Статья 89 нк рф. выездная налоговая проверка

Содержание:

Аргументы для отказа

Однако присутствие налоговых органов в помещении организации или ИП нередко невыгодно для них. Ведь они могут увидеть и что-то лишнее, не относящееся к предмету проверки. Кроме того, офисы проверяемых ИП и организаций бывают настолько малы, что проверяющих просто некуда посадить без ущерба работе других сотрудников.

Для этого организация должна документально подтвердить невозможность обеспечить налоговым инспекторам проведение проверки на своей территории. Такими аргументами, могут выступать: недостаточная площадь офиса; аренда помещения на территории другой организации, проход на которую осуществляется по пропускам, проведение на территории организации ремонта и т.д.

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет. 

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Согласно докладу ФНС на 2014-2017 годы запланировано:

  • повысить эффективность работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшорных компаний и фирм-однодневок;
  • повысить качество контрольных мероприятий, основанных на проведении аналитически проработанных точечных проверок в высокорискованных сферах деятельности;
  • создать систему контроля за применением контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки, основанной на передаче данных в адрес налоговых органов в электронном виде (об этом уже начатом эксперименте мы писали в статье про кассовый аппарат);
  • повысить эффективность взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, с принятием всего комплекса мер, включая привлечение к субсидиарной ответственности руководителей (учредителей) организаций, уклоняющихся от уплаты налогов (то есть, об ограниченной ответственности участников ООО по обязательствам юридического лица, в частности, по налоговым, скоро можно будет забыть);
  • повысить качество и результативность проведения камеральных проверок и др.

Как-то не очень убедительно выглядит на фоне такой эффективности работы (имеющейся и планируемой) налоговых органов презумпция добросовестности налогоплательщика, выраженная в статье 3(7) НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Создается впечатление, что как для врачей нет здоровых людей, а есть не дообследованные, так и для налоговых органов нет добросовестных налогоплательщиков, а есть пока еще не проверенные.

Конечно, не все налогоплательщики представляют для налоговой инспекции одинаковый интерес. Все-таки, административный ресурс ФНС ограничен, и в первую очередь, заниматься они будут крупными предприятиями или уж очень явными нарушителями налогового законодательства. Можно прекрасно проработать многие годы без особых проблем с фискалами, для чего надо тщательно соблюдать правила ведения налогового учета (плюс бухгалтерского — для организаций), оформления документооборота, своевременно перечислять платежи и налоги, соблюдать трудовое законодательство.

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;

получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;

форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;

наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;

непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

длительности проверяемого периода;

объемов анализируемых документов;

количества налогов, по которым назначена проверка;

количества видов деятельности, которыми занимается организация;

разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;

сложности технологических процессов;

других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

В чем заключаются особенности выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка – это определенный комплекс действий, включающий в себя следующие этапы:

  • Проверка первичной документации налогоплательщика (учетной, бухгалтерской и пр.), регистров бухучета, бухгалтерской и налоговой отчетности, хозяйственных контрактов, актов выполненных работ, внутренних документов и пр.
  • Осмотр и обследование объектов, которые налогоплательщик использует для получения прибыли, и помещений, в которых эти объекты хранятся (склады, торговые и производственные площади и пр.).
  • Инвентаризация имущества, которым владеет налогоплательщик.
  • Иные действия налоговых органов и их должностных лиц, которые выполняются там, где налогоплательщик пребывает, осуществляет свою деятельность, располагает объекты налогообложения, а также и в других местах вне самого налогового органа (статья 89 Налогового кодекса РФ).

Особенностью выездной налоговой проверки является тот факт, что в ней участвуют как налоговые инспекторы, так и проверяемые организации или ИП. При этом по инициативе налогового органа к контролирующему мероприятию могут привлекаться иные лица: эксперты, переводчики и т.д.

Выездные налоговые проверки проводятся с теми же целями, что и камеральные:

  • Контроль над вычислением и уплатой в бюджет налогов и сборов.
  • Контроль над соблюдением законов о налогах и сборах, взыскание недоимок и пеней.
  • Привлечение должностных лиц к ответственности за налоговые правонарушения, профилактика таких нарушений.

Особенностью выездной налоговой проверки также является тот факт, что этих целей удается достичь специфическими методами. К примеру, только в ходе выездной налоговой проверки может производиться выемка документов и объектов извлечения прибыли.

В ходе выездной налоговой проверки можно инспектировать деятельность организации только за три календарных года, предшествующих мероприятию (абз.2 п.4 ст.89 НК РФ). Эта норма введена для того, чтобы установить срок давности и период прошлой деятельности налогоплательщика, которые доступны для проверки. При этом она не запрещает выполнять проверки в течение периодов, соответствующих текущему календарному году.

Налоговая инспекция не имеет права дважды проверять одни и те же налоги в течение одного и того же года. Однако ч.2 п.10 ст.89 НК РФ приводит два исключения из этого правила:

1) Если повторная проверка проводится:

  • Вышестоящей инспекцией, которая желает проконтролировать работу налогового ведомства, осуществлявшего первую проверку. Если в ходе вторичной налоговой проверки будут выявлены правонарушения, не замеченные ранее, то налогоплательщик не будет привлекаться за них к ответственности за исключением случаев, когда нарушения не были выявлены из-за сговора между налогоплательщиком и проверяющим органом.
  • Налоговым органом, который проводил первую проверку, если налогоплательщик предоставил уточненную налоговую декларацию, сумма налогов в которой оказалась меньше заявленной ранее. В этом случае проверка может затрагивать только тот период, за который предоставлена уточненная декларация.

2) Если повторная проверка назначена по причине реорганизации или закрытия компании-налогоплательщика (п.11 ст.89 НК РФ).

Если ни одного из вышеперечисленных оснований нет, то налоговая инспекция не может провести повторную проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.

Выездная налоговая проверка может длиться не больше двух месяцев. Исключительные обстоятельства позволяют увеличить ее продолжительность на срок от четырех месяцев до полугода.

Особенности проведения выездной налоговой проверки позволяют осуществлять осмотр помещений и территорий, которые используются для извлечения прибыли или хранения объектов получения дохода, выполнять инвентаризацию собственности, выемку документации, объектов налогообложения и пр.

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 “О проведении выездной и камеральной налоговых проверок одновременно”

1 апреля 2014

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу проведения в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает следующее.

Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пункт 1 статьи 89 Кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса, является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм Кодекса, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, которое не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса.

Действительный государственныйсоветник РФ 3-го класса Д.В. Егоров

Каковы последствия приостановления срока выездной проверки?

Приведем перечень последствий, которые влечет приостановление срока проверочных мероприятий:

  1. Двухмесячный, либо продленный до 4 или 6 месяцев срок проверки перестает течь. Это означает, что его исчисление приостанавливается. Течение срока возобновляется в дату, указанную в решении о возобновлении проверочных мероприятий. Например, проверка начата 1 сентября, а 1 октября приостановлена. 1 ноября проверочные мероприятия возобновлены. Таким образом, срок проверки в данном случае оканчивается 1 декабря.
  2. Инспекторы покидают территорию проверяемой фирмы. Это означает, что в рамках проверки они не имеют право производить каких-либо действий по месту нахождения предприятия.
  3. Должны быть приостановлены действия, направленные на истребование документов.
  4. Ранее истребованные документы должны быть возвращены. Это не касается бумаг, которые были изъяты при проведении выемки.
  5. Не может проводиться выемка документов и предметов.
  6. Не может производиться осмотр территорий и документов.
  7. Сотрудники ФНС в рамках проверки не могут знакомиться с документами на территории проверяемой организации.
  8. Должностным лицам ФНС нельзя проводить инвентаризацию в рамках проверки.

***

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены основания, когда выездные проверочные мероприятия могут быть приостановлены, и все они перечислены в статье. По общему правилу проверка может быть приостановлена на полгода, но не более. Приостанавливаться проверочные мероприятия могут неоднократно, однако общий срок приостановления, по общему правилу, не может быть больше 6 месяцев.

Какой бывает выездная налоговая проверка?

Выездная проверка назначается согласно сведениям, имеющимся у ФНС России, анализ которых позволяет разработать план контрольных мероприятий и определить их временные рамки. За основу берутся материалы камеральной и предыдущей работы на местах.

По характеру проведения и количеству проверяемых налогов, определяется несколько видов контрольных мероприятий по месту нахождения плательщика:

Плановая выездная проверка.

В данном случае надзорные меры принимаются согласно установленному ежеквартальному плану. Он утверждается руководством на основании ранее полученных сведений.

Внеплановая выездная поверка.

Здесь организация контрольных мероприятий осуществляется по инициативе вышестоящих или правоохранительных органов, то есть в исключительных случаях, когда ситуация требует провести анализ документации той или иной компании.

Комплексная.

В ходе такой проверки анализируется система уплаты и начисления всех налогов и сборов, которые компания должна уплачивать в связи со своей деятельностью. План мероприятий предусматривает общие формулировки, акцентируя внимания на такой цели проверки, как оценка правильности начисления и своевременной уплаты установленных платежей.

Тематическая.

Этот вид предусматривает конкретное определение проверяемых платежей. Выбор налогов и сборов осуществляется должностным лицом. План мероприятий в этом случае должен содержать четко определенный предмет. Например, «проверка правильности исчисления налога на прибыль организации, НДФЛ, единого социального налога».

Что такое выездная налоговая проверка

Начнем с того, что налоговые проверки можно разделить на два типа: камеральные и выездные. Первая проводится удаленно. Налоговиками проверяются декларации, которые были предоставлены налогоплательщиком ранее и дополнительные документы, которые могут быть запрошены в ходе проверки. При этом, когда нарушения не найдены, налогоплательщик даже может не узнать об этой проверке. Если нарушения все-таки выявили, налоговая может оформить акт, в худшем случае — назначить выездную проверку.

Выездную налоговую проверку проводят на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. В том случае, когда налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ). Основной документ, который подтверждает начало выездной налоговой проверки — это решение о ее проведении.

Ходят слухи, что налоговой нельзя осуществлять налоговую проверку в первые 3 года после регистрации, но это лишь домыслы незнающих людей. Налоговикам дано право приходить с проверкой даже на следующий день после регистрации. Если решение о проверке уже есть, то налоговая проводит проверку периода, не превышающего 3 календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

При этом, налогоплательщика могут проверить не больше одного раза по одним и тем же налогам за один и тот же период. За календарный год допускается только 1 выездная проверка (исключение — есть решение о повторной проверке, которое принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ).

Резюме по налоговым проверкам

Налоговые проверки – неотъемлемая часть ведения предпринимательской деятельности, и как налогоплательщик, вы всегда будете находиться под контролем налоговых органов. Несмотря на то, что проверки, особенно выездные, могут иметь серьезные неблагоприятные последствия для вас, существует возможность значительно снизить их риск:

  • Своевременно и, по возможности, без ошибок сдавайте налоговую и бухгалтерскую (для организаций) отчетность.
  • В полном объеме и в нужные сроки выплачивайте налоги и авансовые платежи.
  • Не избегайте общения с налоговыми органами, если уж у них появились к вам претензии, надо в максимально быстрый срок дать свои объяснения. Неконструктивным поведением будет игнорирование исходящей от ФНС корреспонденции, попытки уклониться от вручения актов или решений. Письма от ФНС считаются врученными на шестой день после их отправления, поэтому ваши доводы о том, что вы не получали корреспонденцию, вряд ли будут приняты.
  • Ведите и храните все документы, относящиеся к предпринимательской деятельности, особенно те, которые подтверждают расходы.
  • Если вы не являетесь специалистом в области учета, то позаботьтесь о получении качественных бухгалтерских услуг.
  • Оцените свою деятельность с точки зрения критериев риска, указанных в Концепции.
  • Соблюдайте осмотрительность при выборе контрагентов.
  • В случае рисков серьезных сумм доначислений при проведении налоговых проверок рекомендуем обращаться к узким специалистам – налоговым юристам и консультантам, аутсорсерам качественных бухгалтерских услуг. 

Продолжительность приостановки

Совокупный срок приостановки не может быть больше 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на 3 месяца. Однако возможно это только в том случае, если ранее налоговики отправили запрос в иностранные органы и не получили от них ответ в течение полугода.

Приостановка проводится на основании соответствующего решения. В нем прописывается дата начала паузы. Приостановка завершается тогда, когда оформляется решение о возобновлении мероприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Иногда сроки паузы могут нарушаться. Однако привлечь налоговиков к ответственности за это сложно, так как нарушение считается незначительным.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Перед тем, как начать выездную налоговую проверку, налоговикам нужно подготовить основной документ, который дает право на осуществление данной процедуры — решение о проведении выездной налоговой проверки, и вручить его проверяемому юридическому или физическому лицу. В решении должна быть отражена следующая информация:

  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы работников налогового органа, которым поручено осуществление проверки.

При этом решение о проверке выносится только на основании решения руководителя или заместителем руководителя налоговой службы, подписанного руководителем.
С того момента, как проверяемый получит этот документ — можно будет говорить о начале выездной налоговой проверки. После этого налоговый орган получает доступ на территорию проверяемого и проводит все необходимые мероприятия.
Этот период длится обычно 2 месяца, но бывают исключения, об этом мы поговорим позже. Затем по окончанию налоговой проверки составляется справка о проведении выездной налоговой проверки. Она оформляется в последний день процедуры, а потом вручается проверяемому. В справке нет каких-либо сведений, связанных с выводами о проверке, в ней зафиксировано только ее окончание. После этого налоговики покидают помещение и прекращают все мероприятия.
Результаты, которые относятся к проверке, заносятся в акт налоговой проверки. Он должен быть составлен в любом случае, независимо от того, выявили нарушения или нет. Если их нет, в акте отражается их отсутствие. Акт должен быть составлен в течение 2 месяцев со дня составления справки и вручен проверяемому  в течение 5 рабочих дней с даты его вынесения.
Бывает такое, что проверяемый не согласен с данными, занесенными в акт. В этом случае нужно будет составить письменное возражение на акт. При этом, предоставить возражение необходимо в течение месяца после получения акта в отделение налоговой органа, проводившего проверку.

Особенности проведения налоговых проверок

Самое главное, что нужно знать — какие ограничения закон накладывает на инспекторов. 

Налоговая проверка может охватывать только текущий год + 3 предыдущих. 

Инспекторы действуют в рамках своей компетенции, например, они не имеют права самостоятельно наказывать за неправильное оформление трудовых договоров. Для этого необходимо участие трудовой инспекции.

Инспекторы должны иметь на руках решение о проведении проверки и служебные удостоверения определённого образца

Документы важно рассмотреть, потому что порой мошенники притворяются инспекторами, находят нарушения и предлагают «договориться». 

По результатам инспекторы обязаны составить акт налоговой проверки и отправить вам один из экземпляров в течение 2 месяцев после окончания. Если этого не произошло, проверку можно оспорить

Если акт прислали, но вы с ним не согласны, можете записать свои возражения прямо в документе. 

В определённых случаях закон позволяет выиграть время и отложить начало выездной проверки. Например, по ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проверке. Представлять интересы ИП может только он сам — соответственно, если предприниматель находится в командировке, он может прислать в налоговую официальное письмо об этом и попросить перенести срок. 

Перечень документов при выездной налоговой проверке

Инспекторам будут интересны все документы, которые касаются деятельности предпринимателя. Вот топ самых популярных:

  • налоговые декларации,
  • бухгалтерская отчетность ООО,
  • первичные документы,
  • банковские и кассовые документы, 
  • КУДиР, 
  • лицензии.

А Эльба поможет?

Эльба — онлайн-бухгалтерия для небольших ИП и ООО. С ней легко сдавать декларации и платить налоги вовремя, поэтому меньше шансов попасть в конфронтацию с налоговой. Также сервис позволяет обмениваться письмами с налоговой через интернет — следовательно, решать вопросы оперативнее. 

Бухгалтерам сервис пригодится, чтобы вести сразу много ИП и ООО. Даже если налоговая запросит документы или пообещать прийти с выездной проверкой, бухгалтер без труда сможет разобраться в ситуации и подготовиться, потому что все данные о бизнесе клиента будут храниться в одном месте. 

Статья актуальна на 02.02.2021

Меры ответственности за нарушение налогового законодательства РФ

Если было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то необходимо определить ее вид, в чем поможет состав правонарушения.

Законом определяется три вида ответственности, к которой может быть привлечен плательщик при выявлении в его работе нарушений НК РФ:

Налоговая.

Это нарушения Налогового кодекса РФ, ответственность за которые находится исключительно в компетенции ИФНС.

По результатам проверки, которые выступают основанием решения службы, лицу назначаются меры принуждения согласно ст. 101 НК РФ.

Освободиться от ответственности в этом случае можно только при истечении срока давности, либо установлении факта отсутствия вины.

Административная.

Этот вид применяется к должностным лицам и руководству компании, которая подвергалась проверке. То есть помимо налоговых мер принуждения, в соответствии с НК РФ и КоАП РФ конкретные лица в организации привлекаются к административной ответственности. Решение принимает либо вышестоящий налоговый орган, либо суд.

Уголовная.

В ситуации, когда действия лица имеют состав преступления, налоговая служба не может принять решение о привлечении его к ответственности. Потребуется передача материалов в правоохранительные органы, которые проведут проверку и возбудят уголовное дело в случае подтверждения нарушений.

Обстоятельства, которые вынуждают налоговый орган отказаться от мер ответственности

Первый вариант, как было указано выше, – срок давности, составляющий 3 года. Его исчисление осуществляется двумя способами:

  • с момента совершения правонарушения (для всех видов);
  • с первого дня налогового периода, следующего за тем, в котором было допущено нарушение (при уклонении от уплаты налогов или допущении грубых ошибок ведения отчетности).

Второй вариант – обстоятельства, который полностью исключают вину плательщика. Относят к ним следующее:

  • стихийное бедствие или иное форс-мажорное событие;
  • исполнение разъяснений контролирующих ведомств, направленных на неопределенный круг лиц или на конкретную организацию.

Санкции, предусмотренные за налоговые правонарушения, варьируют. Предусматривается денежное взыскание в сумме от 1 000 рублей до нескольких сотен тысяч. Наказание в виде штрафа установлено НК РФ и КоАП РФ.

Административная ответственность предусматривает более крупные суммы взысканий. По УК РФ налоговые преступления влекут за собой не только штрафы, но и иные виды наказаний: обязательные работы, арест, лишение свободы.

Основания для приостановления выездной налоговой проверки

К основаниям относятся:

  1. Необходимость получения требуемых сведений от иностранных гос. органов. Данное действие производится, например, с целью исключения двойного налогообложения проверяемых организаций. Взаимодействие с гос. органами иностранных государств осуществляется на основании многочисленных международных договоров.
  2. Необходимость проведения экспертизы. Экспертиза необходима, когда сотрудникам ФНС требуется квалифицированное заключение по различного рода вопросам, разрешение которых невозможно без специальных знаний. Процедура проводится в порядке ст. 95 НК РФ.
  3. Необходимость обращения к услугам переводчика, когда документы налогоплательщика составлены не на русском языке. Процедура производится в порядке ст. 97 НК РФ.
  4. Необходимость истребования у контрагентов проверяемого юр. лица документов, в частности договоров, платежных поручений, и т.д. Процедура осуществляется в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Каков срок проведения камеральной налоговой проверки?

В п. 2 ст. 88 НК РФ закреплено, что камеральные проверочные мероприятия не могут продолжаться более 3 месяцев. Данный срок начинает течение после получение ФНС декларации налогоплательщика. При этом, если налоговый орган не сразу приступил к проверке документов, срок не приостанавливается.

Камеральные проверочные действия, в отличие от выездных, не могут ни приостанавливаться, ни продлеваться.

Например, декларация поступила в налоговый орган 1 июня 2017 года. Это значит, что максимальный срок камеральной проверки – до 1 сентября 2017 года.

Таким образом, НК РФ предусматривает различные сроки для проведения проверок, которые в некоторых случаях могут продлеваться, либо приостанавливаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector