на изучении закономерностей образования следов, отражающих механизм преступления, и их исследовании с целью выяснения важных для расследования обстоятельств.

Данная экспертиза может назначаться следственными, судебными органами или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц на любой стадии рассмотрения дела. Однако оптимальный вариант – проведение проверки в ходе дознания (предварительного расследования). Именно на этой стадии требуется установить виновника аварии.

Это позволяет восстановить картину происшествия и выяснить его причины.

Объектом изучения становятся отделившиеся в ходе аварии детали, части/цы (осколки стёкол, пластика, элементов внешней и внутренней отделки, частицы краски и так далее). А также биологические следы, оставленные водителями, пешеходами, пассажирами и прочими участниками ДТП.

Решаемые задачи

Цели трасологии делятся на идентификационные (определение объекта, оставившего след) и диагностические (вывод, как образовался след). Исследование позволяет выяснить:

  • пригодность следов для точной идентификации;
  • последовательность, условия и механизм возникновения следов;
  • отождествление следов, оставленных одним объектом в разных местах;
  • свойства, признаки, состояние оставившего следы объекта;
  • причинно-следственную связь следов с происшествием и его последствиями.

Транспортно-трасологическая экспертиза изучает вещественные объекты (ТС, их детали, следы взаимодействия, колеса, части одежды пострадавших, фотоснимки с места происшествия). Задачами такого анализа являются:

  • Идентификация ТС, участвовавших в ДТП.
  • Определение механизма происшествия.

При этом исследования дают ответы на такие вопросы:

  • оставлены ли следы конкретным ТС;
  • составляет ли обнаруженный обломок единое целое с какой-то конкретной деталью ТС;
  • оставлены ли следы на ТС частями другого авто;
  • режим движения, место и угол столкновения;
  • взаимное положение участников в момент ДТП;
  • следы в результате удара;
  • последовательность возникновения следов (что появилось раньше, что позже);
  • механизме ДТП;
  • причина повреждения протектора покрышек ТС.

В каком случае назначается

Трасологическая экспертиза после ДТП проводится для реконструкции событий, при несовпадении показаний участников аварии и очевидцев, для доказательства вины водителя, определения соответствий повреждений на автомобиле обстоятельствам происшествия, установления механизма столкновения, обжалования приговора.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

  1. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
  2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.
  4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.
  5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Важная информация о трасологической экспертизе

Трасологическую экспертизу относят к подвиду криминалистики. Это исследование позволяет найти, и по возможности идентифицировать следы, оставленные объектом при определенной ситуации, а также выяснить механизм их возникновения. В большинстве случаев используется при оперативных мероприятиях, деятельности следователя и дознавателя или назначается судом.

Как проводится трасологическая экспертиза?

Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:

  1. Начальный этап, на котором предварительно изучаются обстоятельства происшествия и фрагменты;
  2. Первый этап – основное и детальное изучение фрагментов и обстоятельств;
  3. Второй этап – оценка данных, формирование промежуточных и окончательного вывода;
  4. Оформление заключения эксперта.

Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.

На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.

Для справки! В ходе экспертизы используются и современные технологии, включая компьютерное диагностирование. Могут прибегать и к моделированию с помощью компьютерной техники и специального программного обеспечения.

При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.

Допускается проведение трасологической экспертизы даже по фотографии. Но такое заключение воспринимается скептически, потому что оно не дает точных ответов. Поэтому не рекомендуется проводить ремонт автомобиля до того, как проведена экспертиза и не получена компенсация от страховой компании.

Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят трасологическую экспертизу:

МоскваСанкт-ПетербургАстраханьБарнаулВладивостокВолгоградВоронежЕкатеринбургИжевскИркутск
КазаньКалининградКемеровоКировКраснодарКрасноярскЛипецкМахачкалаНабережные ЧелныНижний Новгород
НовокузнецкНовосибирскОмскОренбургПензаПермьРостов-на-ДонуРязаньСамараСаратов
ТольяттиТомскТулаТюменьУльяновскУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославль

Криминалистика. Трасологическая экспертиза автомобильного транспорта.

  • Об админе

Александр Шпилёв

Администратор сайта , Экспертизы.орг

Проблемы с работой сайта? Пиши!

https://ekspertizy.org/

sasha@soft-lab.net

Для чего назначается?

Причины назначения трасологической экспертизы:

  1. Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
  2. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы. Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.
  3. Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
  4. Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами. Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.

Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.

Оплата труда

В государственных структурах зарплата эксперта-криминалиста может составлять от 20 до 25 тыс. рублей в зависимости от стажа специалиста. В частных фирмах оплата труда, как правило, более 50 тыс. рублей.

Ступеньки карьеры и перспективы

Начинающие эксперты после учебы занимают должность помощника эксперта. Дальнейшая перспектива в карьере может развиваться в разных направлениях: выбор узкой специализации в криминалистике, работа эксперта-криминалиста в государственной или частной организации.

Интересные факты

Примеры из экспертной практики.

1. В суде рассматривалось дело о неисполнении условий договора исполнителем. Истцом (заказчиком) был представлен договор, в котором указаны все объемы работ и сроки их исполнения, со всеми необходимыми реквизитами. Ответчик (исполнитель) отрицал факт подписания им данного договора и выставления своих реквизитов. Была проведена технико-криминалистическая экспертиза договора. Результаты исследований показали, что оттиск печати на данном договоре является идентичным печати организации исполнителя, но проставлен не печатью этой организации, так как налицо были дефекты клише печати. На основании этого суд принял решение отказать истцу в удовлетворении иска.

2. Истец Иванов предоставил в суде расписку Васильева о получении в долг от него крупной суммы денег в размере 1 млн. рублей.  Васильев отрицал этот факт и утверждал, что никогда не писал такой расписки, но соглашался с тем, что подпись на документе именно его.

В результате проведенной технико-криминалистической экспертизы было доказано, что расписка выполнена способом монтажа: использовался чистый лист бумаги с подписью Васильева, на котором впоследствии был допечатан текст расписки. Васильев объяснил, что чистые листы бумаги со своей подписью он оставлял в бухгалтерии фирмы, где работал директором для составления различных бухгалтерских документов на момент его отсутствия.

○ Как оспорить результаты.

Несогласие с результатами исследования и заключениями эксперта можно обжаловать. Однако, для того, чтобы обжалование не было бессмысленным действием, влекущим только материальные расходы, необходимо наличие веских оснований для данной процедуры. К веским доводам при обжаловании отчета можно отнести:

  • Превышение полномочий специалистом, проводящим исследование.
  • Отсутствие выводов по каким-либо вопросам, поставленных перед экспертом.
  • Неоднозначность выводов.
  • Очевидное несоответствие заключений фактическим обстоятельствам.
  • Недостижение конечной цели экспертизы (когда эксперт хотя и описывает всю необходимую информацию, но не компилирует ее в заключительный вывод, однозначно дающий ответ на поставленный вопрос).
  • В заключении содержится не полная информация о событии.
  • Указаны не все исследованные материалы и т.д.

При наличии веских доводов в обоснование недостоверности отчета эксперта, он может быть обжалован в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Однако в этом случае понадобится проведение другой независимой экспертизы, которая сможет провести другое исследование. Если его результаты будут иными, то есть большая вероятность отмены предыдущей экспертизы.

○ Сроки и стоимость.

Сроки проведения трасологической экспертизы могут различаться в каждом конкретном случае, но минимально эксперту понадобиться несколько дней для того, чтобы тщательно изучить все документы, выехать на место аварии и проанализировать имеющийся материал. В ряде случае все процедуры могут продолжаться не одну неделю, иногда только на составление итогового отчета требуются дни.

Стоимость ее также индивидуальная в каждом случае. Она зависит от:

  • Серьезности аварии.
  • Сроков для проведения экспертизы.
  • Конкретной фирмы или эксперта, ее выполняющего.
  • Применяемых методов анализа и т.д.

Самая дешевая экспертиза обойдется заказчику в несколько тысяч рублей (3-5), более серьезная, требующая серьезного анализа, может стоить более 10 тысяч рублей, достигать цифры в 20 тысяч.

Виды и классификация трасологических экспертиз

Трасологическое исследование проводится в отношении механизмов, предметов и живых существ. Рассматриваемые ниже виды трасологических экспертиз в той или иной мере могут использоваться для расследования причин и обстоятельств ДТП:

  • гомеоскопическое исследование – изучение следов человека: отпечатков пальцев, следов ног, следов обуви, зубов, различных частей тела и прочего;
  • механоскопическое исследование – изучение следов от предметов и повреждений, найденных на вещах, а именно: орудий, инструментов, механических повреждений одежды, узлов и петель;
  • исследование замков – изучение основных характеристик замков, в том числе их состояния на момент экспертизы;
  • исследование пломб – изучение оставленных пломб на предмет их целостности;
  • исследование отпечатков производственных механизмов на предметах – проводится с целью определения отношения исследуемого предмета к оборудованию;
  • транспортное исследование – изучение следов транспортных средств: отпечатков шин, вмятин, царапин и других повреждений;
  • исследование отпечатков животных – изучение следов от лап и подков.

○ На основе чего производится.

Трасологическая экспертиза при ДТП должна производиться квалифицированными экспертами, которые могут выполнить ее компетентно и выдать обоснованное заключение лишь на основе всех необходимых достоверных материалов. Таким образом, для проведения данного исследования экспертам необходимо предоставить:

  • Все материалы, которые были составлены сотрудниками ГИБДД при выезде на место дорожно-транспортного происшествия (протокол, схема, фото-таблицы и др.).
  • Материалы административного, уголовного или судебного дела в рамках гражданско-правового спора.
  • Доступ к транспортным средствам, участвовавшим в аварии.
  • Одежда и обувь лиц, являющихся участниками аварийной ситуации.
  • Техническая документация на автотранспорт, участвовавший в ДТП.

Кроме того, не всегда фотографий и схемы ДТП бывает достаточно для представления экспертом полной картины, потому зачастую осуществляется выезд на место происшествия и выполнение рядя действий непосредственно на месте аварии (изучения следов шин, например).

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

1. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.

3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – .

5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

○ Результаты и документы.

Итоговым документом исследования, в котором содержатся заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах, характере и виде повреждений, является заключение эксперта, которое принимается в качестве надлежащих доказательств страховыми компаниями, судами и правоохранительными органами.

Данные результаты направляются экспертной организацией тому, кто выступал заказчиком экспертизы. Дальнейшее ее использование зависит от цели проведения (в качестве доказательства в суде, в качестве основания получения страховой выплаты у страховщика, как обоснование невиновности при наличии уголовного дела или доследственной проверки).

Порядок проведения трасологической экспертизы

Проведением экспертиз занимаются частные и государственные организации. Порядок проведения исследования заключается в следующем:

      • принимается решение об обращении к экспертам. Это может сделать непосредственный участник ДТП, суд по ходатайству сторон или по своей инициативе, правоохранительные органы;
      • формируется перечень вопросов, на которые должен ответить эксперт;
      • заключается договор с экспертной организацией, оплачиваются расходы;
      • эксперту передаются вопросы, а также материалы дела, автомобиль для исследования, иные письменные и вещественные доказательства;
      • проводится экспертное исследование автомашины, документов по материалам дела;
      • составляется заключение с выводами по каждому поставленному вопросу;
      • заключение выдается заказчику либо направляется в суд или правоохранительные органы.

Если представить машину для исследования невозможно, эксперт сделает выводы, исходя из поступивших материалов. Однако при изложении выводов в заключении, эксперт обязательно должен указать, что машина на обследование не представлялась.

Какими личностными качествами должен обладать криминалист

Специфика работы позволяет утверждать, что одних теоретических знаний о различных видах криминалистических экспертиз недостаточно, чтобы стать профессионалом в этой сфере. Профильные знания – это отправная точка, которая позволяет перейти к практическим действиям и началу карьеры в качестве криминалиста.

Среди личностных качеств, присущих специалистам этой сферы, принято называть:

  • стрессоустойчивость, спокойствие, самообладание в различных сложных ситуациях;
  • терпение, логичность в действиях;
  • аккуратность, наличие повышенного внимания к людям и ситуациям;
  • ответственность, способность работать в команде;
  • активность;
  • эрудированность (наличие знаний во многих областях, постоянное изучение нового материала);
  • наличие отличной долговременной памяти, способность анализировать большой объем информации и приходить к правильным логичным выводам;
  • знания новейших технических средств, применяемых в расследовании, умение использовать их при поимке преступника.

Криминалист сопоставим с ученым, который большую часть времени проводит в лабораториях. Он должен знать, как происходит сокрытие следов преступления, уметь разрабатывать свои собственные исследовательские методы, использовать уже существующие и т.д.

Таким образом, главными качествами эксперта являются ответственность, самообладание в любых ситуациях, терпение, широкий кругозор, объективность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector