Нужно ли каждый год утверждать учетную политику
Содержание:
- Содержание учетной политики предприятия
- На основе чего формируется учетная политика организации?
- Учет доходов и расходов
- Структура учетной политики
- Создание учетной политики в организации
- Новый ФСБУ 25/2018
- Кто и за что несет ответственность
- Учетная политика по-новому
- Влияние учетной политики организации на оценку показателей финансовой отчетности
- Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования
- Как внести изменения
- Учет операций с ценными бумагами
- Корректировка отчета о прибылях и убытках за предыдущий период в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету
Содержание учетной политики предприятия
Учетная политика субъекта хозяйствования состоит из трех основных блоков.
. В первом блоке присутствуют только общие положения:
- какие денежные единицы используются для учета (рубли с копейками);
- предполагается ли автоматизация учетных процессов либо ее отсутствие;
- допускается ли использование рабочего оборудования (какого именно);
- особенности ведения плана счетов, формирования резерва;
- прочая информация, которая кажется руководству значимой.
. Второй блок посвящается бухгалтерским правилам, связанным с учетом:
- информация по основным фондам (формирование первичной оценки вместе с учетом активов, если они стоят не более 40 тысяч рублей; амортизация и сроки эксплуатации активов; что относится к инвентарным активам);
- учет нематериальных активов, правила их оценки и начисления амортизации;
- запасы материально-производственного типа (учет транспортно-заготовительных расходов, порядка списания стоимости активов);
- учет доходов и денежных поступлений, их распределение по категориям;
- критерии разделения расходов по видам, порядок списания имущества, условия отнесения расходов к тем или иным категориям;
- распределение расходов общепроизводственного характера;
- учет курсовой разницы;
- перечень резервов и порядок их образования;
- кредиты и займы;
- правила забалансового учета и проч.
. Третий блок описывает особенности учета и начисления налогов
Здесь важно понимать, какой именно режим налогообложения используется
Любая учетная политика должна также содержать:
- план счетов, либо рабочий, либо товарный;
- информацию о составе комиссий, которые занимаются различными проверками;
- сведения по системе документооборота;
- образцы, которые используются в первичной документации и оформлении бланков.
На основе чего формируется учетная политика организации?
Учетная политика организации формируется на основании правил, изложенных в:
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (для целей бухгалтерского учета);
- Налоговом кодексе (для целей налогообложения прибыли).
Поэтому учетная политика включает в себя как минимум два понятия – бухгалтерская учетная политика и налоговая. Посмотрим, какие определения дают ей нормативные документы:
Как видим, принципиальных различий нет, и суть одна и та же. Что бухгалтерская, что налоговая учетная политика – это перечень выбранных организацией способов ведения учета (бухгалтерского и налогового), когда такое право выбора у нее есть.
Учет доходов и расходов
Далее следует большой блок вопросов, связанных с учетом доходов и расходов организации. Первый и самый существенный вопрос в этом блоке — метод признания доходов и расходов. Свободный выбор одного из двух методов вправе себе позволить только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн рублей за каждый квартал. То есть те, кто вправе применять кассовый метод, но хотят применять метод начисления. Остальные организации обязаны указать в своей учетной политике «метод начисления» на безальтернативной основе. В учетной политике организации для целей налогообложения не отражаются другие особенности ведения бухучета, для этого есть отдельный документ.
Следующий вопрос касается только предприятий с длительным технологическим циклом (производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства), по которым не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Такие организации вправе заложить в учетной политике порядок признания доходов путем их распределения между отчетными периодами либо равными долями, исходя из количества периодов, либо пропорционально понесенным затратам, либо иным обоснованным способом. Выбор одного из вариантов зависит от принципов налогового планирования, определяемых организацией самостоятельно.
Далее раскрывается момент, связанный с порядком признания убытков от уступки права требования долга до наступления срока платежа. Показатель, исходя из которого рассчитывается нормирование суммы убытка, вычисляется по выбору организации:
- исходя из максимальной ставки процентов, установленных по видам валют;
Если организация для указанных целей использует метод сопоставимых рыночных цен, то ей необходимо установить критерии сопоставимости (например, одинаковая валюта, одинаковый срок, иной однотипный показатель на усмотрение организации).
В отношении расходов на НИОКР организации необходимо указать, каким образом данные расходы будут учитываться. Вариантов два:
- Данные расходы будут формировать стоимость НМА (в этом случае включение в состав расходов производится через амортизацию в течение определенного срока полезного использования).
- В составе прочих расходов (в этом случае включение в состав расходов производится в течение двух лет).
К фактическим расходам на НИОКР для целей их включения в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, организация вправе применять коэффициент 1,5. О данном факте следует сделать соответствующее указание в учетной политике. Необходимо помнить, что, если организация выбирает использование данного коэффициента, ей дополнительно вменяется обязанность предоставлять в налоговый орган по месту нахождения отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Отчет предоставляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены соответствующие НИОКР. Отчет о выполнении предоставляется в отношении каждого НИОКР.
Следующий вопрос касается порядка учета доходов от аренды. По выбору организации они учитываются либо в составе доходов от реализации, либо в составе внереализационных доходов. Выбор варианта зависит от того, каким образом указанные доходы признавались в бухгалтерском учете.
Структура учетной политики
Учетная политика организации может быть общей — для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.
Учетная политика организации будет единой, включая ее обособленные подразделения, даже если они имеют отдельный баланс.
Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:
- организационно-технический;
- методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
- методологический для целей налогообложения.
Важные пункты учетной политики приведены в таблице:
Организационно-технический раздел |
|
Способ ведения учета |
Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер. |
Форма учета |
Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная. |
Рабочий план счетов |
Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Формы первичных учетных документов |
Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении. |
Право подписи первичных учетных документов |
Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях. |
Формы бухгалтерских регистров |
Перечень и форму регистров укажите в приложении. |
График документооборота |
Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Инвентаризация |
Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций. |
Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета |
|
Промежуточная бухгалтерская отчетность |
Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности. |
Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров |
Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО). |
Доходы и расходы организации |
Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев). Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства. |
Учет расчетов по налогу на прибыль |
Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет. |
Создание фондов и резервов |
Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд. |
Учет основных средств |
Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации и способ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки. |
Методологический раздел для целей налогообложения |
|
Источники данных для налогового учета |
Определите, на основе чего ведется налоговый учет — бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике). |
Метод амортизации ОС |
Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации. |
Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве |
Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО). |
Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль |
Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно). |
Метод признания доходов и расходов |
Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения). |
Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам |
Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально. |
Определение перечня прямых расходов |
Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ) |
Создание учетной политики в организации
В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).
Что входит в учетную политику:
- рабочий план счетов;
- формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
- формы регистров бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При составлении учетной политики включайте в нее только правила по тем операциям, которые на данный момент встречаются в организации. Например, если у вас нет нематериальных активов или финансовых вложений, и в ближайшем будущем это тоже не запланировано, то и писать об этом ни к чему.
Почему? Возможно, что к тому моменту, когда в организации появятся наконец-то эти операции, правила учета поменяются. Или вообще – выбранный заранее вариант не подойдет. А вот если вы заранее методы не выбрали, то при появлении новых операций описать правила их отражения можно в момент появления. И это не будет считаться изменением учетной политики (п.10 ПБУ 1/2008).
Новый ФСБУ 25/2018
Еще одним, немаловажным для российского бухучета нововведением стало принятие Стандарта «Бухгалтерский учет аренды» 25/2018 (приказ Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н).
О порядке учета по ФСБУ 25/2018, о новых правилах отражения договоров аренды и субаренды, необходимых условиях, классификации объектов, составе арендных платежей, расчете срока аренды и возможных способах учета арендованного имущества читайте в нашей статье.
Как и выше приведенные изменения в ПБУ 13/2000, 16/02 и 18/02, ФСБУ 25/2018 создан на основании международных правил и норм, в частности IFRS 16 «Аренда». Он будет обязателен с отчетности за 2022 год. Однако учетная политика на 2020 год подлежит дополнению в случае принятия организацией решения о его досрочном применении, так как предусмотренные Стандартом 25/2018 варианты и способы учета и отражения объектов по договорам аренды требуют от организации выбора. Остановимся на них:
- для организаций-арендаторов с упрощенными способами учета Стандартом 25 предусмотрена возможность отражения фактической стоимости права пользования, а также величины обязательства по аренде иначе, чем у остальных получателей имущества в аренду;
- для организаций-арендодателей с упрощенными способами учета возможна классификация всех предметов аренды в виде учета операционной аренды, кроме 2-х предусмотренных Стандартом 25 случаев: когда к арендатору по договору аренды будет переходить право собственности на арендуемый предмет или у арендатора есть право выкупа объекта аренды по меньшей, чем его справедливая стоимость цене.
- для организаций-арендодателей, имеющим объекты операционной аренды, следует выбрать, как признавать в бухучете доход по арендным платежам: равномерно, либо на основе другого подхода, который предусматривает характер использования арендатором выгод от полученного предмета аренды.
Кто и за что несет ответственность
Руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 6 Приказа Минфина РФ от 29.07.98 N 34н).
Руководители могут принять бухучет на себя, в случае если компания вправе применять упрощенные способы бухучета или относится к субъектам среднего предпринимательства (п. 3 ст. 7 ФЗ N 402-ФЗ).
Необходимо понимать, что хотяответственность за формирование учетной политики организации несетглавный бухгалтер, реальная ответственность за ее полноту и соответствие законодательству лежит на руководителе, поскольку он отвечает за организацию бухучета.
Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухучета и обеспечить выполнение всеми подразделениями, службами и работниками требований главного бухгалтера или иного должностного лица, касающихся порядка оформления и предоставления документов и сведений.
Учетная политика по-новому
Итак, составлять документ по новым правилам придется всем бюджетникам, так как новый стандарт обязаны применять все представители государственного сектора. Но пугаться не стоит: несмотря на то что предстоит переписать документ полностью, содержание Учетной политики не поменялось.
1. Расширены нормативные основы.
В первую очередь, отметим, что документ следует составлять на основании действующих положений законодательства, ФСБУ, а также учитывать положения учетной политики учредителя. Простыми словами, теперь документ должен соответствовать не только законодательным требованиям и федеральным стандартам, но и равняться на учредителя, учитывая все особенности специфики конкретной сферы деятельности.
2. Определен круг ответственных.
С нового года определено лицо, ответственное за составление УП. Положения ФСБУ закрепляют, что ответственным лицом может быть главбух или же иной работник, на которого были возложены обязанности по ведению бухучета в учреждении
Обратите внимание, что если бухучет в организации ведет сторонняя организация, например централизованная бухгалтерия, созданная учредителем, то составить учетную политику на 2019 год обязана эта самая сторонняя организация. Данное условие придется закрепить в договоре на оказание бухгалтерских услуг
Утверждает новый документ, как и ранее, руководитель учреждения. Напомним, что необходимо опубликовать обновленную учетную политику на официальном сайте организации в Интернете.
3. Структура документа сохранена.
- методы оценки объектов бухучета — однако расписывать все доступные способы не нужно, описывать необходимо только те методы, которые будем использовать в работе; учитывайте положения новых ФСБУ;
- рабочий план счетов учреждения — все счета по действующим инструкциям вносить не обязательно, обозначьте только те, на которых будут отражаться операции;
- порядок проведения инвентаризации активов — теперь определяйте алгоритм с учетом прямых рекомендаций учредителя, установите алгоритм в соответствии с Учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
- правила документооборота — необходимо определить, каким образом структурные подразделения будут взаимодействовать между собой, чтобы обеспечить своевременное поступление документов в бухгалтерию;
- организация внутреннего финансового контроля — допустимо все положения о финконтроле отнести в отдельное положение, которое следует оформить отдельным приложением к УП;
Иные разделы раскрывайте по аналогии с положениями законодательства, ФСБУ, иными нормативно-правовыми актами, а также руководствуйтесь УП учредителя.
4. Вносите изменения своевременно.
Изменить положения УП можно не только с начала отчетного периода. Так, законодатели предусмотрели несколько вариантов, когда придется скорректировать документ:
- изменение законодательства о бухучете: например, внесены существенные изменения в закон №402-ФЗ;
- условия деятельности субъекта (организации) значительно измены: например, была проведена реорганизация субъекта;
- применение новых способов, методов и форм учета, которые позволят получить достоверную и релевантную информацию для отчетности.
А вот отдельные поправки и корректировки УП нельзя назвать изменением, к таковым следует относить утверждение новых правил, которые будут применяться к операциям, которые встречаются в деятельности субъекта впервые. Также не считают изменением утверждение порядка применения правил в части отражения фактов хоздеятельности, отличных по существу от фактов, совершаемых ранее.
5. Исправление ошибок.
Необходимо раскрыть порядок исправления ошибок в бухучете учреждения
Обратите внимание, что способы исправления ошибок напрямую зависит от периода, в котором была обнаружена эта самая неточность
6. Оценочные значения.
Также в Учетной политике следует определить новый термин «оценочные значения». Новый показатель следует использовать при расчетах, когда конкретное значение получить невозможно либо затруднительно, и в работе используются приблизительные значения. Изменения оценочных значений — это корректировка показателя, с учетом определенных факторов и изменений методов учета.
Это самые основные изменения, которые необходимо учесть при составлении документа. Как видим, нововведений много, однако кардинальных изменений нет. Сущность и ключевые методы учета сохранены. Суть вводимых корректировок — это сближение коммерческого и бюджетного учета. Напомним, что в настоящий момент данные виды БУ имеют многочисленные характерные особенности и отличия.
Не забудьте опубликовать на официальном сайте учреждения новый документ.
Влияние учетной политики организации на оценку показателей финансовой отчетности
Учетная политика на сегодня является одним из главных инструментов ведения бухгалтерского учета. Поэтому сейчас всё больше внимания уделяется на ее формирование и раскрытие
Она призвана уделять внимание всем аспектам учета, не зависимо от характера деятельности предприятия. Её полное отсутствие или важных элементов является грубым нарушением
Финансовый результат определяется показателями прибыли и убытка в течение отчетного периода. Формирование их итогов осуществляется на счёте 99 «Прибыли и убытки». Он представляется разницей доходов и расходов. Превышение доходов- прибыль, а расходов — убыток. Соответственно полученная прибыль или убыток ведет к увеличению или уменьшения капитала организации. Прибыль — это субъективный показатель, который создает именно бухгалтер. Именно от него зависит как оценить поступившие денежные средства и как представить данную информацию заинтересованным лицам. Поэтому прибыль зависит от момента демонстрации в учёте.
Полученная прибыль зависит от методов учета, т.е. способ его ведения, которые и прописаны в учетной политики. У каждой организации свои способы. И даже, если характер деятельности одинаков,это не значит, что методы будут использовать одни и те же.
Вывод.
Таким образом, можно сделать вывод, что от выбора элементов учетной политики зависит величина формируемого финансового результата. Любое решение, принятое руководством предприятия, по созданию учетной политики или внесению каких-либо изменений сказывается на деятельности предприятия. Правильно созданная учетная политика принесет своей организации большую прибыль, а неправильная — убыток.
Просмотров
73 933
Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования
Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.п. Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с гражданским законодательством реорганизация юридического лица может происходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
Таким образом, реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых юридических лиц. В двух случаях реорганизации (при присоединении и выделении) юридическое лицо не прекращает свою деятельность. В связи с этим реорганизованная организация может продолжать применять прежнюю учетную политику.
Пример 4. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем выделения из его состава ООО «Торговый Дом». До реорганизации ООО «Прогресс» занималось производственной и торговой деятельностью. После реорганизации это общество будет осуществлять только производственную деятельность, торговая деятельность передается ООО «Торговый Дом». В данном случае вновь созданное юридическое лицо — ООО «Торговый Дом» — будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».
В то же время в соответствии с ПБУ 1/2008 при реорганизации организации в формах присоединения и выделения может происходить изменение учетной политики.
При реорганизации юридического лица в формах слияния и разделения осуществляется переход обязанностей и прав, в том числе имущественных, в порядке правопреемства к другим лицам. Эти юридические лица должны будут формировать новую учетную политику.
Пример 5. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем разделения на два юридических лица: ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал». Поскольку в результате реорганизации образуются новые юридические лица, ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал» сформируют новую учетную политику.
Преобразование юридического лица в виде изменения его организационно-правовой формы может производиться без прекращения его деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Так как при преобразовании организация продолжает свою деятельность, лишь меняя организационно-правовую форму, то, следуя принципу последовательности применения учетной политики, необходимости в ее повторном утверждении нет.
Пример 6. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем преобразования в ОАО «Прогресс». Деятельность вновь созданного юридического лица не меняется. В данном случае ОАО «Прогресс» будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».
Вместе с тем в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 при реорганизации организации может происходить изменение учетной политики. В этом случае вновь созданная организация оформляет соответствующим организационно-распорядительным документом вносимые в учетную политику изменения.
Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного существенным изменением условий хозяйствования, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.
Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
Л.И.Куликова
Д. э. н.,
профессор
Казанский федеральный университет
Как внести изменения
Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях:
вы решили поменять ранее выбранный метод учета;
меняется законодательство о налогах и сборах.
Для этого нужно:
подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;
определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);
проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);
утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.
Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ.
В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:
при смене метода учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);
при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.
Об этом сказано в абзаце 6 статьи 313 Налогового кодекса РФ.
В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства. Если поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не нужно. Учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).
Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.
Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода – задним числом применять их нельзя. Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов. Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке. То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены (ст. 319, абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).
Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (ст. 269 НК РФ). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-03-06/2/191).
Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:
оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ);
формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).
Пример внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли. Уточнения внесены в связи со сменой коммерческой организацией метода налогового учета стоимости товаров
ООО «Торговая фирма «Гермес»» занимается оптовой торговлей. Дата ее регистрации – 5 марта 2015 года. В учетной политике организации для целей налогообложения закреплено, что стоимость товаров определяют без учета расходов, связанных с их приобретением. Расходы по хранению товаров на складе учитывают в составе косвенных.
При подготовке учетной политики на 2016 год руководство организации решило изменить метод формирования покупной стоимости товаров – увеличить ее на стоимость складских затрат (оплаченных сторонней организации).
Однако статья 320 Налогового кодекса РФ накладывает ограничения на время применения этого метода учета. Организация обязана формировать покупную стоимость товаров по установленному способу не менее двух последовательных налоговых периодов. Учитывая, что «Гермес» создан 5 марта 2015 года, первым налоговым периодом применения установленного ранее способа оценки будет 2015 год (п. 2 ст. 55 НК РФ), а вторым – 2016 год. Соответственно, организация вправе изменить учетную политику только с 1 января 2017 года.
Учет операций с ценными бумагами
Далее следует блок, связанный с учетом операций по ценным бумагам.
Если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с финансовыми инструментами срочных сделок, то организация самостоятельно относит указанную операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами либо к операции с финансовыми инструментами срочных сделок и делает соответствующую отметку об этом в учетной политике. Вариант выбора основывается на профессиональном суждении уполномоченных сотрудников организации.
В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, организация должна указать в учетной политике способы определения их расчетных цен. Варианты выбора представлены в прилагаемом перечне. Организация вправе выбрать абсолютно любой вариант. Допускается применение разных способов определения расчетной цены в зависимости от вида ценных бумаг.
В отношении выбывающих ценных бумаг организация должна указать метод списания их стоимости: либо метод ФИФО, либо метод списания по стоимости единицы. Метод оценки по стоимости единицы целесообразно применять к неэмиссионным ценным бумагам, которые закрепляют за их обладателем индивидуальный объем прав (чек, вексель, коносамент и др.). К эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, опционам), наоборот, больше подходит метод ФИФО. Они размещаются выпусками, внутри каждого выпуска все они имеют один номинал и предоставляют один и тот же набор прав. Метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на реализуемые ценные бумаги.
Если организация осуществляет сделки по реализации ценных бумаг с открытием по ним коротких позиций (то есть реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату бумаг, полученных по первой части РЕПО), то организация должна указать последовательность закрытия этих позиций (приобретение ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция). Закрытие коротких позиций делается либо методом ФИФО, либо по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции. Организация выбирает самостоятельно.
Если у организации имеются сделки с необращающимися ценными бумагами, по которым невозможно определить место заключения сделки, то она вправе заранее закрепить в учетной политике место заключения сделки. Это — территория РФ, место нахождения покупателя, продавца или иное другое оговоренное место. Если все-таки возможность определения места совершения сделки имеется, то право выбора организации не предоставляется.
Корректировка отчета о прибылях и убытках за предыдущий период в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету
Наименование показателя |
Период |
Название нормативного документа |
Характер изменения в учетной политике |
Сумма до корректировки |
Корректировка |
Сумма после корректировки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выручка |
за 2011 г. |
2000 |
2000 |
|||
Себестоимость продаж |
за 2011 г. |
(700) |
+500 |
(1200) |
||
В том числе создание резерва на оплату отпусков |
за 2011 г. |
ПриказМинфина России от 14.02.2012 N 23н |
Существенноевлияние на финансовые результаты деятельностиорганизации |
+500 |
||
Валовая прибыль(убыток) |
за 2011 г. |
1300 |
-500 |
(800) |
||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
за 2011 г. |
1300 |
-500 |
(800) |
||
Текущий налог на прибыль |
за 2011 г. |
(300) |
(300) |
|||
Прочее |
за 2011 г. |
|||||
Чистая прибыль |
за 2011 г. |
1000 |
-500 |
500 |
Показатель по строке «Текущий налог на прибыль» не корректируется, поскольку уточняются только данные бухгалтерской отчетности. В нашем случае текущий налог на прибыль исчислен сложением условного расхода по налогу на прибыль, который определен на основании бухгалтерской прибыли (260 тыс. руб.) и постоянных налоговых обязательств (40 тыс. руб.). Постоянные налоговые обязательства возникли в связи с непризнанием для целей налогообложения расходов в виде материальной помощи работникам организации.
С учетом произведенных изменений формируются показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за отчетный 2012 г.