Кто изобрел музыкальный инструмент
Содержание:
Как устроен орган?
То, что ценитель органной музыки наблюдает из зала – фасад инструмента. За ним скрывается просторное помещение, порой включающее по несколько этажей, уставленное механическими элементами и тысячами трубок. Чтобы понять принцип действия сего чуда, стоит рассмотреть хотя бы его краткое описание.
Орган является одним из самых громких музыкальных инструментов. Такой эффект достигается за счет регистров, включающего несколько рядов органных труб. Эти регистры по окраске звучания и целому ряду других объединяющих признаков делятся на несколько групп: микстуры, аликвотны, гамбы, флейты, принципалы. Регистровые трубы звучат в соответствии с нотной записью. Их можно включать как по отдельности, так и одновременно. Для этого задействуются расположенные на боковых панелях клавиатуры рукоятки.
Пультом управления исполнителя, работающего за инструментом, являются мануалы, педальная клавиатура и сами регистры. Число мануалов в зависимости от модификации «клавишника» может варьироваться от 1 до 7. Они располагаются террасой: один непосредственно над другим.
Педальная клавиатура может включать от 5 до 32 клавиш, посредством которых запускаются в действие регистры, формирующие низкие звуки. В зависимости от аппликатуры музыкального инструмента исполнитель нажимает на педальные клавиши носком или каблуком.
Наличие нескольких клавиатур, а также всевозможных тумблеров и рычагов довольно усложняет процесс игры. Поэтому зачастую вместе с исполнителем за инструментом сидит и его помощник. Для удобства чтения нот и достижения синхронности исполнения партия для ног традиционно располагается на отдельном нотном стане непосредственно под партией для рук.
В современных моделях функцию нагнетания воздуха в меха выполняют электромоторы. В средние века эту работу выполняли специально обученные кальканты, услуги которых приходилось оплачивать отдельно.
Несмотря на широкое распространение органов сегодня практически нереально встретить две одинаковых модели, поскольку все они собираются по индивидуальным проектам. Размеры установок могут варьироваться от 1,5 м до 15 м. Ширина крупных моделей достигает 10 м, а глубина – 4 м. Вес таких сооружений измеряется в тоннах.
[править] История возникновения
Один из основоположников инструментоведения немецкий ученый М. Преториус (1571—1621) в своем знаменитом труде «Сочинение о музыке» писал: «Кто был первым изобретателем этих необыкновенно изящных, великолепных инструментов — неизвестно».
Гуго Риман полагал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий».
Зародыш органа можно разглядеть также во флейте Пана.
В качестве прототипа органа, обладающего его характерными свойствами, А. Модр рассматривает древний китайский духовой инструмент шэн (или ченг), существовавший еще в XV столетии до нашей эры и дошедший до настоящего времени.
Некоторые исследователи полагают, что прообразом современного органа явился гидравлический орган (Гидравлос), который первоначально приводился в движение двумя поршневыми насосами (один закачивал воздух внутрь, а другой подавал его к трубам) и использовал резервуар с водой для выравнивания давления. Создание «Гидравлоса» приписывается «отцу пневматики» — древнегреческому изобретателю и математику Ктезибию Александрийскому (—222 годы до н. э.).
Термин «органум» обозначает как древнюю полифоническую музыкальную практику, так и музыкальный инструмент «орган», который в средние века имел дроновые («гудящие») трубы. Органум относится к «библейским инструментам Иеронима» (Instrumentus Hieronimus), изображенным и описанным в так называемых посланиях Св. Иеронима Дарданам (Epistel ad Dardanum Sancti Hieronimi De diversis generibus musicorum) — разрозненных рукописях с иллюстрациями, созданных предположительно в IX—X вв. (эпоха Каролингов). В основе этих посланий лежат комментарии к книге Даниила (3:5; 3:7; 3:15), создателем которых традиционно считается Св. Иероним — автор Вульгаты, чьи многочисленные письма находились в рукописях Псалтыря. Рукописи многократно копировались в течение X—XIV вв. Большая часть текста совпадает с главой De musica et partibus eius из MS 843 «De universo» Рабануса Мавра.
ОРГАН — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. УСТРОЙСТВО ОРГАНА
«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган.
Музыкальный инструмент служил как для религиозных служб, так и светских развлечений.
Уникален он и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами.
Особенностью этого инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.
.
.
.
.
Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно.
Каждый из них обладает своим набором труб – регистров и мануала (клавиатуры).
Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры.
Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки.
В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).
.
Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта.
Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию. В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады – особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.
Над исполнительской кафедрой располагаются жалюзи, или по-другому швеллер, которые скрывают от зрителя второй этаж органных труб. С помощью специальной педали органист управляет положением жалюзи и тем самым влияет на силу звука.
Исторические сведения
Орган – один из самых древних инструментов. Точную дату его возникновение определить невозможно. Во II в. до н.э. греческим мастером Ктесебием, был изобретен орган, играющий при помощи гидравлики – нагнетание воздуха водяным прессом. А в римской империи времен правления императора Нерона (I в.), инструмент изображался на монетах.
Древнейшим предшественником органа считается флейта Пана, имеющая схожее строение – соединенные трубки различной длины, каждая из которых издает звук определенной высоты. Затем, решив усовершенствовать систему, к ним добавили меха, нагнетающие воздух и клавиатуру, в которой количество клавиш совпадало с числом труб.
Это были ручные органы, которые музыканты носили на плечевом ремне, одной рукой нагнетая воздух в меха, а другой — играя мелодию, рядом, на специальном подставке стояли трубы, в которые под давлением подавался воздух.
Средневековые органы не отличались тонкостью изготовления – размер клавиш достигал 5-7 см, а расстояние между ними порой было по 1,5 – 2 см.
Поэтому играли на такой клавиатуре не пальцами, как на современном инструменте, а кулаками и локтями, прилагая немалое усилие. Широко распространенным инструментом орган стал после введения его в VII в. католическую богослужебную практику. В этот же период, органы из небольших транспортировочных инструментов, перевозимых на телегах, превратились в большие стационарные музыкальные «орудия»– устанавливаемые в церквях.
В последующие эпохи орган постепенно совершенствовался, (особый вклад в его развитие внесли итальянские и немецкие мастера), что происходит и до сегодняшнего дня – внедряются новые разработки, с целью сделать инструмент еще более удобным для исполнения и увеличить его функциональные возможности.
Всемирно известные образцы
В эпоху Возрождения искусство органостроения развивалось интенсивно. Появлялись уникальные мастера, передающие свои знания потомкам. Самые известные европейские династии органной школы в Италии — Антеньяти, а в Германии — династия Зильберманов.
В продолжении рассказа хочется поделиться сведениями о самых известных органах мира. К ним относятся:
- Сохранился древний средневековый орган, который находится в национальном музее Швеции в Стокгольме.
- Самый большой инструмент Италии находится в главном соборе Милана. Он электромеханический, состоит из 15 тысяч органных трубок и пяти клавиатур. Подобные сохранились на Сицилии и до сих пор прекрасно действуют: в церкви Христа Спасителя в городе Ното, в кафедральных соборах Мессины, Монреале, Трапани.
- Уникальный экземпляр 17 века находится в Латеранской базилике в Риме. Он был построен по поручению папы Римского, а играл на нем Г. Ф. Гендель.
- Венецианский собор Святого Марка обладает двумя, созданными в 16 веке.
- В Германии многие средневековые памятники архитектуры погибли во время второй мировой войны. Сохранился лишь орган З. Хильдебрандта, ученика Г. Зильбермана, в городе Наумбург. Принимал работу мастеров и настраивал его немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.
- Орган Кельнского собора, разрушенный британскими ВВС, был восстановлен в 2017 году.
- Муз.инструмент венского собора Сан-Стэфана, построенный 1334 году, пострадал 1945 году при пожаре в следствии бомбардировок и был восстановлен во второй половине 20 столетия.
- Страсбургский собор гордится своим экземпляром, построенным в 1491 году. Его аналог, построенный Х. Гайтаном в 1625 году в кафедральном соборе Толедо, признан ЮНЕСКО объектом исторического наследия.
Единственная модель французского мастера А. Кавайе-Коль расположилась в Большом зале Московской консерватории. В нынешнем столетии орган переживает свое возрождение.
Строятся новые концертные залы, консерватории ведут подготовку музыкантов-органистов, проводят международные конкурсы, в церквях музыка по-прежнему обрамляет ритуальные богослужения.
История
История инструмента охватывает не века – тысячелетия. «Король музыки» появился до наступления нашей эры, его прародителем называют вавилонскую волынку: она обладала мехом, надувающимся воздухом через трубочки; на конце находился корпус с дудочками, оснащенными язычками, отверстиями. Еще одним предком инструмента называют панфлейту.
Орган, действующий при помощи гидравлики, придумал древнегреческий умелец Ктесебием во II веке до н.э.: воздух внутрь нагнетался водяным прессом.
Средневековые органы не отличались изящным строением: обладали толстыми, неудобными клавишами, располагавшимися на некотором расстоянии друг от друга. Играть пальцами не представлялось возможным – исполнитель ударял по клавиатуре локтем, кулаком.
Расцвет инструмента начался в момент, когда им заинтересовались церкви (VII в. н.э.). Глубокие звуки идеально сопровождали богослужения. Началось усовершенствование конструкции: легкие органы превратились в огромные орудия, занимающие существенную часть помещения храма.
В IX веке лучшие органные мастера работали в Италии. Затем лидерство перехватила Германия. К XI веку каждое европейское государство освоило производство популярной вещицы.
Клавиатура современного органа
XIV век – период расцвета инструмента: конструкцию усовершенствовали, уменьшили размер клавиш, педалей, разнообразили регистры, расширили диапазон. XV век – время появления таких модификаций, как маленький орган (переносной), стационарный (средних размеров).
«Золотым веком» органной музыки считается рубеж XVII-XVIII веков. Конструкцию усовершенствовали до предела: инструмент мог заменить целый оркестр, издавал невероятное разнообразие звуков. Композиторы Бах, Свелинк, Фрескобальди создавали произведения специально для этого инструмента.
ХХ век отодвинул громоздкие инструменты в сторону. На смену пришли компактные конструкции, удобные в использовании, не требующие сложных телодвижений. Эра «короля музыки» закончилась.
ПРИМЕЧАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, инструменты, предназначенные для извлечения муз. звуков, а также ритмич. шумов. М. к. делятся на группы в зависимости от звучащего тела и на подгруппы — по способу извлечения звука. К группе струнных М. и. относятся: смычковые (скрипка, виолончель, кяманча и др.) — звук извлекается проведением смычка по струнам; щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка, тар и др.) — струны ущемляют пальцами или пластинкой (медиатром, плектром); клавишно-ударные (рояль, пианино и др.) — звук извлекают путём удара по струнам молоточками, приводимыми в действие передаточным от клавиш механизмом. К группе духовых М. и. относятся: медные (труба, валторна, карнай и т. п.), деревянные (флейта, кларнет, зурна и т. п.) и клавишо-педальные (орган); в духовых М. и. звук возникает от колебания заключённого в них столба воздуха. К группе язычковых М. и. относятся все типы гармоник (баян, аккордеон, концертино и т. п.) и фисгармоний. Ударные М. и. (литавры, барабаны, бубны, ксилофон и т. п.) приводятся в звучание ударами палочек, колотушек и т. п.
РЕГИСТР (в музыке), 1) группа труб органа или язычков фисгармонии, аккордеона и т. п. одинакового тембра. 2) Участок звукового диапазона муз. инструмента или певческого голоса, занимающий определённое положение по высоте. Бывает высокий, средний и низкий Р.
ТЕМБР, окраска, оттенок звука. Характер Т. зависит от количества, относительной силы и порядка возникновения обертонов, входящих в состав данного звука. Т. отличает звучание одного муз. инструмента или голоса от другого.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Кто изобрел необычный инструмент?
История легендарного инструмента, научиться играть на котором способен далеко не каждый профессиональный музыкант, насчитывает сотни веков.
Название «organum» упоминается еще в античных писаниях великого Аристотеля и Платона. Но точно ответить, кто изобрел сие чудо, не представляется возможным. По одной из версий его родоначальником является вавилонская волынка, формирующая звук за счет направления струй воздуха в сторону краев трубки. По другой – флейта пана или китайское шэне, функционирующие по такому же принципу. Играть на соединенных между собой дудочках было не очень удобно, поскольку у исполнителя порой в легких не хватало воздуха. Идея качать воздух во время игры мехами стала настоящим спасением.
Близкий брат органа, его водяной аналог, был изобретен греческим умельцем Ктезибием еще в 200-х годах до н.э. Он называется гидравлос. Позднее гидравлическая конструкция была заменена мехами, что дало возможность значительно улучшить качество звучания.
Музыкальные инструменты более привычных для нас размеров и внешнего вида стали появляться в IV веке. В этот период благодаря стараниям Папы Виталиана органы стали задействовать в роли сопровождения католических богослужений. Начиная с первой половины V века струнно-клавишный инструмент стал неизменным церемониальным атрибутом не только византийской, но и всей западно-европейской императорской власти.
Широкое распространение в странах Европы легендарный «клавишник» получил к середине XIV века. Инструмент того времени был далек от совершенства: он имел меньшее количество труб и более широкие клавиши. К примеру, в ручной клавиатуре при ширине самих клавиш порядка 50-70 мм расстояние между ними составляло 15-20 мм. Для извлечения звуков исполнителю приходилось по огромным и тяжелым клавишам не «пробегать» пальчиками, а в буквальном смысле стучать локтями или кулаками.
Наибольшего размаха органостроение приобрело в XVI-XVII веках. В славно известную эпоху барокко мастера научились создавать инструменты, которые своим мощным звучанием смело могли конкурировать с целым симфоническим оркестром. Звуковые возможности инструментов позволяли имитировать звон колокольчиков, рокот камнепада и даже заливистое пение птиц.
Апофеозом органостроения по праву считается 1908 год, когда на всемирной выставке была представлена модель, включающая 6 мануалов. Самый крупный в мире действующий орган весит чуть более 287 тонн. Сейчас он украшает торговый центр «Macy’s Lord & Taylor» в Филадельфии.
Как устроен?
Давайте рассмотрим устройство органа. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб – регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).
Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие:
- главный – Haupwerk;
- верхний – Oberwerk;
- «рюкпозитив» – Rückpositiv.
Haupwerk – «главный орган» содержит основные регистры и является самым большим. Несколько меньше и с более мягким звучанием Rückpositiv, кроме того, он содержит и некоторые солирующие регистры. «Оберверк» – «верхний» вносит в ансамбль ряд звукоподражательных и солирующих тембров. Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука.
Как вы помните, орган — музыкальный инструмент клавишный и духовой одновременно. Он состоит из множества труб, каждая из которых может издавать звук одного тембра, высота и силы.
В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады – особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.
[править] Ссылки
- An Introduction to Drawbars (английский). www.hammond-organ.com. Проверено 8 февраля 2013.
- Apel Willi . — The Harvard Dictionary of Music. 2nd edition. — USA: Harvard University Press, 1969. — ISBN 0-674-37501-7.
- Bröcker, Marianne Die Drehleier (английский). Olympic Musical Instruments and the Bröcker Tranlation Group (2005). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2013. Проверено 31 января 2013.
- HammondWiki Drawbars (английский). www.dairiki.org (June 10, 2011 8:32 am). Проверено 8 февраля 2013.
- Randel Don Michael / Randel, Don Michael. — The Harvard Dictionary of Music. 4th edition. — USA: Harvard University Press, 2003. — P. 978. — ISBN 0674011635.
- Spillane Daniel . — The Popular Science Monthly. — March 1892. — P. 623-46.
- Браудо Исайя Александрович Об органной и клавирной музыке. — Ленинград: Музыка, 1976.
- Камнеедов, Модест Легендарные электроклавиши. Hammond Organ. Часть 1. Maxpark.com (16 ноября 2012, 20:07). Проверено 8 февраля 2013.
- Electronic Organ Constructor’s Society
- Rodgers Instruments (stereo digital sampled organs and hybrid digital/pipe organs)
- Roland Eberlein. Die Geschichte der Orgel. Köln: Siebenquart, 2011. ISBN 978-3-941224-01-8
- Bérnard Sonnaillon. L’orgue. Instrument et musiciens. Paris: Office du Livre, Editions Vilo, 1984. ISBN 2-7191-0211-3
- William Leslie Sumner. The Organ. Its Evolution, Principles of Construction and Use. New York: St. Martin’s Press, 1981
- Peter Williams. The Organ in Western Culture 750—1250. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. ISBN 0-521-61707-3
- Wolfgang Adelung. Einführung in den Orgelbau. 2., überarb. u. erw. Wiesbaden: Auflage, Breitkopf & Härtel, 1992. ISBN 978-3-7651-0279-0
- Hans Klotz. Das Buch von der Orgel. 13. Auflage. Kassel: Bärenreiter, 2000. ISBN 978-3-7618-0826-9
- Michael Bosch, Klaus Döhring, Wolf Kalipp. Lexikon Orgelbau. Kassel: Bärenreiter, 2007. ISBN 978-3-7618-1391-1
- Alfred Reichling (Hrsg.). Orgel. MGG Prisma. Kassel u. a.: Bärenreiter, 2001. ISBN 978-3-7618-1622-6
- Bernhard Ader. Orgelkunde // Hans Musch (Hrsg.). Musik im Gottesdienst. Band 2. Regensburg: ConBrio, 1994, S. 256ff. ISBN 978-3-930079-22-3
- Winfred Ellerhorst. Handbuch der Orgelkunde. Einsiedeln: 1936; Buren: Frits Knuf, 1986 (3. Repr.). ISBN 9060275195
- Различные виды и модификации органов
Полезная информация
Каждый человек является уникальным и неповторимым. При этом нередко встречаются различные аномалии – например, удвоение органа, изменение его формы и размеров. Удивление вызывает тот факт, что нередко это остается незаметным и никак не отражается на состоянии здоровья.
Также важно то, что при удалении какого-либо из парного органов, его функции способен взять на себя другой из этой пары. И практически всегда такое происходит
При этом сам человек будет себя чувствовать так же, как и раньше.
Потенциал и выносливость организма поражают, он хрупкий и сильный одновременно. Ученым-биологам и медикам предстоит выяснить ответы на большое количество загадок тела человека. Работа в этой сфере идет непрерывно.
Как видно, строение человеческого тела простое и сложное одновременно. Исследователи до сих пор не могут полностью разгадать все тайны организма. Человек способен осуществлять высшую нервную деятельность благодаря коре головного мозга, что недоступно для других биологических видов.
По этим причинам людям важно иметь как минимум общее понятие о своем строении, что поможет в течение всего жизненного пути, особенно это касается проверки состояния собственного здоровья
Возникновение органа
Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.
Развитие органа
Орган постоянно усовершенствовался и в ХІ веке его стали строить по всей Европе. Наибольшего расцвета органостроение достигло в XVII-XVIII веках в Германии, где музыкальные произведения для органа создавали, такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, непревзойденные мастера органной музыки.
Органы отличались не только по красоте и разнообразию звучания, но и по архитектуре и декору — каждый из музыкальных инструментов обладал индивидуальностью, создавался под конкретные задачи, гармонично вписывался во внутреннюю среду помещения. Для органа подходит только такое помещение, которое обладает отменной акустикой. В отличие от других музыкальных инструментов особенность звучания органа зависит не от корпуса, а от пространства, в котором он находится.
Звуки органа никого не могут оставить равнодушным, они проникают глубоко в сердце, вызывают самые разнообразные чувства, заставляют задумываться о бренности бытия и устремлять свои помыслы к Богу. Поэтому в католических церквях и соборах повсеместно стояли органы, лучшие композиторы писали духовную музыку и собственноручно играли на органе, например, Иоганн Себастьян Бах.
В России орган относился к светским инструментам, так как традиционно в православных храмах было запрещено звучание музыки во время богослужения.
Современный орган
Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.
Звучание органа нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом и даже симфоническим оркестром. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее, кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются, до этого момента непостижимые, тайны бытия.