Земельный налог в 2020-2021 годах — льготы, расчет, ставки

Кто является плательщиками налога

Налог на землю в Московской области платят юридические и физические лица. Взносы обязаны делать следующие категории россиян:

  • граждане, которым принадлежит земельный участок (далее – ЗУ) по праву собственности;
  • физлица, владеющие участком в порядке установленного наследования;
  • граждане, у которых установлено бессрочное использование ЗУ.

Если россиянин арендует территорию или эксплуатирует ее на правах срочного безвозмездного использования, то выплачивать земельный налог в Московской области не должен. Эти обязанности возложены государством на собственников участка. Граждане, имеющие льготы федерального и местного значения, все равно должны вносить платежи, с учетом преференций.

  • Грибок кандида
  • Как получить январскую пенсию в декабре
  • Как пенсионеру оформить налоговый вычет за старые покупки

Объект налогообложения

Согласно положениям Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), объектом налогообложения при расчете и выплатах земельных взносов считается любой участок, принадлежащий к муниципальному образованию, установившему свою ставку за надел. Не являются объектом обложения взносами следующие территории:

  • изъятые из официального обращения;
  • занятые культурными, археологическими объектами, заповедниками, являющиеся национальным достоянием и находящиеся под охраной российских и международных организаций;
  • принадлежащие к водному, лесному фонду Российской Федерации;
  • находящиеся под жилыми многоквартирными зданиями.

Подробнее о содержании Письма № БС-4-21/1390@.

Тема письма – размер налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Сославшись на обстоятельства дела № А41-90821/2016 и учитывая, что судьи (в том числе на уровне Верховного суда) признали доначисления обоснованными, ФНС сообщила, что о неправомерности применения льготной ставки земельного налога (0,3 % вместо 1,5 %) могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • большое количество земельных участков принадлежит одному лицу, зарегистрированному в качестве ИП, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;

  • имеются признаки коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т. п.), наличие фактов дальнейшей реализации участков, то есть их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

Иными словами, ФНС призвала налоговые органы на местах выявлять перечисленные обстоятельства, производить доначисления и отстаивать свою точку зрения в судебных инстанциях, обращая внимание арбитров на позицию, выраженную в Определении ВС РФ от 15.01.2018 № 305-КГ17-20424.

Кадастровый учет земли и дома

Ст. 7 Федерального закона РФ (далее – ФЗ РФ) «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 г. №136-ФЗ выделяет 7 категорий земель по целевому назначению:

  • населенные пункты;
  • сельское хозяйство;
  • специального назначения – земли, занятые:
    1. объектами промышленной инфраструктуры;
  • коммуникациями;
  • объектами обеспечения безопасности страны;
  • особо охраняемые природные территории;
  • фонды:
    1. лесной;
  • водный;
  • государственные запасы.

Величина налога на землю в Московской области в 2021 году для физических лиц зависит:

  • от категории земель;
  • разрешенного вида использования;
  • от наличия права на льготы.

Так Решением Ульянинского сельского совета установлены следующие размеры:

  1. 0,3 % — для участков, предназначенных под производство сельскохозяйственной продукции; дачное хозяйство, сады и огороды, в том числе в кооперативах, объединениях и товариществах;
  2. 0,17% — для земель, выделенных или приобретенных под строительство индивидуального жилого дома, или ведение личного подсобного хозяйства;
  3. 1,5% — для строительства гаражей, а также для сельхоз/земель, не используемых по установленному целевому назначению.

5 000 000 × 0,003 = 15 000 рублей в год.

Нужно помнить о том, что земельный участок и построенный на нем дом — это разные объекты недвижимости. Каждый из них должен быть поставлен на кадастровый учет, и стоимость их определяется отдельно. Также на каждый объект оформляется отдельная выписка о правах собственника. Налогообложение недвижимых объектов тоже различается.

Так, например, налог на землю в 2021 году для пенсионеров не предусматривает никаких льгот, кроме тех, которые установлены местными властями. Как было указано, в Раменском муниципальном районе он снижен на 20%. С 2015 года такая льгота предоставляется только по одному недвижимому объекту, на выбор владельца.

Многие собственники обеспокоены информацией в СМИ о грядущем повышении земельного налога. В феврале 2021 года будут рассмотрены поправки в закон, предусматривающий увеличение налоговой ставки в 3 раза для участков, на которых расположены незарегистрированные постройки. На начало этого года в Московской области выявлено более 182 тысяч таких неучтенных объектов. Все они внесены в специальный реестр, данные которого получит налоговая инспекция.

Что же касается жилых строений, то граждане обязаны поставить их на кадастровый учет, и получить выписку о праве собственности. Соответственно, с таких объектов должен уплачиваться налог на имущество. Отметим, что участки и дома в дачных поселках, которые реализует ОблЗемСтрой по Новорязанскому шоссе в Раменском районе, полностью оформлены в соответствии с законом. На каждый объект получен кадастровый паспорт, и для каждого их них определена стоимость.

Чтобы выяснить, каков налог на землю в Подмосковье по конкретному району, нужно действовать так:

  1. Узнать стоимость участка согласно кадастровым сведениям. Для этого придется зайти на официальную страницу Росреестра. На вкладке участков набрать номер территории. Откроется таблица, где указана площадь ЗУ и его цена.
  2. Выяснить ставку за использование ЗУ. Для этого открыть сайт налоговой инспекции, ввести наименование района МО, указать вид платежа и дату отчисления взносов.
  3. Открыть раздел, где указано конкретное поселение, ознакомиться с величиной платежей для нужного участка. Во вкладке есть сведения о льготах для отдельных категорий россиян. Эти сведения нужно учитывать, рассчитывая размер выплат.

Размер суммы для уплаты земельного налога зависит от следующих факторов:

  • кадастровой стоимости территории;
  • налоговой ставки на землю для конкретного региона;
  • наличия или отсутствия льгот у владельца;
  • других факторов – доли владения участком, времени его использования.

Налоговым кодексом РФ установлена ставка налогов на землю, точнее говоря, ее верхняя грань. Местные власти имеют право изменять ставки, но только не выше от указанных НК.

Ставок есть две, они зависят от типа используемого участка:

  • 0,3% от величины кадастровой стоимости – т. н. пониженная ставка. Применяется только к конкретно обозначенным законодательством типам земель – с/х участки, подсобные хозяйства, садовые товарищества, а также территории, предназначенные для строительства жилых домов, коммунальных комплексов (п.3 ст.394);
  • 1,5% от общего размера кадастровой стоимости – ставка, применяемая для всех других типов земель.

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2020 года);
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2020 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • с налогового периода 2020 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 февраля 2020 г. N БС-4-21/3081@ “О налоговой ставке при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения”

2 марта 2020

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение о порядке определения налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, и рекомендует учитывать позицию Минфина России, изложенную в письме от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879 (далее — Письмо).

Письмо содержит следующие разъяснения.

На основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель в размере, не превышающем 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

В отношении применения налоговой ставки при исчислении земельного налога по земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, переданным в аренду организации, использующей данные земельные участки для сельскохозяйственного производства, обращаем внимание на позицию судебных органов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.04.2013 по делу N А41-27239/12), согласно которой при надлежащем землепользовании арендатора (для целей сельскохозяйственного производства) организация-налогоплательщик (арендодатель) имеет право на применение пониженной налоговой ставки в отношении земельного участка — предмета аренды. По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса

По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.

Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 класса С.Л. Бондарчук

Обзор документа

К землям общего пользования садоводческих некоммерческих товариществ относятся земли под дорогами, спортплощадками, объектами электро-, газо-, водоснабжения, общей инфраструктуры и т. п.

Земельный налог уплачивают лица, которые владеют участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Члены СНТ должны уплачивать земельный налог за участки, приобретенные в совместную собственность за счет целевых взносов СНТ. Налоговая база определяется для каждого из владельцев в равных долях. СНТ как юрлицо уплачивает налог за участки, приобретенные за счет средств специального фонда СНТ, либо за участки, предоставленные (приобретенные) им в собственность.

Для земель общего пользования СНТ, права на которые удостоверены документами, выданными до 1998 г., плательщиками налога являются лица, указанные в этих документах. Если по данным Росреестра участки общего пользования были предоставлены в коллективно-совместную собственность СНТ без распределения между его членами, а свидетельство о праве коллективно-совместной собственности на них выдано СНТ как юрлицу, то налогоплательщиком является СНТ как юрлицо.

С 01.01.2019 вступает в силу Закон о садоводстве, огородничестве. Им предусмотрено, что участок общего пользования, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства, может предоставляться в долевую собственность владельцам садовых участков. В этом случае земельный налог будут уплачивать физлица, участвующие в долевой собственности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что такое земельный налог для физических лиц?

Земельный налог – это налог, взимаемый с физических лиц, обладающих
земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или
праве пожизненного наследуемого владения.

Налог не взимается с физических лиц в отношении земельных участков,
находящихся у них на праве безвозмездного пользования или переданных им по договору аренды.

Не подлежат налогообложению земельные участки следующих категорий:

  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые
    заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами,
    включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами
    археологического наследия, музеями-заповедниками

Земельный налог относится к категории местных налогов и как следствие — ставки устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Детали налога на земельный участок ИЖС

Участок, который предназначен для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), должен быть расположен в соответствующем месте. Это требование является основным из тех, которые выдвигает законодательство в подобных случаях. Такие участки должны быть расположены максимально близко к населенному пункту или быть его частью.

От чего зависит

Законодательство (статья 49 Градостроительного кодекса) относит к ИЖС малоэтажные дома, стоящие отдельно. По стандарту это могут быть двух- или трехэтажные дома, предназначенные для проживания в нем одной или нескольких семей.

Налоговая ставка в этом случае будет иметь размер 0,1-0,2 процента. И если в некоторых регионах такой налог нужно будет обязательно уплачивать, то в некоторых граждан от него освобождают.

В 2020 году сумма налога будет зависеть и от кадастровой стоимости участка, на котором находится постройка. Сегодня его размер максимально приближен к рыночным ценам на недвижимость.

В следующем году налоговая ставка будет выше на 20 процентов. Повышение будет продолжаться до 2020 и составит уже 100 процентов от сегодняшнего размера. Новые правила были введены для практически всех регионов страны, в том числе и для Московской области. Перед тем, как рассчитать налог на земельный участок, нужно будет учитывать кадастровую стоимость постройки на нем (в том числе и жилого дома).

Для тех земельных участков, которые расположены в самом населенном пункте, налог будет немного выше, чем тех, которые находятся за его пределами. Ведь в таком доме можно оформить прописку, а значит, получить адрес проживания.

Расчёт и оплата

Статья 396 НК говорит о том, что налог рассчитывается по окончании налогового периода. Его рассчитывает то отделение налоговой службы, которое работает по месту расположения участка.

Для этого существует определенная формула:

Где:

Нс Сумма налога.
Пз Площадь земли.
Кс Стоимость земли в кадастре, исходя от 1 квадратного метра (исчисляется в рублях).
Нс Налоговая ставка.
К Коэффициент, который присваивается владельцу участка.

Также для подсчета налога можно использовать специальный калькулятор, который можно найти на сайте ФНС.

Для уплаты можно использовать любой способ, который доступен гражданину:

  • в банковском учреждении;
  • через интернет-банкинг;
  • на сайте ФНС;
  • на сервисе «Заплати налоги».

Для уплаты гражданину нужно будет ввести свои личные данные, ИНН и адрес проживания. Также указывается вид уплачиваемого налога.

Налог следует уплачивать после того, как гражданину придет уведомление от налоговой службы. Иногда случается так, что оно может вовремя не прийти.

Для того чтобы из-за этого не получить штраф за просрочку уплаты налога, следует обратиться в ближайшее отделение налоговой и выяснить, почему не приходит уведомление. Там должны дать все объяснения и выслать его еще раз.

Пени и штрафы

В случае просрочки уплаты налога, физлицу будет начислена пеня. Ее размер составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка. Этого требует статья 75 Налогового кодекса. Начисление пени начинается с того дня, когда началась просрочка по уплате налога и продолжается за каждый просроченный день. Если не уплачивать пошлину на землю длительное время, то она может вырасти до больших размеров.

Если гражданин, который имеет дачный или другой участок, возражает против суммы налога, то производство может быть приостановлено до выяснения обстоятельств.

Если должник не хочет уплачивать налог добровольно, то судебные приставы могут по исполнительному листу взыскать с него все средства.

Законодательство обязывает всех граждан РФ к уплате налогов. Об этом сказано в статье 3 Налогового кодекса. Это значит, что нарушение этой нормы ведет к ответственности разных ступеней (вплоть до уголовной).

Если же судом будет доказана умышленность неуплаты налога, то стоимость штрафа существенно возрастет – до 40 процентов. Такая норма прописана в статье 122 Налогового кодекса. Для этого налоговый орган будет обязан представить суду существенные доказательства вины налогоплательщика. Для этого может служить копия уведомления с указанной датой получения его гражданином.

Кто обязан оплачивать?

В соответствии со 2 пунктом 8 статьи ГК РФ собственник земельного участка наделяется обязанностью платить земельный налог с момента прохождения процедуры государственной регистрации. Это правило касается как частных, так и юридических лиц.

Скажем, если магазин, принадлежащий ИП, стоит на участке, арендуемом у государства, то за эту землю он платить не должен.

Ранее законодательство освобождало от уплаты земельного налога

  • пенсионеров,
  • многодетные семьи,
  • военных.

На сегодняшний день таких послаблений не предусмотрено, и описанные категории граждан имеют такие же обязательства, как и все остальные.

Исключением являются случаи, когда льготы устанавливает местный муниципалитет. Но такое встречается нечасто.

Налоговая база и ставки

Налогообложение земельных участков осуществляется на основе налоговой базы. Согласно положениям ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость участка. Особенности определения налоговой базы регламентируются ст. 391 НК РФ, выдержки из которой приводим здесь:

  • кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января налогового периода;
  • если участок был образован в течение налогового периода, налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
  • если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется, как сумма долей кадастровой стоимости по каждому муниципальному образованию;
  • при изменении кадастровой стоимости она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты внесения изменений в ЕГРН.

Ч. 5 ст. 391 НК РФ определяет льготы по уменьшению налоговой базы для ряда категорий налогоплательщиках-физлиц, о которых расскажем в последнем разделе.

Ставки, применяемые для начисления земельного налога, устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 394 НК РФ). При этом данная статья устанавливает ограничения по их максимальным значениям:

  • 0,3% для участков земель сельхозназначения, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5% для иных земельных участков.

Если налоговая ставка местным органом представительной власти не установлена, налогообложение производится по предельным ставкам, установленным ст. 394 НК РФ.

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

ст. 391 НК РФ

  • изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2021 года.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector