Виды организационно-правовых форм предприятий в рф

Об организационно-правовых формах

Какие организационно-правовые формы наиболее распространены в России?

Самые распространенные организационно-правовые формы в России — Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и Акционерное общество (АО).

Общее количество российских юридических лиц (на 01.01.2021): 3 436 556 шт.

Из них большая часть коммерческие организации – 2 822 481 шт.

Некоммерческих организаций – 614 075 шт.

Среди коммерческих организаций преобладают общества с ограниченной ответственностью.

Большая часть коммерческих организаций создана в организационно-правовых формах:

Общества с ограниченной ответственностью – 2 727 921 шт.

Акционерные общества – 60 310 шт.

Производственные кооперативы – 9 425 шт.

Унитарные предприятия – 12 860 шт. (в т.ч. федеральные – 655 шт., региональные – 1 335 шт, муниципальные – 10 595 шт.)

Среди некоммерческих организаций преобладают учреждения.

Большая часть некоммерческих организаций создана в организационно-правовых формах:

Учреждения – 213 597 шт. (в т.ч. федеральные – 13 479 шт., региональные – 37 713 шт, муниципальные – 160 954 шт.)

Некоммерческие организации, регистрируемые в соответствии со специальным порядком – 212 148 шт. (в т.ч. Минюст России – 212 090 шт., Банк России – 58 шт.).

Товарищества собственников недвижимости – 103 466 шт.

Потребительские кооперативы – 80 977 шт.

Создание организаций в России возможно только в одной из предусмотренных законодательством организационно-правовых форм. Этим достигается гарантия для участников хозяйственного оборота того, что вопросы правового регулирования организации будут четко определены нормами, относящимися к выбранной организационно-правовой форме. Это правило указано в п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

Перечень организационно-правовых форм России определен в главе 4 «Юридические лица» ГК РФ.

Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм определяются не только ГК РФ, но и другими законами и иными правовыми актами (п. 4 ст. 49 ГК РФ). К примеру, общества с ограниченной ответственностью регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ГК РФ использует термин «Организационно-правовая форма», но не дает ему определения. Так, ст. 54 ГК РФ определяет, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности. («»ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм» (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст)).

Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) использует понятие Корпорация. Корпорация не является организационно-правовой формой, а представляет собой категорию группы юридических лиц.

Субъекты и объекты собственности

Субъектом собственности называют собственника, которому принадлежит имущество. Субъектами собственности могут быть отдельный человек, группа людей (семья, трудовой коллектив, население территории), государство и его органы управления, народ страны.

По законам РФ, субъектами собственности могут быть физические и юридические лица, муниципальные образования, Российская Федерация и ее субъекты.

Объекты собственности — это имущество, на которое распространяется право собственности. Объектами собственности могут быть факторы производства и готовая продукция: земля, недвижимость, деньги, ценные бумаги, товары и другие материальные ценности.

По российским законам, некоторые субстанции не могут быть объектами права собственности. Например: воздушное пространство, дикие животные.

Нематериальные результаты интеллектуальной деятельности в России нельзя считать объектами права собственности. Интеллектуальная собственность на произведения искусства, компьютерные программы и другие объекты входит в исключительные права.

В таблице перечислили примеры субъектов и объектов собственности.

Субъекты собственности Объекты собственности

Человек

Семья

Трудовой коллектив предприятия

Социальная группа

Население территории

Органы управления всех уровней

Народ страны

Земля, земельные участки, площади, угодья

Деньги, валюта, ценные бумаги

Материально-имущественные ценности

Природные богатства

Драгоценности

ОКФС — Общероссийский классификатор форм собственности

Введение к классификатору ОКФС

Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

ОКФС разработан в  соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами, с учетом практического использования Классификатора форм собственности (КФС), утвержденного постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г N 47.

ОКФС предназначен для:

формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права;

— решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;

— обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;

— анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.

Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также следующими федеральными законами:

«Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июня 1991г.,

«О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992г.,

«Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. N 82-ФЗ,

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. N 135-ФЗ,

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г. N 10-ФЗ,

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации»

«О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11 июля 1997г. N 97-ФЗ,

«О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. N 125-ФЗ.

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 июля 1998г. N 112-ФЗ.

Издание официальное

Под формой  собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие  закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

Собственниками имущества могут быть граждане и  юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

С учетом  изложенного в ОКФС формы собственности классифицируются в зависимости от типа собственника.

Например, имущество, принадлежащее на  праве собственности Российской Федерации, является федеральной собственностью; имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью и т.п.

В классификаторе принята следующая форма записи позиций:

Код

Наименование

Алгоритм сбора

Каждая позиция в классификаторе содержит:

— двухразрядный цифровой код;

— наименование формы собственности;

— алгоритм сбора.

В целях  сохранения преемственности с кодами широко внедренного в сфере экономики КФС, отменяемого с введением в  действие настоящего классификатора, в ОКФС сохранены кодовые обозначения форм собственности, ранее использованные в КФС.

Для раскрытия содержания понятий некоторых форм собственности (группировочных позиций) в  классификаторе приведены алгоритмы сбора, каждый из которых представляет собой сумму кодов позиций, входящих в данную форму собственности.

Пример построения позиции ОКФС:

11

Государственная собственность

12+13

где 11 — код государственной собственности;

Государственная собственность — наименование классификационной группировки;

12+13 — алгоритм сбора государственной собственности, состоящей из федеральной собственности (код 12) и собственности субъектов Российской Федерации (код 13).

В ОКФС введены позиции форм собственности, «Смешанная российская собственность«, «Смешанная иностранная собственность», «Собственность с совместным российским и иностранным участием», не установленные законодательством, но необходимые для обработки статистической информации.

К позициям ОКФС в приложении А даны соответствующие пояснения.

Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКФС приведены в алфавитном порядке в приложении Б и в порядке возрастания кодов в приложении В.

Ведение ОКФС  осуществляет ГМЦ Госкомстата России во взаимодействии с ВНИИКИ Госстандарта России.

Государственная собственность

Государственная собственность — имущество, принадлежащее Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. К таким объектам относят:

  • государственный бюджет, госбанки, золотой запас, валютный и алмазный фонды;
  • исторические, культурные, художественные ценности и памятники;
  • территорию страны, включая ее земельные, природные, водные и ископаемые ресурсы;
  • автомобильные дороги федерального уровня, включая обслуживающие их организации;
  • оборонительные объекты;
  • муниципальную казну.

Государственное имущество может закрепляться за муниципальными учреждениями и предприятиями. На основе такого права владения предоставляется возможность распоряжаться и использовать соответствующие объекты с заранее оговоренной целью.

Когда имеет значение статус ИП

Но для чего такие сложности с определением статуса индивидуального предпринимателя? Почему бы просто не считать его физическим лицом и всё?

Потому что обычный человек, без статуса ИП, не несёт специальной ответственности за нарушение законов, которые регулируют бизнес-деятельность. А человек, который прошел регистрацию в ИФНС и стал предпринимателем, отвечает за сдачу отчётности, уплату налогов и страховых взносов, выплату зарплаты работникам, соблюдение прав потребителя, выполнение обязательств перед контрагентами и т.д.

Именно поэтому ответственность ИП выше, чем обычного физического лица. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП РФ: «Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица несут ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное».

Это хорошо заметно, если посмотреть на размеры штрафов за разные административные правонарушения. Например, за обман потребителей (обмеривание, обвешивание или обсчёт при реализации товара (работы, услуги) установлены такие штрафы:

  • на граждан – от 3 до 5 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей.

В данном случае предприниматель признаётся должностным лицом, поэтому для него действует штраф от 10 до 30 тысяч рублей. А на сумму от 3 до 5 тысяч рублей могут наказать человека, который продаёт продукцию своего приусадебного хозяйства, при реализации которой не надо регистрировать ИП.

Но Кодекс об административной ответственности может устанавливать, в виде исключения, специальные штрафы – только для индивидуальных предпринимателей. Такая особая санкция есть, например, в статье 14.4 КоАП РФ – за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества:

  • на граждан – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 3 до 10 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

В данном случае ИП не признаётся ни обычным физическим, ни должностным лицом. Его ответственность ближе к ответственности юридического лица.

В большинстве случаев для административных санкций характерен разный подход к организациям и ИП. Юридические лица наказывают на более крупные суммы, которые в десятки раз выше, чем штрафы на предпринимателей.

Например, при нарушении правил размещения наружной рекламы предприниматель рискует суммой от 3 до 5 тысяч рублей. Если же рекламу без согласования разместит юридическое лицо, то с него взыщут от 500 тысяч до 1 млн рублей. Дополнительно к этому штрафуют руководителя организации.

Но если посмотреть на штрафы за срыв сроков сдачи отчётности или перечисления налогов, то здесь обычные физические лица, ИП и организации называются одинаково – налогоплательщик. И штрафуют их тоже одинаково, на одни и те же суммы, за некоторыми исключениями.

Общество с ограниченной…безответственностью?

Очевидно, что ООО пользуется наибольшей популярностью в бизнес-среде. И заслуженно. Ведь для его регистрации достаточно минимального уставного капитала в 10.000 рублей и 3 рабочих дня. 

Между тем, ООО не такая уж простая игрушка как кажется на первый взгляд.

Предполагается, что учредители ООО (правильно их называть — участники) принимают участие не просто капиталом, но и лично, деятельно так сказать. От этого посыла и было выстроено законодателем все регулирование (местами устаревшее на текущий момент).

Итак, чем еще может быть интересно ООО в целях структурирования бизнеса?

  • участники общества как между собой, так и с третьими лицами вправе заключать договор об осуществлении прав участников (=корпоративный договор), по условиям которого они могут установить порядок принятия тех или иных решений на общих собраниях, закрепить особые условия отчуждения долей и т.п. По общему правилу, содержание договора третьим лицам не раскрывается. За исключением ситуации, когда по его условиям объем прав участника не соответствует размеру его доли, а также когда установлены ограничения по распоряжению долями в уставном капитале. В этих случаях необходимо сделать соответствующие пометки в ЕГРЮЛ; 

  • возможно устанавливать дополнительные права и обязанности для одного или несколько участников — это так же эффективная вещь для регулирования нестандартных договоренностей между сособственниками. Однако в этом случае сведения о дополнительных правах и обязанностях обязательно отражаются в Уставе; 

  • возможно создание Совета директоров и, в отличие от акционерных обществ, самостоятельно отрегулировать его компетенцию (исключительно внутренними документами) таким образом, чтобы использовать как инструмент «прикрытого владения» или «владельческого контроля»; 

  • да и вообще в ООО компетенции органов управления регулируются относительно гибко, что в конечном счете дает возможность в уставе компании отразить реальную управленческую структуру бизнеса, зафиксировать зоны ответственности управленцев, создать, если требуется, систему сдержек и противовесов; 

  • в отношении обществ Налоговый кодекс предусматривает дополнительные льготы при корпоративном финансировании (безналоговые вклады в имущество, например);

  • в отношении ООО можно затеять процедуру реорганизации «на третье (иногда кажется совершенно постороннее) лицо» — и это среди прочего можно использовать как в процедуре трансформации бизнеса, так и в целях безналоговой консолидации активов; 

  • теперь есть возможность гибкого регулирования процедуры выхода из общества. Такое право возможно не для всех и/или при наступлении заранее согласованных событий, обстоятельств.   

Все эти инструменты мы подробно разбираем в главах нашего ТаксБУКа…а теперь о минусах…

Минусы, как и плюсы ООО обусловлены спецификой участия — предполагается, что участвуют учредители не только (и может быть даже не столько) капиталом, сколько лично.

В ООО, как следствие, очень сложно принудительно исключить участника (за нехорошее поведение…например за то, что он параллельно еще одно ООО открыл и занимается тем же самым, создавая конкуренцию). Кроме того, некоторые решения в силу закона принимаются единогласно (к таким относятся и решения о реорганизации). Да и вообще излишняя прямолинейность законодателя иногда создает головную боль, особенно, если по сложившейся в России практике используется устав, бездумно скопированный из Интернета или правовых справочных систем…

Организационно-правовая форма предприятия

  • обязательное создание коллегиального органа управления (число членов — не менее 5);
  • ведением реестра акционеров должна заниматься специальная организация-регистратор, имеющая соответствующую лицензию;
  • ежегодно необходимо проводить аудит (независимым аудитором) финансовой отчетности общества, инициатором которого может быть акционер с долей (совокупной) в уставном капитале от 10%;
  • для акционеров не может быть прописано максимальное количество принадлежащих акций, а также максимальное число голосов, которые ему могут быть предоставлены;
  • в уставе не может быть прописана необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций;
  • преимущественным правом на покупку акций никто не может обладать, кроме ситуаций, которые описаны в п. 5. ст. 97 ГК РФ;
  • всем ПАО необходимо регулярно раскрывать информацию о себе на рынке ценных бумаг;
  • объем прав участников ПАО определяется долями принадлежащих им в уставном капитале;
  • управление ПАО может осуществляться только в рамках существующего законодательства и не могут быть прописаны противоречащие ему пункты в уставе, например, расширить компетенции собрания акционеров, которые по закону им не свойственны и т. п.

У непубличных АО, в отличие от ПАО, есть возможность прописать в уставе положения (по единогласному решению участников), которые отличаются от утвержденных российским законодательством требований по содержанию уставных положений. Касается это управления обществом. Так, в частности, можно:

Виды частной собственности

Частная собственность — это форма отношений, где имуществом владеет и распоряжается один или несколько субъектов. Под таковыми понимаются и физические, и юридические лица вне зависимости от их количества.

Форма частного владения имеет следующие виды:

  • индивидуальное имущество — объект принадлежит одному физическому или юридическому лицу, которое получает право распоряжаться им по своему усмотрению;
  • партнерская собственность — объединение капитала нескольких физических или юридических лиц с целью ведения общей предпринимательской деятельности, к примеру ООО или ОДО;
  • корпоративное владение возникает на основе продажи соответствующих прав в виде акций, ценных бумагах и иных титулов, пример — ОАО.

Частным имуществом может выступать любой тип объектов, не изъятых из государственного оборота. Исторические и культурные памятники, ядерное оружие и иное имущество не может принадлежать физическим или юридическим лицам.

Интеллектуальная собственность — один из подвидов частного владения. К такому типу относят:

  • товарные и обслуживающие знаки, логотипы;
  • выведенные породы животных и сорта растений;
  • изобретения, научные открытия, функционирующие модели;
  • развлекательная деятельность артистов, записи и трансляции передач;
  • литературные произведения и труды, объекты искусства.

Статус интеллектуального имущества могут получить и обычные товары. Основное условие — закрепленный за ними логотип, товарный знак, патент или иное право владения.

ИЗМЕНЕНИЕ N 1/99 ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ (ОКФС) ОК 027-99

Д Код Наименование Алгоритм сбора
    ИЗМЕНИТЬ  
И 17 Смешанная российская собственность 40 + 49
    ВКЛЮЧИТЬ  
В 40 Смешанная российская собственность с долей государственной собственности 41 + 42 + 43
В 41 Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности  
В 42 Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации  
В 43 Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации  
В 49 Иная смешанная российская собственность  

ИСПРАВИТЬ РУКОПИСНО

. После пояснения к позиции «Смешанная российская собственность» записать следующий текст:

Смешанной российской собственностью с долей государственной собственности является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли государственной собственности.

Смешанной российской собственностью с долей федеральной собственности является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли федеральной собственности и отсутствием доли собственности субъектов Российской Федерации.

Смешанной российской собственностью с долей собственности субъектов Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли собственности субъектов Российской Федерации и отсутствием доли федеральной собственности.

Смешанной российской собственностью с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием долей федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Иной смешанной российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности и отсутствием доли государственной собственности.

. После позиции «Государственная собственность 11» записать позицию:

«Иная смешанная российская собственность 49»;

после позиции «Смешанная российская собственность 17» записать позиции:

«Смешанная российская собственность с долей государственной собственности 40

Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации 42

Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности 41

Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации 43″.

. После позиции «35 Совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность» записать позиции:

«40 Смешанная российская собственность с долей государственной собственности

41 Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности

42 Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации

43 Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации

49 Иная смешанная российская собственность».

Выводы

  1. Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, а не юридическое. Неправильно называть ИП организацией или предприятием.
  2. Во многих административных санкциях индивидуальный предприниматель считается не обычным физическим, а должностным лицом. Это аналог руководителя для юридического лица, хотя ИП не может быть у себя директором.
  3. В некоторых случаях закон приравнивает индивидуального предпринимателя к юридическому лицу. Однако это не означает, что ИП получает такие же права, как организация, а только то, что он несёт в определённой ситуации повышенную ответственность за свои действия.
  4. В зависимости от вида правоотношений и конкретной санкции статус предпринимателя будет отличаться – физическое, должностное или лицо, приравненное к юридическому.
  5. В трудовых отношениях ИП является работодателем, обязанности которого аналогичны обязанностям работодателя-организации.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector