Современные виды и методы обучения персонала: обзор основных технологий и принципов
Содержание:
- Самостоятельная работа
- Методы управления кадрами
- Смешанное обучение
- ЕСЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ РЕШИЛИ ОБУЧАТЬ РАБОТНИКОВ
- Организация процесса обучения персонала
- Методы
- Профессиональная помощь в развитии персонала — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг
- Основные методы
- Когда может понадобиться развитие персонала — обзор основных ситуаций
- Атрибуты хорошей обучающей программы
- Современные подходы к управлению персоналом на каждом из уровней
- Ротация задач/работ
- Наставничество
- Моделирование
- Методы управления
- Планирование и контроль деловой карьеры
Самостоятельная работа
Саморазвитие может быть достигнуто с помощью различных методов: чтение, исследование, занятия и т.д.
Эта тема не всегда связана с навыками, которые нужны организации, а скорее с чем-то новым, что, по их мнению, улучшит работу.
Хотя время, потраченное на самостоятельное изучение, напрямую не компенсируется, но если сотрудник купил курс, который улучшил его производительность, компания должна компенсировать ему эту стоимость.
Выгода заключается в том, что работник сам решает, что ему интересно, и добивается этого самостоятельно. И наоборот, часто бывает трудно мотивировать персонал тратить свободное от работы время на образование.
Это отличное средство для развития креативности и любознательности, так как работники сами выбирают темы, имеющие для них интерес.
Методы управления кадрами
Управлять людьми – не значит командовать ими. В зависимости от специфики предприятия и корпоративной культуры применяют разные способы воздействия на персонал.
Экономические методы. Материальная стимуляция – один из эффективных способов достигать высоких показателей в работе. Как это работает на практике? Чтобы сотрудники эффективнее работали и были заинтересованы в увеличении прибыли, следует:
- повышать им заработную плату, давать премии за качественную работу;
- выплачивать процент от общей прибыли;
- обеспечивать сотрудников медицинской страховкой;
- оплачивать проезд в общественном транспорте;
- предоставлять комплексные обеды в рабочие дни.
Не стоит забывать и о системе наказаний за плохую работу. Система штрафов, вычетов из заработной платы, лишение привилегий – это тот еще стимул качественно выполнять свои функциональные обязанности.
Некоторые предприятия делают одну и ту же ошибку: вводят систему наказаний, полностью игнорируя поощрения. Так этот метод не работает. Сотрудники должны не пребывать в страхе, а понимать, что делать работу хорошо – выгодно в первую очередь для них самих.
Пример плохой материальной стимуляции. В крупном магазине бытовой техники ввели жесткую систему наказаний:
- минута опоздания – штраф;
- невыполнение плана продаж – лишение бонусов;
- кража товара – вычет из заработной платы.
Ожидалось, что менеджеры станут лучше работать, больше продавать. Вместо этого – полное отсутствие корпоративного духа, высокая текучка кадров.
Пример хорошей материальной стимуляции. Крупная аутсорсинговая компания при приеме сотрудников на работу информирует их о системе материального поощрения и наказания:
- выплата процента от личных продаж;
- соблюдение плана продаж – дополнительная премия всему отделу;
- лучшие результаты показателей качества в течение полугода – возможность карьерного роста;
- отсутствие нарушений и замечаний в течение трех месяцев – дополнительные бонусы к заработной плате;
- нарушение дисциплины, несоблюдение корпоративных правил – лишение бонусов и премий;
- грубые ошибки, систематические нарушения – увольнение.
Сотрудники должны понимать, что от работы каждого из них зависит общий результат команды, а старания всех будут замечены и оценены. Тогда цель менеджмента персонала будет достигнута.
Административные методы. Их еще называют «организационно-распорядительные». Суть методов заключается в использовании работодателем власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности персонала. Здесь подразумеваются различные приказы, указания и распоряжения, которые указывают сотрудникам, как нужно себя вести, что можно делать, а что нельзя.
У сотрудника должно выработаться определенное чувство долга, он должен понимать:
- чего от него хотят;
- что будет, если игнорировать свои функциональные обязанности;
- почему нужно соблюдать трудовую дисциплину.
В идеале, у человека должно выработаться стремление работать в организации, соблюдать трудовую дисциплину
Важно: у административных методов всегда прямой характер воздействия – что написано в приказе (распоряжении, указании), то обязательно к выполнению
Социально-психологические методы. Так как сотрудники – это живые люди, им свойственно дружить друг с другом и конфликтовать. С помощью этих методов, грамотно воздействуя на интересы каждой отдельной личности и коллектива в целом, риск конфликтов сводится к минимуму.
Но это не единственная цель метода управления персоналом
Не менее важно, что таким образом можно:
- выявлять неформальных лидеров;
- определить, какое место в компании и в коллективе занимает каждый из сотрудников;
- управлять карьерой подчиненных;
- формировать корпоративную культуру;
- решать любые производственные конфликты.
Используя сервис JCat.Работа, вы легко разработаете и внедрите систему управления кадровыми ресурсами, ориентируясь на основные методы, задачи и функции управления персоналом.
Смешанное обучение
Смешанное обучение — сочетание очного с дистанционным. К примеру, в MW-Light продавцы сперва изучают онлайн всю теорию: по продажам и продуктам компании. После, уже на очной встрече, тренер не тратит время на методологию и фокусируется на практике.
На Новолипецком металлургическом комбинате наоборот: металлурги проходят очное занятие с инструктором, а после изучают электронный курс и сдают тест. При этом все дистанционные материалы остаются в свободном доступе. Сотрудники могут изучить их в любое время: по дороге домой или на обеденном перерыве.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Сотрудники меньше отвлекаются от работы, ведь часть материала они могут изучить дома. Как следствие, растет мотивация к обучению. | Сложная организация. Нужно связать очное обучение с дистанционным так, чтобы одно дополняло другое. Человек. запускающий очное обучение, должен быть опытным методологом и менеджером, чтобы объединить два направления. |
Снижение издержек. Тренеры меньше времени тратят на очное обучение. Не нужно оплачивать дополнительные часы и лишний раз арендовать помещение для лекции. | |
Обратная связь. Сотрудники могут получить ответы на все вопросы не только на очной встрече, но и через чат на учебном портале. | |
Обучение в удобном темпе. Сотрудники могут изучить теоретическую часть в любое удобное время — нужен лишь доступ в интернет. | |
Эффективный посттренинг. Все теоретические материалы находятся в свободном доступе на учебном портале. В любой момент сотрудники могут зайти туда и повторить забытый параграф. |
Все больше российских компаний сейчас склоняются к дистанционному и смешанному обучению. По данным исследования «Высшей школы экономики» и фонда «Общественное мнение», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране сейчас составляет 3 миллиарда рублей.
Какие задачи бизнес решает с помощью дистанционного обучения? В основном, компании отмечают, что онлайн-формат в разы ускоряет вывод на рынок новых товаров и услуг, упрощает внедрение корпоративных стандартов. Также новички быстрее адаптируются и улучшают KPI-показатели. Таким образом, в целом, дистанционное обучение выводит подготовку кадрового резерва на новый уровень.
Система дистанционного обучения iSpring Online
Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.
14-дневная пробная версия
ЕСЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ РЕШИЛИ ОБУЧАТЬ РАБОТНИКОВ
Порядок взаимодействия работника и работодателя по вопросам обучения регулирует гл. 32 «Ученический договор» Трудового кодекса РФ. Нормы, установленные ею, достаточно четко определяют, что работодатель может организовать обучение сотрудника безвозмездно либо установить для него некий период отработки в качестве компенсации своих расходов. Отработка подразумевает обязанность сотрудника компенсировать расходы работодателя на его обучение в случае, если он уволится раньше установленного ученическим договором срока. При этом какие-либо пределы, ограничивающие продолжительность отработки, в законе отсутствуют. На наш взгляд, минимальный разумный срок — один год. Именно к такому сроку привязано предоставление налоговых льгот за оплату обучения работника.
Уточним, что согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы налогоплательщика на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам не подлежат обложению налогом на прибыль, если обучение проходят:
•либо работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовые договоры,
•либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.
Исходя из формулировок ст. 264 НК РФ, расходы на обучение работников учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией при условии, что обучение осуществляется:
•в имеющем лицензию образовательном учреждении;
•в интересах работодателя, то есть связано с его производственной деятельностью.
Заключение с сотрудниками договоров или соглашений об отработке за обучение при решении вопроса о налогообложении прибыли роли не играет. Этот нюанс имеет значение только в случае с теми, кто ищет работу.
Верхний предел срока действия трудового договора или дополнительного соглашения, которые заключаются с работниками, прошедшими обучение за счет работодателя, нужно определять с учетом соразмерности затрат и периода отработки. Согласитесь, будет странно, если оплату пары тысяч рублей за однодневные курсы работодатель потребует компенсировать десятилетней отработкой. Если сотрудник в этом случае обратится в суд, велика вероятность, что действия работодателя признают незаконными и направленными на ограничение свободы труда.
Организация процесса обучения персонала
Непрерывность процесса обучения в организации является одним из наиболее важных факторов развития персонала. Считается, что успешная система обучения в той или иной мере должна охватывать всех сотрудников компании, поскольку именно квалификация персонала рассматривается как одно из условий достижения корпоративных целей и задач. В целом, выделяется несколько вариантов стратегии:
Изучить стратегию конкурентов, перенять опыт и обучать свой персонал по такому же принципу, аналогичным знаниям, навыкам и умениям;
Изучить передовые методы, прогнозировать тенденции развития рынка и двигаться, опираясь на стратегию компании, т.е. быть впереди конкурентов;
Принять во внимание специфику, опираясь на собственную стратегию и экономическую ситуацию, двигаться собственным курсом
Методы
Для практического осуществления развития персонала используют методы:
- наставничество;
- семинары;
- обучение во время работы;
- курсы;
- мастер-классы;
- привлечение сторонних специалистов;
- ротация специалистов;
- обмен знаниями между специалистами организации;
- видео- и аудиокурсы.
Лучшие результаты удается получить при комплексном применении методов посредством комбинирования различных методик с учетом специфики аудитории. Для достижения достойных результатов следует отдавать предпочтение комплексному подходу: комбинировать разные методики, учитывающие особенности аудитории. Так, например, прикладные навыки лучше всего развиваются посредством сочетания мастер-классов и привлечения специалистов плюс видеокурсы, помогающие закреплению приобретенных знаний.
Для сотрудников, занимающихся продажами, рекламой, наиболее эффективными будут творческие конкурсы, профильные конференции. Для менеджеров топ звена наиболее результативны нестандартные методики – театральные постановки, нетрадиционные тренинги, метафорические игры.
Следует не упускать из внимания, что любые из выбранных методов должны способствовать карьерному, а также личностному росту. Схема, в рамках которой осуществляется развитие персонала, должна состоять из отдельных модулей (иметь структуру) и последовательной. Каждый предыдущий этап должен содержать знания (навыки) которые помогут решать задачи следующих этапов.
Профессиональная помощь в развитии персонала — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг
Обучение и развитие персонала это ваш конек? Вы высококлассный специалист в этой сфере? Нет?
Тогда рекомендую прислушаться к словам великого Леонардо да Винчи: «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни».
Отдайте эти задачи в руки профессионалов и получите гарантированный результат!
Итог моего мониторинга компаний, предлагающих подобные услуги, вам в этом поможет.
1) Русская школа управления
«Русская школа управления» (РШУ) — входит в число лидеров российского рынка образовательных услуг для бизнеса.
Преимущества обучения:
- лучшие мировые методики, адаптированные под российские компании;
- широкая филиальная сеть;
- госаккредитация и международный сертификат качества;
- преподаватели-эксперты;
- авторские курсы профессиональной переподготовки;
- широкий выбор обучающих программ;
- собственная программа лояльности на обучение.
Семинары, тренинги, курсы повышения квалификации дистанционно РШУ ежегодно выбирают более 10 тыс. сотрудников различных фирм со всех уголков России.
2) Специалист
10 ноября 1991 года в Москве при МГТУ им. Баумана был создан Учебный центр «Специалист» — некоммерческая организация дополнительного образования. В каталоге компании более 1 тыс. курсов различной направленности.
Виды обучения, предлагаемые Центром:
- безлимитное-онлайн;
- открытое;
- очно-заочное;
- онлайн.
Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Рекомендую присмотреться к безлимитному. О его преимуществах на различных тарифах узнавайте из таблицы.
«Безлимитное обучение онлайн» — виды и условия подписки:
№ | Вид подписки | Стоимость для частных лиц (руб.) | Стоимость для корпоративных клиентов (руб.) | Условия подписки |
1 | «Безлимитное» | 149 000 | 179 000 | Срок 365 дн. с момента активации, оплата вносится единовременно в полном объеме до начала курса, видеозаписи курсов не предоставляются |
2 | «Безлимитное: лайт» | 90 000 | 114 990 | 365 дн. с даты активации, оплата до начала курсов 10% за каждый выбранный, видеозаписи курсов доступны 3 мес. |
3 | «Безлимитное: интенсив» | 99 990 | 127 990 | 180 дн. после активации, любые курсы, но не более 8 ч. ежедневно, видеозаписи курсов не предоставляются |
Чтобы узнать подробности и ознакомиться со всеми предложениями УЦ «Специалист» посетите его сайт.
3) IGS Group
IGS Group более 13 лет помогает компаниям клиентов оптимизировать бизнес-процессы. На счету фирмы 100 успешных проектов в различных областях.
Основные направления IGS Group:
- техподдержка клиентского бизнеса;
- аутсорсинг кадровых процессов (мотивация, подбор, обучение персонала, его развитие);
- бухобслуживание;
- маркетинг;
- управление компанией;
- финансовый консалтинг;
- правовая поддержка.
Среди постоянных клиентов российские компании разные по масштабу и виду деятельности: от небольших ООО до таких гигантов, как Лукойл.
Основные методы
Методы бывают такими, которые используются непосредственно на рабочем месте сотрудника, без отрыва от работы. То есть он продолжает выполнять обязанности и вне рабочего места, когда отправляется на занятия, которые проводят за пределами организации. Как показывает практика, второй вариант дает лучшие результаты и является более эффективным.
Обучение персонала на предприятии (рабочем месте) проводится следующими методами:
- Копирование. Метод основан на повторении обучаемым действий более опытного специалиста, копируя их. Чем точнее он повторяет, тем быстрее разовьет в себе новый навык.
- Производственный инструктаж. Его проводят с каждым вновь принятым сотрудником при трудоустройстве. Он включает в себя информацию о предстоящем функционале, знакомит с новой должностью, облегчает понимание непосредственных обязанностей.
- Наставничество. Метод актуален там, где требуются практические навыки. Опытный сотрудник берет шефство над молодым специалистом. Работник обучается на своем рабочем месте, получая поддержку наставника. Сначала он рассказывает, как сделать, потом показывает, помогает сделать первые шаги в работе. Подсказывает, если возникают проблемные ситуации, а затем проверяет, как обучаемый усвоил полученные навыки.
- Ротация. Для получения нового опыта обучаемого временно переводят на другое рабочее место. Это характерно для предприятий, в которых практикуют полную взаимозаменяемость сотрудников.
- Делегирование. Под делегированием понимается временная передача полномочий от одного лица другому для получения последним новых знаний, опыта. Например, если руководителю необходимо уехать в командировку, и он хочет временно делегировать полномочия другому лицу. Но для того чтобы это прошло безболезненно, ему необходимо постепенно обучить это лицо, для чего дают какие-то поручения, связанные с исполнением полномочий.
- Метод усложняющихся заданий. Для этого метода характерно постепенно усложнять задачи, поставленные перед работником.
Когда может понадобиться развитие персонала — обзор основных ситуаций
Развитие персонала важно для любой организации. Существует целый ряд ситуаций, когда этот процесс ей жизненно необходим
Рассмотрим основные из них.
Ситуация 1. Повышение конкуренции на рынке
Чтобы оставаться конкурентоспособной, фирме необходимо поддерживать профессионализм персонала на должном уровне. Это позволит своевременно проводить необходимые технологические преобразования, внедрять инновации, модернизировать производство, а значит, усиливать свои конкурентные позиции.
Ситуация 2. Развитие новых информационных технологий
Развитие науки, техники и информационных технологий требует от персонала постоянного совершенствования, приобретения новых профессиональных навыков, повышения квалификации.
Хорошая подготовка, наличие у работников актуальных практических навыков в сфере информационных технологий, способствуют скорейшей адаптации компании ко всем внешним изменениям с минимальными потерями.
Ситуация 3. Высокая текучесть кадров
Отсутствие в компании карьерного роста, обучения и развития работников служат одной из причин высокой текучести кадров. Чтобы удержать сотрудников, создают систему развития персонала, а затем постоянно совершенствуют её.
Редко какой сотрудник покинет компанию, если будет уверен, что она будет помогать ему профессионально расти, продвигаться по карьерной лестнице.
Ситуация 4. Низкое качество работы сотрудников
21 век с новейшими технологиями, сплошной компьютеризацией, сложнейшим оборудованием предъявляет высокие требования к профессионализму работников и качеству их труда.
Если ваши сотрудники не дотягивают до нужного уровня, организуйте курсы повышения квалификации, развивайте наставничество и т.п. Такой подход позволит довести качество труда до нужных показателей, что непременно положительно отразится на деятельности фирмы в целом.
Ситуация 5. Неблагоприятный микроклимат в коллективе
Напряженная обстановка в коллективе требует незамедлительного разрешения. Знайте: проблема сама собой не исчезнет.
Выясните причины такого положения дел. Возможно, следует распределить противоборствующие стороны по разным отделам. Подбирая сотрудников, учитывайте их психологическую совместимость. Это позволит свести к минимуму межличностные конфликты.
Атрибуты хорошей обучающей программы
Действенная образовательная программа должна отвечать нескольким требованиям, описанным ниже:
Требование 1: Актуальность. Информация, техники, способы решения проблем должны быть действенными в настоящий момент. Давать знания прошлых веков не эффективно и бесполезно. Предлагать методики, действующие за рубежом, тоже не всегда работает, так как в России своя специфика работы и надо это учитывать.
Требование 2: Вовлеченность сотрудников
Важно, чтобы во время обучающего процесса сотрудники активно участвовали и не отвлекались. Если им будет скучно и информация не будет нести пользы, то они автоматически начнут отвлекаться или общаться между собой
Необходимо проследить за тем, чтобы был интерактив во время обучения.
Требование 3: Мотивация. Помимо полезной информации, тренер во время обучения должен суметь замотивировать сотрудников ее применять, ставить цели, профессионально расти. Это очень важно, потому что эффективность и производительность труда держится не только на умениях, но и на желании их применять.
Требование 4: Повторение. Необходимо не только давать залпом полезные знания, но и во время обучающей программы регулярно повторять ключевые мысли и выводы, чтобы это отложилось в голове у слушателей. Следите, чтобы в подготовленном материале это было. Обычно данный этап обсуждается, когда готовую программу показывают руководителю перед утверждением.
Требование 5: Обратная связь. Важно, чтобы во время и после обучения сотрудники давали обратную связь. Участие в учебном процессе показывает заинтересованность в развитии и подготовленном материале, а отдача после обучения персонала, рецензии по программе помогут сделать следующий раз лучше.
Современные подходы к управлению персоналом на каждом из уровней
Сегодняшние HR-специалисты используют на каждом этапе своей работы множество самых различных разработок и методик. Каждый уровень — от подбора персонала до его увольнения — имеет определенные приемы, направленные на достижение максимальной эффективности.
Подбор кадров. На этом этапе может применяться целый комплекс подходов:
- Агрессивный хедхантинг — охота за перспективными сотрудниками компаний-конкурентов.
- HR-брендинг — формирование привлекательного образа компании.
- Автоматизация подбора персонала — использование IT-систем, так называемых ATS.
- Дистанционный подбор персонала — наём на работу удаленных сотрудников.
- Использование социальных сетей для поиска сотрудников.
Адаптация — процесс вхождения новых сотрудников в коллектив и ознакомление их со спецификой работы. Кадровые службы компании должны способствовать быстрой адаптации новых членов команды.
Для этого используются следующие методы:
- Наставничество — помощь со стороны опытного сотрудника.
- Семинары и тренинги по развитию коммуникативных навыков, по изучению специфики предприятия, обучение технологиям поведения в стрессовых ситуациях.
- Специальные ролевые игры, разработанные для сплочения коллектива и укрепления командного духа.
- Ознакомительные экскурсии по предприятию, знакомство с коллегами, корпоративной культурой.
- Беседа нового сотрудника с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем.
Мотивация — материальная и нематериальная. Обычно оба этих вида применяются совместно. В качестве материальной мотивации может применяться система денежных вознаграждений (премий по итогам работы или участия сотрудников в распределении прибыли компании). Нематериальная мотивация выражается в форме повышения самооценки, создания психологического комфорта или формирования у сотрудника гордости за проделанную работу. Система нематериальной мотивации была очень развита в эпоху социализма, когда работникам за отличную работу давали вымпелы, почетные грамоты или присваивали звание “Ударник коммунистического труда”.
Оценка. Необходима для получения объективного представления о профессиональных качествах сотрудников. Наиболее популярные методы оценки персонала:
- Аттестация — порядок проведения излагается в официально утвержденных компанией документах. Проводится она один, два или три раза в год с целью определения или подтверждения разряда/категории/квалификации сотрудников. По итогам аттестации сотрудник может быть уволен.
- Ассессмент-центр — современный метод оценки, дающий наиболее полную и достоверную информацию о личностных и деловых качествах сотрудников. Это самый сложный в реализации комплексный метод, обычно он применяется только в крупных компаниях.
- Тестирование, интервьюирование.
- Метод экспертных оценок — заключается в привлечении экспертов, которые на основе собственного опыта и знаний анализируют характеристики сотрудников и делают выводы.
- Деловые игры. Метод оценки с помощью имитации деловой активности сотрудника в той или иной сложной ситуации.
Обучение и развитие персонала. В рамках этого подхода к управлению персоналом кадровыми службами могут проводиться:
- Профессиональные курсы обучения.
- Семинары, лекции, конференции, деловые завтраки, круглы столы, дискуссии.
- Обучение руководителей, основанное на самостоятельном решении конкретных задач из реальной практики.
- Деловые игры и тренинги.
- Самостоятельное обучение.
Система управления персоналом компании с одной стороны зависит от кадровой службы, а с другой — возлагает на нее ответственность за решение массы кадровых вопросов. Последние тесно переплетены с бизнес-стратегией компании. В целом ряде случаев неоценимой бывает помощь профессиональных HR-консультантов. В первую очередь речь идет о решении таких задачах, как:
- подбор персонала, особенно работников на ключевых должностях;
- объективная оценка эффективности применяемой системы управления персоналом и ее корректировка в соответствии с действующим законодательством;
- решение и предупреждение трудовых споров — как личностных, так и групповых конфликтов;
- автоматизация кадрового делопроизводства и многое другое.
Таким образом, привлечение профессиональных HR-консультантов вносит важный вклад в развитие компании в целом, обеспечивая системе управления персоналом независимый кадровый аудит и снижение рисков правового характера.
Ротация задач/работ
Сотрудники могут добровольно меняться ролями с коллегами в смене/команде, чтобы применить некоторые из этих новых навыков на практике.
Работодатели также могут поощрять разделение работы как метод развития сотрудников, которые выразили желание получить практический опыт, чтобы развить некоторые дополнительные навыки.
Цель состоит в том, чтобы чередовать задачи и роли, чтобы узнать что-то новое или получить возможность применить на практике то, что было изучено.
Расширенные задания: этот метод предполагает, что руководство работает с сотрудниками, чтобы понять, в чем они хотят улучшиться, а затем находит задания для сотрудников для развития этих навыков.
Как правило, задания расширяют границы существующей роли/ответственности сотрудника, расширяя сферу их действия, чтобы включить дополнительные навыки, требующие развития.
Расширенные назначения могут быть горизонтальными (задание сотруднику использовать дополнительные навыки для выполнения большего количества работы, аналогичной – хотя и не такой же – их существующей роли), либо вертикальным (расширение сферы роли сотрудника на последующие или восходящие обязанности).
Наставничество
Это индивидуальный план развития сотрудника. Такой метод предполагает, что старшие руководители берут младших коллег под свое крыло, чтобы помочь улучшить важные навыки.
Как и в случае с коучингом, помните о временных затратах и еще более узкой воронке модели обучения один на один.
Поскольку наставничество требует привлечения высшего руководства, оно обычно используется для совершенствования таких навыков, как лидерство, стратегическое управление, коммуникация, критическое мышление и формулирование долгосрочного видения.
Политика развития персонала должна быть такой, чтобы коллеги стремились помогать друг другу. LMS-система — отличный инструмент для мотивации команды к взаимопомощи.
Моделирование
Неординарная область развития сотрудников. В своей простейшей форме симуляция может быть ролевой игрой взаимодействия с клиентами, например, обучением как успокоить раздраженного покупателя, или реагированием на чрезвычайную ситуацию, например, имитацией сценариев оказания первой помощи.
На самом высоком уровне моделирование может включать в себя полностью виртуальные миры, такие как пожарно-спасательные или летные тренировки, где персонал может овладеть навыками, необходимыми в реальной обстановке.
Это чрезвычайно полезно для того, чтобы взять концептуальное или учебное знание и применить его к реальному миру, что дает сотруднику как ноу-хау, так и открытость и комфорт в решении таких задач.
Методы управления
Это способы воздействия на персонал с целью достижения определенных управленческих целей, необходимых для функционирования компании в целом.
Наука и практика менеджмента выработали три группы методов управления персоналом организации:
- Экономические методы. К ним относятся все методы материальной стимуляции сотрудников. Основной экономический метод — это заработная плата, а также участие в прибыли, система поощрений за качество труда и его эффективность, система наказаний в виде вычетов и штрафов. В эту же группу входят некоторые элементы социального обеспечения сотрудников — оплата питания, проезда, предоставление медицинского страхования. Применение экономических методов базируется на их окупаемости. Инвестирование средств в материальное стимулирование должно иметь отдачу в виде прибыли за счет повышения качества работы.
- Административные, или организационно-распорядительные методы. В их основе лежит применение власти и нормативное обеспечение трудовой деятельности сотрудников. Обычно реализуются в виде приказов, распоряжений, указаний и ориентированы на такие мотивы человеческого поведения, как чувство долга, осознание необходимости соблюдения трудовой дисциплины, стремление работать в определенной организации. Административные метолы имеют прямой характер воздействия — любой приказ или распоряжение руководства должны быть обязательно выполнены.
- Социально-психологические методы воздействия на интересы личности или коллектива основаны на законах психологии и социологии. Один из наиболее важных результатов применения психологических метолов — минимизация личностных конфликтов. Кроме того, с их помощью можно управлять карьерой каждого работника, формировать корпоративную культуру на основе образа идеального сотрудника. Социологические методы помогают определить место каждого в коллективе, выявить неформальных лидеров, решить производственные конфликты.
Планирование и контроль деловой карьеры
Планирование карьеры должно опираться на поддержку и контролироваться высшим звеном управления. Службой развития персонала производятся практические подконтрольные руководству мероприятия по разработке и управлению карьерой сотрудников.
Планирование деловой карьерой персонала в организации осуществляется по следующим направлениям:
- консультации по индивидуальным планам повышения квалификации;
- действующие программы обучения персонала;
- программы поддержки для противодействия кризисам карьеры;
- перемещение сотрудников по трем направлениям: вверх (служебный рост), в горизонтальной плоскости (ротация), вниз (понижение в должности).
В настоящее время карьера рассматривается как результат осознанного субъективного отношения самого сотрудника к своей трудовой деятельности. Всего различают три типа карьеры:
- профессиональную (обретение знаний, навыков, умений);
- внутриорганизационную (вертикальную и горизонтальную);
- центростремительную (приближение к управленческому «ядру» организации).
Встречаясь с новым сотрудником, кадровый менеджер оценивает этап его карьеры, прогнозирует цели профессиональной деятельности, советует, как подняться по карьерной лестнице. Вначале по критерию возраста устанавливается этап карьеры сотрудника:
- до 25 лет (предварительный);
- до 30 лет (становление);
- до 45 лет (продвижение);
- после 60 (завершение);
- после 65 (пенсионный).
Также менеджер по кадрам оценивает особенности личности сотрудника, которые желательно сообразовать с выбором профессионального пути:
- артистичный (эмоциональное самовыражение, самопрезентация);
- конвенциональный (творческая работа с информацией, базами данных);
- прагматичный (пользование программами и инструментами);
- предпринимательский (умение планировать и руководить людьми);
- социальный (ощущение себя частью команды);
- творческий (склонность к творческому выполнению сложных задач).
Естественно, что вопрос, как подняться по карьерной лестнице, каждый тип личности в зависимости от возраста выбирает по-своему. При этом, в зависимости от склонностей, он выбирает для себя профессию, наиболее соответствующую склонностям (работа с техникой, с людьми, с данными, с образным трактованием).
В дальнейшем, работая по специальности, повышая свою квалификацию, сотрудник обретает определенную квалификацию. В каждом удачном примере построения карьеры сотрудником просматриваются системно реализуемые предприятием функции подсистемы развития персонала. Благодаря этому, работник становится профессионалом определенного уровня. В кадровом деле квалификацию сотрудников характеризуют условными категориями:
- интернал — хороший специалист, способный самостоятельно решать на своем участке сложные задачи;
- мастер – в отличие от интернала, способен решать задачи повышенной сложности, которые неподвластны умению большинства коллег;
- авторитет – в отличие от мастера, имеет профессиональный авторитет в среде коллег за пределами организации;
- наставник – кроме авторитета, имеет единомышленников, учеников.
С этим читают