Основные аспекты создания некоммерческой организации

Требования к уставу НКО

Начинать необходимо с устава НКО, поскольку это самый главный документ для НКО, регулирующий ее деятельность. 

Требования к уставу НКО определены в ст. 14 ФЗ 7 «О НКО», однако нужно учитывать, что для каждой организационно-правовой формы НКО и разного направления деятельности может существовать дополнительные условия, которые содержатся либо в отдельных статьях ГК РФ, либо в специальных законах, например: ФЗ № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», ФЗ  № 82 «Об общественных объединениях», ФЗ № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,  ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ФЗ № 54 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ № 5 «О ветеранах», ФЗ № 100  «О добровольной пожарной охране»  и это только часть законов, которые регулирует социальную сферу, предназначенную для НКО.

Но существует достаточно много общих положений, которые находятся в каждом уставе, независимо от формы НКО. Их не так мало, но мы постараемся максимально перечислить все общие правила. И так, в каждом уставе НКО должны содержаться:

  • организационно-правовая форма НКО
  • полное название НКО и при наличии сокращенное наименование НКО
  • цели, предмет, виды деятельности НКО
  • сведения о символике НКО – описание эмблемы, гербов, гимнов, флагов 
  • права и обязанности членов или участников НКО;
  • условия и порядок приема в члены или в участники НКО и порядок выхода из нее 
  • сведения о представительствах, филиалах или отделениях НКО
  • структура НКО и ее органы управления 
  • порядок формирования органов управления НКО, их компетенция, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов или единогласно 
  • источники формирования имущества НКО
  • порядок изменения устава НКО
  • порядок реорганизации НКО
  • порядок ликвидации НКО и распределение ее имущества после ликвидации НКО.

Я думаю, что на каждой особенности нет необходимости останавливаться, но некоторые мы выделим и расскажем о них более подробно. 

В частности, для будущей деятельности НКО весомое значение играет правильно подобранные цели и предмет, соответствующие ее характеру деятельности, вынесенному в полное наименование НКО. Очень ценно прописать цели и предмет деятельности объемно и понятно. 

Если этого не сделать грамотно, негативные последствия повлияют не только на деятельность НКО, но и на ее имидж и авторитет.  Для полного понимания возможных последствий  в случае осуществления неуставной деятельности, т.е. при реализации направлений, не указанных в уставе  — это возможность вынесения Минюстом решения о приостановке деятельности НКО до устранения замечаний и даже принудительная ликвидации НКО через суд.

Помимо целей и предмета в уставе указываются виды деятельности НКО и деятельность, приносящая доход, которые опять же должны соответствовать целям создания НКО

И тут снова возникает тонкость, которую предпочтительно учитывать при написании данного  раздела устава.  Если деятельность, приносящая доход — это право для НКО, то виды деятельности — обязательное условие Минюста, и хотим  обратить внимание,  что речь идет не об ОКВЭДах (экономических видах деятельности по Российскому классификатору), а о том, чем организация будет заниматься

Символика НКО

Думаю, отдельно стоит остановиться еще и на описании символики НКО, так как  о ней практически нигде не прописана информация с рекомендациями и пояснениями.  В законе сказано только то, что описание эмблемы, герба, флага указывается в уставе НКО. Мы же вам советуем включать в устав не только описание, но и их изображение. Подробнее с требованиями к ее описанию вы можете ознакомиться в статье Символика НКО. Ведь если вы этого не сделаете, ваше графическое изображение будет юридически не защищены, а значит, его могут использовать и другие организации, причем на законных основания. Особенно, если их впишут себе в учредительные документы ранее вас. А в случае если вы вообще не пропишите символику, то не сможете нанести изображение на печать, документы и использовать ее в своей деятельности, поэтому к данному вопросу необходимо подойти более тщательно. А то, что изображение эмблемы, герба, флага уникально в своем роде, и ни в коем случае, не пересекается с государственной символикой, полагаю, вам и так известно. 

Кто может учредить НКО

Учредители, то есть создатели экономического субъекта, должны отвечать сразу нескольким обязательным требованиям. В роли создателя могут выступать лишь дееспособные и совершеннолетние граждане. Полномочия по учреждению НКО имеются у юридических лиц, уже зарегистрированных на территории РФ. Право на создание закреплено за публично-правовыми образованиями. Это Российская Федерация, субъекты и муниципалитеты нашей страны.

Число учредителей не ограничено нормами действующего законодательства. Следовательно, при регистрации нового субъекта могут принять участие любое количество учредителей. А вот требования к количеству участников НКО установлены в зависимости от организационно-правовой формы. Учитывайте следующие нормативы:

  1. При создании общественной организации участников должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. При учреждении союза — закрепляется 2 участника и более (ст. 123.9 ГК РФ).

Создание некоммерческой организации возможно только в трех случаях (ст. 13 закона № 7-ФЗ):

Учреждение нового субъекта Создание совершенно нового юридического лица
Реорганизация субъекта, имеющего аналогичный вид организационно-правовой формы На базе действовавшего субъекта с конкретным ОПФ создается новое юридическое лицо. Организационно-правовая форма остается неизменной
Реорганизация субъекта, имеющего иную ОПФ Создание нового юридического лица осуществляется путем преобразования старой НКО с изменением организационно-правовой формы на иную

Что необходимо для открытия

Прежде всего, следует выполнить такую последовательность действий:

  • придумать название;
  • найти помещение, местоположение которого станет юридическим адресом;
  • определить направление деятельности;
  • зафиксировать решение об учреждении НКО.

Выбранное название организации должно указывать на характер ее деятельности. Закон запрещает использовать наименования государственных структур как полные, так и в виде аббревиатур.

Существует достаточно широкий перечень направлений деятельности. Это обстоятельство позволяет учреждающим НКО лицам подобрать наиболее подходящую форму.

Решение об учреждении организации принимается инициаторами единогласно на общем собрании, в той ситуации, если НКО решили создать несколько граждан. Тогда же необходимо утвердить устав и сформировать правление.

Только после проведения всех вышеизложенных предварительных процедур можно начинать собирать требующиеся документы.

Срок регистрации общественной организации

Решение о том, регистрировать общественную организацию или отказать в ее регистрации должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи заявления.

При этом общий срок предоставления госуслуги Минюстом в отношении общественных организаций не должен превышать 33 дней. В указанные дни не засчитывается время, необходимо регистрирующему органу на исполнение своих функций.

Документы в регистрирующий орган должны быть направлены Минюстом не позднее следующего за днем принятия решения рабочего дня.

Регистрирующий орган должен произвести регистрацию в течение 5 рабочих дней.

Таким образом, общественная организация подлежит регистрации в течение примерно 40 дней с учетом возможных выходных дней.

Необходимые документы

Подача бумаг на регистрацию должна быть осуществлена не позже чем через 3 месяца после учредительного собрания. Законодательство указывает, что следующие документы нужны в обязательном порядке:

  • заявление, заверенное нотариусом (форма РН0001);
  • учредительный договор или утвержденный устав;
  • постановление о создании (2 экземпляра);
  • документ, подтверждающий перечисление государственной пошлины;
  • справка о месте нахождения НКО.

В заявлении необходимо указать обязательно полные имена учредителей, их домашние адреса и номера контактных телефонов.

В качестве документа, содержащего информацию о местонахождении НКО, подойдут:

  • свидетельство о праве на недвижимость;
  • арендный договор;
  • письмо гарантийное и т. д.

Сроки рассмотрения и подача документов

Как свидетельствует практика, на рассмотрение уходит достаточно немало времени. В целом весь процесс можно разделить на такие этапы:

  • подготовка документов;
  • передача в органы Минюста;
  • регистрация НКО в госреестре;
  • постановка на учет в налоговой, Пенсионном фонде, службе занятости;
  • получение разрешения на печать и ее изготовление;
  • приобретение статуса НКО в ФНС.

Как можно понять, процедура довольно сложная и требует тщательной подготовки

Чтобы избежать проволочек, крайне важно соблюсти все нормы профильного законодательства. Профессионально составленный пакет является гарантией того, что на открытие уйдет минимум времени

Сама по себе регистрация обычно занимает примерно 30 дней.

Что делать в случае отказа в регистрации

Отказ может быть мотивирован Управлением Минюста недоработкой документов, несоответствием их содержания законам РФ, претензиями к учредителю (запрещено пребывание в стране либо причастность к экстремизму). Что касается ошибок и недочетов в учредительных материалах, их надо доработать и обратиться с заявлением о регистрации повторно. Процедура пройдет по обычному регламенту. В случае других проблем решение об отказе можно обжаловать в вышестоящем Управлении юстиции либо в суде.

Теперь вы получили поэтапный порядок формирования НКО. Знание процедуры позволит заинтересованным лицам создать НКО с нуля в России самостоятельно.

Читайте далее:

Как открыть благотворительный фонд в России пошагово

Что такое некоммерческая организация

Формы собственности организации: ОКФС-16 и другие коды

Лицензия на образовательную деятельность – это что такое

Решение единственного учредителя о создании ООО

Структура управления Ассоциацией

Ранее законодательство предполагало, что создать Ассоциацию могли только юридические лица. Сейчас все изменилось, и как было сказано ранее, учредить Ассоциацию могут как физические, так и юридические лица.  При этом учредителей должно быть минимум два. 

Уставом Ассоциации должна быть предусмотрена структура органов управления. В соответствие с Федеральным Законом «О Некоммерческих Организациях» учредительные документы ассоциации (союза) также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений. 

Говоря простыми словами, в уставе Ассоциации должны быть прописаны органы Ассоциации, порядок избрания, их полномочия, срок полномочий. 

Законодательство относит Ассоциации и союзы к корпоративным организациям. Корпоративными организациями признаются юридические лица, учредители которых обладают правом членства в них и формируют их высший орган управления. А это значит, что высшим органом управления Ассоциации является Общее собрание членов. Все органы управления Ассоциации (союза) на момент создания формируются из числа учредителей Ассоциации (союза), после государственной регистрации все органы управления формируются из числа членов Ассоциации. Корпоративные организации должны вести реестр членов. 

Для того, чтобы зарегистрировать Ассоциацию или Союз необходимо, чтобы в уставе был предусмотрен минимальный набор органов управления. 

Высший орган управления в Ассоциации – Общее собрание членов.  Также в Ассоциации должен быть сформирован единоличный исполнительный орган управления – например, Директор, Президент, Председатель. Также в соответствии со статьей 65.3 Гражданского Кодекса Российской Федерации в Ассоциации должен быть избран Ревизионной орган или Ревизор.  Для формирования данной структуры органов управления в Ассоциацию могут создать минимум 2 лица. Ревизора можно избрать поле государственной регистрации.

Если Ассоциацию или Союз создают более 4-х лиц, то в ней может быть создан коллегиальный исполнительный орган. К коллегиальному исполнительному органу может быть отнесено решение следующих вопросов: 

  • прием в Ассоциацию новых членов в порядке, определенном Уставом и решением Общего собрания членов Ассоциации;
  • принятие решения об исключении членов из состава Ассоциации в случаях и в порядке, предусмотренных Уставом и решением Общего собрания членов Ассоциации;
  • ведение реестра членов Ассоциации;
  • принятие решений о привлечении членов Ассоциации к ответственности за нарушение норм Устава;
  • утверждение положений, правил, процедур и других внутренних документов Ассоциации, за исключением документов, утверждение которых отнесено Уставом к компетенции Общего собрания членов Ассоциации;
  • обеспечение выполнения решений Общего собрания членов Ассоциации;
  • подготовка материалов, проектов и предложений по вопросам, выносимым на рассмотрение Общего собрания членов Ассоциации;
  • формирование повестки дня, созыв и уведомление о проведении Общего собрания членов Ассоциации;
  • определение направлений, размеров и порядка расходования денежных средств и иного имущества Ассоциации;
  • создание комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп по деятельности Ассоциации с утверждением положений о них, назначением их руководителей и утверждением их отчетов.

Подготовка документов к регистрации НКО

Этот этап создания некоммерческой организации можно разделить также на несколько фаз. После определения с формой и учредителями нужно придумать название будущей НКО. Оно должно содержать указание на деятельность организации и придуманное организаторами название.

Наименование НКО не должно повторяться.

Если организация с таким названием, даже с другим видом деятельности уже существует, то в регистрации откажут. Посмотреть существующие названия можно на различных ресурсах, например портале «Открытые НКО» или едином реестре юр. лиц (по коду деятельности).

Следующий этап — создание устава. Здесь все достаточно просто. В этот документ включают стандартные разделы:

  • общие положения;
  • цели деятельности;
  • органы управления;
  • внутренние документы организации;
  • порядок реорганизации или прекращения деятельности;
  • заключительные положения.

Отличительной особенностью устава НКО будет раздел, фиксирующий источники дохода. Это необходимо для того, чтобы организация смогла финансировать свои потребности из собственных средств. Если доходную деятельность не прописать в этом основном документе, НКО не сможет принять даже добровольное пожертвование.

Далее идет пакет документов на всех учредителей НКО. Для физ. лиц необходимо предоставить все персональные данные, включая ИНН. Для юр. лиц также стандартный набор регистрационных данных. Эти сведения предоставляются в установленной ФНС форме (приказ № ММВ-7-6/25@).

После того, как все основные документы готовы, собираются учредители. Они утверждают устав и принимают решение о создании НКО. Если учредитель один, то просто выносится решение учредителя. Если таких людей или компаний несколько — решение о создании некоммерческой организации оформляется протоколом.

Также необходимо подтвердить наличие у НКО физического адреса. Помещение может, как принадлежать одному из учредителей, так и быть арендованным. В последнем случае понадобится гарантийное письмо от собственника помещения о согласии на аренду.

Подача документов на регистрацию

Последний и самый важный этап создания НКО — это собственно ее государственная регистрация. После того, как все документы собраны и оформлены нужно заполнить заявление установленного образца (приказ ФНС № ММВ-7-6/25@).

Перед подачей заявления нужно оплатить пошлину за регистрацию.

Для основной массы НКО она равна 4 тыс. рублей. Исключения составляют политические партии (3,5 тыс. рублей) и объединения инвалидов (1,4 тыс. рублей). Реквизиты для оплаты госпошлины можно взять на интернет-ресурсе местного регистрирующего органа или в портале Госуслуги.

Регистрацией НКО занимается Минюст. В эту организацию нужно подать пакет документов, заявление на регистрацию и квитанцию об оплате пошлины.

Дальше остается только ждать решения регистрирующего органа. Если в документах будут допущены какие-либо неточности, то в регистрации могут и отказать. Если огрехи незначительны, то учредителей НКО проинформируют о необходимости их исправления.

Процедура регистрации НКО занимает много времени.

Сначала у Минюста есть 14 рабочих дней на принятие решения о регистрации. Если требуется дополнительная проверка НКО, например, как в случае с религиозными организациями, то этот срок отодвигается до получения результатов соответствующих экспертиз и заключений.

Затем документы перенаправят в ФНС. Срок перенаправления законом не установлен, но, как правило, занимает несколько дней. Затем в течение 5 дней налоговики вносят данные новой НКО в реестр юр. лиц. Еще через три дня учредители получают свидетельство о регистрации.

На этом процедура создания НКО заканчивается и можно начинать работу.

Формы НКО

НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:

  • потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

  • товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);

  • публично-правовые компании;

  • адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;

  • нотариальные палаты.

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.

Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).

Унитарные юрлица отличаются тем, что их учредители не становятся его участниками. К ним относятся автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды, религиозные организации.

При создании НКО разных организационных форм нужно учитывать особенности их законодательной базы. Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного (муниципального) самоуправления и частными физическими или юридическими лицами. Но те образовательные организации, которые занимаются реализацией программы обучения в области обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, создаются только Правительством РФ (пп. 4-8 ст. 22 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Поэтому при создании НКО нужно руководствоваться требованиями как Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ-7 «Об НКО», так и специальных федеральных законов:

  • № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995;

  • № 95-ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001;

  • № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996;

  • № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997;

  • № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005;

  • № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000;

  • № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006;

  • № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996;

  • № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995;

  • № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002.

  • № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Для реализации общих целей участников могут создаваться общественные объединения без государственной регистрации (ст. 5 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Чтобы создать такое объединение, нужно не менее трех участников (физических или юридических лиц) и протокол проведения общего собрания, в котором есть указание о принятии решения о создании объединения и утверждении устава.

Как мы регистрируем некоммерческие организации через госуслуги

Наш штат более 50 сотрудников и работа в пяти 62 субъектах РФ позволяет:

  1. Провести онлайн-консультацию – разобраться в НКО, ее формах,особенностях, названии и системе налогообложения.
  2. Дистанционно заключить договор – обменяться скан копиями, которые приравниваются к оригиналам.
  3. Принять оплату любым удобным способом – оплата курьеру, дистанционная оплата физическим лицом: на сайте организации, переводом, в том числе на расчетный счет.
  4. Удаленно согласовать составленные документы для НКО – Устав, Протокол, Заявление, Гарантийное письмо, Положение и прочие документы. 
  5. Выпустить усиленную ЭЦП (Электронно цифровую подпись) для заявителя используя удаленное удостоверение личности.
  6. Организовать подачу документов на государственную регистрацию НКО в электронном виде через государственные услуги.
  7. Самостоятельно осуществить подачу документов НКО в Министерство юстиции. 
  8. Самостоятельно отследить ход регистрации и защитить документы НКО в Министерстве юстиции. 
  9. Самостоятельно получить документы зарегистрированной НКО из Министерства юстиции. 
  10. Самостоятельно получить документы с электронной регистрации и передать их Вам.
  11. Организовать выезд сотрудника Сбербанка, Альфа банка и ВТБ банка в любом субъекте Российской Федерации.
  12. Принять новую НКО на удаленное бухгалтерское обслуживание. 

При подаче через ЭЦП Вы не понесете расходы на нотариуса 3000 рублей и пошлину 4000 рублей.

Ранее Министерство юстиции не признавало регистрацию некоммерческих организаций через электронную подачу, но мир диктует свои правила, и на сегодняшний день ЭЦП является спасательным кругом, если нет возможности представить документы лично. 

То, что не работало вчера из — за пробелов в сервисе и отсутствия желания специалистов Минюста, сегодня является необходимым и важнейшим инструментов для регистрации НКО!

Министерство юстиции при электронной подаче обязано рассмотреть документы практически всех форм некоммерческих организаций:

  • Автономных некоммерческих организаций 
  • Ассоциаций и Союзов
  • Некоммерческих партнерств
  • общественных организаций 
  • общественных движений 
  • Фондов, в том числе Благотворительных и инвестиционных
  • Частных учреждений
  • Коллегий адвокатов и Адвокатских бюро

На основании представленных документов некоммерческих организаций в электронной форме Министерством юстиции принимаются решения по всем видам регистрационных действий:

  • внесении изменений в Устав НКО
  • внесении изменений в сведения,содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц
  • изменениях связанных с изменением в адресе
  • изменениях в видах экономической деятельности
  • изменение сведений об учредителя
  • изменение руководителя
  • реорганизации НКО
  • ликвидации НКО
  • многое другое

Формат для Минюстов всех регионов новый, поэтому в процессе регистрации скорее всего будут возникать сложности и тонкости, которые со временем сойдут на нет. В любом случае, это прекрасный шанс идти в ногу со временем и опыт, благодаря которому появится возможность регистрации НКО через электронные сервисы, сделать более современным и оперативным. 

Мы готовы быстро реагировать на происходящее вокруг нас и делаем всё, чтобы Вы могли работать дистанционно!

Особенности статуса и регистрации общественной некоммерческой организации

Создание и деятельность общественной организации урегулированы законами № 7-ФЗ и 82-ФЗ. Особенности этой ОПФ:

  1. Минимальное число учредителей — 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. Общественная организация является корпоративной ОПФ, в отличие от АНО и религиозной организации, имеющих созвучные названия. Она ведет списки членов (участников), каждый из которых обладает правами и обязанностями, как предусмотренными законом (ст. 123.6 ГК РФ), так и закрепленными в уставе.
  3. Высшим органом корпорации является собрание участников (ст. 65.3 ГК РФ). Кроме того, обязательно образуется единоличный исполнительный орган (ст. 8 закона № 82-ФЗ). Возможно также создание коллегиального исполнительного органа. 

При регистрации общественной организации срок регистрации Минюстом (без учета времени регистрации в ЕГРЮЛ) составляет не более 33 дней (п. 22 Регламента). 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector