Специальные налоговые режимы

Письмо Минфина России от 27 августа 2020 г. N 03-11-10/75587 Об особенностях применения налога на профессиональный доход гражданами Республики Беларусь

13 октября 2020

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение и по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — Федеральный закон), сообщает следующее.

По вопросу 1 об обязанности граждан Республики Беларусь, планирующих быть налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее — НПД), регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона физические лица при применении специального налогового режима НПД вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются НПД, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Указанное положение распространяется в том числе на граждан Республики Беларусь.

По вопросу 2 об обязанности нахождения граждан Республики Беларусь на территории субъекта Российской Федерации, включенного в эксперимент, при осуществлении деятельности в качестве налогоплательщика НПД.

Применять специальный налоговый режим НПД вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент (часть 1 статьи 2 Федерального закона).

Частью 1 статьи 6 Федерального закона установлено, что объектом налогообложения НПД признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Положения Федерального закона не содержат определения места ведения деятельности.

По вопросу 6 об исчислении НПД при представлении документов, подтверждающих статус резидента Республики Беларусь.

Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения НПД (часть 1 статьи 8 Федерального закона).

Указанный специальный налоговый режим предусматривает следующие ставки налога: 4 процента в отношении доходов, полученных от физических лиц, и 6 процентов в отношении доходов, полученных от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (части 1 и 2 статьи 10 Федерального закона).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона установлено, что сумма НПД исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок — как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы НПД на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона.

Таким образом, документы, подтверждающие статус налогового резидента Республики Беларусь, не влияют на исчисление и уплату НПД.

Одновременно касательно возможности распространения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 в отношении НПД сообщается, что данный вопрос требует дополнительного рассмотрения с участием ФНС России, по результатам которого будет выработана позиция Минфина России.

Вместе с тем предлагаем обсудить указанный вопрос в ходе двусторонних консультаций между компетентными органами для целей применения указанного Соглашения.

 
 
А.В. Сазанов

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК и вводится в действие законами субъектов РФ.

С августа 1998 г. до 1 января 2003 г. ЕНВД для определенных видов деятельности относили к региональным налогам.

В настоящее время система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности рассматривается в качестве одного из видов специального налогового режима и урегулирована в гл. 26.3 Налогового кодекса.

Система налогообложения в виде ЕНВД отдельных видов деятельности применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), предусмотренной законодательством о налогах и сборах.

Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
  • налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
  • ЕСН (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
  • ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов производятся налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Ставка ЕНВД устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода.

«Вмененка» отменяется с 2021 г.

Спецрежим ЕНВД перестанет действовать с 2021 г., а потому налогоплательщикам на «вмененке» придется выбирать другую систему налогообложения вне зависимости от сферы деятельности. При этом они могут ориентироваться на:

  • УСН или ЕСХН (для организаций);
  • УСН, ЕСХН, ПСН или НПД (для индивидуальных предпринимателей).

При выборе режима налогообложения нужно учитывать сферу деятельности, размер дохода, наличие наемных работников, особенности того или иного спецрежима.

Если налогоплательщик не перейдет на иную специальную систему налогообложения, он будет автоматически переведен на ОСНО и тогда станет плательщиком налога на прибыль и НДС.

На основании Письма от 11.03.2020 г. № АБ-4-19/4243@ федеральная налоговая инспекция поручила территориальным ИФНС проинформировать налогоплательщиков на ЕНВД о необходимости выбора иного спецрежима. Информация передается через личные кабинеты налогоплательщиков или ТКС.

Важно! Хозяйствующим субъектам нет необходимости подавать заявление о снятии с учета как вмененщика. Данное действие производится налоговиками автоматически.. Вне зависимости от того, какой режим будет в последующем выбран, декларацию по ЕНВД за IV кв

2020 г. нужно сдать не позже 20.01.2021 г.

Вне зависимости от того, какой режим будет в последующем выбран, декларацию по ЕНВД за IV кв. 2020 г. нужно сдать не позже 20.01.2021 г.

Несколько «но»

Ковригин также выделил некоторые риски разрабатываемого режима — по его словам, необходимо предусмотреть в законе запрет на рост ставок за банковские услуги в случае, если на финансовые организации ляжет функция налогового агента.

Еще один риск — усиление функций налогового органа и банка в отношении предпринимателя. По мнению Ковригина, это также необходимо запретить законодательно. 

Предприниматель Лариса Ковальчук также сомневается в том, что предлагаемый проект ФНС будет осуществим в настоящее время, так как не все предприниматели установили онлайн-кассы (ФНС предлагает считать расходами только операции по расчетным счетам или ККТ, ).

Для бизнеса, чей оборот превышает 20 млн рублей, рост ставки налога на деятельность за счет отмены страховых взносов может быть невыгоден, добавляет еще одно «но» к инициативе ФНС основатель Fotozona Lab Ираклий Наскидов.

«Лучше будет остаться на текущей налоговой нагрузке — 13% НДФЛ плюс 15% ФОТ. На цифре 20 млн начинается более системное планирование, бизнес уже не боится отчетов и взаимодействия, найма людей в штат и так далее. Эта цифра может служить индикатором», — полагает Наскидов.

Сооснователь и директор по маркетингу банка «Бланк» Дмитрий Салатов призывает задуматься, на кого реально направлена данная инициатива.

Что такое специальный инвестиционный контракт?

Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ).

Участниками специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) выступают, с одной стороны, инвестор, с другой – совместно Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование. Инвестор обязуется, вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, в предусмотренный СПИК срок реализовать инвестиционный проект по внедрению (разработке и внедрению) технологии, применение которой позволяет осуществлять производство промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. Освоение серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии должно осуществляться на территории РФ, и (или) на континентальном шельфе РФ, и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Вторая сторона контракта – Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование – обязуется в пределах своих полномочий в течение срока действия СПИК обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные СПИК в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, СПИК – это сделка, в результате которой инвестор приобретает налоговые преференции и другие меры государственной поддержки в обмен на обязательство произвести конкурентоспособную промышленную продукцию. СПИК заключается по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Лицо приобретает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня включения сведений о заключении СПИК в реестр, указанный в п. 7.3 ч. 1 ст. 6 Закона № 488-ФЗ.

Для использования льгот в качестве участника СПИК нельзя быть:

  • участником консолидированной группы налогоплательщиков;

  • резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

  • участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;

  • участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток;

  • налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы.

В случае прекращения действия СПИК инвестор утрачивает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня прекращения действия контракта, при расторжении СПИК – со дня включения сведений о его расторжении в реестр.

В случае расторжения СПИК в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения принятых обязательств налоги, не уплаченные в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежат доначислению и уплате в бюджет. В частности, в силу п. 4 ст. 284.9 НК РФ исчисление налога на прибыль производится без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором СПИК был расторгнут, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период.

Стабильность налоговых условий для инвестора.

На срок действия СПИК ст. 18.4 Закона № 488-ФЗ и п. 4.1 ст. 5 НК РФ гарантируется стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, под чем подразумевается следующее. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, предусмотренных для налогоплательщиков – участников СПИК, и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты утраты налогоплательщиком статуса участника СПИК;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта, если указанные даты наступают ранее даты утраты статуса налогоплательщика – участника СПИК.

Вышеобозначенные гарантии распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов и применяются при условии соответствующей оговорки в СПИК.

Как полагает Минфин (Письмо от 10.08.2017 № 03-03-05/51254), исходя из смысла ст. 5 НК РФ и ее задачи – обеспечить стабильность налоговых условий исполнения СПИК на весь срок его реализации – вопрос о неприменении норм, ухудшающих положение налогоплательщиков – участников СПИК, необходимо решать для каждого такого контракта в отдельности, с учетом даты его заключения. В частности, норма о неприменении отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах, установленная п. 4.1 ст. 5 НК РФ, действует для каждого СПИК в отношении актов, принятых после его заключения и ухудшающих положение соответствующего участника по сравнению с состоянием на дату вступления в силу такого контракта с этим налогоплательщиком.

* * *

В результате обособления участников СПИК в специальную категорию налогоплательщиков правовые нормы по поощрению их деятельности стали компактнее, проще и понятнее. Само по себе совмещение в Налоговом кодексе льгот как налогового, так и инвестиционного характера создает затруднения в толковании норм. Особенно страдали участники СПИК, регулирование деятельности которых производилось главным образом путем ссылок и оговорок. С 2020 года данная методологическая уязвимость в НК РФ устранена, что на фоне отмены ограничения по сумме проекта и сроков льготирования позволит увеличить число лиц, заинтересованных в получении статуса участника СПИК

До 13.08.2019 регулирование СПИК осуществлялось в соответствии со ст. 16 Закона № 488-ФЗ. Нормы данной статьи продолжают распространяться на СПИК, действующие на 13.08.2019.

Перечень современных технологий утверждается Правительством РФ.

Участниками СПИК признаются также лица, которые подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в реестр в порядке, установленном п. 2 ст. 25.16 НК РФ.

Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные для организаций, заключивших СПИК без участия Российской Федерации до 01.01.2019, действуют до налогового периода, в котором действие контракта прекращено либо он расторгнут (п. 6 ст. 3 Закона № 269-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.08.2019 № 03-03-05/59410).

Порядок расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов, образующихся в связи с применением мер стимулирования, устанавливается методикой, указанной в п. 8 ч. 2 ст. 18.3 Закона № 488-ФЗ.

Право на использование льгот к базе от деятельности, осуществляемой в рамках СПИК, распространяется на участников, заключивших контракт с 02.09.2019 (даты вступления в силу Закона № 269-ФЗ), а также с 01.01.2017 до 02.09.2019, если он в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль.

Система налогообложения: определение и основные составляющие

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов с физических и юридических лиц, закрепленный на законодательном уровне. Налоги подлежат обязательной уплате, это распространяется не только на тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, но и на обычных граждан, получающих лишь заработную плату.

Основные составляющие системы налогообложения выглядят следующим образом:

  1. Объект налогообложения – прибыль и другие виды доходов, получение которых способствует появлению обязательства по уплате налогов.
  2. Налоговая база – объект налогообложения, выраженный в денежном эквиваленте.
  3. Налоговый период – временной промежуток, по завершению которого производятся расчеты, связанные с уплатой налогов, определяется налоговая база с последующим исчислением налога.
  4. Налоговая ставка – норма, имеющая конкретный размер в соответствии с единицей налогообложения в виде прибыли, земельной площади и т. д.
  5. Срок уплаты – дата, с наступлением которой завершается период, отведенный для уплаты налога.
  6. регламентируют как исчисляются и уплачиваются налоги, – соблюдение конкретного порядка действий.

Спецрежим для самозанятых разрешили применять при реализации через интернет

25.11.2019. Федеральная налоговая служба выпустила разъяснения, что считать местом ведения деятельности в целях применения налога на профдоход при реализации посредством сети интернет.

Согласно письму ФНС от 18.11.2019 № СД-4-3/23424@, применять налог для самозанятых вправе физические лица, в том числе ИП, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент.

При этом нормы закона № 422-ФЗ не содержат определение места ведения деятельности, осуществляемой дистанционно. Поэтому до внесения изменений в закон место ведения такой деятельности может определяться по выбору налогоплательщика: либо по месту его нахождения, либо по месту нахождения покупателя или заказчика.

Следует отметить, что это хорошая новость для самозанятых кондитеров или портних, продающих результаты своей работы посредством социальных сетей, а также репетиторов, работающих на порталах удаленного обучения. Теперь они могут зарегистрироваться в качестве самозанятых, если их клиенты располагаются в регионах, участвующих в эксперименте по введению НПД.

Данная позиция по вопросу определения местонахождения согласована ФНС с Министерством финансов РФ.

Отметим, что ранее Минфин придерживался другого мнения. Так согласно разъяснениям, содержащимся в письме от 06.09.2019 № 03-11-11/68809, место регистрации заказчика товара, работ или услуг не имеет значения для определения места ведения деятельности налогоплательщика в целях применения НПД.

Что такое система налогообложения?

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов, то есть тех денежных отчислений, которые каждое лицо, получающее доход, отдаёт государству. Налоги платят не только предприниматели, но и обычные граждане, чей доход состоит только из зарплаты. При грамотном планировании налоговая нагрузка бизнесмена может быть ниже, чем подоходный налог наемного работника.

Ну и коль мы говорим о системе налогообложения, то надо понимать ее основные элементы. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения – прибыль, доход или иная характеристика, при появлении которой возникает обязанность платить налог;
  • налоговая база – денежное выражение объекта налогообложения;
  • налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате;
  • налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

На сегодняшний день в России можно работать в рамках следующих налоговых режимов (систем налогообложения):

  • ОСНО – общая система налогообложения;
  • УСН – упрощённая система налогообложения в двух разных вариантах: УСН Доходы и УСН Доходы минус расходы;
  • ЕНВД – единый налог на вмененный доход (отменяется с 2021 года);
  • ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог;
  • Патентная система налогообложения (только для налогообложения ИП)
  • НПД — налог на профессиональный доход (доступен ИП и физическим лицам без регистрации ИП).

Как видим, есть из чего выбрать.

Примечание: Есть еще одна редко используемая система налогообложения — при выполнении соглашений о разделе продукции, которая применяется при добыче полезных ископаемых, но мы не будем рассматривать ее в рамках этой статьи.

Давайте ознакомимся с главными элементами российских налоговых режимов. Учтем, что на ОСНО платят несколько разных налогов: НДС, налог на имущество организаций или физических лиц, плюс ИП на ОСНО платят налог на доходы физических лиц, а организации — налог на прибыль.

Элемент УСН ЕНВД ЕСХН ПСН ОСНО
Объект налого­обложения Доходы (для УСН Доходы) или доходы, умень­шенные на расходы (для УСН Доходы минус расходы Вмененный доход налого­платель­щика Доходы, умень­шенные на величину расходов Потенци­ально возможный к получению годовой доход

Для налога на прибыль — прибыль, то есть доходы, умень­шенные на величину расходов.

Для НДФЛ — доход, полученный физлицом.

Для НДС – доход от реализации товаров, работ, услуг.

Для налога на имущество организаций и физлиц – недвижимое имущество.

Налоговая база Денежное выражение доходов (для УСН Доходы) или денежное выражение доходов, умень­шенных на расходы (для УСН Доходы минус расходы) Денежная величина вмененного дохода Денежное выражение доходов, умень­шенных на величину расходов Денежное выражение потенци­ально возможного к получению годового дохода

Для налога на прибыль — денежное выражение прибыли.

Для НДФЛ – денежное выражение дохода или стоимость имущества, полученного в натуральной форме.

Для НДС – выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Для налога на имущество организаций – среднегодовая стоимость имущества.

Для налога на имущество физлиц- инвентаризационная стоимость имущества.

Налоговый период Календар­ный год Квартал Календар­ный год Календар­ный год либо срок, на который выдан патент

Для налога на прибыль — календар­ный год.

Для НДФЛ – календар­ный год.

Для НДС – квартал.

Для налога на имущество организаций и физлиц – календар­ный год.

Налоговые ставки по регионам от 1% до 6% (для УСН Доходы) или от 5% до 15% (для УСН Доходы минус расходы) 15% величины вмененного дохода 6% от разницы между доходами и расходами 6% потенци­ально возможного к получению годового дохода

Для налога на прибыль – 20% в общем случае, и от 0% до 30% для отдельных категорий плательщиков.

Для НДФЛ – от 13% до 30%.

Для НДС – 0%, 10%, 20% и расчетные ставки в виде 10/110 или 20/120.

Для налога на имущество организаций – до 2,2%

Для налога на имущество физлиц – до 2%.

Как применять специальные режимы налогообложения?

У специальных режимов начисления налогов имеются следующие особенности:

  • УСН – численность работников должна быть менее 100 человек, доход – меньше 60 млн. рублей, у предприятия не должно быть филиалов и представительств.
  • ЕНДВ – применяется только для некоторых видов деятельности, приведенных в специальном списке, не может сочетаться с другими видами налогообложения.
  • ЕСНХ – применяется для предпринимателей, занятых в сфере производства  сельскохозяйственной продукции и в рыбохозяйствах.
  • ПСН – применяется для видов деятельности, входящих в определенный список, не предполагает сдачу налоговых деклараций, на каждый вид деятельности требуется оформление отдельного патента, сумма налога устанавливается в зависимости от вида деятельности и не зависит от полученных доходов.

Правила применения специальных режимов в общей системе налогообложения несколько отличается для разных групп налогоплательщиков. Это зависит от того, является предприниматель юридическим или физическим лицом.

Для ИП

Преимуществом для предпринимателя – физического лица является возможность замены одним из специальных режимов каждого из налогов.

Заменить таковым можно налог:

  • на доходы физических лиц (когда доходы являются прибылью от деятельности, облагаемой налогом);
  • на имущество физических лиц (если оно служит для работы);
  • на добавленную стоимость — НДС (если она получена при операциях, проводимых в ходе предпринимательской деятельности).

Сумма налогов при уплате ЕНВД, может уменьшаться при определенных условиях. Индивидуальные предприниматели, которые не нанимают работников, имеют право уменьшать налог на сумму, уплаченную на счета Пенсионного Фонда —  обязательные страховые взносы. Данные взносы должны быть уже перечислены к моменту оплаты налога.

Те ИП, у которых есть наемные работники, тоже могут некоторую сумму вычесть из налога ЕНВД. При этом учитываются уплаченные за работников страховые взносы, но не больше, чем на 50%.

При использовании УСН декларация подается индивидуальными предпринимателями до 30 апреля того года, который следует за отчетным.

ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей, причем количество наемных работников у них должно быть не больше 15 человек. Для ИП существует возможность совмещать другие формы налогообложения с патентной системой.

Для юрлиц

Юридические лица при применении специальных режимов имеют возможность не осуществлять выплаты по некоторым видам налогов так же, как и индивидуальные предприниматели.

В список входят:

  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на имущество организаций;
  • Налог на добавленную стоимость (НДС).

Юридические лица должны подавать уведомления и осуществлять выплаты по месту нахождения организаций. В этом состоит одно из отличий с физическими лицами, которые платят налоги по месту своего жительства.

Составление деклараций по доходам и оплата налогов (кроме ЕНВД) производятся  юридическими лицами не позже 31 марта года, который наступает после отчетного.

Отчеты по ЕНВД должны выполняться ежеквартально, не позже 20 числа наступающего после отчетного квартала месяца, выплаты – не позже 25 числа.

От каких налогов освобождаются самозанятые

Физлица без статуса ИП освобождаются от уплаты НДФЛ (ч. 8 ст. 2 Закона № 422-ФЗ).

Это освобождение распространяется только на профессиональный доход, который облагается в рамках нового спецрежима.

В то же время физлицо вправе вести иную деятельность, при которой оно будет выступать наемным работником. С выплат в рамках трудовых отношений НДФЛ будет удержан в общем порядке.

ИП, перешедшие на новый спецрежим, освобождаются от уплаты страховых взносов и НДС, кроме НДС при импорте товаров (ч. 9, 11 ст. 2 Закона № 422-ФЗ). Обязанности налоговых агентов (по НДС, НДФЛ) с предпринимателей не снимаются (ч. 10 ст. 2 Закона № 422-ФЗ).

Поскольку взносы на пенсионное страхование ИП на спецрежиме не перечисляют, пенсия у них не формируется. Поэтому пенсионные взносы они могут платить за себя на добровольной основе. В этом случае периоды уплаты взносов будут засчитываться в стаж для назначения страховой пенсии.

Для вступления в добровольную программу необходимо подать заявление в территориальный орган ПФР. Расчетный период начинается (заканчивается) со дня подачи соответствующего заявления в территориальный орган ПФР.

Если сумма уплаченных за календарный год пенсионных взносов будет более или равна фиксированному размеру пенсионных взносов, установленному пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ (29 354 руб. на 2019 год), то этот год полностью засчитают в страховой стаж.

Если взносы будут уплачены в меньшей сумме, то в страховой стаж засчитают период, определяемый пропорционально уплаченным взносам, но не более года.

Сумма добровольных взносов ограничена максимальным размером. Он определяется по формуле:

Максимальный размер взносов = 8 x МРОТ x 26% x 12.

МРОТ учитывается по состоянию на 1 января года, за который вносится платеж по взносам. Уплатить взносы необходимо не позднее 31 декабря текущего года.

Такой порядок предусмотрен пп. «в» п. 3 ст. 3 Закона № 425-ФЗ.

Плательщики спецрежима для самозанятых будут застрахованы в сфере обязательного медицинского страхования. Несмотря на это, уплачивать страховые взносы на ОМС им не требуется. Органы Федерального казначейства самостоятельно выделят взносы на ОМС из суммы уплаченного налога и распределят в бюджеты субъектов РФ и бюджет ФФОМС по установленным нормативам (ст. 5 Закона № 425-ФЗ).

Перечисленные изменения вступают в силу с 01.01.2019 (п. 2 ст. 7 Закона № 425-ФЗ).

Льготы по земельному налогу.

Право предоставлять преференции в отношении земельного налога принадлежит муниципалитетам. В частности, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной СПИК, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 % суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (то есть снижение земельного налога превышает 99 %). Решением Думы г. Костромы от 20.10.2005 № 84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» на срок действия контракта полностью освобождены от налогообложения участки, используемые для осуществления инвестиционного проекта, включенного в реестр инвестиционных проектов Костромской области.

Что означает налог на самозанятых

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций

Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.

Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

Подробнее

Закон «О налоге на профессиональных доход» (НПД) вступает в силу в экспериментальном режиме в 4 регионах – Москве, МО, Татарстане и Калужской области с 1 января 2019 и до 2029 г. Но в действительности эксперимент не ограничивается этими регионами: самозанятый лично выбирает, где регистрироваться, в зависимости от места реального ведения бизнеса. Распространяется он на физлиц и ИП, не имеющих наемных работников и зарабатывающих до 2.4 млн рублей в год. ИП может в любое время перейти на новый режим налогообложения, а потом вернуться к старому. Физлицо вправе как зарегистрироваться, так и отказаться от нового статуса.

Ставка – 4% для оказывающих услуги физлицам и 6% – для работающих с юрлицами и ИП. Один и тот же человек может применять обе ставки в зависимости от того, кто его покупатель. Доход освобождается от уплаты НДФЛ и НДС, что исключает двойное налогообложение. Компании-потребители услуг фрилансеров получат льготы в части вычета расходов из налогооблагаемой базы.

Будут применяться два основных способа контроля:

  • Мониторинг банковских платежей – поступления на карту, переводы, выгрузка истории транзакций по счету и т. п.;
  • Контрольные закупки сотрудниками ФНС.

По данным Росстата, самозанятыми в РФ считаются 14.3 млн человек или 1/5 работающего населения. По статистике ФНС, таких может насчитываться до 25 млн. В любом случае, эта категория ежегодно только растет. Вижу для этого как минимум две причины:

  1. Скрытая безработица, когда формальный сектор просто не вмещает все население трудоспособного возраста;
  2. Современная экономика во всем мире делает привязку к рабочему месту менее эффективной, растет спрос на услуги фрилансеров.

Часть налога пойдет в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМСС). В ПФР не перечисляется ничего: накопление на будущую пенсию будет заботой самого гражданина. Ему гарантирована только социальная пенсия по старости (5 180 руб. на момент публикации статьи). Правда, она будет выплачиваться на 5 лет позже, чем остальным согражданам. Вместо пенсионных взносов самозанятый может самостоятельно формировать долгосрочный инвестиционный портфель из облигаций, ETF, акций надежных компаний, накопительного страхования. При грамотном распределении активов и дисциплине риск-менеджмента, можно организовать пассивный доход, который будет значительно превышать гарантированный государством. Таким образом, вводится механизм создания пенсионных накоплений. Я всегда считал, что забота о будущем, помимо скудных социальных гарантий, должна предполагать личную инициативу и ответственность гражданина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector