Федеральный закон от 06.06.2019 n 129-фз

Отсутствие организации по заявленному адресу может быть основанием для отказа в госрегистрации, но только если это зафиксировано документально

Фактическое отсутствие компании или ее исполнительных органов по адресу, указанному в заявлении или учредительных документах, нередко отходит на второй план и не является для суда безусловным основанием для отказа в госрегистрации. Как правило, суды учитывают этот факт, только если он установлен инспекцией на момент принятия решения об отказе и документально зафиксирован, например, протоколом осмотра помещения (Постановления ФАС Волго-Вятского от 03.12.2012 N А79-5745/2012, Уральского от 11.09.2012 N Ф09-7877/12, от 13.08.2012 N Ф09-6139/12 и от 19.03.2008 N Ф09-1907/08-С4 округов).

В остальных случаях факт отсутствия юрлица по заявленному адресу не должен приводить к отказу в госрегистрации (Постановления ФАС Московского округа от 10.12.2012 N А40-101058/11-146-877, от 05.12.2012 N А40-30331/12-153-300, от 27.11.2012 N А40-19646/12-148-183, от 15.11.2012 N А40-12616/12-92-118 и от 25.05.2011 N КГ-А40/4134-11). Ведь при госрегистрации изменений в учредительных документах проверка местонахождения заявителя не входит в обязанности налоговиков.

Кроме того, при рассмотрении дел об отказе в регистрации вновь созданных юридических лиц арбитры указывают, что до момента госрегистрации ни организация, ни ее исполнительные органы в принципе не могут находиться по заявленному адресу. Ведь юридическое лицо до момента его государственной регистрации не обладает правоспособностью на заключение сделок (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК РФ). Значит, оно пока не может оформить отношения с собственником помещения (см. врезку ниже).

Обратите внимание! Суды считают допустимой регистрацию компании по месту жительства ее учредителя

По мнению ФНС России, допускается государственная регистрация юридического лица, местом нахождения которого является место жительства его учредителя (Письмо от 23.09.2011 N ПА-21-6/293). Несмотря на это, инспекции на местах нередко отказывают в регистрации компании по такому адресу. При этом они ссылаются на п. 2 ст. 671 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Суды в таких случаях обычно признают отказ в госрегистрации незаконным. Арбитры отмечают, что факт госрегистрации юридического лица в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его учредителю или генеральному директору, еще не свидетельствует о размещении в этом же помещении самого производства или офиса (Постановление ФАС Московского округа от 18.01.2012 N А41-8923/11). Иными словами, суды допускают, что место регистрации компании (ее юридический адрес) может не совпадать с фактическим местом нахождения ее производственных или офисных площадей.

Более того, суды указывают, что использование жилого помещения для государственной регистрации юридического лица не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (Постановления ФАС Московского округа от 21.05.2012 N А40-73285/11-92-615 и от 18.05.2012 N А40-49615/11-145-404).

Вместе с тем есть примеры судебных решений, в которых арбитры поддержали отказ инспекции в госрегистрации компании в жилом помещении

К такому выводу суды пришли, приняв во внимание специфику деятельности организации, например:

  • оказание медицинских услуг в области психиатрии и наркологии, в том числе стационарное лечение и наблюдение за больными (Определение ВАС РФ от 23.04.2012 N ВАС-4490/12);
  • оптовая торговля всеми видами товаров (Постановление ФАС Московского округа от 25.10.2011 N А40-135022/10-147-860).

Поэтому суды часто признают неправомерным отказ налоговиков в госрегистрации вновь созданной организации, не находящейся по заявленному ею адресу (Постановления ФАС Восточно-Сибирского от 01.06.2011 N А19-16743/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.10.2011 N ВАС-12728/11) и Поволжского от 04.05.2011 N А55-22884/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 29.08.2011 N ВАС-11311/11) округов).

Порядок регистрации

Вся процедура регистрации как юрлиц так и ИП состоит из определенной последовательности действий, куда входят:

  • принятие решения о создании юридического лица и его документальное закрепление;
  • создание учредительных документов организации;
  • обращение в уполномоченный орган с необходимыми документами;
  • ожидание ответа от регистрирующего органа;
  • при отсутствии нарушений – внесение записи в единый государственный реестр юрлиц или индивидуальных предпринимателей;
  • при наличии нарушений – принятие решение об отказе в регистрации и вынесение постановления о необходимости их устранения.

В том случае, если вышеописанная процедура тем или иным образом нарушается, то государственная регистрация юридического лица будет признана незаконной и сведения об организации будут удалены из единого реестра.

Суд может посчитать правомерным отказ инспекции в госрегистрации, если организация представила недостоверные сведения о своем месте нахождения

Большинство судебных споров, поводом для которых послужил отказ в госрегистрации юридического лица, связаны с его адресом (местом нахождения). Информация об адресе содержится в уставе, а также указывается в заявлении о госрегистрации, которое подается в инспекцию <1>. Заявитель непосредственно в этом заявлении подтверждает достоверность представленных сведений (п. «а» ст. 12, пп. «а» п. 1 ст. 14, пп. «а» п. 1 ст. 17 и п. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации). Однако ни в самом Законе о госрегистрации, ни в Административном регламенте не уточняется, как именно и с помощью каких документов это делается.

<1> До 3 июля 2013 г. при государственной регистрации юридических лиц используются формы заявлений и других документов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. Начиная с 4 июля 2013 г. необходимо применять формы документов, установленные Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Примечание. Необходимым условием для госрегистрации юридического лица является не только представление заявителем полного пакета документов, предусмотренных Законом о госрегистрации, но и достоверность всех заявленных в них сведений.

Более того, ни в одном из указанных нормативных актов не закреплено требование о представлении в инспекцию дополнительных документов. Наоборот, установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя представления других документов, кроме тех, которые предусмотрены Законом о госрегистрации (п. 4 ст. 9 Закона о госрегистрации).

Фактически Закон о госрегистрации исходит из презумпции достоверности сведений, указанных в заявлении, и суды согласны с таким подходом. Например, ФАС Московского округа пришел к выводу, что регистрация юридических лиц носит заявительный характер. При этом регистрирующему органу не предоставлено право проведения правовой экспертизы документов, поданных на госрегистрацию. Поэтому в случае представления заявителем всех необходимых документов инспекция обязана в пятидневный срок со дня их получения зарегистрировать юридическое лицо (Постановление ФАС Московского округа от 10.06.2008 N КГ-А40/4042-08). Аналогичной точки зрения придерживается Высший Арбитражный Суд РФ (Определения от 12.10.2011 N ВАС-12728/11 и от 29.08.2011 N ВАС-11311/11).

Однако анализ судебной практики показывает, что суды не ограничиваются одними лишь формальными основаниями

Если у инспекции имеются доказательства, подтверждающие недостоверность указанной в заявлении информации о местонахождении компании, арбитры принимают это во внимание. Нередко при наличии подобных доказательств суды признают правомерным отказ налоговиков в госрегистрации

Именно к такому выводу арбитры пришли, в частности, при рассмотрении следующих обстоятельств:

  • помещение, адрес которого был указан в заявлении о госрегистрации юридического лица, использовалось по договору аренды другой компанией без права передачи его полностью или частично в субаренду (Определение ВАС РФ от 19.11.2008 N 14799/08);
  • отсутствовало согласие собственника помещения на его предоставление в аренду вновь созданной организации (Постановления ФАС Московского округа от 02.08.2011 N КГ-А40/7853-11 и от 17.06.2011 N КГ-А40/4704-11);
  • помещение было физически непригодно для размещения в нем офиса, поскольку оно находилось в разрушенном и отсыревшем подвале, не имело внутренней отделки стен и потолков, не было оборудовано электропроводкой и санузлом, было завалено строительным и иным мусором, на который сверху текла вода и содержимое канализации (Определение ВАС РФ от 27.02.2012 N ВАС-1047/12);
  • по указанному в заявлении адресу какое-либо помещение или здание вообще отсутствовало (Постановления ФАС Московского от 25.12.2012 N А40-6727/12-147-63 и Западно-Сибирского от 11.03.2011 N А03-5976/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 18.07.2011 N ВАС-8643/11) округов);
  • организация указала в заявлении заведомо и очевидно ложные, вымышленные сведения о своем адресе. Например, в качестве адреса юрлица был заявлен адрес Генеральной прокуратуры РФ (Постановление ФАС Московского округа от 27.07.2011 N КГ-А40/6226-11).

Отметим, что обязанность по доказыванию недостоверности представленной заявителем информации лежит на налоговом органе. Причем недостоверность сведений должна быть установлена инспекцией на момент вынесения решения об отказе в госрегистрации. Но иногда арбитры требуют в рамках судебного процесса проверить достоверность представленной заявителем информации (Постановление ФАС Московского округа от 26.11.2008 N КГ-А40/10964-08).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector