Налоговые проверки

Содержание:

Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)

Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов):

Во-первых, согласно пункта 1 статьи 9 НК РФ можно истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);

Во-вторых, согласно пункта 2 статьи 9 НК РФ  можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она необходима вне рамок проверки. 

При этом в первом случае, то есть в рамках проводимой у контрагента проверки, налоговые органы могут истребовать любые документы, указав их в требовании.

Здесь есть один нюанс – запрашиваемые документы должны касаться отношений с проверяемой организацией.

Так, например, нельзя запрашивать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, книги продаж, договоры с субподрядчиками и т. п. документы).

Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки. В этой ситуации  никакие документы не могут быть затребованы.

Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. 

Виды налоговых проверок

Среди проверок, проводимых налоговыми органами, встречаются не только плановые и внеплановые, но и такие виды как выездная и камеральная. Чем они отличаются друг от друга?

Камеральная проверка:

  • проводится непосредственно в ФНС РФ;
  • налогоплательщик о ней далеко не всегда узнаёт;
  • объектом проверки становится сданная в налоговую отчётность;
  • может быть основанием для назначения выездной налоговой проверки;
  • стандартный срок проведения составляет 2 месяца, но он при необходимости продлевается на месяц;
  • по декларациям по НДС осуществляется автоматически.

Выездная проверка:

  • осуществляется на базе предпринимателя (в офисе, инспекторы также могут посетить производственные помещения);
  • стандартно длится 2 месяца, но может быть продлена до 6 или приостановлена, а впоследствии возобновлена;
  • объектом является начисление по конкретному налогу, если проверка тематическая, а также налоговая и бухгалтерская отчётность как таковая за последние 3 года, если проверка – общая;
  • возможно привлечение других правоохранительных органов, например, проведение проверки совместно с сотрудниками ОЭБиПК, если есть основания подозревать, что было совершено экономическое преступление;
  • в настоящем в большинстве случаев приводит к доначислению налогов.

Все проверки проводятся с целью контроля правильности расчёта и отчисления налогов, а также ведения соответствующей отчётности. Большое значение имеет и своевременность. Даже если налогоплательщик всё правильно выплатил, он всё равно может получить штраф при неграмотном подходе к ведению документации.

Налоговая проверка – это всегда большой стресс для компании или ИП. И такие мероприятия негативно сказываются на бизнесе не только в связи со штрафами, но ещё и потому, что отвлекают на себя значительную часть ресурсов. Поэтому их по возможности стоит избегать.

Цели проведения встречной проверки

Главной задачей при проведении ФНС встречной проверки является определение подробностей и деталей по некоторой совершенной сделке, по полученной в результате ее проведения выручке. У сотрудника НС могут возникать сомнения в правомерности сделки или сокрытии фактического размера полученного дохода, что могло привести к недоначислению налога на НДС и прибыль.

Мероприятие проводится также в случаях, если:

  • у специалиста ФНС возникают подозрения по ведению в отчетности компании двойной документации, неоприходованию полученных товаров или поступлений от реализации;
  • выявлены недостоверные факты или поддельные документы;
  • отсутствуют соглашения с иными компаниями или же данные по реализации продукции (услуг, работ) неверно оформлены (нечеткие подписи, оттиски печатей и штампов; исправления; подчистки);
  • определены расхождения в формах отчетности предприятия, в отражении контрагентами операций по товарообмену и взаимозачету.

Целью проводимой процедуры является:

  • удостоверение в подлинности документов, законности их использования и ведения;
  • подтверждение существования организации-контрагента и факта проведения хозяйственной операции налогоплательщиком;
  • сверка данных финансовых операций, осуществляемых проверяемой организацией и ее партнерами.

К сведению! Представители налоговой службы при подготовке к проведению проверок используют информацию из различных баз данных, включая информационный ресурс ФНС, в котором указываются компании, связываемые с рисками неуплаты налогов, имеющие обороты более 100 млн руб. или контрагенты которых имеют налоговые нарушения. Сведения из базы данных доступны только для работников НС (приказ ФНС РФ № ММВ-8-2/42, 24.06.2011).

Основания для проведения налоговых проверок

Плановая проверка налоговой службы.

Главным основанием для проведения плановой проверки налоговой службы может послужить выписка, выданная уполномоченным органов в координации плановых проверок, с наличием подписи и печати соответствующего формата.

Основанием проведения проверки может послужить приказ ГНС с полным указанием целей, сроком периода проверки, длительностью работы налогового органа на данном участке и полным составом лиц.

Внеплановая проверка налоговой службы.

В случае проведения внеплановой проверки лиц, ликвидирующих юридическую деятельность, основанием может послужить заявление юридического лица о ликвидации компании или уведомление регистратора (налоговой службы) о ликвидации организации, а так же по приказу органа, осуществляющего контроль налоговой службы.

При решении о проведении проверки государственной налоговой службой в документах указывается наименование организации, сроки проведения и налогового периода, а также состав комиссии, которая проводит проверку.

Уполномоченный орган при решении об осуществлении внеплановой проверки налоговой должен выдать документы с указанием проверяемого объекта, налогооблагаемого периода работы организации и сроков проведения внеплановой проверки.

Основаниями для проведения внепланового прихода налоговой службы служит закрытие организации, решение о проведении уполномоченного органа в координации действий контролирующей службы или приказ ГНС.

Встречная проверка налоговой службой.

Проведение встречной проверки юридических лиц проводится в двух случаях: по решению органа, координирующего действия контролирующей службы, и по приказу ГНС.

В случае проведения встречной проверки по решению органа контролирующей службы выдаются документы, в которых указано предприятие, проходящее проверку, цели и сроки, а также взаимоотношения организации, которая подлежит проверке.

Приказ государственной службы включает перечень лиц, производящих проверку, цели и дату осуществления проверки налоговой службой.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику. Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки. Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие. Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта. Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт. Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена. Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Классификация налоговых проверок

Начнем с того, что этот сложный процесс можно разделить в соответствии с несколькими критериями: по объему предоставленной документации, по способу организации процедуры, по цикличности и месту проведения.

Виды налоговых проверок согласно объемам информации:

  • Целевые: охватывают какой-либо хозяйственный цикл или комплекс взаимосвязанных финансовых операций. Как правило, подобные процедуры возникают вследствие подозрительных взаимоотношений между контрагентами и охватывают что-то одно: либо экспортно-импортные движения капитала, операции на льготной основе, денежные потоки и прочее. Могут проводиться как в индивидуальном ключе, так и в комплексе с другими процессами.
  • Тематические: охватывают операции, которые задействованы в одной или нескольких разновидностях налогов (например, НДС, НДФЛ, налог на прибыль и т. п.). Подобные проверки осуществляются по решению руководителя исполнительной службы.
  • Комплексные: в данном случае выбирается определенный период финансово-хозяйственной деятельности субъекта, проверяются абсолютно все направления налогообложения. Касаемо их частоты — здесь у современного законодательства двоякое представление. Если предприятие, по мнению представителей службы, исправно выплачивает обязательства перед государством, а также нет оснований предполагать, что в учете допускаются нарушения, то проверок может и вовсе не быть. Если же представители власти имеют основания для подозрения о недобросовестном ведении бизнеса, то процедура должна выполняться не реже чем один раз в три года.

Виды налоговых проверок по способу организации:

  • Внезапные: в данном случае не является обязательным предупреждение субъекта хозяйствования о проведении процедуры, поэтому зачастую этот процесс носит настолько неожиданный характер, что предприниматель не успевает даже подготовить из архива необходимые документы.
  • Плановые: осуществляются согласно расписанию на отчетный период. Субъект хозяйствования о такой процедуре предупрежден за несколько месяцев.

Согласно цикличности процесс проверки может быть:

  • Повторным: на данный момент практически изжил себя в современной практике, поскольку, согласно законодательству, не может проводиться в том случае, если налоги выплачены в казну в полном объеме.
  • Контрольным: назначается в том случае, если был доказан факт некачественного проведения предыдущей процедуры. Активно применяется в современной практике.

Классификация в соответствии с местом и причиной проведения:

  • выездная налоговая проверка;
  • камеральная;
  • встречная.

Поскольку каждый субъект хозяйствования сталкивается со всеми видами проверок из вышеназванного перечня, остановимся на них подробней и рассмотрим, что они собой представляют.

Требования к проведению налоговых проверок

Проведение налоговых проверок может осуществляться только на основаниях, которые отражены в статье №89 кодекса налогообложения РФ.

Во время проведения проверок налогоплательщик может продолжать вести трудовую деятельность и налоговый орган не может запретить ему это, но только если запрет не отражается в законодательных актах.

Если налогоплательщик проводит деятельность в нескольких городах РФ, то проверка налоговой службой может проводиться в том случае, если она не дублирует свои действия с органами с другого региона.

Пример. Компания ООО «Энигма» зарегистрирована в Москве и Санкт-Петербурге. Налоговая служба не может одновременно проводить 2 проверки этой компании.

Проверка компании должна проводиться в строгом соблюдении программы, составленной и утвержденной именно для данной (проверяемой) организации, и никто из проверяющих лиц не может выйти за ее рамки и тем более за установленные нормы самой налоговой службы.

Программа на проведение проверки налоговой службой отражает вопросы, которые будут изучены во время проверки, список актов, по которым проводится проверка на наличие нарушений, и другие документы, в зависимости от вида проводимой проверки.

Периоды проведения и сроки осуществления налоговых проверок

Срок осуществления плановой проверки налоговой службой не может превышать тридцать дней, однако в особых случаях уполномоченный орган, контролирующий налоговую комиссию, имеет право продлить установленный законом срок.

В случае продления проверки, управляющий орган должен составить дополнительный приказ, отражающий дату проведения предыдущей проверки, номер предшествующего приказа, ФИО лиц, осуществляющих налоговую проверку в прошлый раз.

Краткосрочные проверки налоговой службой не могут проводиться дольше 1 дня, и ни на каком основании не могут быть продлены.

Плановая проверка налогоплательщиков, не соблюдающих налоговые нормы, может производиться не чаще одного раза за год, а при соблюдении всех установленных норм налогового кодекса плановые проверки осуществляются не чаще одного раза за каждые два года деятельности.

Микрофирмы, фермерские хозяйства и малые предприятия проходят плановые проверки не чаще одного раза в каждые четыре года предпринимательской деятельности. Прочие налогоплательщики, которые также относятся к категории субъектов РФ, проходят проверки раз в каждые три года.

В том случае, если после закрытия микрофирм, фермерских хозяйств или малых предприятий принято решение об их воссоздании, налоговый орган не будет проводить проверки в течение ближайших двух лет.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы при проведении встречной проверки

При проведении встречных проверок налоговым инспекторам предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.

Об этом говорится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним инструкциям ФНС такими документами могут быть договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные и иные документы, которые могут содержать необходимую информацию об операциях между проверяемой организацией и с ее контрагентами.

Налоговики могут также потребовать у контрагента сведения о проверяемой организации.

Отметим, что если документы или информация не относятся к предмету проверки, то налоговые инспекторы не имеют права требовать их предоставления.

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 “О проведении выездной и камеральной налоговых проверок одновременно”

1 апреля 2014

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу проведения в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает следующее.

Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пункт 1 статьи 89 Кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса, является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм Кодекса, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, которое не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса.

Действительный государственныйсоветник РФ 3-го класса Д.В. Егоров

Выездной тип

Особенность выездной проверки заключается в том, что сотрудники налоговой службы сами приезжают в организацию, где изучают документы и опрашивают сотрудников при необходимости. Чаще всего такая проверка проходит при ликвидации компании или при выявлении серьезных нарушений после проверки камеральной. Налоговики едут на предприятие, где руководство обязано предоставить им отдельное помещение, в котором они смогут спокойно изучить все необходимые бумаги.

По одним и тем же налогам за один налоговый период не может быть проведено две налоговые проверки, это будет считаться нарушением закона. А срок такой процедуры не может превышать 2 месяцев, хотя есть некоторые исключения, когда возможно это время продлить.

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней.  Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  2. Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  3. Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.
     

Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

  1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. 
  2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений. 
  3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. 

Для плательщиков НДС

  1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
  2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.

Только для ОСНО

  1. Низкий уровень рентабельности. Актуально для компаний на ОСНО. Для контроля берут показатели рентабельности продаж и активов по отрасли. Если они на 10 и более процентов ниже, у налоговой возникает подозрение о намеренном занижении дохода на прибыль. Расчет рентабельности по разным видам ОКВЭД указан в приложении №4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Как избежать налоговой проверки

Гарантированного способа избежать налоговой проверки нет. Но можно серьёзно снизить риски её назначения. Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций.

Налоговая нагрузка должна быть не ниже 12%

В противном случае вы рискуете привлечь к себе нежелательное внимание.

Не отражать убытки в бухгалтерской и налоговой отчётности. Естественно, это не касается первых месяцев, когда такое положение дел вполне нормально.

Налоговые вычеты должны соответствовать налоговой нагрузке.

Не допускать роста расхода над ростом доходов

Следите за этим пунктом.

Контролируйте среднемесячную заработную плату. Ваш показатель не должен выбиваться по рынку.

Держать на контроле число сотрудников. Слишком маленькое, например, при явно большом производстве вызывает подозрения.

Контролировать показатели расходов к показателям доходов (не должны сближаться). Выход на «ноль» тоже опасен.

Избегать компаний, которые находятся в списке недобросовестных налогоплательщиков. Нужно внимательно проверять контрагентов.

Оперативно реагировать на требования налоговой о предоставлении пояснений. Отвечайте на любые запросы грамотно и в срок.

Не менять налоговые органы без крайней необходимости.

Учтите, что даже при соблюдении этих негласных правил к вам могут прийти. Но вероятность всё же будет ниже.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.

Относят к ним следующее:

Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.

Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

Некорректные суммы вычетов.

Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».

Низкий уровень заработной платы.

Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.

Убыточность компании, длящаяся два года и более.

Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.

Высокий темп роста расходов.

Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.

Высокие налоговые риски.

Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.

Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.

Но многие думают, что если занять позицию «я никого не вижу, значит и меня никто не видит», то проблема уйдет. Однако, это не так. Вы действительно можете тянуть время, пока бюрократический аппарат приходит в действие. Но в итоге, последствия будут гораздо плачевнее.

Таким образом, нарушения или несоответствия, выступающие основаниями для контрольных налоговых мероприятий, касаются непосредственно деятельности налогоплательщиков и правильности исполнения ими требований НК РФ.

Выездная налоговая проверка — решение о проведении

Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка ООО, АО и иных организаций, независимо от формы, проводится только на основании решения руководителя ФНС России.

Даже при наличии представленных выше обстоятельств, которые выступают прямой причиной для контрольных мероприятий, при отсутствии этого документа их проведение невозможно.

Решение о выездной проверке налоговой инспекции выносится по месту нахождения юридического или физического лица, в случае если надзорные меры направлены на отдельное подразделение или филиал, то непосредственно по его адресу.

В соответствии с положениями НК РФ решение руководителя налогового органа должно содержать в себе ряд обязательных сведений:

  • полное наименование проверяемого субъекта;
  • предмет – налоги, подлежащие проверке;
  • сроки выездной налоговой проверки;
  • должность и полное имя сотрудника, который назначен для проведения проверки.

Форма документа утверждается федеральным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор по вопросам налогов и сборов.

Основные полномочия налоговых органов

Права налоговых органов РФ закреплены в 31-й статье Налогового кодекса. Сейчас эта статья действует в редакции Федерального закона №137 от 27 июля 2006 года. Первая часть статьи закрепляет 15 основных полномочий налоговых органов:

  1. Собирать с налогоплательщиков документы для расчета и уплаты сборов.
  2. Проверять деятельность фирм и компаний в части начисления и уплаты налогов (в частности, контролировать банковские организации).
  3. Изымать документы налогоплательщика в ходе проверок, если есть подозрения в фальсификации бумаг или других махинациях.
  4. Вызывать плательщиков в налоговую инспекцию для дачи пояснений по уплаченным налогам.
  5. Арестовывать имущество и счета, приостанавливать операции по ним.
  6. Осматривать любое имущество налогоплательщика, которое помогает ему извлекать выгоду.
  7. Самостоятельно рассчитывать суммы налогов к уплате.
  8. Требовать устранения любых нарушений в уплате.
  9. Штрафовать, взыскивать недоимки и пени.
  10. Требовать в банках документы об уплате налогов любыми плательщиками.
  11. Привлекать к своей работе сторонних экспертов, специалистов и переводчиков.
  12. Вызывать любых свидетелей, чьи показания могут помочь с начислением и уплатой налогов.
  13. Ходатайствовать об отзыве и аннулировании лицензий должников на право хоздеятельности.
  14. Подавать иски в суды различных инстанций на взыскание с должников пеней, штрафов, компенсации ущерба государству, расторжение инвестиционных кредитных договоров и пр.
  15. Повторно требовать уплаты штрафов, пеней и недоимок, которые ранее были признаны безнадежными, т.е. не подлежащими взысканию.

В Кодексе отдельно оговаривается, что налоговые органы имеют право производить любые другие действия, если они не противоречат тексту документа. Кроме того, указанные полномочия осуществляются в отношении плательщиков не только налогов, но и страховых взносов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector