Штрафы за движение по обочине

Содержание:

Противоречия законодательства

КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.

Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:

  1. Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
  2. Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
  3. Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
  4. Составляется протокол на немаленькую сумму.
  5. Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!.

Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.

Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.

Пример 1: Антон решил обогнать пробку по обочине. Но впереди, через 200 метров, стоял экипаж ГИБДД, который и остановил Антона. На него составили протокол и выписали штраф на 1500 рублей.

Забота о жизни и здоровье пешеходов стала во главу угла и многие нестыковки введенного законодательства с действующим вызывают проблемы, непонимание водителей и контролирующих органов.

Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?

Несмотря на строгие наказания за передвижения по обочинам, существуют и ситуации, в которых возможно проехать по данному элементу дороги, не получив при этом взысканий. Разрешено проезжать по обочине транспорту дорожно-сервисных служб, можно по ней двигаться груженым фурам, которые к тому же могут остановиться там, где им будет удобно.

Фурам разрешено остановиться у обочины в случае, если пункт, куда совершается доставка, расположен рядом с ней. Некоторым другим транспортным средствам также можно двигаться по обочине в тех случаях, если они не создают пешеходам помех. Такая привилегия доступна следующим видам транспорта:

  • Велосипеды под управлением человека старше 14 лет.
  • Мопеды.
  • Гужевые повозки, если ширина обочины позволяет это.

Внимание! Велосипедистам старше 14 лет доступна возможность передвижения по специальным велосипедным дорожкам. Если они не предусмотрены, велосипедистам разрешается движение по автомобильной дороге, принимая крайнее правое положение

Если нет велосипедной дорожки, а вся проезжая часть занята машинами, велосипедам разрешено движение по обочине. Велосипедистам младше 14 лет можно двигаться исключительно по тротуару или в пределах жилой зоны. На мопеде или скутере можно проехать по крайней правой части автомобильной дороги, а при загруженности проезжей части – и по обочине, если при этом не создается помех для пассажиров.

Для автомобилистов тоже существуют ситуации, когда им не запрещают передвигаться по обочине. Например, так может быть при масштабной аварии, когда вся дорога занята или движение перегородил пострадавший в результате аварии автомобиль

У других автомобилистов не остается возможности проехать по правилам, поэтому представители ГИБДД не обратят внимание на то, что машины объезжают место аварии по обочине

Почему так строго?

На самом деле такое поведение инспекторов ДПС вполне объяснимо, если понять, почему обочина была признана элементом дороги и для кого она предназначается.

Движение по обочине разрешено исключительно пешеходам, велосипедистам или мопедистам.

На загруженных дорогах часто встречаются такие ситуации, когда нарушитель, передвигаясь по обочине, видит пешехода и начинает ему сигналить, чтобы тот незамедлительно уступил ему дорогу. Однако в таком случае водитель будет неправ, и если совершит наезд на пешехода, то в таком случае он будет наказан по всей строгости закона.

Поэтому опытные водители, которые не привыкли обгонять «пробку», настоятельно рекомендуют нарушителям не выезжать на обочину, ведь обратно заехать в ряд стоящих автомобилей будет еще сложнее.

Сумма штрафа за движение по обочине зависит в первую очередь от стороны, на какой передвигается водитель.

Итак, если нарушитель решил проехаться по обочине справа, то в таком случае инспектор, увидев это нарушение, будет готов выписать ему штраф в размере 1 500 рублей.

Есть и такие лихачи, которые, несмотря на опасность, стараются обогнать едущие автомобили и по левой обочине, то есть по встречке. Такой вызов инспектор может расценить как нарушение правил обгона и как выезд ТС на встречную полосу. Штраф за обочину в этом случае будет более серьезным. Может даже дойти и до лишения прав.

Кроме этого, если при подобном маневре водитель не смог сразу же вернуться в свою полосу движения, то ему может быть выписан и еще один штраф — за создание аварийной ситуации.

Наказание за подобный проступок — 5 000 рублей. Суд может также лишить нарушителя водительского удостоверения на срок до полугода. Если водитель решит испытать судьбу еще раз, то лишение за такое деяние будет увеличено до года.

Как можно оспорить штраф

Наиболее часто разногласия в соблюдении правил ДД возникают, когда автомобиль, совершив разрешенную остановку, возвращается на проезжую часть. Нередко эти действия сотрудники ГИБДД определяют, как непосредственно перемещение по обочине. Большинство камер застраховано от подобных ошибок.

Вторая популярная причина несправедливо выписанного постановления – те самые вынужденные обстоятельства. Состояние здоровья водителя или пассажира, требующие немедленного прекращения движения. Объезд препятствия справа во избежание столкновения на дороге. Все эти очевидные для водителя причины нарушения придется доказывать.

В качестве подтверждения своей правоты можно использовать показания свидетелей, записи видеорегистраторов, иные доказательства, способные прояснить ситуацию. Выписку протокола попытайтесь предотвратить на месте. Полученное по почте уведомление возможно оспорить только в ГИБДД, в худшем случае — в суде.

Почтовым уведомлениям присущ ряд ошибок в выписке штрафов, связанных с чисто технической стороной регистрации. Спорные ситуации:

  • в момент фиксации автомобилем управляло доверенное лицо
  • по одному нарушению пришло несколько штрафов
  • на фотографии с автоматической камеры плохо видно машину и регистрационный номер

Все эти эпизоды и выписанные штрафы необходимо оспаривать В ГИБДД. К жалобе прикладывается копия постановления, а также материалы, свидетельствующие о вашей невиновности: фото, видео, показания свидетелей.

Постановление можно обжаловать не позднее 10 дней с момента его получения. В противном случае дополнительно придется оформлять прошение о восстановлении срока обжалования. К ходатайству прикладываются справки и иные документально обоснованные причины задержки с подачей жалобы.

Можно вернуть деньги и по ошибочно оплаченному штрафу. Для этого в установленном порядке следует обжаловать постановление. После этого возврат денег производится через заявление в ГИБДД. Для жителей Москвы есть более быстрый способ перечисления денег по обжалованным штрафам – сайт www.avtokod.mos.ru

В каких ситуациях избежать штрафа за езду по обочине в 2019 году?

В данном разделе мы расскажем вам о том, какие же могут быть случаи, в которых водитель сможет избежать штрафа за выезд на обочину в 2019 году.

Во-первых, существуют определенные категории транспортных средств, которым разрешено передвижение по обочине. К ним относятся автомобили коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб. Также разрешен выезд на обочину грузовым автомобилям, которым необходимо сделать разгрузку, в месте, которое находится за обочиной.

Также, как мы уже упоминали выше, штраф за еду по обочине в 2019 году можно будет получить исключительно, двигаясь по ней. Если водитель совершит остановку на обочине, а затем обратно вернется на проезжую часть, то это не будет считаться нарушением. В связи с этим многие автомобилисты пытаются избежать штрафа, ссылаясь на то что передвигались по обочине, так как не нашли места, однако данное объяснение не будет удовлетворительным, и штрафа за езду по обочине в 2019 году таким хитрым водителям не избежать.

Вопросы читателей

Ответ: Желтая дорожная разметка дополняет дорожные знаки, вводящие запрет на остановку и стоянку транспортных средств (знаки 3.27 и 3.28). Желтая разметка бывает трех видов: сплошная — запрет остановки и стоянки (1.4), прерывистая — запрет стоянки (1.10) и зигзагообразная — определяет место посадки и высадки пассажиров общественного транспорта и такси (1.17). Вне населенных пунктов можно встретить сплошную желтую разметку. Ее пересечение запрещено и квалифицируется как нарушение правил расположения ТС на дороге (ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ).

Ответ: Согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, нарушитель может уплатить штраф с получением скидки 50 %, если погасит задолженность в первые 20 суток с момента вынесения постановления о назначении наказания. Итоговый размер штрафа за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ составит 750 рублей.

Ответ: Если перед препятствием установлен знак 4.2.1, водитель обязан выполнять его предписания, поэтому объезжать объект необходимо справа — по обочине. Следует помнить, что указания инспектора и знаков имеют приоритет над требованиями линии разметки (последний абзац главы 1 Приложения 2 к Правилам дорожного движения). Если место с препятствием никак дополнительно не регулируется, водителям следует руководствоваться правилами встречного разъезда (п. 11.7 ПДД).

По общему правилу движение по обочине, в том числе обгон и объезд пробки, запрещены. Данный участок предназначен для остановки и стоянки водителей, разворота на узких дорогах, объезда препятствий, движения транспортных средств коммунальных и дорожных служб. За неправильный съезд на обочину водителю грозит штраф — 1500 рублей. С 2015 года на МКАДе данное правонарушение фиксируется в автоматическом режиме камерами.

В каких случаях разрешено

Но в ряде случаев все же допускается использовать обочину для передвижения автотранспорта, иной техники.

Подобное допускается в следующих случаях:

  • остановка;
  • стоянка;
  • съезд для прекращения движения.

Важно помнить, что в законодательстве не установлено какое-либо точное количество расстояния, при котором назначается штраф соответствующей величины за езду по обочине. Важно заметить, что наложение административного взыскания имеет место лишь в случае, когда доказано использование обочины именно для движения

Важно заметить, что наложение административного взыскания имеет место лишь в случае, когда доказано использование обочины именно для движения. П.1.2 ПДД регулирует определения понятий:

П.1.2 ПДД регулирует определения понятий:

  • остановка;
  • стоянка.

Под остановкой понимается преднамеренное прекращение движения автомобиля на время не более 5 минут. А также более. Например, если требуется высадить либо наоборот посадить пассажиров, другое.

Подобные действия также могут быть наказаны определенным штрафом. Так как существуют участки обочины где стоянка либо остановка запрещены по ряду причин. Таковые места обязательно обозначаются специальными знаками.

Использование обочины под таковыми знаками запрещено не только для движения, но и для стоянки, остановки. В противном случае будет назначен штраф

Важно внимательно относиться к разметке, а также установленным на обочине знакам

Также использование обочины возможно для движения в случае объезда препятствия — в силу наличия которого движение в обычном режиме попросту невозможно осуществить. Например:

  • имеет место ДТП, участвующие в котором автомобили перегородили проезжие полосы;
  • ведутся дорожные работы;
  • другое.

Использование обочины для обгона подразумевает не только штраф, но и гораздо более серьезные взыскания. Причем для водителей-рецидивистов, свершающих таковое нарушение не первый раз за год, предполагается более суровое наказание.

Пункт 12.1 ПДД определяет возможность использования обочины при движении автомобиля для его остановки. Согласно данному пункту:

  • стоянка разрешается на правой стороне обочине, по ходу движения;
  • при отсутствии обочины — стоянка осуществляется на проезжей части, опять же у правого её края (в некоторых случаях на тротуаре).

Не допускается ставить авто на обочине если она уже занята другими автомобиля. Либо какими-либо конструктивными элементами дорожной инфраструктуры.

Отдельно стоит ознакомиться с движением, использование обочины на левой стороне дороге по ходу движения машины:

 на двухполюсной дороге (если имеется только одна полоса движения в каждую сторону)  при отсутствии трамвайных путей (при наличии слева, справа таковых путей — стоянка на обочине разрешается)
 если дорога с односторонним движением  в таком случае наличие, отсутствие трамвайных путей не играет никакой роли

Использование тротуаров и обочины для стоянки, парковки обозначается следующими знаками:

Определение и назначение обочины

Согласно отечественному законодательству, обочина является элементом дороги, граничащим с проезжей частью и дистанцирующимся от нее специальной разметкой либо отличающимся своим покрытием: щебневым, гравиевым, травяным или песочным. Как правило, полоса движения и обочина находятся на одном уровне: именно этим обстоятельством и пользуются нерадивые водители, используя ее, как участок трассы.

Причин такого запрета несколько, но главными из них являются следующие:

  • Во-первых, въезд машины на обочину угрожает пешеходному и велосипедному движению;
  • Во-вторых, совершив запретный манёвр, водитель должен попытаться затем вернуть автомашину обратно на проезжую часть, что чревато появлением дополнительных пробок и даже возникновением аварийной ситуации.

Езда по встречной обочине

Сегодня в КоАП и ПДД нет точных указаний на запрет про движение по встречной полосе. Но это не означает что подобное движение допустимо. Сегодня вопрос таковой определяется ч.4 п. 12.15 КоАП.

Некоторые технические нюансы наказания за подобного рода нарушения попросту не прописаны. Нередко случается, что водитель попросту получает штраф за то, что припарковался в месте, где это прямо разрешено действующими нормами законодательства.

Обычно подобное выглядит следующим образом:

  • водитель останавливается где это допускается законодательством;
  • после начала движения работник ГИБДД замечает это;
  • далее составляется протокол и выносится обвинение в нарушении правил дорожного движения.

В законодательстве установлено, что квалификация наказания устанавливается на усмотрение инспектора. Потому лучше всего обзавестись видеорегистратором.

Движение по обочине создает опасность для пешеходов, других водителей — именно поэтому осуществлять стоянку и остановку нужно максимально осторожно. По большом счету лучше избегать парковки в не приспособленном к этому месте

Это позволит избежать штрафов, а также других проблем

По большом счету лучше избегать парковки в не приспособленном к этому месте. Это позволит избежать штрафов, а также других проблем.

От кого ждать штраф и что будет, если не платить

Езду по тротуару еще надо доказать. Основанием для штрафа может стать:

  • показания свидетелей нарушения
  • видеозапись
  • нарушителя заметил сотрудник ГИБДД

После того как камера сняла и отправила фото, информацию проверяет сотрудник ГИБДД — смотрит на читаемость номера и разметки. Затем инспектор выносит решение и отправляет в печатном виде на терминал Почты России. Информация хранится на сервере ГИБДД — проверить ее можно в любой момент. Сколько штраф за езду по тротуару можно там же. Бывает, что инспектор нарушение видит, а доказать нечем. Вот почему.

Если разметку не видно из-за осадков, сотрудник не сможет выписать штраф. Это одна из причин, по которой дорожные службы стараются быстро убрать выпавший снег.

Если разметку не было видно, вы можете оспорить штраф

Если штраф не удалось оспорить и он не был уплачен в течение двадцати дней, водитель обязан заплатить по двойному тарифу. Если через девяносто дней штраф все еще не уплачен, инспектор передает дело в суд. Далее, суд будет взыскивать деньги, а если это невозможно, то нарушитель получит арест до пятнадцати суток или принудительные работы до пятидесяти часов.

В каких случаях допускается езда по обочине

Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине

Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину

Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить

За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

Вам нужно:

  • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
  • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
  • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

  • Создание опасности для других участников дорожного движения.
  • Выезд на обочину задним ходом.
  • Отсутствие знаков аварийной остановки.

На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений

Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

  • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
  • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
  • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
  • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
  • Мопедам и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

Размер штрафа

Езда по обочине отнесена законом к разряду административных правонарушений, за которые водителя штрафуют. В 2019 году штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей. Наказание небольшое, такая сумма штрафа нарушителей не пугает. Поэтому самые «торопливые» продолжают выскакивать на обочину в нарушение правил. Из-за этого государственные деятели и гражданские активисты продвигают идею ужесточения наказания. С их точки зрения, это позволит:

  • уменьшить число обгонов по обочине;
  • улучшить статистику по негативным последствиям такого деяния.

Сегодня в России пытаются бороться с нарушителями, повсеместно внедряя оборудование автоматической видеофиксации, способное распознавать и езду ТС по обочине. Поскольку технология еще до конца не отработана, иногда возникают ситуации, наподобие нашумевшего в 2019 году случая автоматически выписанного штрафа за езду по обочине: камера приняла упавшую за ограничительную полосу тень автомобиля за выезд.

Несправедливая ситуация

Административный кодекс однозначно определяет размер штрафа и обстоятельства применения наказания к водителю. Иногда, однако, возможна несправедливость по отношению к автолюбителю.

Рассмотрим следующую ситуацию.

  1. Водитель двигался по дороге и решил остановиться.
  2. Он съезжает на обочину по правилам, не создавая аварийной ситуации, и останавливается.
  3. Спустя какое-то время, он решает продолжить движение и выезжает обратно на трассу.
  4. Стоящий неподалеку сотрудник ГИБДД замечает это, останавливает водителя и выписывает ему штраф, поскольку факт перемещения на авто по обочине действительно был.

Это происходит из-за юридического противоречия: машина съехала на обочину, где она могла стоять, но двигаться было уже запрещено. Доказать свою правоту в таком случае будет очень сложно, многое зависит от лояльности инспектора ГИБДД. Можно попробовать объяснить ему, что съезд на обочину и продолжение движения были совершены правомерно, но чаще полиция все же выписывает штраф. Делается это для уменьшения числа аварий и облегчения движения на больших транспортных артериях.

Если был совершен съезд на тротуар, даже в разрешенной зоне, в аналогичной рассмотренной выше ситуации выписывается штраф за езду по тротуару. В 2019 году его размер составляет 2000 рублей. С помощью штрафа:

  • водителя стимулируют не выезжать лишний раз на обочину;
  • уменьшают статистику аварий и травм с велосипедистами и пешеходами;
  • заставляют автовладельцев соблюдать правила парковки и оставлять машины в отведенных местах.

Штраф на МКАД

Московская кольцевая — загруженная трасса с большим числом спешащих автомобилей, движение по обочине тут не редкость. Штраф за езду по обочине на МКАД на 2019 год составляет те же 1500 рублей. Разница заключается в том, как фиксируют езду по обочине: на МКАД установлено множество комплексов видеофиксации, значительно увеличивших собираемость штрафных средств с нарушителей. В регионах такого оборудования меньше, поэтому водителям нередко удается «проскочить» без наказания.

Штрафные санкции

Итак, какой штраф за езду по обочине может быть выписан водителю в разных ситуациях? Рассмотрим их:

  1. Использование правой обочины для объезда другого ТС воспринимается, как нарушение правил обгона согласно КоАП РФ ст. 12.15, п. 1. Водителю выписывается штраф на сумму 1 500 рублей.
  2. Использование левой обочины наказывается намного строже, поскольку речь идёт об обочине левой полосы. Актуальными в данном случае являются все запреты, связанные с движением по встречной полосе. Нарушение такого рода ведёт к штрафу в размере 5 тыс. рублей. Другой вариант административного наказания – лишение прав на 4 — 6 месяцев. Повторное правонарушение данного характера ведёт к лишению прав на срок до года, если инцидент был зафиксирован сотрудником ГИБДД, или штрафу на сумму 5 000 рублей, если нарушение зафиксировала автоматическая камера фото- и видеофиксации.

МКАД

МКАД не определяется, как автомагистраль из-за наличия знака 5.3 «Автомобильная дорога», обочины обозначены на таком дорожном полотне сплошной линией. Такая разметка указывает на полный запрет на движение или выезд на данный участок, как и в случае со скоростной трассой. На МКАДе установлено более 100 устройств фото- и видеофиксации. Нарушители будут в автоматическом порядке оштрафованы на 1 500 руб.

Трасса

Стоит запрет, как на движение, так и на остановку на данном участке дороги, поскольку для этих целей выделены специальные места. Неисправность, которая привела к неспособности автомобиля двигаться, расценивается как единственное возможное исключение.

В такой ситуации водитель обязан в обязательном порядке выставить знак аварийной остановки и активировать аварийные огни.

Задний ход

Транспорт, который выезжает на обочину с намерением остановиться, не нарушает законодательные нормы, если речь не идёт об автотрассе, однако, даже в данной ситуации водитель может быть оштрафован, если воспользуется задним ходом. Движущиеся по краю дороги велосипедисты и пешеходы оказываются в опасном положении, так же, как и другие водители. При нарушении данного правила штраф за движение по обочине задним ходом составляет 500 руб.

Дополнительные нарушения

К нарушениям, которые могут быть связаны с ездой по обочине, относятся следующие ситуации:

  • 500 руб. штрафа за несоблюдение дорожной разметки или игнорирование знака;
  • 500 руб. за невключённые поворотные огни согласно КоАП Ч. 1 статья 12.14;
  • 2 000 — 25 000 руб. за причинения вреда здоровью с учётом тяжести травмы;
  • 2 500 руб. за отказ в предоставлении пешеходу преимущества.

Каков размер штрафа и иных санкций за совершенное правонарушение

Движение по правой стороне от проезжей части административным законодательством признается правонарушением и наказывается штрафом в размере полутора тысяч рублей. По сравнению с движением по встречной обочине, это маловероятно повлечет наступления тяжких последствий, в связи с чем и незначительность наказания.

Куда более строго наказывается движение по обочине встречного потока.

Подобное действие запрещается как в городе, так и на трассе на следующих видах дорог:
  • дорога в двух направлениях с количеством полос в одну сторону превышающем 2;
  • на дороге в двух направлениях, даже если в каждую сторону идет всего по 1 полосе, но между собой они разделены сплошной линией разметки;
  • дорога, направления которой разграничены трамвайными линиями;
  • дорога, в которой центральная полоса является реверсивной (по России почти не встречается, можно встретить только в крупных городах, расположенных в европейской части, например, на мкаде 2021).

Стоит отметить, что современные системы видео фиксации не умеют определять такое правонарушение, поэтому основанием для наложения санкции может выступать личное запечатление инспектором, либо передачи видеозаписи с нарушением другим участником дорожного движения. Если водитель был пойман, то ему грозит наказание в виде штрафа 5000 рублей или лишение водительского удостоверения до полугода. За совершение аналогичного правонарушения в течение 1 года с момента вынесения протокола о предыдущем, водитель может быть лишен прав на 12 месяцев.

ВАЖНО !!! Стоит отметить, что проезд по левой обочине, в случае, если встречные потоки разграничены прерывистой линией разметки, будет наказывать как езда по правой стороне – 1500 рублей. Таким образом, движение по обочине опасно во всех смыслах не только для нарушителя, но и для основного потока

По статистике из-за этого чаще происходят мелкие происшествия. При возникновении аварии в любом случае виновным будет считаться водитель, находившейся на обочине. По этой практике уже дана позиция ВС РФ

Таким образом, движение по обочине опасно во всех смыслах не только для нарушителя, но и для основного потока. По статистике из-за этого чаще происходят мелкие происшествия. При возникновении аварии в любом случае виновным будет считаться водитель, находившейся на обочине. По этой практике уже дана позиция ВС РФ.

К сожалению действующее законодательство недостаточно развито, поэтому правилами предусмотрено единственное правильное действие при возникновении аварийной ситуации – доведение транспортного средства до полной остановки. С другой стороны, предотвратит действительно опасную аварию, нарушив при этом правила дорожного движения, водитель может рассчитывать на освобождение от ответственности в связи с крайней необходимостью. Самостоятельно доказать в суде все нюансы будет довольно проблематично, поэтому следует обращаться за квалифицированной юридической помощью.

○ Наказание за движение по обочине.

Для обывателя обочина – это участок дороги слева или справа от проезжей части. В ПДД предлагается следующая формулировка:

«Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.»

В пределах больших городов и широких трасс обочину делают однородной с проезжей частью. Это необходимо для того, чтобы исключить попадание пыли, грязи, камней на части дороги, по которым передвигаются автомобили, чтобы не ухудшать качество их движения в случае экстренного торможения.

В этом случае, обочина определяется разметкой в виде сплошной полосы.

В иных случаях обочина может представлять собою травяной покров, грунт, песок и т.д. Она никогда не отделяется от собственно проезжей части бордюром, не бывает приподнята над нею или чересчур опущена.

Именно то, что обочина находится на одном уровне с полосой движения автомобиля и делает ее такой соблазнительной для движения.

Итак, обочина – место для остановки, и более никаких действий на ней не предусматривается.

Нарушение за движение по обочине квалифицируется ч.1 ст.12.15 КоАП РФ:

«Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.»

Подведем итоги

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector